Урок по теме: «Округление натуральных чисел» 5 класс
Цель: познакомить учащихся с понятием округления числа до определенного разряда, формировать умение применять правило округления чисел при решении упражнений.
Ход урока
Учитель: Сегодня на уроке мы с Вами продолжаем знакомиться с натуральными числами и действиями, которые над ними выполняются.
Какие числа называются натуральными
Назовите самое маленькое натуральное число
Существует ли самое большое натуральное число?
Назовите наименьшее из натуральных двузначных чисел
Число, которое на 6 больше самого маленького четырехзначного натурального числа (самого большого четырехзначного числа)
Сколько цифр вы знаете? Назовите их
Цифр 10. А сколько чисел?
Как называется единица с шестью нулями?
Сколько нулей в одном миллиарде? В девяти миллиардах?
Какие действия над натуральными числами вы умеете выполнять?
В тетрадях запишите число, классная работа.
Словарный диктант: число, разряд, единицы, десятки, миллион, миллиард.
Работа у доски:
Первый ученик:
Записать цифрами числа (учитель диктует: 520 000, 8 070 028, 307 003 076 081,
17 005 000, 2 000 000 003)
Второй ученик:
- подчеркнуть разряд сотен в первом числе,
- сколько десятков тысяч во втором числе
- подчеркнуть единицы миллиардов в третьем числе
- подчеркнуть десятки миллионов в четвертом числе
- подчеркнуть единицы тысяч в пятом числе
Учитель: Как сравнивать натуральные числа, которые имеют одинаковое количество цифр (разное количество цифр)
Замените звездочки цифрами:
732*
7326
23*6
2339
Учитель: Можно ли одновременно сравнивать три числа?
У доски записать в виде двойного неравенства:
-Число 14 больше 10, но меньше 20;
-Число 96 больше 90, но меньше 100;
-Число 2343 больше 2300, но меньше 2400;
Как называются числа, оканчивающиеся нулями?
Итак, вы умеете складывать, вычитать, умножать, делить, сравнивать натуральные числа.
Сегодня мы с вами научимся их округлять.
Тема сегодняшнего урока: «Округление натуральных чисел»
Учитель: Однажды в краеведческом музее экскурсанты услышали такую историю. Показывая скелет мамонта экскурсовод сказал: «Этому мамонту 1 млн 9 лет 3 месяца и 8 дней.» Экскурсанты удивились: «Разве можно определить возраст мамонта с такой точностью? Ведь у мамонта нет свидетельства о рождении!» Экскурсовод ответил так: «Когда я поступил на работу мне сказали, что этому мамонту 1 млн лет. С того дня я работаю здесь 9 лет 3 месяца 8 дней. Вот я и прибавил к 1 млн этот срок.» Публика смеялась над незадачливым экскурсоводом, ведь он не учел, что возраст мамонта был сообщен ему округленным числом. Более точно этого определить было нельзя.
Ребята, как вы думаете, в каких случаях приходится округлять числа?
-Когда излишняя точность не оправдана, не нужна.
Надо ли, например, знать до миллиметра размер участка, чтобы огородить его забором? Конечно, нет.
-А вот стыковочный узел на космическом корабле изготавливают с точностью до миллиметра.
-Никто не считает собранный урожай в зернах или граммах, для этого используют центнеры или тонны.
-А вот при взвешивании лекарств нельзя округлять даже до граммов, на аптекарских весах важна точность до долей миллиграмма.
Во-вторых, часто невозможно указать точное количество чего-нибудь в данный момент времени.
Например, численность населения в городе или стране: почти каждую минуту кто-то рождается, кто-то, увы, умирает, кто-то уезжает, кто-то приезжает.
Что же значит округлить число? Это значит заменить его ближайшим к нему «круглым» числом.
Например: 2 738
Между какими ближайшим числами, у которых «круглые» десятки стоит это число?
2 730
2 740
Какое из них ближе к числу 2738?
2738
2740
- знак приближенного равенства (читаем «приближенно равно»)
Прочитать:
3825
3830
3825
3800
3825
4000
Физминутка для глаз:
Зажмуриться на пять минут, а потом открыть...
Моргать глазами, как будто крыльями машет бабочка....
Посмотреть на переносицу, а затем прямо....
Ученики (по двое) садятся друг напротив друга, смотрят друг другу в глаза, и пытаются не моргать....
Закрыть ладошками глаза и выполнять повороты влево и вправо.
Учитель: Существует ли более простой способ округлять числа? Да! Я думаю, что при решении примеров вы заметили, что:
Округлить число до определенной цифры (знака), значит заменить его близким по значению числом с нулями на конце.
Давайте познакомимся с правилами округления натуральных чисел:
При округлении натурального числа до какого-либо разряда надо:
1. Подчеркнуть цифру разряда, до которого надо округлить число.
2. Отделить все цифры, стоящие справа этого разряда вертикальной чертой.
Если справа от подчёркнутой цифры стоит цифра 0, 1, 2, 3 или 4, то все цифры, которые отделены справа, заменяются нулями. Цифру разряда, до которой округляли, оставляем без изменений.
Если справа от подчёркнутой цифры стоит цифра 5, 6, 7, 8 или 9, то
все цифры, которые отделены справа, заменяются нулями, а к цифре разряда, до которой округляли, прибавляется 1.
2738 2740 | 5, 6, 7, 8, 9 | +1 |
2738 2700 | 0, 1, 2, 3, 4 | |
Округлите до десятков:
829
7231
2350
Округлите до сотен миллионов:
123 972 348
372 005 003
Округлите до десятков тысяч:
37 054
395 040
997 555
Самостоятельная работа с взаимопроверкой:
Округлить до тысяч
31 902 873
Округлить до сотен тысяч
186 276 501
Округлить до миллионов
99 857 318
Рефлексия: Ребята, наш урок подошел к концу, давайте подведем итог. Попробуйте продолжить следующие предложения:
«Сегодня на уроке я научился…»
«У меня получилось…»
«Было трудно выполнять…»
«Мне понравилось…»
Домашнее задание:
Выучить правило округления натуральных чисел;
Задания на карточках:- округлить числа до десятков: 2456; 674;
- до сотен: 45678; 56009;
- до десятков тысяч: 567034; 5678799; 9699999.
Рефлексия.
Спасибо за урок.