Тема: «Звери - млекопитающие»
Цель: ознакомление обучающихся с многообразием млекопитающих (зверей).
Задачи:
Предметные: сформировать у детей первоначальное представление о зверях как о части животного мира; учить выявлять признаки данного вида животных; различать понятия «животные», «звери» и «млекопитающие».
Метапредметные: учить считывать и понимать информацию из разных источников; активно пользоваться дополнительными источниками информации, показать их необходимость и актуальность; анализировать, систематизировать полученную информацию, делать выводы.
Личностные: воспитывать у детей бережное отношение к природе, учить сопереживать братьям нашим меньшим; развивать познавательные процессы учащихся (развитие восприятия, внимания, мышления, памяти, речи), коммуникативные функции (умение работать в группе, принимать решение и обосновать его).
Тип урока: открытие новых знаний
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, презентация, учебник Н.Ф.Виноградова «Окружающий мир», карточки, тесты, стикеры, выставка рисунков.
Методы обучения: продуктивный, словесный, наглядный, рефлексивный
Формы: фронтальная, групповая, работа в парах, самооценка, составление кластера
Технологии: личностно-ориентированные, игровые, информационно-коммуникативные, здоровьесберегающие, технология сотрудничества.
План урока
Организационный момент. Мотивация учебной деятельности. (СЛАЙД 1)
- Здравствуйте, ребята.
- Прозвенел уже звонок, так какой сейчас урок ... ?
Пусть урок пойдет вам впрок.
Постарайтесь всё понять,
Учитесь тайны открывать,
Ответы полные давать
И на уроке не зевайте!
- Тихо сели.
- Скажите, что пригодится нам для успешной работы на уроке?
- Правильно, ваши знания, старание, умение работать в группах и парах.
Актуализация знаний.
- Сначала мы с вами восстановим в памяти знания, которые вам понадобятся сегодня на уроке и помогут сформулировать тему.
2. Составление кластера. Работа в парах.
- Сейчас мы проверим, как вы хорошо знаете животных. Вы поработаете в группах. У вас на партах лежат картинки животных (медведь, бабочка, синица, щука, пчела, карась, белка, дятел). Вы должны разделить их на группы по внешним признакам.(СЛАЙД 2)
Рыбы Насекомые Птицы ?______
щука бабочка синица медведь
карась пчела дятел белка
- Итак, какие 4 группы у нас получились?(СЛАЙД 3)
Рыбы – насекомые – птицы.
- По каким признакам мы их объединили в группы?
Рыбы живут в воде, вместо ног у них плавники, а кожа покрыта чешуёй. Тело птиц покрыто перьями, у них одна пара ног, есть клюв и крылья. У насекомых шесть ног, некоторые из них высоко прыгают, некоторые летают. Многие из них питаются растениями, но есть и хищники.
- А как можно назвать последнюю группу животных одним словом? (Звери.)
Постановка проблемы. Сообщение темы и целей урока.
- Чем покрыто туловище зверей? (волосяным покровом – шерстью)
- Сделайте вывод: «Звери – это животные, тело которых покрыто шерстью». !!!СТИКЕР НА ДОСКУ!!!
- Как вы думаете, над какой темой мы будем работать сегодня? (Звери.) (СЛАЙД 4)
- Правильно, тема нашего урока: «Звери – млекопитающие».
- Сегодня на уроке мы познакомимся с многообразием млекопитающих, узнаем, почему зверей называют млекопитающими.
Открытие новых знаний.
Формирование понятия о млекопитающих. Игра «Назови детёныша»
- Вы уже знаете, что одним из признаков живого организма является произведение на свет потомства. Как появляется на свет потомство у насекомых и птиц?
СЛАЙД 5 (Они откладывают яйца, из которых вылупляются детёныши или промежуточная стадия- личинки)
- Как появляется потомство у рыб?
СЛАЙД 6 (Они откладывают в воду икринки, из которых появляется потомство)
- А как появляется на свет потомство у зверей?
СЛАЙД 7 (Оно рождается.)
!!!СТИКЕР НА ДОСКУ!!!
Вывод: Признак зверей - рождение живых детёнышей.
- А теперь поиграем в игру «Назови детёнышей».Посмотрите на картинки, назовите зверей и их детёнышей.(СЛАЙД 8 - 18)
Медведь - медвежонок
Лиса - лисёнок
Волк – волчонок
Лошадь - жеребёнок
Тигр - тигрёнок
Ёж - ежонок
Кошка – котёнок
Белка - бельчонок
Собака - щенок
Корова – телёнок
Свинья - поросёнок
- Обычно, весной у этих зверей появляются детёныши.
- А кто знает, чем они кормят своих только что родившихся детёнышей? (молоком)
- Правильно. Если эти животные выкармливают своих детёнышей молоком, то давайте разгадаем ребус.СЛАЙД 19
МОЛОКО+ПИТАТЬ+ЮЩИЕ
- Но раньше молоко называлось млеко.
- Поэтому у этой группы животных – зверей есть ещё другое название – млекопитающие
!!! СТИКЕР НА ДОСКУ!!! Вывод: Звери кормят своих детенышей молоком.
- Знакомство с местом обитания зверей-млекопитающих
- Как вы думаете, зачем нужна шерсть зверям?
- Количество шерсти у них может быть разной. У медведя, например, ее много, у слона мало.
- Как вы думаете, почему?
- Откройте учебник на с. 68. Посмотрите на представителей млекопитающих, попробуйте сделать вывод , зачем нужен млекопитающим волосяной покров, и от чего может зависеть его густота?
!!! СТИКЕР НА ДОСКУ!!! Вывод: количество и качество шерсти зависит от того, в какой местности живет зверь, и какой образ жизни он ведет.
- А как выдумаете, где живут млекопитающие?( Ответы детей)
Но среди них есть и такие животные, которые живут в воде, а вот какие попробуйте отгадать
Как по морю-океану,
Рыба-рыбища плывёт,
И к огромному фонтану
Подплывать нам не даёт!
От него волна бежит,
Ну конечно, это -… (кит) (СЛАЙД 20)
Безобидны, словно дети.
Мы за них, друзья в ответе.
Вглубь ныряют, вверх влезают…
Добрым нравом обладают.
Тело гладкое имеют,
Щёлкать и свистеть умеют.
Их язык понять стремимся.
Дружбой с ними мы гордимся.
Подставляют в море спины
Людям тонущим… (дельфины) (СЛАЙД 21)
- У них нет длинной и густой шерсти, она им не нужна, потому что в воде густая шерсть не спасёт от холода, а вот быстрому передвижению в воде будет только мешать, но короткие волоски у дельфина и кита есть, а лапы у них просто видоизменены и выражены плавниками. Они тоже кормят детенышей – молоком.
- Так где же могут обитать млекопитающие?
!!! СТИКЕР НА ДОСКУ!!! Вывод: Млекопитающие – это животные, которые могут жить на суше, в земле, в воде.
Физминутка (СЛАЙД 22)
Мы весёлые мартышки,
Мы играем громко слишком,
Мы в ладоши хлопаем
Хлоп-хлоп-хлоп,
Мы ногами топаем
Топ-топ-топ,
Крутим мы хвостами,
Киваем головами,
Уши разведём и побежим кругом!
А потом помашем
Друг другу языком!
Закрепление пройденного.
А) Место зимовки млекопитающих нашего края.
- Сейчас мы проверим, хорошо ли вы знаете животных нашего края.
- Откройте печатную тетрадь на с. 58. Найдите задание из рубрики «Соображалки». Рассмотрите животных на рисунке вверху. Какие из них являются млекопитающими? ( Ответы детей)
- Почему их можно так назвать? (Ответы детей)
- Кто из них обитают в наших краях? (заяц, мышь, ёж, волк, лиса).
- Посмотрите на стенд с рисунками, которые нарисовали, ваши одноклассники. Среди них есть те животные, которые обитают в нашем крае?
- Вы уже знаете, как зимуют медведь и ёж?
- А теперь послушайте ребят, которые расскажут о том, как переживают зиму заяц и волк.
(выступление 2 обучающихся)
- Ребята, откуда была взята эта информация? (Ответы детей)
Б) Тип питания млекопитающих.
Откройте учебник на с.69
- Рассмотри рисунок. Раздели их на две группы:
1) кого можно встретить в лесу зимой (лиса, волк, заяц)
2) кто проводит зиму в укромных жилищах (медведь, еж, мышь)
- По типу питания, все эти животные, являются ли млекопитающими?
Да, верно. Все эти лесные обитатели, являются млекопитающими.
- Кто из этих животных питается насекомыми? (еж).
Эту группу животных можно назвать насекомоядными.
Какие животные питаются растениями? (Мышь, заяц, питаются растениями или их семенами)
Их называют растительноядными.
- Назовите зверей которые добывают себе пищу, путем охоты ( лиса- хищники)
- Чем питается медведь?
Медведь питается как растительной пищей, так и является хищником. (Поэтому медведь относится к всеядным животным)
!!! СТИКЕР НА ДОСКУ!!! Вывод: среди млекопитающих по типу питания можно выделить растительноядных, насекомоядных, хищников и всеядных животных.
Работа в рабочей тетради. Работа в парах.
- Откройте рабочую тетрадь на странице 58. Сейчас мы проверим, как вы поняли и запомнили животных по типу их питания. Вы поработаете парами. Вам нужно найти среди зверей хищников и растительноядных.
Сначала вы должны распределить между собой роли, кто из вас будет контролёром, а кто – исполнителем. Помните, что вы можете меняться ролями и соблюдайте правила работы в парах:
- Не спорить, внимательно слушать ответ товарища;
- Если не согласен с ответом товарища, обоснуй ему правильность своего выбора, докажи, что прав именно ты;
- Относись к однокласснику так, как хочешь, чтобы относились к тебе.
- Давайте проверим, как вы справились с этим заданием.
- Поднимите руки те ребята, которые не допустили ошибок при выполнении этого задания. А теперь поднимите руки, у кого были незначительные ошибки. Поднимите руки, кто не смог справиться с этим заданием.
- Молодцы, что вы все справились с этим заданием.
Игра «Соображалки»
- А теперь проведём игру «Соображалки». Подумайте, про каких зверей так говорят?
Косолапый, неуклюжий…(медведь)
Хитрая, ловкая … (лиса)
Хитёр и осторожен серый … (волк)
Колючий шарик … (ёжик)
Длинноухий, трусливый ….(заяц)
- Вспомните русские народные сказки, в которых встречаются звери. Назовите их.
- Молодцы, вы не только хорошо знаете зверей, но и знакомы с русскими народными сказками.
4. Игра «Найди лишнее животное». Работа в парах.
- Посмотрите на следующее задание. На партах у вас лежат листочки, на которых записаны животные. В каждой строчке есть лишнее животное. Найдите его и объясните, как вы рассуждали.
Лиса, волк, змея, медведь.
Кит, курица, корова, собака.
Слон, голубь, кенгуру, лошадь.
- Правильно, в первой строчке лишняя змея, потому что она не является млекопитающим. Во второй строчке лишняя курица, она - птица. В третьей строчке лишний голубь, потому что это птица.
Тест
- Сейчас мы посмотрим, как вы усвоили изученный материал. Я вам буду задавать вопрос и предлагать три варианта ответа, вы должны будете выбрать правильный и записать на листочке.
1.Животные – это часть какой природы?
А) мёртвой
Б) живой
В) неживой
2.Млекопитающими называют:
А) птиц
Б) зверей
В) насекомых
3.Кого из этих животных можно назвать «домашними животными»?
А) муха Б) мышь В) корова
4. К млекопитающим относят:
А) кит
Б) ласточка
В) змея
- Давайте проверим. Поднимите зеленые карточки, кто всё выполнил правильно. А теперь поднимите желтые, кто допустил 1 ошибку. А теперь поднимите красные карточки, это те ученики, кто с заданием не справился.
Итог урока. Рефлексия
- Давайте подведем итог нашего урока.
- В чем же главное отличие зверей от других животных?
- Почему их назвали млекопитающие?
- Что показалось самым интересным, о чем хочется рассказать дома?
Оцени свою работу на уроке и зажги «фонарик»:
Зеленый – Я много нового узнал и могу рассказать, кто такие звери.
Желтый - Я много нового узнал, но затрудняюсь рассказать,кто такие звери.
Красный – Я ничего нового не узнал и не смогу рассказать, кто такие звери.
- На уроке вы сегодня познакомились с млекопитающими. Млекопитающие – самые совершенные животные. Сейчас на земле обитает примерно 3500 видов млекопитающих. Многие из них находятся под угрозой исчезновения, поэтому мы должны бережно относиться к животным, не обижать и не дразнить их.
- Если есть желание узнать о мире зверей больше и поделиться своими знаниями с другими, то предлагаю выбрать себе роль любого млекопитающего и рассказать о нем от его лица, используя материал энциклопедий о животных.
- Спасибо за хорошую работу. Урок окончен.
- РЫБЫ НАСЕКОМЫЕ ПТИЦЫ __?_
Щука, бабочка, дятел, медведь, карась, пчела, белка, синица
- Найди и подчеркни в каждой строчке «лишнее» животное.
Лиса, волк, гадюка, медведь
Кит, курица, корова, собака
Слон, лягушка, кенгуру, лошадь.
Тест:
1.Животные – это часть какой природы?
А) мёртвой
Б) живой
В) неживой
2.Млекопитающими называют:
А) птиц
Б) зверей
В) насекомых
3.Кого из этих животных можно назвать «домашними животными»?
А) муха Б) мышь В) корова
4. К млекопитающим относят:
А) кит
Б) ласточка
В) змея
КАК ЗИМУЮТ ЗАЙЦЫ: ЕСТЬ ЛИ «ЛЫЖИ» У ЗАЙЦЕВ?
Заяц не строит убежищ, гнёзд, заранее не организует лежанок. Не делает он и запасов корма на зиму. У зайца нет необходимости заниматься этим предварительно, так как все нужное для себя он найдет в месте своего обитания в любое время года и при любых погодных
Зимой у зайца много врагов – лисы, волки, хищные птицы. Но у него есть и «волшебные помощники», которые помогают ему быстро убегать от врагов. Что это за помощники?
Зимой подошвы лапок зайца обрастают густыми волосками. От этого пальцы лап сильно раздвигаются и получаются как будто «лыжи». Поэтому зайчик легко бегает даже по рыхлому снегу. А пот, который выделяется на лапках зайца, смазывает подошвы лапок и защищает от налипания снега. Вот такие зимние лапки – «лыжи» есть у всех зайцев! Зимой зайцам – раздолье! По рыхлому снегу они ходят как в валенках, а по насту мчатся стрелой на своих «лыжах» — лапках – никто не догонит!
Как зимует волк.
В зимнюю пору волки сбиваются в стаю. Вожак стаи – самый сильный и опытный волк. Именно он выводит «своих» на охоту. Под покровом ночи, неслышно подкрадываются волки к деревне. Если набредут на стадо овец – загрызут всех. В лесном массиве добыча волков – лоси, косули, кабаны, олени. Могут всех смести на своём пути – съесть зайца, птицу, птичье яйцо. Считается, что в лесу хитрый и умный зверь – лисица, а волк – так себе. Но, на самом деле, волк тоже достаточно умён – всегда ловко уходит от опасности, искусен в охоте.