2 | Актуализация знаний | Словесные (объяснение, беседа, проверка дз) | Выполним задание на листках. Вам нужно подписать на схеме стороны горизонта. К нам в гости пришёл путешественник, который побывал везде, всё про всех знает и желает побывать на нашем уроке. Вы хотите с ним познакомиться? - А для того, чтобы он пришел, нам нужно его позвать, а сделаем мы это, разгадав загадки (слайд 1) Ни начала, ни конца, Ни затылка, ни лица. Знают все, и млад и стар, Что она – большущий шар. - Приведите доказательства, что Земля имеет форму шара. (слайд 2) - Следующая загадка. (слайд 3) Он и летом, и зимой Между небом и землёй. Хоть всю жизнь к нему иди – Он всё будет впереди. - А вот и он, наш русский путешественник – Николай Миклухо-Маклай, (слайд 4) но для того, чтобы научиться новому, нам же нужно показать свои знания, которые мы уже имеем, ведь так? Покажем путешественнику, что мы знаем? - Итак, что такое горизонт, линия горизонта? (слайд 5) - Назовите основные стороны горизонта. Как они расположены по отношению друг к другу? Покажите. (слайд 6) работа у доски. - Назовите промежуточные стороны горизонта. Как они расположены по отношению к основным сторонам? Покажите. - Да, любой путешественник позавидуем нашим знаниям. | Земля Горизонт Отвечают | фронтальная | Устный зрительный контроль |
3 | Самоопределение к деятельности | Словесные (беседа, объяснение), наглядные (презентация) | Вспомните сказку «Маша и медведь». «В лес пошла Маша за грибами, очень весело с подружками. Тут грибок и там грибок, положила в кузовок. Она и не заметила, как отстала от подружек. Оглянулась: кругом лес, и стоит Маша посередине поляны. «Ау!» - закричала она. Но никто не отозвался…» (слайд 7) - Посоветуйте, что нужно было сделать Маше, чтобы выбраться из леса? - Что находится вокруг? - Как шла Маша? - Как ей идти обратно? - Предположите, о чём мы будем говорить на уроке. - Откройте учебник на стр. 74 и прочитайте тему урока. (слайд 8) На слайде представлены задачи урока. | По звездам определить Лес Невнимательно Не знаем О том, как ориентироваться | Фронтальная | Устный зрительный контроль |
| ОНЗ | Словесные , наглядные, практические | - Отгадайте загадку. (слайд 9) Качается стрелка Туда и сюда, Укажет нам север И юг без труда. - А что такое компас? - Как вы думаете, что такое – ориентирование на местности? Прочитаем понятие. (слайд 10) - Что такое ориентиры? Вспомните, как вы обычно находите дорогу домой. - Прочитайте задание 1 на с. 74 про себя. Что нужно сделать?. - По каким предметам нужно ориентироваться Серёже и Наде, чтобы найти дорогу в музей? - А какие ориентиры есть на вашем пути от дома до школы? - Для ориентирования на местности часто бывает нужно определить стороны горизонта, это можно сделать с помощью компаса. - Итак, на стр. 75 представлен компас, посмотрите, где находится магнитная стрелка, предохранитель, корпус. - Посмотрите компасы в тетради, где на них находится магнитная стрелка, предохранитель, компас. - Читаем правило «Как пользоваться компасом». - Только запомните, эти действия нельзя менять или переставлять, иначе у нас ничего не получится, и мы не сможем определить, где какие стороны горизонта находятся. - А если у вас нет компаса, как можно ориентироваться без него? - Верно, днем мы сможем ориентироваться по Солнцу и по местным природным признакам, а ночью – по звёздам – или по другому ориентирование по Полярной звезде. - Кто скажет, куда указывает Полярная звезда? - Верно, Полярная звезда указывает на север. (слайд 11) - Полярная звезда – самая яркая звезда в созвездии Малой Медведицы. Ее можно найти в хвосте медведицы. (Древние греки, как и многие другие народы, считали, что у медведей длинные хвосты). Звезда называется Полярной потому, что она появляется в пределах градуса от звездного северного полюса, и поэтому кажется, что она недвижима на ночном небе. В наше время, из-за того, что семь звезд Малой Медведицы выглядят как маленький ковш, некоторые люди называют созвездие Малой Медведицы Маленьким ковшом. Утром (в 7 часов) солнце бывает на востоке, в полдень – на юге, вечером (в 19 часов) - на западе. Найдя по солнцу эти стороны горизонта, можно определить и другие. Например, если в полдень встать спиной к солнцу, то впереди будет тень, которая указывает на север, слева – запад, справа – восток. (сопровождение рисунком на стр. 76 учебника) - Где утром будет солнце? На какой стороне горизонта? - Где солнце будет вечером? - Если в полдень встать спиной к солнцу, какая сторона горизонта будет находиться впереди? Слева? Справа? - Другой вид ориентирования – ориентирование по местным природным признакам. - Итак, найдем эту информацию на с. 76 внизу. Прочитаем. | Компас Прибор для определения сторон горизонта Не знаем Дома, деревья и т.д. Отвечают 1. Положить компас на ровную горизонтальную поверхность. 2. Оттянуть предохранитель и подождать, пока стрелка остановится. 3. Повернуть компас так, чтобы синий конец стрелки совпал с буквой С, а красный – с буквой Ю. Тогда все буквы укажут направления сторон горизонта. 4. Закончив работу, поставить стрелку на предохранитель. По звездам, по солнцу На Север Ответы детей 1. У отдельно стоящих деревьев ветви с южной стороны длиннее и гуще, чем с северной. 2. У берёзы кора с южной стороны белее и чище, чем с северной. 3. Мхов и лишайников больше на северной стороне камней и деревьев. 4. Снег весной быстрее тает на склонах, обращённых к югу. | Фронтальная, индивидуальная | Зрительный устный контроль |