СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Окружающий мир. 2 класс. "Старинная женская работа"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока по окружающему миру во 2 классе "Старинная женская работа". УМК "Перспектива".

Просмотр содержимого документа
«Окружающий мир. 2 класс. "Старинная женская работа"»



МКОУ «Шептуховская средняя общеобразовательная школа»



План-конспект

урока окружающего мира во 2 классе

УМК «Перспектива». Учебник «Окружающий мир»

Авторы: А.А.Плешаков , М.Ю. Новицкая.





Учитель: Жиденова Н. А.



План-конспект урока окружающего мира во 2 классе.

УМК «Перспектива». Учебник «Окружающий мир»

Авторы: А.А.Плешаков , М.Ю. Новицкая.

Тема: «Старинная женская работа»


Цель темы

  • познакомить детей с содержанием и последовательностью трудовых операций при обработке льна, льняной пряжи и ткани;

  • закрепить представления детей о социально-нравственном значении совместной работы людей;

  • воспитывать трудолюбие как социально значимое человеческое качество.



Тип урока

  • формирование новых знаний и ценностного отношения к ним.



Планируемый результат

  • уметь назвать последовательность трудовых операций в работе со льном;

  • называть ткани из шерсти, хлопка и льна.

  • определять особенности льняной ткани.



Предметные результаты:

-называть последовательность трудовых операций в работе со льном;

-определять особенности льняной ткани.



Метапредметные результаты:

-распределять операции между собой в паре для выполнения задания учителя;

-исследовать и сравнивать на ощупь лоскутки ткани из разных природных материалов – шерсти, хлопка, льна;

-реконструировать по рисункам последовательность трудовых операций в старинной работе со льном;

-соотносить эти операции;

- сравнивать и отмечать общее и различное в сезонной женской работе со льном у разных народов;

- обобщать итоги совместной работы.

Личностные результаты:

-осознавать нравственное значение совместной работы людей;

-испытывать уважение к такому значительному человеческому качеству, как трудолюбие.

Оборудование: лоскутки различных тканей, предметы домашнего обихода из льна, старинные изделия из льна, индивидуальные карточки с заданиями, карта России.



Межпредметные связи

  • литературное чтение



Ресурсы:

Учебник «Окружающий мир»

Авторы: А.А.Плешаков , М.Ю. Новицкая
(часть первая)

Методическое пособие, компьютер, мультимедийнный проектор, экран.

Наглядный и раздаточный материал: лоскуты различных тканей, в том числе тканей из льна, карточки с заданиями, изделия из льна.


Организация пространства

Работа фронтальная, индивидуальная, в парах, в группах.









Ход урока.

I Организационный момент.

Прозвенел и смолк звонок,

Начинаем мы урок.

Улыбнулись, подтянулись,

Друг на друга посмотрели

И спокойно, тихо сели.

- Я думаю, что сегодняшний урок принесёт нам радость общения друг с другом. Я желаю, чтобы за время работы вы поднялись на ступеньку выше. Успеха и удачи вам!


II Актуализация знаний.

- Ребята, какое сейчас время года?

- Докажите, что сейчас осень.

- А какие вы знаете осенние праздники? А православные праздники, которые народ празднует в это время года?

- А вы знаете, что в это время у людей было много забот, давайте вспомним при каких совместных работах люди трудятся и поют песни и играют? (Капустные вечера, когда женщины собирались вместе и рубили капусту на зиму и чтобы скоротать эту работу они дружно это делали с песнями)


III Мотивация к теме урока.

- Как вы думаете, почему я вас об этом спрашиваю?

-О чем мы сегодня будем говорить на уроке?

(Наверное мы будем говорить о ещё какой то работе )

- Ну, что ж запомните это предположение.

- А сейчас послушайте загадку.

ЗАГАДКА

- В поле рос, скатерть принёс? (лён)

(СЛАЙД 1)

- А что такое лён? (это трава)

- Дети это не простая трава, а культурное растение.

(СЛАЙД 2)

- До чего красив цветущий лён, всё поле в голубых цветочках .


IV Проверка индивидуального задания.

- А сейчас нам Даша расскажет, что она узнала про лен.

(Рассказ о льне)

- А где в жизни вы сталкивались с такими словами лён, льняная?


-Сейчас одежда из льна стоит дорого и её мало производят, а раньше люди на Руси носили в основном льняные вещи. Сейчас лен – почти забытая культура в наших деревнях: невыгодно, трудоемко, неперспективно. Утрачиваются навыки ручной обработки льна, которые из века в век, из поколения в поколение передавались мастерицами.


Но мы должны помнить, что в хозяйстве России всегда были две главные культуры – рожь и лен. Мы не должны забывать трудовые традиции своего народа


ВЫСТАВКА ИЗДЕЛИЙ

-Ребята, а сейчас посмотрите на изделия, которые находятся на выставке в нашем классе. Все эти изделия передали ваши родители (старинная рубашка, рушники, скатерти , салфетки из льна), которые они бережно хранят от бабушек, прабабушек и можно смело сказать , что эти изделия стали музейными экспонатами. На перемене можно подойти и поближе всё рассмотреть.


V Работа в паре.

- А сейчас предлагаю вам выполнить задание в парах. Я вам поднесу рушник из льна, вы его потрогаете и изучите. А теперь скажите, какой из этих трёх лоскутков – лён. Устно опишите каждый образец. Расскажите о ваших ощущениях, какая ткань : грубая, тёплая, шершавая, гладкая, плотная, прочная)

Чья пара будет готова ответить первой, дайте мне знать. (Ответы описание тканей )

- Какая это ткань ? Прочная и долговечная.

VI Проблемная ситуация . (СЛАЙД 3)

-Ребята, а о чём вы думаете глядя на эти вещи и на цветущее поле?

-Какие мысли у вас возникают? (А как делали такие вещи? )


VII Работа по теме урока.

-А хотели бы вы узнать как же получали такую ткань ?

- Да, мы сегодня познакомимся с важнейшей старинной женской работой, как женщины из семечек получали льняную ткань.

ЗАДАНИЕ

-Но прежде чем послушать мой рассказ я вам даю задание

На столах у вас лежат карточки со словами – названиями этапов работы. Сейчас я буду о них рассказывать, а вы внимательно следите, и последовательно выкладывайте сверху вниз.

Рассказ учителя

(СЛАЙД 4)

Ранней весной нужно было вспахать поле и посеять лён. Эту работу делали мужчины. Приметы дня: Кукушка закуковала — пора сеять лен.

(СЛАЙД 5)

Отцветёт лён, созреют на нём семена, к работе приступали женщины. Они срезали его серпами – это название древнего орудия труда - это железное лезвие, прикреплённое к деревянной ручке.

Серпом удобно срезать (жать) высокие стебли такие как лён, рожь, пшеницу.

Целые поля женщины с серпами сжинали весь урожай, а потом складывали в небольшие скирды.

Трудно было, но наши предки работы не боялись, да и сжать урожай это только часть дела.

(СЛАЙД 6)

Из коробочек льна получали семена, а из семян целебное льняное масло.

-Как вы думаете, где крестьяне использовали это масло? (Употребляли в пищу, использовали для освещения дома, лечили больных. Художники использовали масло для приготовления олифы, которой писали иконы.)

(СЛАЙД 7)

Снопы с длинными стеблями сначала вымачивали прямо в речке, придавив стебли к камням. Зелёная часть растений вымывалась проточной водой, оставались только прочные волокна

(СЛАЙД 8)

Затем их сушили на специальных полках

(СЛАЙД 9)

Потом лён трепали отделяя от древесной части стебля.

(СЛАЙД 10)

Затем мяли, чтобы сделать его мягче. Так получалась куде́ль — короткое путаное волокно.

(СЛАЙД 11)

Следующий этап это – очесывание.

Чесали лен специальными щётками. Всю эту сложную работу женщины, выполняли вместе с песнями и беседами.

(СЛАЙД 12)

Затем женщины садились за прялки и руками из кудели пряли пряжу – это нити. Прясть начинали с раннего детства. Для девочек делали специальные детские прялки.

(СЛАЙД 13)

А уж из нитей на ткацком станке ткали льняное полотно. Выполняли эту работу ткачихи.

Разумеется, сегодня большинство операций по обработке льна автоматизировано и выполняют станки на ткацких фабриках.

(СЛАЙД 14)

Такая получалась ткань. Здесь мы видим отбеленную ткань и натуральный холст. (Холсты используют для написания картин)

Из тонкой ткани шили одежду, предметы домашнего обихода, а из плотной – полотно для парусов

(СЛАЙД 15)

На этом слайде мы видим готовые изделия домашнего обихода из льна


VIII Проверка работы в паре.

-Давайте проверим, что у вас получилось ( уч-ся читает)

-Поднимите руки, у кого карточки выложены в той последовательности


ФИЗМИНУТКА

Лён зеленой

При горе при крутой.

Уж мы сеяли, сеяли ленок,

Уж мы, сея, приговаривали,

Чеботами приколачивали:

«Ты удайся, наш беленький ленок!»


IX Закрепление.


Работа по учебнику

с. 74-75

-Расскажите по рисункам о работе со льном.(Теребили, расстилали, мяли, трепали, очесывали, пряли, ткали, расстилали скатертью.)

-Прочитайте загадку на с. 75. О каких видах работы со льном не сказано в загадке? (Мяли, обчесывали, пряли, ткали.)

-Почему в загадке сказано, что лён «на ключ запирали»? (Готовое льняное полотно убирали в сундук, который запирали на ключ.)

с.76

(Учитель показывает рисунок народа коми, показывает республику Коми на карте России.)

-Прочитайте рассказ «Копотиха».

-Сопоставьте трудовые операции по обработке льна у народа коми с рисунками на с. 74-75 учебника.

с.77

(Учитель показывает рисунок народа карелы, показывает республику Карелию на карте России.)

-Прочитайте рассказ «Дмитриев день».

В работе со льном и русские и карельские женщины придерживались приблизительно одних сроков.

-Рассмотрите фотографии на с. 76 учебника. Какие орудия труда вы видите? Какую работу ими выполняли?


Заочная экскурсия в музей

(презентация)

А сейчас мы мысленно отправляемся в город Кострому, в музей льна и бересты.

В 2005 году построила и создала уроженка города Костромы Забавина Наталья Павловна.

Сказочный теремок окружают зелёные лужайки, яркие цветники, ручеек


Лён - росток русской культуры, из которого с давних времен получают льняное волокно, называемое "северный шелк" и используемое для выработки тканей. Пройдем в зал льна.


Работа по тетради

А теперь откройте свои рабочие тетради на стр. 46 и по памяти выполните задание №1

Какой по счету рисунок вы выбрали?(2)

Самостоятельно выполните задание № 3.



X Подведение итогов урока.

-Итак, о каком растении, дающим прочную красивую ткань, мы сегодня узнали?

-Как выглядит это растение?

-А теперь перечислим по порядку все этапы работы со льном.

-Сделаем вывод. Итак, издавна каждый народ знал: трудное дело надо делать сообща, дружно, с уважением и любовью друг к другу. Надо только правильно распределять работу. Похвала, угощение, рукодельный подарок, добрая песня тоже большая помощь.

XI Рефлексия .

-Что больше всего понравилось на уроке?

-Что нового узнали?

-За что вы бы себя похвалили?

- Ребята, оцените свою работу на уроке, если вам понравился урок и вы узнали что то новое, то покажите мне образец ткани льна, если вы что - то не поняли, то покажите образец хлопка, урок не понравился - то покажите образец шерсти.


Домашнее задание.

У. с. 74-77.т.

Т. с. 46, № 2.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!