СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Окружающий мир 2 класс.Тема: ОПАСНЫЕ НЕЗНАКОМЦЫ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Окружающий мир.

2 класс.

Тема: ОПАСНЫЕ НЕЗНАКОМЦЫ

Просмотр содержимого документа
«Окружающий мир 2 класс.Тема: ОПАСНЫЕ НЕЗНАКОМЦЫ»

ОКРУЖАЮЩИЙ МИР
2 класс.

17.02.18г.





Урок 42.


Тема: ОПАСНЫЕ НЕЗНАКОМЦЫ

Цели: рассказать об опасных ситуациях, которые связаны с не­знакомыми людьми; обучить навыкам ориентирования в ситуации с незнакомыми людьми, используя правила безопасности.

Ход урока

I. Введение в тему.

Беседа по тексту.

Урок предлагается начать с чтения текста В. Волкова «Мамина под­руга» (с. 42-АЗ).

  • Подумайте, откуда чужая женщина узнала имя девочки.

  • Действительно ли она звонила Олиной маме?

  • Что придумала девочка, чтобы не пустить домой незнакомую женщину?

  • Что могло произойти, если бы девочка не послушалась маль­чишку?

  • Какое правило вы можете сформулировать?

Не приводить домой чужих и малознакомых людей и никому не да­вать ключ, когда родителей нет дома.

П. Опасные ситуации. Правила безопасности.

Беседа.

-Вспомните сказку «Волк и семеро козлят».

  • О чём в ней рассказывается?

  • Как вы думаете, съел бы волк козлят, если бы в двери их из­бушки был глазок?

  • Как вы поступаете, когда взрослых нет дома, а в дверь вашей квартиры позвонили?

Работа с текстом учебника.

-Рассмотрите внимательно рисунки на с. 38.

  • Опишите ситуации, как вы их представляете.

  • Прочитайте текст, с. 38.

- Какие правила мы можем сейчас сформулировать? Правила:

1. Ни в коем случае не открывай дверь, если звонит незнако­мый человек.

2. Если в дверь звонит почтальон, монтёр, врач, или даже милиционер, всё равно не открывай, если ты не знаешь этих людей.
Преступники могут переодеться в любую форму.

Не пускайте дядю в дом,

Если дядя незнаком!

И не открывайте тёте,

Если мама на работе.

Чтоб тебя не обокрали,

Не схватили, не украли,

Незнакомцам ты не верь,

Закрывай покрепче дверь!



III. ФИЗМИНУТКА (Электронная «Чударики»)


IV. Работа по теме урока.


Если незнакомый человек пытается открыть твою дверь, сра­зу же позвони в милицию по телефону «02» и назови свой точный адрес.

Не верь, что кто-то придёт или приедет к тебе по просьбе ро­дителей, если родители сами не позвонили тебе или не сообщили об этом заранее. I

-Рассмотрите рисунки на с. 39.

  • О чём вас предупреждает автор?

  • Прочитайте текст на с. 39.

- Какие правила поведения с незнакомыми людьми, на улице вы можете предложить?

Правила:

  1. Если ты на улице один, вступать в разговор с чужими людь­ми нельзя. Вполне вероятно, что заговоривший с тобой незнакомец -чудесный, добрый человек, но ведь он может оказаться не очень хорошим - с первого взгляда не поймёшь.

  2. Не соглашайся никуда идти с незнакомым человеком, не са­дись к нему в машину, даже если он (или она) говорит, что отведёт тебя к маме или папе.

  3. Не бери у чужого человека конфеты, деньги и другие подар­ки. Может быть, он предлагает их от чистого сердца, а может быть, и нет.

  4. Никогда не верь незнакомцу, если он обещает что-то купить тебе. С какой стати? Ведь это совершенно чужой человек. Ответь, что тебе ничего не нужно.

  5. Если посторонний человек возьмёт тебя за руку и попытается силой увести тебя за собой, нужно вырваться и убежать домой или броситься за помощью к кому-нибудь из прохожих. При необходи­мости кричи изо всех сил. Преступники боятся громких криков.

А что делать, если вы потерялись на чужой улице или в боль­шом магазине?

Прочитайте об этом на с. 40-41.

V. Рефлексия

- Все ли вам было понятно?

-У кого остались вопросы?


VI. Итог урока.

- Какой вывод вы сделали для себя?


VII. Домашнее задание: учебник, с. 38-41; рабочая тетрадь, с. 20.














































15.02.18г.

Раздел 5. ОБЩЕНИЕ ||| (5 часов)


Урок 47. НАША ДРУЖНАЯ СЕМЬЯ

Данный урок строится на рассказах детей о своей семье, семейных традициях, отношениях взрослых и детей. Параллельно проводится рабо­та по рисункам на с. 46-47. Из урока дети должны уяснить, что каждый член семьи заботится об остальных. Дружеские отношения взрослых и детей укрепляют семью, создают благоприятную обстановку для полно­ценного труда и отдыха.

Домашнее задание: учебник, с. 46-51; рабочая тетрадь, с. 21.


Урок 48. В ШКОЛЕ

Цели: изучить правила поведения в школе, «опасные места» в школьном здании; учить определять положительные и отрицатель­ные качества поведения товарищей и самого себя в школе.

Ход урока

I. Беседа о школе.

-Нравится вам здание нашей школы? Почему нравится?

  • Что вы хотели бы изменить? Почему?

  • Что находится в школьном дворе?

  • Для чего различные площадки?

  • Что вам нравится внутри здания?

Что бы вы хотели изменить?

  • А зачем вы ходите в школу?

  • Рассмотрите рисунок на с. 54.

  • Где находятся дети?

  • Как вы догадались, что это школа?

  • Чем занимаются ребята во время перемены?

  • А что делаете вы в это время?

  • Нужна ли в школе культура общения?

  • Как вы это понимаете?

  • Рассмотрите рисунки. Что на них хорошо, что плохо?

  • Какие обязанности есть у вас в школе?

II. Чтение текста на с 52-53.

-Что же главное в школе?

  • Почему знаний в школе не уменьшается?

  • Прочитайте пословицы и объясните их.

III. Правила поведения на уроке.

Беседа.

-Зная режим дня, мы помним, что умственная работа обяза­тельно должна чередоваться с физической разгрузкой.

- Как это выполняется в школе?

- Как должны вести себя ученики на уроке? Почему? Расска­жите.

  • Бывают ли нарушения порядка?

От чего это происходит?

  • Почему на уроке желательно всем ученикам чётко выполнять задания учителя?

  • Закройте глаза и подумайте, часто ли вы нарушали правила поведения на уроке. Кому это мешало? Вслух об этомне говорите.

  • Что бы вы сказали мальчику, который нарушает правила по­ведения на уроке?

IV. Правила поведения на перемене.

Беседа по тексту учебника.

-Рассмотрите рисунок на с. 55.

  • Это урок или перемена?

  • Почему вы так решили?

  • Прочитайте стихотворение.

  • Что так удивило Муравья?

  • Почему он назвал школу муравейником?

  • Что вы делаете на перемене?

  • Чего делать не следует? Почему?

V. Экскурсия по школе.

Учитель проводит детей по тем участкам здания, где они часто про­водят время в перемену. Обращает внимание на опасные для жизни и здо­ровья места и предметы (лестничные пролёты, батареи центрального ото­пления, стеклянные двери, двери кабинетов, которые открываются в ко­ридор и др.). Такую экскурсию лучше начать с классной комнаты, так как некоторые учащиеся проводят время перемены в классе.

VI. Итог урока.

- Можно ли обойтись в школе без выполнения определённых правил поведения?

Домашнее задание: учебник, с. 52-55; рабочая тетрадь, с. 22-23.


































Урок 49. ПРАВИЛА ВЕЖЛИВОСТИ


Цель: объяснить целесообразность и обоснованность принятых в общежитии правил; развивать умения анализировать свои по­ступки, обобщать, делать выводы.

Оборудование: мяч, зеркальце.

Ход урока

I. Введение в тему.

Маша знала слов немало, Но одно из них пропало, И оно-то, как на грех, Говорится чаще всех. Это слово ходит следом За подарком, за обедом, Это слово говорят, Если вас благодарят.

—Подумайте, какое слово потеряла Маша?

  • Почему вы так решили?

  • Приходилось ли вам терять такие слова?

П. Вежливые слова.

Беседа.

  • Почему люди часто употребляют в речи вежливые слова?

  • Можно ли обойтись без них?

  • Какое отношение у окружающих складывается к человеку, который не стесняется говорить вежливые слова?

  • Послушайте стихотворение и постарайтесь объяснить, почему мальчик не говорил вежливые слова.

Друзья, вот вам на всякий случай

Стихи о школьнике одном.

Его зовут ... а впрочем, лучше

Мы здесь его не назовём.

«Спасибо», «здравствуйте», «простите»

Произносить он не привык.

Простого слова «извините»

Не одолел его язык...

Ему бывает часто лень

Сказать при встрече «добрый день!».

Казалось бы, простое слово,

А он стесняется, молчит,

И в лучшем случае «здорово»

Он вместо «здравствуйте» бубнит.

И даже вместо «до свиданья»

Не говорит .он ничего

Или заявит на прощанье:

«Ну я пошёл... Пока! Всего!».

-Что бы вы посоветовали этому мальчику, как ему вылечиться?

- Может, кто-то узнал в нём себя?

Физкультминутка

-Давайте лечиться от невежливости. Передаём друг другу мяч, называя при этом вежливое слово или вежливое обращение.

  • Приготовьте своё зеркальце.

  • Посмотритесь в него и скажите себе вежливое слово. *

  • Какое выражение лица было у вас при этом?

  • Так почему уважают вежливых людей?

IV. Работа по учебнику, с. 56-57.

V. Вежливые поступки.

Но кроме вежливых слов существуют и вежливые поступки. Вы знаете их множество. Давайте перечислим. Какие из них вы могли бы сейчас на уроке проинсценировать? Сформируйте группы по желанию для инсценирования. Пока­зать можно вежливых и невежливых людей.

Остальные ребята постараются проанализировать ваши сценки.

VI. Работа по учебнику, с. 58-59.

VII. Итог урока.

- Почему приятнее быть вежливым человеком?

Домашнее задание: учебник, с. 56-59; рабочая тетрадь, с. 23, I задание 50.









































Урок 50. ТЫ И ТВОИ ДРУЗЬЯ

Цели: изучить правила приёма гостей и поведения в гостях, правила общения; развивать умения анализировать, обобщать, де-I лать выводы, обыгрывать ситуации.

Оборудование: два игрушечных телефона, коробка из-под конфет в качестве «подарка».

Ход урока

  1. Введение в тему.

Беседа. -Отгадайте и назовите торжественный день в честь кого-либо. (День рождения.) - Почему этот личный праздник так называется? - Когда ваш день рождения?

  • Вы любите этот праздник? Почему?

  • Как обычно вы готовитесь к своему празднику?

  • Как его проводите?

, - Какой день рождения вам особенно запомнился? Почему? \

  • Чем радуют вас гости?

  • Чем огорчают?

II. Изучение правил общения. Анализ ситуаций.

-Издревле народ определяет для себя определённые правила на различные случаи в жизни. Эти правила передавались из поколения в поколение. Люди, которые их придерживались, пользовались уважением.

Вы, конечно, тоже знаете множество разных правил общения и поведения.

Как вы будете придерживаться их в день рождения?

Ситуация 1. Совсем скоро ваш день рождения. Осталось так мало дней, а вы должны успеть пригласить своих друзей в гости.

Конечно, проще воспользоваться телефоном! Покажите, как вы пригласите друзей и что ответят вам друзья.

Учитель вызывает двух учеников к телефонам. У одного роль име­нинника, у другого - гостя. Дети должны сами разыграть диалог. «Гос­тей» может быть несколько. Возможны варианты приглашения и ответа на него. Остальные учащиеся анализируют ситуацию.

-Договорите стихотворение:

ОЧЕНЬ-ОЧЕНЬ ВКУСНЫЙ ПИРОГ

Я захотел устроить бал, И я гостей к себе.. .(позвал). Купил муку, купил творог, Испёк рассыпчатый.. .(пирог). Пирог, ножи и вилки тут -Но что-то гости.. .(не идут). Я ждал, пока хватало сил, Потом кусочек... (откусил). Потом подвинул стул и сел И весь пирог в минуту ...(съел). Когда же гости подошли, То даже крошек.. .(не нашли).

Д. Хармс

- Подумайте, что сказали гости такому хозяину.

Но обычно гости приходят на день рождения с подарками.

Ситуация 2. Вы пришли к Наде на день рождения. В руках у вас подарок (коробка). Вы звоните в дверь. Именинница открывает дверь. Она вам рада.-Как далее разворачиваются события? Разы­грайте. Остальные учащиеся оценивают ситуацию.

-Хорошим тоном считается, если именинник сразу поинтере­суется содержимым подарка и обязательно скажет несколько при­ятных слов подарившему.

Подарок должен иметь определённое назначение. Не дари ба­бушке клюшку, пятилетней сестре - калькулятор, отцу - вязальные спицы, а маме - мужской галстук. Главное, чтобы подарок принёс радость. Надо показать, что ты помнишь о человеке, учитываешь его вкус, увлечения. Делая подарок, человек приносит радость дру­гому, а не хвастает перед всеми своей щедростью. А тот, кто полу­чает подарок, должен запомнить главное правило: «Дарёному коню в зубы не смотрят», то есть всегда нужно выразить благодарность, даже если подарок не пришёлся по вкусу.

Если подарены игры, то можно всем вместе немного поиграть. Гостей приглашают в детскуй) и предлагают игрушки, книги, игры. Но гости должны помнить, что хватать всё подряд неприлично. Надо играть только тем, что предложили. С чужими вещами следу­ет обращаться очень бережно.

Ситуация 3. Но вот вошла в комнату мама и пригласила гос­тей за стол. Все сразу же бросили книжки и игрушки, повскакивали и вприпрыжку, обгоняя друг друга, понеслись к столу. Каждый старался занять лучшее место, схватить лучший кусок торта, по-больше конфет, самое крупное яблоко. Про именинника все забы­ли. Как вы оцените эту ситуацию?

-Рассмотрите рисунок на с. 61.

Ответьте на в о п р о с ы.

Вот некоторые правила поведения за столом (не обязательно праздничным):

За столом веди себя спокойно, непринуждённо. Сиди на стуле удобно. Локти на стол не клади, только кисти рук.

Закуски и салаты с больших блюд клади не теми ложками, ко-
торыми ешь сам, а теми, что на блюде.

Ложку или вилку с едой подноси к чуть склонённой голове, но никогда не наклоняйся к тарелке.

Пережёвывай пищу обязательно с закрытыми губами - ни бы­стро, ни медленно, не чавкай и никогда не разговаривай с полным ртом.

На тарелку клади ровно столько, сколько съешь, старайся не греметь приборами по тарелке и не размахивать ими.

III. Итог урока.

- Узнали вы на уроке что-нибудь новое?

Домашнее задание: учебник, с. 60-63; рабочая тетрадь, с. 25, задание 3.




























Урок 51. МЫ - ЗРИТЕЛИ И ПАССАЖИРЫ

Цели: изучить правила поведения в общественных местах: в театре, кино, транспорте; развивать умения анализировать ситуа­цию, обобщать, делать выводы.

Ход урока

I. Мы - в театре.

Анализ ситуации.

-Вы убедились, как приятно беседовать с умными, воспитан­ными людьми. А ещё приятнее сходить с таким другом в театр или в кино.

  • Кто из вас любит ходить в кино или в театр?

  • Это всегда праздник, всегда удовольствие. Сел в кресло и...

  • Но иногда такой сосед попадётся, что не обрадуешься!

«Сегодня — культпоход в театр», - сказала Маша Сонечкина. -Культпоход — это культурный поход. Поняли?».

«Поняли! Ура!» - обрадовались Машины одноклассники и захло­пали в ладоши, будто они уже в театре. Вадик тоже зааплодировал.

Вечером все приоделись и отправились в театр. Только Вадик пришёл в грязных школьных штанах и с чернильным пятном на носу.

Сразу Вадик ринулся в буфет. Пирожные он глотали целиком, а
бумажки от конфет бросал на пол. Потом в фойе стал играть в пятнашки сам с собой.

- Ты же в театре, Вадик! - взмолилась Маша.

- Не-а! - Вадик утёр рот рукавом. - Вот когда спектакль нач­нётся...

Наконец прозвенел последний звонок, и все пошли в зал. По­скакал и Вадик.

- У меня бенуар! Где это? — орал он. — Что за бенуар?

Уже погасили свет, а он всё метался по залу, топча ноги зрите­лям. Наконец он уселся и, шурша шоколадной обёрткой, жуя шо­колад, стал делать театральное лицо. Пошире раскрыл глаза, вытя­нул шею».

  • Приходилось ли вам встречать в театре таких ребят?

  • Что вы о них думаете?

Что бы вы посоветовали Вадиму?

Правила поведения в театре.

  1. Лучше прийти в театр за десять - пятнадцать минут до нача­ла, чтобы не торопясь раздеться, поправить причёску, купить и прочесть программу, найти своё место.

  2. Пробираясь к своему месту, проходя вдоль ряда лицом к си­дящим, чтобы случайно не задеть кого-нибудь спиной. Если при­шёл с девочкой - дай ей пройти впереди себя и сесть первой.

  3. Если ты уже сел, а мимо кто-нибудь проходит, встань, от­кинь сиденье кресла и дай дорогу.

  4. Во время действия не разговаривай. Поделиться мнением с товарищем сможешь в антракте.

5. Не ешь во время действия. Потерпи до антракта.

6. Не вставай с места, пока не опустят занавес. Часто последние
слова пьесы — самые важные.

II. Мы в кино.

Работа по учебнику, с. 64-65.

III. Мы - пассажиры.

-Отгадайте загадку:

Дом по улице идёт,

На работу всех везёт.

Не на курьих тонких ножках,

А в резиновых сапожках. (Автобус.)

- Как называются люди, которые едут в транспорте? (Пасса-жиры.)

  • Как вы думаете, трудно быть пассажиром?

  • Каждый может стать пассажиром?

  • Что для этого надо знать?

- Ответьте на вопросы на с. 66 и выполните задания. Правило № 1. Если на остановке много народа, не стано­вись в первый ряд. Тебя случайно могут толкнуть под колёса.

Правило № 2. Во время движения не стой на ступеньках и не прислоняйся к дверям. Ты можешь выпасть, а кроме того, ты мешаешь входу и выходу пассажиров.

Правило №3. Переходить железную дорогу можно только в разрешённых местах - на железнодорожных переходах. Перед этим обязательно посмотри, нет ли поезда.

Правило № 4. Не подходи близко к краю платформы.

Правило № 5. Категорически запрещено спрыгивать на рельсы, а также забираться под платформу.

Правило № 6. Нельзя спрыгивать на рельсы. Даже если ты уронил любимую игрушку или тетрадь с пятёрками.

IV. Итог урока.

- Что нового узнали на уроке?

Домашнее задание: учебник, с. 64—67; рабочая тетрадь, с. 26, задания 1-3.


































Раздел 6. ПУТЕШЕСТВИЯ (17 часов)

Урок 52. ПОСМОТРИ ВОКРУГ

Цели: ознакомить с основными и промежуточными сторонам горизонта и их расположением; объяснить, чем линия горизонта отличается от горизонта, учить определять стороны горизонта.

Оборудование: таблица «Горизонт. Линия горизонта», карта полушарий, атласы.

Ход урока

I. Наблюдения за окружающим пространством.

Эту часть урока лучше провести в виде непродолжительной экскур­сии. Очень удачно получится, если школьное здание имеет несколько этажей. Учитель выводит детей в рекреацию и подводит к окну.

-Рассмотрите внимательно вид, который открывается из окна?.

  • Что вы увидели?

  • Запомните эти объекты.

Затем учитель предлагает детям подняться на второй этаж и снова рассмотреть из окщ открывающийся вид.

—Что теперь вы видите из окна?

  • Чем этот вид отличается от того, который открывался из окна первого этажа?

  • Почему больше объектов попало вам в поле зрения?

- Подумайте, изменится что-либо, если мы поднимемся на верхний этаж школы.

-Почему?

  • Давайте сделаем это и убедимся, правы вы в своих предполо­жениях или нет.

  • Какой вывод можно сделать в результате наших наблюдений?

Чем выше человек поднимается над поверхностью Земли, тем большее пространство он охватывает взглядом. Это пространство называется горизонтом.

Границу, где нам кажется, что небо сходится с землёй, называ­ют линией горизонта.

II. Основные стороны горизонта.

-Мы наблюдали за расширением пространства в нашем поле зрения только в одном направлении.

- Подумайте, будет ли что-то меняться, если мы перенесём свои наблюдения в противоположную сторону (вправо, влево)?

Стороны горизонта люди называют: север, юг, запад, восток.

  • Найдите на карте полушарий Северный полюс (учитель ра­ботает по карте на доске, дети - по карте в атласе).

  • Поставьте ручку в любом месте суши и представьте, что это стоите вы и обращены лицом к северу, тогда за спиной у вас будет юг, по правую руку - восток, а по левую - запад.

  • Назовите стороны горизонта.

III. Практическая работа.

Учитель вызывает несколько учеников. Каждому условно определя­ется северное направление. Дети должны нажать остальные стороны го­ризонта.

В качестве физкультминутки можно провести такую работу с учащимися всего класса одновременно.

-Представьте, что вы стоите лицом на север (к учителю).

  • Какие стороны горизонта располагаются вокруг вас?

  • Повернитесь лицом на запад, юг, восток, север.

  • Поднимите правую руку, назовите сторону горизонта (анало­гично — левую).

Упражнения могут быть различными.

IV. Промежуточные стороны горизонта.

-Названия сторон горизонта на русском языке обозначаются одной заглавной буквой.

Расстояние от одной стороны горизонта довольно велико. Это создавало свои трудности в ориентировании. Тогда люди договорились дать названия промежуточным сторонам, и названия о значать двумя буквами. Например, северо-запад (СЗ), юго-восток (ЮВ)и т. д.

V. Практическая работа.

Учитель предлагает определить промежуточные направления горизонта относительно условного севера.

VI. Работа по учебнику, с. 70-71.

VII. Итог урока.

  • В чём отличие горизонта от линии горизонта?

  • Назовите основные и промежуточные направления горизонта.

Домашнее задание: учебник, с. 70-73; рабочая тетрадь, с. 29. задание 6.








































Уроки 53-54. ОРИЕНТИРОВАНИЕ НА МЕСТНОСТИ

Цели: рассмотреть устройство компаса и принцип его работы; научить ориентироваться по компасу и по местным признакам.

Оборудование: индивидуальные компасы, таблица «Ори­ентирование по местным признакам».

Ход урока

I. Компас, его устройство и принцип работы.

Рассказ с элементами беседы. ' '.

-Вероятно, вы с большим нетерпением ждали сегодняшнего урока. Некоторые ребята уже знащмы с прибором для ориентиро­вания v принципом его работы, другие хотят всё это узнать.

  • Подумайте, как пройти через лес и не заблудиться.

  • Как найти нужный путь и не сбиться с курса в открытом мо­ре, когда берегов не видно много дней подряд?

  • Как вы определите назначение компаса?

Компас - это устройство для правильного определения направ­ления всякого движения по поверхности планеты.

Компасом люди начали пользоваться не менее 2,5 тыс. лет на­зад. Его придумали в Китае. Древние мастера называли его «Ве­дающий югом», так как вначале стрелка компаса показывала на юг. Ещё до начала нашей эры на колесницах китайских вельмож уста­навливались железные фигурки с вытянутой рукой, которая указывала направление на юг.

С 17-18-го веков компас получает широкое распространение в мореходстве.

Первый компас совсем не был похож на теперешний - он был очень громоздок. И выглядел так: железная стрелка, конец которой намагничивался, укреплялся на пробке, плававшей в сосуде с во­дой. Лишь лет через 200 догадались поместить стрелку на острие, находящееся в центре бумажного круга, разделённого на сектора, соответствующие сторонам горизонта. Первоначально их было только четыре.

Назовите их.

Потом добавились промежуточные направления. Компас за­ключили в круглую коробку, очень удобную для переноски в лю­бых условиях.

II. Практическая работа.

Дети рассматривают индивидуальные компасы, повторяют назначе­ние его составляющих. Рассматривают в учебнике на с. 75 рисунок ком­паса с указателями названия составных частей.

-Прочитайте в учебнике (с. 75) правила работы с компасом.

- Выполните эту работу, не нарушая последовательности.

- Определите, какие предметы в классе находятся в северном направлении (определяются и другие направления).

Учитель может сам перемещаться по классу с тем, чтобы дети опре­деляли направление его движения.

III. Ориентирование по местным признакам.

-Всем хорош компас. Но надо помнить главное правило: захо­дя в лес, нужно определить его положение по отношению к знакомому пункту (городу, шоссе, железной дороге), чтобы при выходе из леса пользоваться обратным направлением.

Если человек не знает направления к знакомому пункту, то и компас не поможет.

- Как быть, если вы заблудились в лесу и не можете воспользо­ваться компасом?

Надо уметь пользоваться природными «компасами».

  1. Работа по учебнику (с. 76-77) и таблице «Ориентирование по местным признакам».

  2. Итог урока.

Чем вы можете воспользоваться, если потребуется опреде­лить стороны горизонта?

  1. Домашнее задание: учебник, с. 74-77; рабочая тетрадь, с. 31, задание 5.





Уроки 55-56. ФОРМЫ ЗЕМНОЙ ПОВЕРХНОСТИ


Знать: изучить формы поверхности Земли и родного края; учить определять различные формы поверхности по карте.

Оборудование: физическая карта России и своей области, атласы, картины гор, холмов, равнин, оврагов.

Ход урока

I. Формы поверхности Земли.

Беседа.

—Кому из вас доводилось долго подниматься пешком по дороге на возвышенность?

  • Как вы себя чувствовали?

  • Чего вам хотелось больше всего?

  • Вероятно, вы думали о том, что нет ничего лучше ровной по­верхности Земли, по которой очень удобно идти.

Но в таком случае мы не смогли бы жить на ?ajcoft ровной пла­нете, так как все воды растеклись бы по поверхности почвы и мы с вами оказались бы на дне океана глубиной более двух километров.

Поэтому лучше оставить её такой, какая она есть, с горами и равнинами, холмами и оврагами.

Рассмотрите изображение суши на карте полушарий.

Почему она пестрит разными цветами?

Суша на карте обозначается оттенками зелёного и коричневого цвета.

Подумайте, что обозначают эти цвета.

Земная поверхность бывает равнинной и гористой.

Рассказ учителя с элементами беседы.

Равнина - это ровный участок земной поверхности, занимаю­щий большую площадь и имеющий небольшие различия по высоте. Различают плоские равнины и холмистые равнины. На карте они обозначены зелёным цветом (Западно-Сибирская равнина) и с вкраплением светло-коричневого цвета (Восточно-Европейская равнина). Найдите их на своей карте.

Равнины кажутся плоскими только на первый взгляд.

Например, на Валдайской возвышенности есть холмы, гряды. Как же получились эти неровности равнин?

Когда-то в доисторические времена на месте равнины могли возвышаться горы. Затем за долгие миллионы лет горы были раз­рушены под действием землетрясений, ветра, воды, остались толь­ко небольшие возвышения.

Нельзя не упомянуть и эпоху великого оледенения. В прошлом наша страна до Южного Урала была покрыта льдом. Затем ледники растаяли. Сползание огромных многокилометровых ледяных глыб влекло за собой изменение поверхности земли. Именно таким об­разом возникла Валдайская возвышенность.

- Каким вы представляете холм?

Холм - это небольшая возвышенность, имеющая округлую вершину и отлогие или крутые склоны.

  • Рассмотрите карту нашей области.

  • Теперь вы знаете обозначение равнин и возвышенностей.

  • Определите форму поверхности нашей области.

- Вы обратили внимание на то, что вся территория области изрезана оврагами? v

- Что такое овраг?

Овраг - глубокая вытянутая промоина с крутыми склонами, размытая дождевыми и снеговыми водами. В лесостепных и степ­ных областях выпадает очень мало осадков, выпадают они очень неравномерно. Там, где вдоль рек естественная травянистая расти­тельность уничтожена во время редких, но сильных ливней или при весеннем бурном таянии снегов, струи воды, собирающиеся на склонах, разрезают их и образуют глубокие быстрорастущие овра­ги. Овраги выводят из строя большие участки полей, пастбищных угодий. От оврагов также страдают дороги, города, расположенные по высоким речным берегам.

Из старинных книг известно, что в городе Торжке в начале 14 века овраг, который образовался за один час в результате сильней­шего ливня, снёс с лица земли несколько строений.

- Найдите на карте России места с ярко выраженным коричне­вым цветом.

  • Что обозначают таким цветом?

  • Что такое горы?

Горы - это участки земной поверхности, сильно возвышаю­щиеся над окружающей местностью.

  • В чём различие холмов и гор? Ж

  • Рассмотрите территорию нашей области.

  • Есть ли горы?

- О каких из них вы слышали, может быть, побывали там, рас­скажите.

  • Покрыты ли снегом вершины гор? Почему?

  • Какие горы со снежными вершинами можете назвать?

  • Найдите их на карте России.

П. Работа по учебнику, с. 78-в1.

  • Прочитайте текст (с. 78-79).

В чём сходство и в чём различие холма и горы?

- Помогите Серёже разобраться, под какими номерами изобра­жены овраг, холм, гора.

III. Итог урока.

- Какие формы поверхности Земли вы узнали?

Домашнее задание: учебник с. 78-81; рабочая тетрадь, с. 33, задания 2-4.


Урок 57. ВОДОЁМЫ

Знать: выявить признаки естественного и искусственного во­доёмов, реки и озера; учить отличать реку от ручья.

Оборудование: атласы, карточки с названиями признаков реки, карта Волгоградской области.

Ход урока

I. Введение в тему.

-Отрывок из стихотворения Г. Ладонщикова «Ручей-ручеёк».

Эй, ручей-ручеёк, Далеко ли ты потёк? Тороплюсь я в речку,

В речку-быстротечку. Вместе с речкою к реке Мы помчимся налегке И с рекою вскоре Добежим до моря...

-Куда бежал ручеёк?

- Кто помогал ему?

П. Изучение нового.

Беседа с использованием карты России.

-Рассмотрите карту России.

  • Что обозначено на ней оттенками синего цвета?

  • Назовите природные водоёмы. (Река, озеро, море.)

  • Какой из этих водоёмов имеет быстрое течение?

  • Знаете ли вы, как образуется река?

  • Если сомневаетесь, вспомните стихотворение о ручейке.

Рек на свете много, и все они разные. Но почти каждая река на­чинается с родничка, с ключа, который бьёт из-под земли. Малень­кие ручейки сливаются в речки. Из малых речек образуются реки. Они вбирают в себя подземные воды и осадки. Начало реки назы­вается истоком.

- Подумайте, почему его так назвали.

То место, где река впадает в море, озеро или другую реку, называют устьем.

- Объясните, чем ручей отличается от реки.

- Найдите на карте России крупные реки. Рассмотрите, куда они впадают.

  • Как называется эта часть реки?

  • Откуда они берут начало?

  • Как называется эта часть реки?

  • Найдите на карте Волгу.

  • Найдите её исток и устье.

На доске заранее нарисована схема «Части реки» из учебника (с. 83), но без названий её признаков.

- Найдите на столе карточки «исток», «устье» и прикрепите в соответствующем месте схемы.

  • Из чего пополняются воды реки?

  • Что такое приток реки?

Приток - это река, впадающая в другую реку.

  • Найдите на карте притоки Волги.

  • Есть ли у Волги притоки на территории нашей области?

  • Прикрепите карточку на схему.

  • Чем река отличается от притока?

Чтобы определить, где находится левый или правый берег реки, надо встать по направлению её течения, то есть в сторону устья.

  • На каком берегу Волги находится наш город? j . - Какие города на её левом берегу?

  • Прикрепите соответствующие карточки на схему.

  • Рассмотрите, что получилось.

  • Чем озеро отличается от реки?

Озеро — это природный водоём, расположенный в углублениях суши; питается подземными и поверхностными водами.

  • Как сохранить полноводность рек и озёр? П. Работа по учебнику, с. 82-85.

  • Прочитайте материал на с. 82-83.

  • Рассмотрите схемы.

  • Ответьте на вопросы, с. 82.

  • Выполните задание.

  • Что означают слова «естественный»'и «искусственный»?

  • Назовите искусственные водоёмы.

  • Как их создают?

  • Для чего человеку необходимы искусственные водоёмы? III. Итог урока.

Назовите признаки реки.

Домашнее задание: учебник, с. 82-85; рабочая тетрадь, с. 35, задание 4.


Урок 58. В ГОСТИ К ВЕСНЕ

Цели: понаблюдать и выявить весенние приметы в неживой и живой природе; учить определять по внешним признакам период наступления весны.

Оборудование: рисунки перелётных птиц, гербарий ран­нецветущих растений, рисунки и фотографии природы весной.

Ход урока

I. Введение в тему.

-Сегодня мы отправляемся в гости к Весне.

И, как всегда велось на Руси, мы должны прославить хозяйку, чтобы она была к нам добра и открыла для нас свои секреты.

Прослушайте стихотворение Е. А. Баратынского и определите в йём приметы весны.

Весна! Весна! Как воздух чист!
Как ясен небосклон!
Своей лазурию живой
Слепит мне очи он.
Весна! Весна! Как высоко

На крыльях ветерка, Ласкаясь к солнечным лучам, Летают облака! Шумят ручьи! Блестят ручьи! Взревев, река несёт На торжествующем хребте Поднятый ею лёд! Ещё древа обнажены, Но в роще ветхий лист, Как прежде под моей ногой

И шумен и душист

Под солнце самое взвился И в яркой вышине Незримый жаворонок поёт Заздравный гимн весне...

П. Изменения в природе.

Беседа.

-Какими изменениями в природе Весна заявляет о своём при­ходе?

  • Каким настроением автора проникнут рассказ о весне?

  • Почему всё живое так радо весне и поёт ей «заздравный гимн»?

  • Рассмотрите рисунки и фотографии на с. 86-87.

  • О чём вы услышали в стихотворении?

  • Почему начинается таяние льда и снега весной?

  • В каких местах он быстрее тает?

  • Как изменились осадки с наступлением весны?

  • Как изменилась почва?

  • Как будет изменяться дальше природа?

  • Прочитайте пословицы на доске.

  • Как понимаете их смысл?

Весна да осень - на дню погод восемь. Не пугай, зима, весна всё равно придёт. Весна напоит - осень накормит. Хочешь есть калачи, не сиди на печи.

  • Вспомните, какие вы знаете пословицы о весне.

  • Назовите весенние месяцы.

В народе каждый месяц имеет одно название, связанное с наиболее яркими изменениями в природе. В каждом из них есть и свои народные приметы, которые сложились из многолетних на­блюдений.

Март — проталъник Рано затает — долго не растает.

Коли перелётная птица течёт стаями — к дружной весне. Длинные сосульки - к долгой весне.

Апрель — снегогон

Из берёзы течёт много сока - к дождливому лету. Ранний излёт пчёл — к красной весне.

Птицы вьют гнёзда на солнечной стороне - к холодному лету.

Май - травень

Май холодный - год хлебородный. Поздний расцвет рябины - к холодной осени. •Когда цветёт черёмуха - всегда живёт холод.

  1. Раннецветущие растения.

Беседа.

—Весной оживают представители Царства растений.

  • Назовите раннецветущие растения.

  • Почему их так назвали?

  • Откуда они черпают силы для раннего появления и цветения? (Запас питательных веществ.)

  • Рано зацветают ветроопыляемые растения (ива, ольха, тополь и др.). Объясните, почему.

  • Найдите их среди гербария.

  • Затем - опыляемые насекомыми. Объясните, почему.

  • Рассмотрите гербарий травянистых растений.

  • Найдите те характерные особенности их строения, которые определяют их раннее пробуждение к жизни.

  • Какие из этих растений вы видели, в каких местах их встре­чали?

- Постарайтесь объяснить происхождение их названий.

IV. Перелётные птицы.

Вопросы учащимся:

Изменения в неживой природе и в жизни растений повлияли и на жизнь животных весной.

  • Подумайте, какие животные раньше появляются весной, на­секомые или перелётные птицы? Почему?

  • Чем объясняется массовый прилёт птиц весной? (Наличием достаточного количества пищи: мух, червей и др. насекомых.)

  • Какие птицы возвращаются первыми?

Расскажите об их поведении.

  1. Экологические правила.

-Давайте составим правила поведения в природе, в которых отразим заботу о сохранении раннецветущих растений и перелёт­ных птиц.

- Почему людям необходимо заботиться о птицах и охранять их?

• Для учителя.

Вот некоторые примеры о количестве насекомых, которых пти­цы съедают сами и приносят птенцам. Большая синица уничтожает в течение дня до 6000 насекомых, грачи уничтожают до 8000 вред­ных червей и гусениц. Ласточка за лето ловит до 1 000 000 мошек и комаров. Таким образом, птицы охраняют посевы и посадки и при­носят большую пользу человеку.

VI. Итог урока.

- Почему весна - время пробуждения природы?

VII.Домашнее задание: учебник, с. 86-89; рабочая тетрадь, с. 38-39, задания 6-7.



Урок 59. ПУТЕШЕСТВИЕ ПО РОДНОЙ СТРАНЕ

Цели: дать представление о географическом положении России; учить определять водные и сухопутные границы России, ориентироваться по карте России.

Оборудование: карта полушарий, карта России, атласы.

Ход урока

I. Введение в тему.

-Наша родина Россия в древности называлась Русью. Слави­лась Русь своими реками и озёрами, где было много рыбы, своими лесами, где водилось много пушных зверей. Но больше всего сла­вилась Русь своими зодчими, строившими белокаменные города, своими кузнецами, гончарами, пахарями.

  • А как велика наша родина Россия?

  • Можно ли её увидеть всю сразу?

  • Видел ли её так кто-нибудь? (Космонавты.)

  • А где мы можем увидеть всю территорию России? (На карте.)

П. Работа с картой.

  • Подумайте, на каком материке находится Россия. Учитель называет материки и показывает их на карте.

  • Почему материк называется Евразия?

Территория России включает в себя восточную половину Евро­пы и северную треть Азии. Условная граница Европы и Азии нахо­дится в районе Уральских гор.

  • Найдите Северный полюс и Южный полюс, щ - К какому из них ближе расположена Россия?

  • Какие обозначения помогут нам определить территорию на­шей страны и не спутать с другими странами? (Граница.)

  • Давайте определим границы России.

Учитель показывает границы государства, начиная с Северного полю­са и называя моря и участки суши, по которым они проходят.

- Покажите границы России в атласе соседу по парте.

Работа в парах.

Протяжённость страны с запада на восток так велика, что когда на одном её краю наступает ночь, на другом 1 уже началось утро. Чтобы проехать поездом с востока нашей страны на запад, понадо­бится двенадцать дней.

- Какие океаны и моря омывают нашу страну с севера, юга, за­пада, востока? Покажите на карте.

- Воды каких морей являются территорией России?

Две трети наших границ - морские, а одна треть - сухопутные.

Ш. Практическая работа.

Детям предлагаются различные задания. Для их выполнения надо сначала поработать в атласах, затем показать на классной физической карте России.

Примерные задания:

  1. Назвать по порадку с запада на восток шесть морей Северно­го Ледовитого океана и показать на карте.

  2. То же, но в обратном порядке.

  3. Назвать и показать на карте с севера на юг три моря Тихого океана.

  4. То же с юга на север.

Назвать и показать одно море на западной и два моря на юж­ной границе России.

  1. Назвать и показать полуостров, разделяющий Охотское й Бе­рингово моря.

  2. Назвать и показать полуостров в Баренцевом море.

  3. Назвать и показать столицу России.

  4. Показать на карте города, в которых вы бывали.

  1. Показать на карте реку Волгу, начиная с истока.

  2. Назвать и показать крупную сибирскую реку.

Выполните задание на с. 92-93.

IV. Итог урока.

- Что интересно было для вас на уроке?

Домашнее задание: приготовить для одноклассников задания -загадки по карте; рабочая тетрадь, с. 41, задание 5.



Урок 60. РОССИЯ НА КАРТЕ

Цели: показать основные условные обозначения физической карты; изучить правила работы с картой; учить работать с картой; развивать умения рассуждать, делать выводы.

Оборудование: атласы, физическая карта России.

Ход урока

I. Работа по карте.

Вопросы и задания учащимся. -Что такое карта?

  • Как об этом Сказано в учебнике (с. 93)?

  • Назовите и покажите самую северную точку земного шара.

  • Определите на карте остальные стороны горизонта.

  • Какие моря омывают территорию России с севера, запада, юга, востока?

  • Что обозначают на карте зелёный и коричневый цвета?

  • Что означает голубой цвет?

  • Почему каждый цвет имеет разные оттенки?

  • Найдите на карте равнины, низменности.

  • Назовите их.

  • Найдите и назовите возвышенности.

  • Найдите горы.

  • Прочитайте названия самых высоких точек.

  • Были вы в горах? Расскажите.

  • Найдите и назовите самые крупные реки России. I

  • Подумаете, почему люди понимают карту, умеют её читать?

  • Какие условные обозначения вы нашли на физической карте?

  • Будут ли одинаковыми условные обозначения карты полез­ных ископаемых и почвенной карты? Объясните.

  • Назовите и покажите крупные города России.

II. Работа по учебнику, с. 94-95.

  1. Как показывать на стенной карте.

  2. Итог урока.

- Что такое карта?

Домашнее задание: учебник, с. 93-97; рабочая тетрадь, с. 41-43.



Уроки 61,63,64

ГОРОД НА НЕВЕ. ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ОКЕ

Цели: рассказать о достопримечательностях Москвы, Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода; учить узнавать известные исто­рические объекты этих городов.

Ход уроков

Эти уроки носят информационный характер. Возможно, что некото­рые учащиеся побывали в этих городах и смогут описать отдельные их достопримечательности. Видеофильмы, фотографии, слайды помогут бо­лее полному представлению учащихся об изучаемых городах.

• Для учителя.

Нет, пожалуй, на земле человека, который бы не знал города со звучным именем - Москва.

Много веков назад Москва стала центром, вокруг которого объединились русские земли, формировалось национальное рус­ское государство.

Москва - столица России, центр многонационального государ­ства.

Промышленность современной Москвы - это производство стали, машин, приборов, точнейших механизмов. Заводы столицы выпускают автомобили и мостовые краны, часы и электрические моторы, холодильники и станки-автоматы, электролампы —.от кр|р хотных, размером с горошину, для хирургических приборов, До громадных ламп, горящих на морских маяках, и другую продук­цию.

Москва - крупный транспортный узел страны, где сходятся на­земные, водные и воздушные магистрали. По железной дороге в столицу ежесуточно прибывают и отправляются из неё тысячи по­ездов с миллионами пассажиров. После постройки новых каналов и реконструкции старых водных путей столица стала портом пяти морей: Белого, Балтийского, Каспийского, Азовского и Чёрного.

Москва — крупный научный центр России. Здесь работают тысячи учёных. От их деятельности зависят темпы и уровень развития страны.

В Москве тысячи библиотек. Десятки наименований газет, журналов, огромное множество книг выпускают московские ре­дакции и издательства. Голос нашей столицы звучит в эфире. В 1967 году началась трансляция передач из общесоюзного телевизи­онного центра. Останкинская телебашня вознеслась на высоту 536 метров.

О московских музеях можно написать увлекательную книгу. Их вместе с филиалами более 60 - исторических, научных, военных, художественных, литературных. Больше всего посетителей пере­ступает порог Государственной Третьяковской галереи — сокро­вищницы изобразительного искусства.

А кто не знает московских театров? Кто не стремился попасть в Большой, Малый или МХАТ, «Современник» или Театр оперетты? В 2001 году Большому театру исполнилось 225 лет. Его славная история - это летопись русского Налета и русской оперы. Не в оби­де и маленькие любители искусств: для них открыты двери Цен­трального детского театра, Государственного театра кукол, Мос­ковского детского музыкального театра и др.

Второй после Москвы по численности населения город -Санкт-Петербург. Основанный в 1703 году на берегу Финского за­ за­лива в дельте Невы, Петербург развивался одновременно как круп­ный морской и речной порт, как промышленный и научно-техни­ческий центр. Город расположен на 42 островах Невской дельты; длина берегов Большой Невы, её притоков и каналов достигает 300 км. Улицы и площади, проспекты и набережные его - живые страницы летописи славных событий истории нашей Родины.

Санкт-Петербург - город с высокоразвитой промышленностью. Здесь изготовляются самые разнообразные приборы, телевизоры, радиоприёмники, строятся грузовые и промысловые суда, плавучие рыбоперерабатывающие фабрики, выпускаются шины, пластмассы и другие изделия.

В Санкт-Петербурге 47 музеев: Эрмитаж и Русский музей, сла­вящиеся бесценными художественными сокровищами, Музей Арк­тики и Антарктики, старейший в нашей стране Центральный воен­но-морской музей (основан в 1709 году).



Урок 62. МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ

Цели: рассказать об истории Московского кремля как центра Москвы - столицы России; учить узнавать некоторые хорошо из­вестные объекты Московского кремля.

Оборудование: набор цветных иллюстраций или фотогра­фий Московского кремля.

Ход урока

I. Знакомство с общим видом Московского кремля (с. 96).

Работа с текстом учебника.

П. Рассматривание отдельных объектов Кремля.

• Для учителя.

Более восьми веков прошло с тех пор, как на крутом Боровиц­ком холме, поросшем в то время густым сосновым бором, по при­казу русского князя Юрия Долгорукова построили небольшую де­ревянную крепость. Шёл 1147 год. Эту дату и принято считать го­дом основания Москвы. Площадь того древнего поселения, по летописным источникам, из конца в конец составляла всего триста шагов.'

В 13-м веке Москва стала центром одного из русских княжеств. В 14-м веке великий московский князь Иван Калита спешит укре­пить Москву. Строятся новые дубовые стены и башни Кремля вза­мен сгоревших в 1331 г. Отёсанные дубовые брёвна были огром­ных размеров. Их диаметр достигал 70 см.

Эта крепость прослужила более 25 лет. В 1365 г. в один из за­сушливых дней случился пожар. Москва вся сгорела, в том одсле и деревянные стены Кремля. Княжил в то время внук Ивана Калиты — Дмитрий Иванович (впоследствии Дмитрий Донской). Он юзвёл стены Кремля из белого камня. Толщина стен была 2-3 метра. И когда очередной враг напал на Москву, то Кремль блестяще вы­держал его осаду.

Более ста лет служили надёжной защитой Москве и Руси бело­каменные стены и башни Кремля. За это время много раз подверга­лись они осаде неприятеля и не однажды разрушались от поваров. К середине 15-го века стены сильно обветшали, в некоторый мес­тах были заделаны брёвнами и уже не могли служить надежной защитой. Вот тогда, на рубеже 15-го и 16-го веков и был возведён тот Кремль, который мы знаем.

В Москву были приглашены лучшие русские и иностранные зодчие. Центром Кремля стала Соборная площадь. В августе 1479 года на кремлёвском холме засиял массивный изящный и стройный Успенский собор. Он стал главным собором государства. Здесь ко­роновали царей, оглашались самые важные сообщения. Его укра­шают фрески выдающегося русского художника Дионисия, древ­ние иконы 11-13-го веков. Замечательный живописец Андрей Руб­лёв создал неповторимые иконы для Благовещенского собора. Сооружение это куда меньше пятиглавого соседа - Успенского со­бора, но зато, благодаря трёхглавию, стройное, лёгкое, почти воз­душное. Здесь, в Кремле, создавался новый стиль зодчества, кото­рый постепенно стал общерусским.

Вскоре здесь встала великолепная Грановитая палата. Её возве­ли к 1491 году итальянцы Пьетро Антонио Солари и Марк Фрязин, перед этим возводившие крепостные стены. Палата вместительна -её пространство почти 500 м, стены украшены фресками.

В первом десятилетии 16-го века другой итальянский зодчий построил Архангельский собор, ставший некрополем - усыпальни­цей московских великих князей и царей.

Гордость площади трёх соборов - колокольня Ивана Великого высотой около 80 м. На её башне находилось 34 колокола общим весом свыше 16 тыс. пудов. Их звон слышала вся Москва.

Одновременно возводились стены, ворота, башни Кремля, ко­торые в 17-м веке увенчались стройными шатрами. Был построен чудесный Теремный дворец - жилые палаты царской семьи. В 18-м веке на территории Кремля появилось строгое и прекрасное здание архитектора Казакова и Арсенал. В следующем веке к ним приба­вились Большой Кремлёвский дворец и Оружейная палата - один из старейших музеев нашей страны. Самый молодой в семье по­строек Кремля - Дворец съездов, он воздвигнут несколько десяти­летий назад.

Среди музейных ценностей Кремля выделяется гигант артилле­рийского производства 16-го века - Царь-пушка. Она отлита та­лантливым русским мастером Андреем Чоховым. Пушке не при­шлось участвовать в боевых действиях, однако её отливали именно как боевое орудие, а не в чисто декоративных целях. Вес Царь­пушки около 40 тонн, длина почти 5,5 метров, а диаметр дула, то есть калибр, составляет чуть ли не метр... Стрельба из неё предна­значалась каменной картечью.

Не менее знаменит и Царь-колокол. Отливал его Иван Моторин, знаменитый московский литейщик, с сыном Михаилом в 1733-1735 годах. Вес колокола 200 тонн.

И Царь-пушка, и Царь-колокол напоминают нам о старинных умельцах, чьи золотые руки вызывают восхищение.

Краснокирпичный Кремль, воздвигнутый во времена великого русского князя Ивана III, за свою долгую историю не раз обновлял­ся. Реставрировали его и в наши дни, отчего этот величайший и неповторимый памятник русской национальной архитектуры стал ещё величественнее и краше. Полюбоваться им ежедневно прихо­дят сюда тысячи экскурсантов.

Домашнее задание: учебник, с. 100-109; рабочая тетрадь, с. 46-49.




Урок 65. ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ПЛАНЕТЕ

Цели: дать первоначальные сведения о форме Земли и ее по­верхности; учить ориентироваться по карте полушарий, читать ус­ловные обозначения, определять материки, океаны, экватор.

Оборудование: глобус, карта полушарий, мячик, круг (бу­мажный).

Ход урока

I. Практическая работа № 1.

Цель: изучение планеты Земля, её формы, поверхности. Вопросы и задания учащимся.

-Что вы знаете о форме Земли?

- Откуда вы это узнали?

  • На столе лежат мяч и круг. Выберите тот предмет, который полностью повторяет форму нашей планеты.

  • Люди какой профессии воочию убедились в том, что земля имеет шарообразную форму? (Космонавты.)

- Всегда ли люди знали об этом?

Жители древней Индии представляли Землю следующим обра­зом: это полусфера, которая лежит на спинах огромных слонов, слоны, в свою очередь, стоят на гигантской черепахе, черепаха — на змее, которая, свернувшись кольцом, замыкает околоземное про­странство.

- Какая модель помогает нам увидеть уменьшенное изображе­ние Земли? (Глобус.)

  • Рассмотрите глобус. Какую форму он имеет?

  • Сравните изображение Земли на глобусе и карте. Что заметили?

  • Чего больше на Земле - воды или сущи?

  • Как это можно определить по глобусу и карте?

-Рассмотрите огромные участки суши, которые со всех сторон омываются водами океанов. Это материки.

  • Посчитайте, сколько материков на поверхности Земли.

  • Прочитайте их названия.

  • О каких из них вы уже слышали раньше?

  • Чем они вам запомнились?

  • Какой материк изображен на карте белым цветом?

  • Рассмотрите условные обозначения.

  • Почему Антарктида на карте белого цвета?

  • Прочитайте названия океанов.

  • Сколько их?

II. Практическая работа № 2.

Цель: усвоение знаний об экваторе, полюсах, полушариях.

Вопросы и задания учащимся. г

-Приглядитесь внимательно к карте. Обратите внимание на чёткую синюю полосу, которая пересекает изображение планеты ровно посередине.

  • Есть ли такая полоса на глобусе?

  • Что это? (Экватор.)

Экватор - это воображаемая линия, которая находится на оди­наковом расстоянии от полюсов и делит Землю на два полушария -северное и южное.

Длина экватора 40 тыс. км.

Давайте представим, что мы решили отправиться в путешест­вие вдоль экватора. Отметим точку отправления на глобусе (кре­пится пластилином фишка, флажок или любое другое обозначе­ние). Двигаясь вдоль экватора, мы обогнули весь земной шар и вернулись в пункт отправления (учитель вращает глобус, показы­вая указкой движение вдоль экватора).

Какие материки и океаны мы пересекаем?

Если бы было возможно совершить путешествие вокруг Земли пешком, делая по 25 км в сутки, нам потребовалось бы 1600 суток или 4 года и 140 суток.

На самолёте можно облететь Землю за 40 часов непрерывного полёта (почти двое суток), если самолёт летит со скоростью 1000 км в час.

Определите местоположения Северного и Южного полюсов. Почему верхнее от экватора полушарие называется северным, а нижнее — южным?

III. Итог урока.

  • Что особенно запомнилось из этого урока?

  • Что знали раньше?

Домашнее задание: учебник, с. 120-123; рабочая тетрадь, с. 53-58.


Урок 66. СТРАНЫ МИРА

Цена: ознакомить с названиями крупных стран мира; формиро­вать умение находить и показывать по карте страны, океаны и ма­терики.

Оборудование: иллюстрации, фотографии наиболее из­вестных мест на разных материках, карта полушарий, атласы.

Ход урока

I. Актуализация знаний. Океаны.

Работа по карте.

-Рассмотрите карту полушарий.

  • Вспомните о соотношении воды и суши на Земле.

  • Какие океаны знаете?

  • Покажите их на карте.

  • Почему Северный Ледовитый океан так называется?

  • Берега каких материков омывает Северный Ледовитый океан? (Аналогично о других океанах.)

П. Изучение нового. Материки.

Беседа.

-Назовите самый большой материк.

  • Почему он имеет такое название?

  • Что вы о нём уже знаете?

• Для учителя.

Греческое слово «европа» означает «запад». Большим разнооб­разием отличается климат Европы: от сурового на севере, особенно за Полярным кругом, до тёплого и мягкого на юге.

Человек в процессе хозяйственной деятельности сильно изме­нил природную растительность Европы. Люди истребили многих диких животных.

С древних времён в Европе развивались различные ремёсла, а затем промышленность, сельское хозяйство. Высокого уровня дос­тигли науки, искусство. Знаменитые художники, композиторы, ве­ликие писатели прославили на весь мир многие европейские страны.

(Аналогичная работа проводится по с. 124—129.)

• Для учителя.

Азия — так называют часть света, входящую в состав материка Евразия. Азия занимает третью часть всей суши. В целом Азия очень высокая часть света - 3/4 площади занято горами и плоско­горьями, но есть и равнины.

К югу от Гималаев есть самое дождливое место на Земле - Че-рапунджи. Если бы там оставалась вся выпавшая за год влага, она образовала бы слой высотой с четырёхэтажный дом. Щ

На востоке всё азиатское побережье омывает самый большой и самый глубокий Тихий океан. Около берегов много вулканических островов, часто бывают извержения вулканов, землетрясения, а» рядом с высокими вулканами расположено несколько глубоких океанических впадин. В одной из них - Марианской - отмечена наибольшая глубина Мирового океана: 11022 м.

В недрах Азии открыты огромные запасы самых разнообразных полезных ископаемых, особенно нефти, газа, каменного угля, цвет­ных металлов, драгоценных камней.

В Азии живут свыше 2 млрд человек. Они делятся на множест­во разных народов.

Африка — второй по величине континент земного шара. Эква­тор делит её почти посередине, поэтому здесь круглый год тепло, а лето и зима различаются лишь по тому, что один сезон бывает влажным, а другой - засушливым. Деревья здесь круглый год по­крыты листвой. Их ветки так переплетены, что образуют крышу. Высота деревьев 40-80 м.

Огромные пространства пустыни покрывают пески и камени­стые россыпи, здесь нет рек, растения попадаются редко.

В результате хозяйственной деятельности человека, особенно за последние 100 лет, природа Африки сильно изменилась. Для то­го чтобы сохранить ещё нетронутые уголки природы и обитающих там животных и птиц, в Африке созданы заповедники.

Америка - в неё входят два материка - Северная Америка и Южная Америка. Коренные жители обоих материков - индейцы, но их в Америке осталось немного. Сегодняшние американцы -потомки завоевателей, переселенцев из Европы.

Одна из достопримечательностей природы Северной Америки -цепь Великих озёр. Пять гигантских чаш, соединённых друг с дру­гом, образуют пресноводное море. Озеро Верхнее - самое большое на Земле. На реке Ниагаре находится самый большой в мире водо­пад - Ниагарский.

Не менее интересна и разнообразна природа Южной Америки. Через весь материк с запада на восток тянется величайшая в мире река Амазонка, принимающая в себя более 500 притоков. Пожалуй, нигде в мире не найти сразу столько видов жуков и бабочек, сколь­ко обитает их в бассейне реки Амазонки. Здесь водится также ги­гантская змея анаконда, достигающая 9 метров длины.

В Южной Америке много необжитых районов, потому что не­проходимые чащи тропических лесов преграждают путь человеку.

Австралия — самый маленький и самый засушливый континент планеты, около половины территории страны занимают пустыни и полупустыни.

Своеобразен животный мир пятого континента. Только в Авст­ралии водятся сумчатые млекопитающие: кенгуру, сумчатый мед­ведь - коала, сумчатые белки, крысы. В Австралии много птиц. Самая большая из них - страус эму, самые красивые - нарядные, как радуга, райские птицы, самые забавные - пересмешники. Ог­ромными стаями летают волнистые попугайчики.

Антарктида — в ней нет ни лесов, ни рек. Весь материк по­крыт ледниковым щитом, в котором «заморожено» 24 млн куб. км воды, почти 90 % объёма пресных вод на поверхности Земли.

Жизнь в Антарктиде существует в очень суровых условиях. На свободных ото льда участках суши встречаются лишь лишайники и мхи, микроводоросли и бактерии. Однако у берега в некоторых местах располагаются колонии пингвинов, удивительных антарк­тических птиц. Они не умеют летать, неуклюже переваливаясь, пе­редвигаются по берегу, плавают же очень ловко.

III. Закрепление.

Задания учащимся.

-Рассмотрите фотографии на с. 125-129.

  • На каких материках всё это можно увидеть?

  • Покажите эти материки на карте.

  • Рассмотрите политическую карту мира, с. 130-131.

  • Подумайте, почему она Так называется?

  • Найдите страну, в которой вы живёте.

  • Найдите и назовите самые крупные страны.

  • О каких странах вы слышали раньше?

IV. Итог урока.

  • Какой из материков больше всего вас заинтересовал?

  • Почему?

Домашнее задание: учебник с. 125-133; рабочая тетрадь, с. 59-60.




Урок 67. ПУТЕШЕСТВИЕ В КОСМОС

Цели: рассказать об исследованиях космического пространст­ва; дать элементарные представления о работе космонавтов в Кос­мосе; учить правильно использовать в речи некоторые термины по теме «Космос».

Оборудование: иллюстрации космических кораблей, фо­тографии космонавтов в скафандрах, вид Земли и космического неба с борта космического корабля.

Ход урока

I. Введение в урок.

—Из какого детского произведения эти строки?

«Друзья быстро поднялись в астрономическую кабину. По­смотрев в боковые иллюминаторы, они увидели вокруг бездонное чёрное небо, усеянное крупными звёздами, среди которых сияло ослепительно яркое солнце. Казалось, был день, но в то же время была и ночь. Так на Земле никогда не бывает. Когда на Земле вид­но солнце, то не видно звёзд, и наоборот, когда есть звёзды - нет солнца. В одном из верхних иллюминаторов ярко светила Луна. Она казалась несколько крупнее, чем обычно кажется нам с Земли.

- Совершенно ясное дело, - сказал Незнайка. £ Мы уже далеко от Земли. Мы в космосе!

- Вот тебе и весь сказ! - разочарованно пробормотал Пончик». (Н. Носов. «Незнайка на Луне».)

  • О чём рассказывается в этой сказке?

  • На чём летели Незнайка и Пончик?

  • Как выглядит космический корабль?

Опора на подготовленный иллюстрационный материал.

П. Изучение нового.

- Рассмотрите рисунки на с. 60-61 (рабочая тетрадь). Существует особая «космическая азбука». Впишите в клеточки

слова на с. 60-61 и объясните их значение. (Невесомость, космо­дром, ракета, орбита, скафандр, открытый космос.)

III. Составление (коллективное) рассказа о космосе с ис­пользованием слов «космической азбуки».

• Для учителя.

Космический корабль - это и дом, и научная лаборатория. В нём живут и работают космонавты.

Космический корабль состоит из нескольких отсеков. Главный отсек - это кабина космонавтов. Этот отсек полностью изолирован от космической среды, губительной для жизни людей. Специаль­ные приборы в отсеке следят, чтобы в нём было достаточное коли­чество воздуха, чтобы были нормальные влажность и температура.

В космическом корабле продукты хранятся в тубах. Они похо­жи на тюбики с зубной пастой, только размером побольше. Из них еду выдавливают. В условиях невесомости крошки хлеба, капельки жидкости могут доставить неприятности космонавтам. В космиче­ском доме есть холодильник и электрическая плита.

В главном отсеке космонавты стартуют с Земли. Отсюда они управляют кораблём, связываются с Землёй. Кабина космонавтов ­единственная часть космического корабля, которая возвращается на Землю.

На корабле есть и другой жилой отсек. Он называется орби­тальным. Здесь космонавты отдыхают, проводят научные-экспери­менты. Через орбитальный отсек космонавты могут выйти в откры­тый космос. Орбитальный отсек на Землю не возвращается.

Выполнив все задания, космонавты готовятся к возвращению на Землю. Космический корабль разворачивается тормозным дви­гателем вперёд, чтобы затормозить свой стремительный полёт и начать спуск на Землю. После включения тормозного двигателя корабль разделяется на части. Ненужный теперь орбитальный от­сек и отсек с приборами сгорают в атмосфере. Герметичный отсек с космонавтами продолжает полёт к Земле. На высоте нескольких километров от Земли раскрываются парашюты. В самом конце по­лёта двигатели мягкой посадку смягчают удар корабля о земную поверхность.

IV. Итог урока.

— Что запомнилось в уроке? Домашнее задание.



Урок 68. ВПЕРЕДИ ЛЕТО

Цели: побудить учащихся к проведению наблюдений и иссле­дованию тайн природы; на примере первого летнего месяца пока­зать, что можно наблюдать и как; рассмотреть задания к «выводам учёного» по учебнику итребования к их выполнению в летнее время.

Ход урока

I. Организационный момент.

Не задерживаясь, в срок

Начнём последний наш урок.

Летом вам предстоит отдыхать

И за природой наблюдать.

Тайны хотите её распознать?

Приготовьтесь на уроке «учёными» стать!

П. Введение в тему урока.

Ученики читают стихотворение:

МЕСЯЦЫ ГОДА

Ты любишь ледяной январь, безветрье, стужу зверскую, а я - лютующий февраль, метель, поземку дерзкую.

Ты любишь ранний месяц март с апрельскими проталинами, а я - молнирующий май с дождями моментальными.

Ты любишь облачный июнь, в просторе многоярусном, а я - сжигающий июль и август - солнце в ярости!

Ты любишь бархатный сентябрь, с его зелёным золотом, ая- когда несёт октябрь штыки дождя по городу.

Ты любишь краски в ноябре, свинцовые с лиловыми, а я - декабрь, ведь в декабре мы переходим к новому...

И бой на башенных часах, и в полночь - утро-девицй! И каждый к будущему шаг мне очень, очень нравится.

С. Кирсанов

- О каких из этих месяцев мы ещё не говорили с вами? (Отве­ты учащихся.) Какого времени года эти месяцы? Что происходит с природой в начале лета, я вам расскажу, а все наблюдения за осо­бенностями летней природы вы будете выполнять самостоятельно на каникулах.

Ш. Работа по теме урока.

1.Работа по учебнику (с. 136).

2.Рассказ учителя об июне.

ВСЕ КРАСКИ ЛЕТА

Июнь - это самые длинные дни и самые короткие ночи, это — тепло и свет. И самые яркие, буйные краски. Буйно растут и цветут деревья и кусты. И травы, дарящие полянам, лугам, лесным опуш­кам неповторимые цветочные орнаменты. Вглядишься в это пёстрое разнотравье и удивишься: словно искусный мастер-художник под­бирал формы и цвет и так всё расположил на поляне, что до самой осени останется она нарядной. Отцветут одни растения; придут им на смену другие. Правда, к середине и к концу лета станет беднее цветочный ковёр, но краски его никогда не поблекнут.

В этом живом травяном ковре есть растения высокие и низкие, крупные и мелкие. Но вот удивительно - ни одно из них не остаёт­ся незамеченным!

У старого пня распустились белые звёздочки земляники. Прой­дёт время, и здесь, на солнцепёке, будут самые крупные земляничины. Чуть дальше величественно покачиваются крупные чашечки колокольчика персиколистного. Среди всех ко­локольчиков его, пожалуй, можно назвать самым красивым. Ромашки, гвоздики, одуванчики с жёлтыми цветками-солнышками и уже с белыми пушистыми шарами, голубые незабудки... Да можно ли все их перечислить!

Нетрудно отыскать среди июньского разнотравья и первоцве­ты. Например, медуницу. И сочевичник весенний.

Сочевичник весенний, или чину ведённюю, найти несложно. По строению её цветки напоминают всем хорошо известные цветки гороха. Цветки сочеврчника собраны в кисть - молодые имеют малиново-лиловую окраску, а старые уже успели стать синеватыми (вспомним медуницу: и у неё цветки тёмно-розовые и васильковые, тоже бывают молодыми и старыми).

Быстро отцветёт это растение, и на месте ярких цветков поя­вятся маленькие зелёные бобы. Зелёным и неприметным будет сто­ять сочевичник до осени. Но на смену чине весенней придут её сест­ры: чина луговая и чина лесная. И появятся на лесных опушках но­вые краски: сочная ярко-жёлтая — чины луговой и бело-розовая — чины лесной.

Оба эти растения не только красивы: первое - ценный корм для скота (правда, животные его едят охотно только вместе с другими травами), второе можно выращивать как вьющееся декоративное растение в саду.

И в июне, и в другие летние месяцы ребят ждёт много увлека­тельных лесных прогулок. Учитесь примечать, какие растения при­ходят на смену друг другу, как обновляется цветочный ковёр полян и опушек. (По Т. Горовой)

3.Работа по учебнику (с. 137).


ПТИЦЫ В ИЮНЕ

Наступили самые длинные июньские дни.

Было уже за восемь часов вечера. Солнце склонялось к гори­зонту. Но все ещё заливались над полями жаворонки, а серые слав­ки выскакивали на освещенные косыми лучами вершинки луговых кустов и начинали свою торопливую весёлую болтовню. Но всё больше тянуло вечерней прохладой. И вот с края болотца, порос­шего низкими кустиками ивы и ещё не успевшей зацвести густой таволгой, раздался резкий крик коростеля. Пожалуй, всем, кто бы­вал за городом тёплыми летними вечерами, знакомо громкое и от­рывистое «дерганье» этой птицы. Однако мало кому удавалось увидеть коростеля - так искусно прячется он в высокой траве. Что­бы показать его своим спутникам, я осторожно подошёл как можно ближе к поющей птице и, лишь только раздался её очередной крик, резко бросился в том направлении. Дергач, так ещё называют этих птиц, не выдержал и взлетел из-под самых моих ног. Он низко про­летел над травами, опустив ноги и быстро взмахивая рыжими крыльями, и сел на пшеничном поле.

Но вот солнце, последний раз показав раскалённый свой крае­шек, исчезло за дальними полями. И лишь только оно скрылось за горизонтом, смолк запоздалый жаворонок, а в хлебном поле закри­ закри­чал перепел. Стало еще темнее. Все птицы ненадолго замолчали, и только издали доносился хор лягушек. А когда над лугами одна за другой начали зажигаться яркие звёзды, дергачи снова завели свои песни.

Коростели возвращаются с африканских зимовок в самом нача­ле мая, и со второй декады мая уже можно услышать их крик. Но птица не спешит обзаводиться потомством. Лишь когда зелёные волны наступающего лета захлестнут луга, коростели приступают к гнездованию. Выбрав ямку возле влажной луговой низинки, сам­ка выстилает её толстым слоем сухой травы.

Закончив кладку, самка приступает к насиживанию. Она сидит так плотно на гнезде, что на неё можно случайно наступить. Но, к счастью, в это время мало кто бывает в /лугах. Насиживающую самку почти невозможно заметить, и первое время гнездо коросте­ля мало подвергается опасности. Но насиживание у коростелей продолжается долго - три недели, и часто еще не успеют вывестись птенцы, начинается пора сенокоса. Вот в это-то время люди, быва­ет, и губят коростелиные гнёзда. При этом нередко под косой гиб­нет и самка.

Если насиживание прошло благополучно, птенцы, как и подо­бает птенцам выводкового типа, долго не задерживаются в родном гнезде. Через несколько часов самка уводит их в травяные джунг­ли. А спустя несколько дней птенцы расстаются с матерью и при­ступают к самостоятельной жизни. Юркие, покрытые чёрным пу­хом, цыплята так ловко шныряют и прячутся среди травы, что за­метить их очень труд^к Но и заметив, скорее примешь коростелёнка за шмыгнувшую мышь, чем за птицу.

Если бы летняя тропа привела нас не в луга, где мы наслажда­лись перекличкой коростелей и перепелиным боем, а на край за­растающего пруда или к тихой речной заводи, то, возможно, мы услышали бы голоса родственников коростеля - болотных курочек, которые ещё меньше знакомы нам. Бывает, вдруг у самой дороги из затопленной и поросшей рогозом и аиром канавы раздастся рез­кий свист: «фить-фить». Но сколько бы вы ни лазали, по колено в воде, вряд ли удастся увидеть свистуна-невидимку. Он замолкает при вашем приближении и вновь начинает кричать, едва отойдёте. Это погоныш. Если вам очень захочется на него посмотреть, при­ходите на рассвете на берег заросшего затона, где густые заросли пахучего аира и стрелолиста чередуются с участками тёмного вяз­кого ила. Коли у вас хватит выдержки посидеть тихо, то, едва ноч­ная тьма начнет расступаться перед жидким рассветом, из болот­ных трав, ловко передвигаясь между стеблями, выйдет на открытое место небольшая тёмная птица. Чуть сгорбившись и подергивая кургузым приподнятым хвостом, она проворно начнёт бегать по затопленным листьям и вязкому илу. Длинные тонкие пальцы её зеленоватых лапок не дают вязнуть и проваливаться птице на пла­вающей ветоши. Чуть пошевельнётесь, погоныш бросится в крепи, но вскоре опять покажется. Иногда он подбегает к самым ногам наблюдателя. И тогда видно, как ловко хватает он со стеблей бле­стящих жучков-радужниц или другую мелкую живность.

Тут же можно увидеть, как из-за травяного островка выплывет на плёс матово-чёрная лысуха с белой бляшкой на лбу и с тихим хныканьем, чуть кланяясь, начнёт кружить по воде, что-то склёвы­вая с поверхности. Иногда удаётся увидеть и камышницу. Похожая на лысуху, она чуть меньше её и стройнее. Да клюв у камышницы не светлый, а красный. Эти птицы ещё более связаны с водой, чем коростели и погоныши. И гнёзда свои из сухих стеблей камыша они устраивают на кочках или небольших островках среди воды или около самого берега.

Если их не тревожить, они могут посе­литься на пруду у самого дома, и тогда вы сможете наблюдать за их тихой скрытной жизнью изо дня в день. (По В. Гудкову.)

4. Пояснения к выполнению летних заданий по учебнику на с. 136-139.

Учитель выдаёт карту заданий каждому учащемуся, читает и комментирует вопросы.

Отметь в своём календаре-дневнике наблюдений:

  1. Прилёт ласточек.

  2. Цветение калужницы.

  3. Появление первых листьев на берёзах.

  4. Появление майских жуков.

  5. Цветение нарциссов.

  6. Посев льна, сахарной свёклы.

  7. Начало цветения берёзы бородавчатой и тополя душистого.

  8. Цветение тюльпанов.

  9. Прилёт серых мухоловок.


  1. Начало цветения абрикоса.

  2. Начало цветения черемухи.

  3. Начало цветения красной смородины и крыжовника.

  4. Начало цветения бузины красной.

  5. Первый крик иволги.

  6. Посадка картофеля.

  7. Цветение купальницы и ландыша майского.

  8. Начало цветения вишни и чёрной смородины.

  9. Цветение дуба летнего.

  10. Начало цветения сирени.

  11. Начало цветения яблони.

  12. Цветение красного клевера.

  13. Посев кукурузы.

5. Составление кроссворда с ключевым словом «Солнце».


6. Игра «Путаница».

Описание. Раскладывают на ровном месте несколько разных предметов: ветку ели, ветку сосны, еловую шишку и шишку от со­сны, веточки с различными ягодами и сами ягоды, грибы, цветы.

Из числа учащихся выбирается (назначается) водящий.

Учитель предлагает водящему ученику посмотреть на все эти предметы и назвать их, затем водящий уходит, учитель переклады­вает предметы: к ветке сосны - еловую шишку, к ёлке — сосновую, к зелени брусники - ягоду земляники, к берёзе - жёлудь и, наобо­рот, к ножке мухомора — шляпку подберёзовика и т. п. Водящий должен назвать ошибки и разложить всё по порядку: «распутать путаницу».

IV. Итог урока.

1.Обобщение по теме.

Учитель. Проверим, наблюдательны ли вы. Ответьте на во­просы:

  • Какой хищный зверь падок до малины?

  • Что ест стрекоза?

  • Какие звери летают?

  • Что случается с пчелой после того, как она ужалит?

  • Птенцы какой птицы не знают своей матери?

  • Как узнать о приближении дождя, наблюдая муравейник?

  • Эти приметы характеризуют явления природы одного из вре­мён года. Какого? Послушайте и проверьте свои ответы.

Ученики читают стихотворение:

ЛЕТО

Если в небе ходят грозы, Если травы расцвели, Если рано утром росы Гнут былинки до земли, Если в рощах над калиной Вплоть до ночи гул пчелиный, Если солнышком согрета Вся вода в реке до дна, -Значит, это уже лето! Значит, кончилась весна!

Е. Трутнева

2. Выполнение задания: вспомните испишите названия летних цветов.

Учитель. Какие из них можно назвать «гордыми!? «груст­ными»? «весёлыми»? Нарисуйте любимый летний цветок.

Встречайте лето! Радуйтесь тёплым, солнечным денькам, звон­кому птичьему гомону, вдыхайте аромат цветущих садов, наслаж­дайтесь счастливой порой - детством! Хорошего и здорового вам отдыха, ребята, интересных и полезных наблюдений и встреч с ок­ружающим миром. Запасайтесь впрок витаминами - епщге больше фруктов, овощей, ягод, занимайтесь спортом, закаляйтесь, укреп­ляйте здоровье. Только не забывайте обо всех правилах разумного и безопасного поведения, где бы вы ни находились: дома, на при­роде, на водоемах, на улице. Буду ждать вас 1 сентября подросши­ми, загорелыми, сильными и умными.

Дети все вместе исполняют песню «Мир похож на цветной луг» (под фонограмму) на слова М. Пляцковского, музыку В. Шаинского.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!