СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ОКРУЖАЮЩИЙ МИР 4 класс РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ по курсу, направленному на реализацию казачьего компонента с учетом региональных особенностей

Нажмите, чтобы узнать подробности

В тетради предлагаются задания, разработанные в  соответствии с содержанием рабочей программы и внесенными в нее изменениями в связи с введением краеведческого, кадетского и казачьего компонента.  

Просмотр содержимого документа
«Пояснительная записка »

Пояснительная записка

Предмет «Окружающий мир» в 1-4 классах выполняет интегрирующую функцию и обеспечивает формирование у обучающихся целостной научной картины природного и социокультурного мира, отношений человека с природой, обществом, другими людьми, государством, осознания своего места в обществе.

Введение казачьего компонента способствует выполнению следующих задач:

- формирование уважительного отношения к семье, казачьей общине, населенному пункту, региону, России, истории, культуре, природе нашей страны, ее современной жизни;

- осознание ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нем;

- формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;

- формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.

Обоснование расширения целей и задач изучения дисциплины

в соответствии со стратегической целью и задачами развития школы

Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (п.6, п.7 статья 28, п.1 статья 87) закрепил право образовательным организациям включать в основные образовательные программы учебные курсы, модули, направленные на получение обучающимися знаний об основах духовно-нравственной культуры народов Российской Федерации о нравственных принципах, об исторических и культурных традициях.

В соответствии с Программой развития «Отечество – честь. Служение - долг» на 2014-2018 годы стратегической целью школы является осуществление интеграции общего и дополнительного образования на основе историко-культурных традиций российского казачества в соответствии с приоритетными направлениями региональной и муниципальной образовательной политики.

В программу «Окружающий мир. 4 класс» внесены изменения в связи с введением краеведческого, кадетского и казачьего компонента.

Отличительной особенностью программы курса «Окружающий мир. 4 класс» является то, что материал содержания казачьего компонента включен в процесс изучения предмета с учетом логики учебного процесса, возрастных особенностей кадет, межпредметных и внутрипредметных связей. Реализация казачьего компонента осуществляется как за счет включения соответствующих уроков в учебный предмет, так и за счет введения дополнительного содержания в тему учебного материала.

Все это нашло отражение в Рабочей тетради по курсу, направленному на реализацию казачьего компонента с учетом региональных особенностей.

В тетради предлагаются задания, разработанные в соответствии с содержанием рабочей программы и внесенными в нее изменениями в связи с введением краеведческого, кадетского и казачьего компонента. . Эти задания предусмотрены для самостоятельной работы ученика с целью дальнейшего осмысления изучаемых тем, развития творческих навыков.

Задания в тетради позволяют максимально погрузить кадет в изучение исторического наследия казаков. Уникальность ее в наличии познавательного, занимательного и игрового материала по истории казачества.

Предметные результаты освоения регионального (казачьего)

компонента программы учебного курса

«Окружающий мир. 4 класс»



Учащийся должен уметь:

  • пользоваться различными источниками информации для формирования представления о казачьем обществе: уклада, быта, традициях, общественных интересах, жизнедеятельности казачьей общины и семьи;

  • определять на плане и карте места расселения сибирских и уральских казаков;

  • выявлять типичные черты и специфику казачьего уклада;

  • пересказать факты использования казачества в решении внешних и внутренних конфликтов на различных этапах становления российского государства.


2


Просмотр содержимого документа
«Приложения »

Приложение 1


Методический материал для учителя начальных классов по теме

«От рождения до старости. Казачья семья: традиции и нравы»

    1. Уважение к старикам - основа казачьего уклада жизни

Старики выступали хранителями казачьих обычаев и традиций, и почитание стариков в казачестве было безграничным. Проявление непочтительности к старику расценивалось как предательство казачьих идеалов и сурово наказывалось обществом.

Преклонение перед старшими закреплялось не только обычаями, но и официальными, «писанными», казачьими законами. Так, в Положении «Об общественном управлении станиц казачьих войск», статья 556 гласила: «В суждении и решении дел общественных станичный Сбор имеет главным основанием, чтобы меры взыскания служили к неослабному сохранению и утверждению древних обычаев, доброй нравственности и уважения к старшим». Ст. 568 того же закона, касающаяся обязанностей станичного атамана, предусматривала: «Станичный атаман обязан наблюдать за тем, чтобы казаки оказывали должное уважение к старикам».

Старики не занимали официальных должностей, но они всегда играли большую роль в общественном мнении и оказывали значительное влияние на решения станичных сборов.

Младшие по возрасту никогда не обращались к ним без предварительного разрешения. Ни в коем случае нельзя было вмешиваться в разговор старших. В обычае говорилось: «Объясняй и советуй только тогда, когда у тебя совета спросят». Без разрешения стариков не садился даже атаман. Молодежь вообще не имела права садиться в присутствии стариков. При стариках казаки строевых возрастов, при погонах, стояли по стойке «смирно», не строевых возрастов и без формы – сняв шапки.

Кубанские старожилы вспоминают: «Видят тебя или нет сидящие или идущие старики – надо снять шапку или поклониться, поприветствовать». Распоряжения старших выполнялись беспрекословно. Ко всем старикам, включая и родителей, обращались только «на Вы». По обычаю нельзя было окликать впереди идущего старшего, если требовалось что-то сказать, а следовательно догнать старшего и, поравнявшись, обращаться к нему.

В казачьих семьях, за столом, право первым зачерпнуть из общей миски было за самым старшим в семье. Хлеб нарезал только хозяин дома. Бывало, что пожилой старик мог беспрепятственно наказать взрослых сыновей, у которых могли быть уже внуки. А если взрослый сын возвышал голос на отца, последний мог подать жалобу станичному сходу. Сход утверждал решение учить непокорных сыновей и тут же «всыпали горячих» по числу прожитых годов виновника. «Ученый» вставал и вместе с отцом благодарил мир за науку.

Не следует полагать, что почитание старших в казачестве насаждалось только силовыми методами. Сам образ жизни казаков, множество традиций и обычаев способствовало тому, что у молодого поколения вырабатывалось чувство поклонения и уважения к старшим, тем, которые знали все тонкости джигитовки, рукопашного боя, артистически владели всеми видами оружия. Невозможно было обойтись без накопленных стариками знаний в поле, в быту, в праздники и трауры.

Почитание старших в казачьем обществе шло наравне с почитанием детей – продолжателей казачьего рода. Дети, вырастая, создав семью, также бережно относились к своему потомству и учили его уважительному отношению к старшим, окружали пожилых вниманием и заботой.

Уважение к старшему прививалось в семье с ранних лет. Дети знали, кто из них в отношении кого старше. Особенно почиталась старшая сестра, которую до седых волос младшие братья и сестры величали няней, нянькой, так как она заменяла им занятую домашней работой мать.

Почитание родителей, крёстного и крёстной было не просто обычаем, а внутренней потребностью, заботой о них сына и дочери.

Крёстная мать помогала родителям готовить к будущей замужней жизни девочку-казачку, приучала её к домашнему хозяйству, рукоделию, бережливости, труду. На крёстного отца возлагалась главная обязанность по подготовке казачонка к службе, причём за военную подготовку казака спрос с крёстного отца был большим, чем с родного отца.

Авторитет отца с матерью был не просто непререкаем, а настолько почитаем, что без благословения родителей не начинали никакую работу, не принимали решения по наиболее важным делам. Без согласия родителей и родни, как правило, не решались вопросы создания семьи.

Старшинство являлось жизненным укладом казачьей семьи и естественной необходимостью повседневного быта, что скрепляло семейные и родственные узы и помогало в формировании характера, которого требовали условия казачьей жизни.

Читать полностью: http://yablor.ru/blogs/russkie-tradicii-otnosheniya-k-starikam-i-starosti/2237113

    1. Бытовые традиции и обычаи казаков

Поселение у донских казаков обыкновенно называется станицей, а у малороссийских — слободой. У волжских казаков поселения назывались селами. Отдельно стоящая усадьба зажиточных казаков именовалась хутором. Дом (курень, хата) обмазывался глиной и крылся соломой. Внутри дома имелся стол, лавки, сундук для одежды, божница. Помимо гостевой комнаты в хатах имелась спальня с кроватью и кухня мисками. Кроме жилого дома в обнесенном плетнем дворе располагался амбар и сарай.

Казачья кухня передаёт особенности быта и культуры казаков. Поскольку многие казачьи войска именовались по именам рек (Амур, Волга, Дон, Енисей, Кубань, Терек, Уссури, Яик), то логично ожидать обилия рыбных блюд. Казачья кухня практически не отличалась от русской: те же хлеб, пироги, каши, уха, квас и вишневый морс. Добавлялись восточные элементы изюма (его клали в кашу) и нардек. Помимо военно-пограничной службы казаки занимались коневодством, рыболовством и огородничеством (выращивали гречку и бахчевые культуры).

Из столовых приборов казаки использовали миски и деревянные ложки. Казаки ели три раза в день: завтракали, обедали и ужинали. Перед едой обязательно мыли и вытирали руки. Старший за столом обычно подавал сигнал к началу трапезы. Часто ели из общей миски. Напитки подавались в кувшинах.

Казачья одежда. Казаки носили фуражки или папахи, рубахи с погонами и штаны с лампасами. Также неизменной чертой российских казаков была черкеска. Цвета одежды, которые были соотнесены с определенным войском. Форменная одежда донских казаков с синими фуражками и штанами, при красном околыше и лампасах сохранилась у советских милиционеров.

Казак ценил одежду не за ее стоимость, дорогую материю, украшения, а за тот внутренний духовный смысл, который она для него имела. Так, он мог куском трофейного атласа запеленать больного коня, изорвать драго­ценный шелк на бинты, но берег пуще глаза мундир или гимнас­терку, какими бы ветхими или залатанными они ни были.

По верованиям всех древних наро­дов, одежда — вторая кожа. Потому казак никогда не надевал трофейной одежды, особенно если это одежда убитого. Ношение трофейной одежды разрешалось только в случае крайней нужды и после того, как она была тщательно выстирана и выглажена. Казак опасался не только возможности заразиться через чужую одежду, сколько особой мистической опасности. Он боялся, что с чужой одеждой унаследует судьбу ее прежнего хозяина («мертвяк на той свет утягнеть»). Поэтому одежда, изготовленная «по домашности» матерью, сестрами, женою, а позже хоть и казенная, но со своего капитала купленная или у своего каптенармуса взятая, приобретала для него особую ценность.

В древности особо отличившимся казакам атаман дарил сукно «на кафтан». Подарок имел скрытый смысл. Скажем, боярин, получивший «шубу с царского плеча», радовался чести, казак же помнил, что это «пожалование» имеет оборотную сторону: надеть чужую одежду или облачиться в «чужие покровы» означало войти в чужую волю, которая могла быть и доброй, а могла и злой.

Тогда, надевший чужую одежду, мог «попасть в чужую волю», то есть стал бы действовать вопреки собственному пониманию добра и зла, и собственному здравому смыслу. Именно это вызывало у казака «смертный страх» — то есть страх, от которого он мог в самом деле умереть или сойти с ума. Ведь это означало потерю воли.

Потеря воли для казака была страшнее всего. И это не заточение в темницу, не исполнение какого-то тяжкого обета или приказа, а страх что-то делать помимо своего желания, своего понимания, своей собственной воли.

Во время войсковых праздников казачья молодёжь устраивала состязания - шермиции. Во время общих собраний устраивались молебны под предводительством полкового священника. Также местом общего сбора казаков из разных станиц могла быть ярмарка.

    1. Свадьба казака


Свадьбы на Кубани чаще всего игрались осенью, в промежутке между Успенским и Филипповским постами (28 августа – 27 ноября по н. ст.) и в зимний мясоед после Святок (от 20 января до Масленицы), реже в послепасхальный период до Троицы (на «Красную горку»).

Начинались свадебные торжества со сватовства. Как правило, группа сватов была немногочисленной: сам жених и от двух до четырех человек из числа родственников и хороших знакомых (например, «дядько», брат и т.п.); в других случаях в число сватов могли входить и родственники жениха «батько, маты, жыных и дружок». Дружком или старостой избирался, как правило, уважаемый и речистый немолодой человек, способный легко выйти из затруднительного положения. Сватать невесту шли под вечер Старосты несли с собой специально испеченный белый хлеб – паляницу – и бутылку водки (вина). Разговор с родителями невесты обычно начинался с обусловленных обрядом фраз: «Мы у вас бачилы голубку. А наш голуб рвэцца сюда, до вашой хаты. Давайтэ мы их попаруем»: «Мы пришли у вас телочку купить «У вас – красный товар, у нас – купец» и др.

В случае согласия родителей в комнату призывались невеста и жених, до этого не участвовавшие в разговоре у которых спрашивали согласия на брак. Если оно подтверждалось невесте предлагали разрезать принесенный сватами хлеб на две, либо четыре части (хрест-нахресть), либо разломить его над головой у жениха. В случае отказа сватам хлеб не принимали, а сам отказ в кубанских станицах обозначали фразами: «гарбуза привесили»

В некоторых черноморских станицах этот этап обряда обозначался как «рушныкы», поскольку после выражения согласия невеста перевязывала жениха шарфом, затем рушниками и платками через правое плечо перевязывались староста, дружки, бояре и другие свадебные чины. Будущим свекру и свекрови вручались заготовленные невестой подарки.

«Розглядыны» («розгляденье», смотрины, «двор глядеть», «печки -загнетки смотреть») устраивались в доме жениха на первой неделе после сватовства или сводов. Сюда приходила родня невесты с целью осмотра хозяйства, после чего, как правило, устраивалось небольшое застолье

Последний вечер в доме невесты («вэчэр», «вечерина» «горячий вечер» и др.) считается началом собственно свадьбы. Начинается этот вечер довольно распространенным на Кубани ритуалом несения жениху рубахи. Невеста с дружками несли жениху рубашку, сшитую или же только вышитую ей самой. Помимо рубашки могли нести кусок мыла, крестик, платочек и кисет. Девушки должны были «продать» рубаху. Вначале выходили друзья жениха, которые начинали «хаять» рубаху, мол, она с дырками, плохо сшита Дружки требовали вывести жениха: «Дайте нам купца, добра молодца!» Вместо него выходили его товарищи, один за другим – девушки их не признавали. Наконец, появлялся жених и выкупал рубаху за деньги.

После этого устраивался вечер (вечеринка) в доме невесты. Невесту убирали в фату и усаживали в святой угол на лавку, покрытую шубой (мехом вверх). На столе перед невестой были выставлены подготовленные к свадьбе каравай, дывень, шишки, гильце, «быкы» (бутылки, перевязанные красной лентой, в одной из которых водка, в другой – вода и др.). В последней вечеринке принимала участие только молодежь.

Утро свадебного дня начиналось с обряжения невесты. Одевали ее подружки во главе со старшей дружкой, принимали в этом участие также и мать, сестры, другие родственницы. Волосы расчесывали и связывали лентой в пучок, либо заплетали «врасплёт», то есть тонкими прядками волос обозначали косу. Жених, как правило, венчался в казачьей форме

В доме жениха утро свадебного дня было посвящено сбору свадебного поезда. Как правило, он состоял из нескольких повозок, в первую из которых садились жених со старшим боярином, дружок и свашка со стороны жениха. Бояре (друзья жениха), одетые в казачью форму, сопровождали повозки верхом.

По приезде свадебного поезда к дому невесты стороной жениха осуществлялся выкуп (последовательно - ворот, порога дома, углов стола, места рядом с невестой, косы). Ворота могли захватываться и силой. Центральную роль в процедуре выкупа невесты играл дружко. У дружек он должен был выкупить место за столом, у младшего брата (или сестры) косу. После этого подруги прощались с невестой и уходили Невесту сажали в святой угол, а дружко спрашивал: «Разрешите молодого князя в курень ввести?» И вводил жениха Младшему брату, который сидел рядом с невестой и торговался за косу, давали в руки скалку, либо ветку колючего растения (репья). После свершившегося выкупа жених занимал место рядом с невестой «на посаде», после чего следовало угощение гостей.

Перед отъездом к венцу жениха и невесту благословляли. Невеста и жених опускались перед родителями на колени на вывернутую мехом вверх шубу. Отец и мать брали в руки соответственно икону и хлеб и, крестя ими невесту и жениха, благословляли иконой и хлебом Невеста и жених трижды целовали икону и хлеб и трижды кланялись родителям.

Особую форму имел ритуал отъезда к венцу Невесту и жениха выводил из дома дружко за платок или рушник, при этом невеста и жених держались за концы платка или края рушника. Перед воротами мать невесты обсыпала пару хмелем, конфетами, мелкими деньгами которые держала в фартуке, либо в сите.

По приезде свадебного поезда в дом жениха производился ритуал встречи молодых. На пороге дома их встречали родители жениха с хлебом и иконой, молодых обсыпали из решета хмелем, конфетами, деньгами.


    1. Рождение казака

Kазаки ценили семейную жизнь и к женатым относились с большим уважением, и только постоянные военные походы заставляли их быть холостыми. Развратников холостые казаки в своей среде не терпели, наказывались развратники смертью. Рожденного младенца холостые казаки (принявшие обет безбрачия) нянчили все, и, когда у него появлялся первый зубок, все непременно приходили смотреть его и восторгам этих закаленных в боях воинов не было конца.

Казак рождался воином, и с появлением на свет младенца начиналась его военная школа. Новорожденному все родные и друзья отца приносили в дар на зубок ружье, патроны, порох, пули, лук и стрелы. Эти подарки развешивались на стене, где лежала родительница с младенцем По истечению сорока дней после того, как мать, взяв очистительную молитву, возвращалась домой отец надевал на ребенка портупею от шашки, придерживая шашку в своей руке, сажал на коня и потом возвращал сына матери, поздравлял ее с казаком. Когда же у новорожденного прорезывались зубы, отец и мать сажали его вновь на лошадь и везли в церковь служить молебен Ивану- воину. Первыми словами малютки были «но» и «пу» - понукать лошадь и стрелять Военные игры за городом и стрельба в цель были любимыми занятиями молодежи в свободное время. Эти упражнения развивали меткость в стрельбе, многие из казаков могли на значительном расстоянии выбить пулей монету, зажатую между пальцев.

Трехлетние дети уже свободно ездили на лошади по двору, а в 5 лет скакали по степи.


Приложение 2

Методический материал для учителя начальных классов по теме

«Поговорим о доброте»

2.1. Казаки и гости

Безмерное уважение к гостю обуславливались тем, что гость считался посланцем Божьим. Самым дорогим и деланным гостем считался незнакомый из дальних мест, нуждающийся в приюте, отдыхе и опеке В шутливой казачьей застольной песне – частушке «Ала-верды» наиболее точно выражено почитание гостя. «Нам каждый гость дается Богом, какой бы не был он среды, хотя бы в рубашке убогом – ала-верды, ала-верды» Заслуженно подвергался презрению тот, кто не оказывал уважения гостю Независимо от возраста гостя, ему отводилась лучшее место за трапезой и на отдыхе. Считалось неприличным в течение 3-х суток спрашивать гостя, откуда он и какова цель его прибытия. Даже старик уступал место, хотя гость был моложе его. У казаков считалось за правило, куда бы он ни ехал по делам в гости никогда не брал еды ни для себя, ни для коня. В любом хуторе станице, поселке у него обязательно был дальний или близкий родственник, кум, сват, деверь или просто сослуживец, а то и просто житель, который встретит его, как гостя, накормит и его, и коня на постоялых дворах казаки останавливались в редких случаях при посещении ярмарок в городах. К чести казаков, этот обычай и в наше время не претерпел особых изменений. Казачье гостеприимство давно было известно не только историкам, но и простому люду. Казак для гостей последние запасы доставал, чтобы про его семью не говорили, что гостя голодом морил.

В казачьей среде высоко ценились трудолюбие честность, справедливость, доброта, щедрость и гостеприимство. И наоборот, порицались и наказывались стяжательство воровство жадность, жестокость Случаи воровства были, но в казачьей станице было правилом, если казак нашел потерянную кем-то вещь, то он относил ее в управу, писарю Ее всегда можно было вернуть, рассказав о пропаже

Осуждалась казаками такая черта как зависть. Чрезмерное богатство особо не ценилось в их среде Большинство жило по принципу – лишь бы на год хватило, и были довольны тем, что имели «Если обитатель Черномории не любит сносить тяготы своего ближнего, то с удивительным терпением несет свое собственное бремя; товарищу, протянувшему ему руку, отдает последний грош, не подумавши за односума оплошавшего в бою, умирает, не колеблясь, и сокрытою от взоров людских горячей слезой кропит давно заросшую могилу брата, друга, благодетеля.

Накормить и угостить своим вином прохожего считалось священным долгом каждого казака.


Приложение 3


Методический материал для учителя начальных классов по теме

«Что такое справедливость»

3.1.Пословицы и поговорки о казаках

Казак с пригоршни напьется, на ладони пообедает.

Казаки — глаза и уши армии (А. Суворов).

Казак сам не поест, а лошадь накормит.

Казаку конь дороже себя.

Вражеский клин казацким клином вышибают.

От казацкой конницы все фашисты хоронятся.

Казацкий клинок рубит с ног.

Казак без коня — что солдат без ружья.

Казак и в беде не плачет.

Казак сам голодает, а конь его сыт.

Казаку конь — отец родной и товарищ дорогой.

Казаку конь себя дороже.

Куда казака доля ни забросит — всегда будет казак (укр)

Казак от беды не заплачет (укр)

3.2. Казачьи пословицы

Атаманом громада крепка

Не всем казакам в атаманах быть.

Атаманом не хвалися, а его крепко держися.

Терпи казак,- атаманом будешь.

Атаманам пышки, казакам шишки.

Атамана из плохого казака не получится.

Казаки все наголо атаманы.

Казаков мало не бывает.

Казак молчит, а все знает.

Казака и под рогожкой видать.

На казаке и рогожа пригожа.

Тот не казак, кто боится собак.

Что казаку здорово, то немцу смерть.

Казак что дите: и много дашь все съест, и мало дашь сыт будет.

Хлеб да вода,- казацкая еда.

Казак голоден, а конь его сыт.

Бог не без милости, казак не без счастья.

Не журися, козаче, нехай твой ворог плачет.

Казак сам себя веселит.

Казак и в беде не плачет.

Не тот казак, что водою плывет, а тот что против воды.

Что там холод, коли казак молод.

Стой за правду горою, тогда и люди за тобою.

По правде и сила.

Где казак, там и слава.

Где Дон, там и правда.

Ходи прямо, гляди смело.

Правды и пуля боится.

Один раз родила казака мати, один раз и помирати.

Казацкому роду нет переводу.

Где враг, там и казак.

Мужик врага ждет, казак врага ищет.

Хочешь спокою, готуйся до бою.

Береженого Бог бережет, а казака сабля.

Кто пожалел врага, у того жена – вдова.

Кто развязал язык, тот вложил саблю в ножны.

От лишних слов слабеют руки.

Без коня казак кругом сирота.

Где соколы летают, туда ворон не пускают.

Казак без службы,- не казак

Казак на службе горит, а без службы тухнет

Ушел с поста - пропустил врага.

Казак скорей умрет, чем с родной земли уйдет.

И один в поле воин, если он по-казачьи скроен.

Казан проверяют по звону, а казака по слову.

Казак молодой, а сноровка старая.

Казаком быть - не разиня рот ходить.

Казачья смелость порушит любую крепость.

Где тревога, туда казаку и дорога.

Лучше иметь длинные уши, чем длинный язык.

Чтобы больше иметь, надо больше уметь.

Чем слабее твоя воля, тем труднее доля.

Не хвались казак травою, хвались сеном.

Хочешь быть на высоте - выбирай путь в гору.

Иные казаки за углом кричат до хрипоты, а как до дела - прячутся в кусты.

Смекалка во всяком деле казака выручает.

От безделья не бывает у казака веселья.

Без работы, как без заботы и умный казак в дураках ходит.


Источник: «Казачья Вольница», Выпуск № 41, 11 октября 2001 г.


Либо грудь в крестах, либо голова в кустах.

Добыть или дома не быть.

Пташка не без воли, казак не без доли.

Гладь коня не рукой, а мукой.

С чужого коня — среди грязи долой.

Стар дуб — да корень свеж.

Старый конь борозды не испортит.

Плуг блестит, пока пашет.

Где хозяин ходит, там и хлеб родит.

Поживи подольше — увидишь побольше.

Не атаман при булаве, а булава при атамане.

Казаки от казаков ведутся.

Казаки живут с травы да воды.

Казачий аркан не таракан, зубов нет, а шею ест.

Хоть папаха черна, да душа светла.


Источник: П.С. Федосов «Казачьи традиции и обряды Ставрополь 2004 г.»


3.3.Донские казачьи поговорки

под редакцией Алексея Кочетова главного хранителя музея-заповедника М.А.Шолохова


О казачестве

Бог не без милости, казак не без счастья (повезёт, будь в надежде)

Донская земля дармоедов не кормит (на Дону трудом будешь сыт)

Как ложкой, так и шашкой (и за столом, и в сражении горазд)

Донской казак честь не кинет, хоть головушка сгинет (честь ему дороже жизни)

На Дону что ни хутор, то своя запевка (в каждом хуторе всё по-своему)

Казак-донец и швец, и жнец, и на дуде игрец, и в хоре певец, и в бою молодец (что ни возьми - казак умеет всё)

Не атаман при булаве, а булава при атамане (личные качества важнее причастности к власти)

Без атамана казак сирота (атаман казаку как отец родной)

Атаманом артель крепка (надёжный руководитель - опора для всех)

Без атамана дуван не дуванят (без старшего серьёзные дела не делаются)

Атаманом быть - уряд держать (задача старшего - поддерживать порядок)

И у атамана не две головы на плечах (даже руководитель не всё охватить может)

Была бы голова, будет и булава (если есть разум - обязательно выйдешь в люди)

Кому булава в руки, а кому - костыль (кто на что способен)

При войсковой булаве, да при своей голове (руководить - думать самостоятельно)

Где ни хутор, там атаман (есть "общество" - есть и руководитель)

Пташка не без воли, казак не без доли (неотъемлемые качества)

Старших и в Орде почитают (а в казачестве, дескать, тем более)

Казак в беде не плачет (слова поддержки стойкости духа)

Казаки, что дети: и много поедят, и малым наедятся (привычка к неприхотливой воинской жизни)

Казаки никому не кланяются (казачество любит свободу и волю)

Господа старики - первейшие казаки (старшим - уважение и почёт)

Что ни казак, то с Дону (среди казаков донцов больше других)

Казаки от казаков ведутся (происхождение родовых казаков)

Казак от Дона повёлся (место их происхождения)

Слава казачья, да жизнь собачья (нелегка жизнь казака)

Казак за казака горой стоит (братство казачеству присуще)

Кому Дон тих, а кому - лих (своим на Дону хорошо, врагам - туго)

Казан проверяют по звону, а казака - по слову (слово казака крепко)

Казак из пригоршни напьётся, на ладони пообедает (неприхотлив)

Служба, война, отвага

Гайтан на шее, да шашка сбоку - не скоро быть смертному сроку (Вера и сила - вот что даёт казаку надежду)

Добыть - или дома не быть (казачья дилемма)

Пришли казаки с Дону, погнали поляков до дому (казаки выступили против польской интервенции)

Либо грудь в крестах, либо голова в кустах (решился действовать)

Станичники казака в армию снаряжают, что в могилу провожают (служба казачья полна реальной опасности)

В стремя ногой - расстанься с головой (можешь и не вернуться со службы)

Казак на чужбине воюет, а жена дома горюет (воинские тяготы ложатся и на семью)

Кто пули боится, тот в казаки не годится (в опасности казаку трусить нельзя)

Казак скорее умрёт, чем с родной земли сойдёт (за родную землю бьётся до конца)

Казачье око видит далёко (казаки идут впереди войск и видят всё)

Донцы не раки - задом не пятятся (казаки не отступают)

Казак в бою, как орёл в небе (привычен и смел)

Казак донской - рубака лихой (донцы в рубке сильны)

Пики к бою! Шашки вон! (уставные команды; здесь: приготовиться!)

Не порть боевой порядок! (не нарушай нормального хода, слаженности)

Ты ещё в бочке кис, а на мне уже мундир вис (молод ты ещё против меня)

У казаков обычай таков: где пролез, там и спать ложись (куда войско пришло - там и обустраивайся)

Казак и гриву прихватит, чтобы сильнее ударить (в схватке казаку не до условностей)

Казак и во сне шашку щупает (сохраняет бдительность)

За славой не угонишься - сама придёт (делай дело и будет почёт)

Целым бы остаться, да с Доном не расстаться (вся надежда донца)

Казаки песни в тороках возят (песня и казак в походе нераздельны)

Веселы привалы, где казаки запевалы (казаки на привале запоют - не соскучишься)

У победы - богатый обоз (где победа, там и прибыль)

У казака в бою нет спины (казак в бою врагу спину не покажет)

Не пил воды кубанской - не ел каши казацкой (не служил, не бывал в переделках, без опыта)

Казак и конь

Казак без коня, что воин без ружья (конь для казака - как часть вооружения)

Казак с конём и ночью и днём (казак и конь неразлучны)

Вся родня не стоит коня (высока цена строевого коня)

Конь познаётся в езде, а друг - в беде (достоинства проверяются в трудные минуты)

В бою казак себя славит не языком, а конём да клинком (только делом завоёвывается слава)

Добрый конь в беге, что сокол в небе (т.е. лёгок в скачке)

Не вини коня, вини дорогу (причину неудачи ищи по справедливости)

Коня гони не кнутом, а овсом (поощрение полезнее наказания)

И со своим седлом на чужом коне не наскачешься (всё чужое - ненадолго)

Справный конь спит стоя (важный показатель здоровья)

Надёжное у коня стремя - цело в бою темя (проверяй амуницию - останешься жив в бою)

Кони в лугах, что жемчуг в шелках (красивы и ценны)

Узда наборная, да лошадь вздорная (внешний вид не устраняет недостатков)

Байками коня не накормишь (коню нужен корм, а не разговоры о нём)

Худого коня не выправит и уздечка с насечкой (снаряжение не заменит сути)

Казак дружбу соблюдает: в беде коня не покидает (казак и конь - вместе всегда)

Казак сам не съест, а коня накормит (конь у казака - на первом месте)

Коня гладь не рукой, а овсом и мукой (хороший корм - лучшая ласка)

Не бреши жене на базу, а коню в дороге (и то и другое во вред себе)

С чужого коня среди степи ссадят (с чужим добром придётся расстаться, и, возможно, не вовремя)

У коня душа человечья (хороший конь понимает и чувствует)

У трёх братов одна кобыла была... (пользоваться - все, кормить - только не я)








Приложение 4


Методический материал для учителя начальных классов по теме

«Умеешь ли ты общаться?»

4.1. Кодекс казачьей чести

Настоящий кодекс казачьей чести представляет собой основанные на исторических традициях казачества общие принципы поведения казаков, которыми им рекомендуется руководствоваться независимо от принадлежности к казачьим обществам и общественным объединениям казачества.


1. Казаки – братство людей, исторически объединенных миссией служения Отечеству – Святой Руси, православной вере, своему государству и своему народу.

2. Казаки все равны в правах.

3. Честь и доброе имя для казака дороже жизни.

4. По одному казаку судят обо всем казачестве.

5. Казак, следуя заветам предков, призван:

– любить и защищать свое Отечество;

– сохранять и укреплять казачье братство;

– чтить старших, уважать старость, веру и обычаи предков;

– быть здоровым духовно и физически;

– беречь и приумножать свою семью;

– во всех делах быть примером для своих детей;

– быть храбрым, защищать слабых;

– прощать своих врагов, быть грозой для врагов Отечества.

6. Казак в служении Отечеству также призван:

– соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина, способствовать своим трудом укреплению гражданского общества и государства;

– знать и соблюдать законы своей страны, добросовестно и профессионально нести службу;

– быть бескорыстным и честным при несении службы, помнить об ответственности за судьбу общества и государства.

По материалам журнала «Кадеты Югры» 2015

file:///C:/Users/123/Downloads/%D0%B6%D1%83%D1%80%D0%BD%D0%B0%D0%BB%20%D0%9A%D0%B0%D0%B4%D0%B5%D1%82%D1%8B%20%D0%AE%D0%B3%D1%80%D1%8B%20-%202015.pdf

4.2. Заповеди казака





Приложение 5

Методический материал для учителя начальных классов к теме урока

«Как возникали и строились города»

5.1.Первые русские города и остроги в Западной Сибири


Граница родила казачество,

а казачество создало Россию.

Л.Н. Толстой

Обской городок

После того как в конце зимы 1584/1585 г. в Москву, ко двору царя Федора Ивано­вича, был доставлен с далеких бере­гов Иртыша племянник Кучума «царе­вич Сибирской» Маметкул, на помощь Ермаковым казакам и «государевым людям» князя Болхов­ского решено было послать отряд под командованием воеводы Ивана Ман­сурова.

Пройдя в начале осени 1585 г. за Камень через Тагильский волок, мос­ковские служилые люди неожиданно встретили на Туре группу ермаковцев, возвращавшихся на Русь, которые и присоединились к Мансурову. От них были получены из­вестия о произошедших на берегах Иртыша событиях. Стало ясно, что с уходом Ивана Глухова и казаков се­верным «чрезкаменным» путем на Русь экспедиция Мансурова теряла смысл. Тем не менее, воевода решил до конца выполнить поставленную пе­ред ним задачу и продолжил свой путь.

Подойдя к бывшей столице Кучу­ма, занятой татарскими войсками, и не решив­шись на ее штурм, он двинулся вниз по Иртышу. Была поздняя осень, начи­нался ледостав, и русским служилым людям пришлось остановиться на зи­мовку. На правом (северо-восточном) берегу Оби, напротив устья Иртыша, у подножия высоких Белых гор, был спешно поставлен и укреплен тыном Обской (Мансуровский) городок.

Этот городок, ставший первым опорным пунктом русской колониза­ции Нижнего Приобья, просущество­вал до 1594 г. Постоянного гарнизона он не имел. Службу здесь несли так называемые годовальщики — слу­жилые люди, присылавшиеся сюда на определенный срок из других сибир­ских городов. В их задачу входило по­корение местных угорских племен и сбор с них ясака.


Основание Тюмени и Тоболь­ска

Разгром Сибирского ханства казачьей дружиной Ермака поставил московское правительство перед необходимостью закрепить за Русским государством новоприобретенные земли. В начале весны 1586 года за Урал был направлен отряд воевод Василия Сукина и Ивана Мясного. В его состав, кроме московских стрельцов, входили также вернувшиеся из Сибири ермаковцы. Возглавлял их Черкас Александров.

На берегу Туры, в устье реки Тюменки был заложен деревянный ост­рог и поставлено первое обществен­ное здание — Рождественская цер­ковь. Эту русскую крепость почти сра­зу же стали именовать Тюменью, пе­ренеся на нее второе название древ­него татарского городища. В 1593— 1596 гг. вместо наспех построенного острога здесь был поставлен рубле­ный восьмибашенный город, в кото­ром появилась еще одна церковь — Никольская. Находившийся за преде­лами города посад был также обнесен острожной стеной. С самого начала Тюмень стала центром одноименного уезда, включавшего в себя земли по Туре и Тоболу.

Закрепившись здесь, пра­вительство царя Федора Ивановича уже через год после основания Тюме­ни предприняло следующий шаг. Вес­ной 1587 г. в Сибирь был отправлен новый отряд из пяти сотен стрельцов, возглавляемый письменным головой Данилой Чулковым.

Взяв в Тюмени группу ермаковцев под командовани­ем Черкаса Александрова, хорошо знавших местность, Чулков добрался на судах по Тоболу до его устья, от ко­торого до расположенной вверх по Иртышу бывшей столицы Кучума было 12 верст. Далее судовая рать прошла вниз по Иртышу еще около трех верст до устья речки Курдюмки. Высадив­шись здесь, служилые люди на возвышавшемся над Иртышом мысу срубили небольшой городок.

Так появилась русская крепость Новая Сибирь, переименованная вскоре в город Тобольск.

В 1590 г. Тобольск вышел из-под тю­менского подчинения и стал цент­ром нового уезда, а позднее — сто­лицей всей Сибири. В 1594 г. здесь был построен новый рубленый город с острогом вокруг посада. Позже крепостные сооружения Тобольска были перенесены на соседний мыс, расположенный ближе к Иртышу.


Основание города Пелыма

Летом того же 1593 г. из Лозьвинского городка выступила на судах при­бывшая из Москвы рать князя Петра Горчакова и письменного головы Се­мена Ушакова. При впадении реки Пелым в Тавду, на месте старого во­гульского городища, воеводами был заложен новый русский город Пелым. По замыслу он должен был представ­лять собой четырехугольник с рубле­ными стенами и башнями по углам.

Однако сразу укрепление сделать не удалось, поэтому, «чтоб в городе си­деть было безстрашно», около недо­строенной крепости был поставлен временный острог из «березового жердя» с семью наугольными и во­ротными башнями, а вокруг него был выкопан ров. Вскоре Пелым стал цен­тром одноименного уезда, включав­шего в себя волости по реке Конде, а также по рекам Лозьве, Сосьве, Пелыму и Тавде.

Первоначально русское населе­ние Пелыма, помимо служилых лю­дей — стрельцов и казаков, прибыв­ших с Горчаковым, — составляли кар-гопольцы, сосланные сюда за бунт. Кроме того, в Пелым почти сразу же были сосланы более 200 угличан, замешанных в майском восстании 1591 г., вспыхнувшем в связи с загадочной смертью царевича Дмитрия, и группа калужан, распрост­ранявших слухи, будто полчища крымского хана Казы-Гирея навел на Москву Борис Годунов.






Пелым в начале XVII в. Реконструкция



Основание города Сургута

Еще не успели отгреметь бои на Конде и Пелыме, как московские власти стали готовить новый поход — теперь уже в Среднее Приобье. 19 февраля 1594 г. воеводам князю Федору Борятинскому и письменному голове Владимиру Оничкову был дан наказ о строительстве во владениях остяц­кого князя Бардака нового города Сургута, чтобы уже оттуда можно бы­ло нанести удар по селькупской Пе­гой Орде, князь которой, по имени Воня, также являлся союзником Кучума.

Владимир Оничков отправился из Москвы в Лозьвинский городок, где погрузил на суда оружие и при­пасы. Соединившись в Пелыме с ме­стной казачьей станицей атамана Темиря Иванова, он добрался до То­больска, где его уже ждал Борятинский. Пополнив свой отряд тоболь­скими служилыми людьми и двумя десятками плотников - пермичей, во­еводы спустились по Иртышу до Об­ского городка и, в соответствии с царским наказом, сожгли его, а на­ходившихся здесь годовальщиков забрали с собой. Вскоре к устью Ир­тыша прибыли им на помощь березовские казаки и кодские остяки князя Игичея Алачеева, после чего вся эта армада двинулась вверх по Оби.

Осенью 1594 г. на правом берегу Оби уже стоял Сургут — деревянный рубленый город с четырьмя башнями по углам. Это укрепление было усилено еще и острогом с двумя глухими и одной проезжей башнями. Местных остяков, попытавшихся было оказать сопротивление, «замирили» с помощью пушек, пищалей и кодских стрел. Все окрестное население было обложено ясаком, который следовало доставлять в Сургут, ставший центром одноименного уезда.



Приложение 6

Методический материал для учителя начальных классов к теме урока

«Золотой век» русской культуры (XIX век). Казачество в искусстве»


6.1. Василий Иванович Суриков

12 января 1848 года в Красноярске в семье потомственного сибирского казака родился Суриков Василий Иванович – художник. Суриков весьма гордился своим происхождением и писал об этом: «Со всех сторон я природный казак... Мое казачество более, чем 200-летнее». В 1856 - 1861 гг. Василий Иванович учился в Красноярском уездном училище, где получил первые художественные познания от учителя рисования Гребнева, по его заданию он копировал гравюры с картин старых мастеров, постепенно постигая искусство их времени, «Гребнев меня учил рисовать, чуть не плакал надо мною», - позже с благодарностью вспоминал Суриков.

После смерти отца Суриков служил писцом, иногда рисовал. Его рисунки привлекли внимание красноярского губернатора П. Н. Замятина и богатого золотопромышленника П. И. Кузнецова, которые помогли ему с поступлением в петербургскую школу Общества поощрения художеств и взяли на себя расходы по содержанию молодого художника. В школе за три летних месяца Суриков освоил трехгодичный курс, а уже 28 августа 1869 года успешно сдал вступительные экзамены в Академию художеств, его приняли вольнослушателем и зачислили в головной класс.

Учился Суриков в Академии успешно. Блестящие достижения у молодого живописца были в композиции, недаром товарищи называли его «композитором». Академию Суриков заканчивает в звании художника I степени. Когда через полгода он «в виде исключения» получил возможность поехать за границу на обучение у европейских мастеров, то испросил взамен этого разрешить ему выполнить заказ по росписи московского храма Христа Спасителя. В июне 1877 года художник переезжает в Москву, где делает в течение двух лет фрески, изображающие четыре Вселенских собора. Больше Суриков на заказ не писал никогда.

В 1891 году Василий Иванович принимается за работу над новым полотном «Покорение Сибири Ермаком» (1895). Как коренному казаку образ казачества был близок художнику.

Одно это слово – казак – полностью вмещало в себя множество важнейших для Сурикова понятий: родную Сибирь, любимых брата и мать, живущих в Красноярске, а ещё историю его рода и семьи. Славного и достойного рода Суриковых. Известно, когда Ермак отправился отвоевывать Сибирь у татарского хана Кучума, в его войске служил есаул по фамилии Суриков – предок художника.

Василий Суриков вспоминал, что в материнском сундуке хранились пестрые сарафаны, расшитые шугаи, узорчатые дорогие шали, парчовые повойники и другие предметы казачьего быта. А в подполье дома, как реликвия, хранилась казачья «справа» екатерининского времени. Там же сберегались старинные седла, ружья, пистоли, ятаганы и шашки.

Детские впечатления в жизни любого человека – самые яркие, самые сильные. Особенно для такой тонкой художественной натуры, каким и был Вася Суриков. Многое из того, что он видел в детстве, потом поможет ему стать одним из лучших выразителей казачьего духа и характера. Именно в детские годы Суриков впервые услышал казачьи предания и песни о походе Ермака Тимофеевича Аленина. Для семьи Суриковых эти предания не выглядели чем-то отвлеченным, ведь поход казачьей дружины за Каменный пояс был частью их семейной истории – то есть истории, не прочитанной в книжках, а «переданной по наследству». Именно это ощущение личной причастности к истории народа и позволило Сурикову стать непревзойденным мастером исторической живописи.

Не только в характере, но и во внешности Сурикова были подлинно казачьи черты, о чем писал поэт Максимилиан Волошин: «Скован он был крепко - по-северному, по-казацки. Лицо само разлагалось на широкие, четкие, хорошо определенные планы. Морщины глубокие, резкие, но не слишком заметные на плотной, свежей, сибирскими морозами дубленой коже…»

«Покорение Сибири Ермаком» - живописное полотно, которое без преувеличения можно назвать «казачьей энциклопедией». Его созданию предшествовала серьезнейшая исследовательская работа, художник до малейших деталей изучает предметы амуниции, оружия и «справы» казаков, подчеркивает характерные черты их внешности и поведения.

«Хотелось передать, как две стихии встречаются»,- говорил Суриков про свою картину. И действительно, на масштабном полотне художник запечатлел два исполинских войска, разделенных водами Иртыша – подплывающих на стругах дружинников Ермака и вооруженную копьями и стрелами пеструю орду Кучума, зажатую между обрывом берега и накатывающейся в пороховом дыму казачьей флотилией. Исследователь творчества Сурикова Владимир Кеменов отмечает: «Ермак более всех казаков похож на древнерусского былинного витязя. От всей его фигуры веет силой и простотой, присущими героям русского богатырского эпоса… Строгость витязя – отличительная черта облика Ермака. На нем гладкий светлый шлем; панцирь, надетый поверх кольчуги, также прост – восьмиугольная платина на груди и две по бокам».

Другим воплощением многоликого казачьего духа стала картина «Степан Разин», работать над которой Суриков начал в 1901 году. Покоритель отдаленных земель, бесстрашный воин и блестящий военачальник, Ермак выглядит полной противоположностью атаману Степану Разину. Трудно, казалось бы, найти общие черты в судьбах этих двух выдающихся казаков. Тем не менее, образы Ермака и Разина – это два «полюса», между которыми и заключена историческая судьба российского казачества. Работа над этой картиной шла трудно, несколько раз художник прерывал работу и возвращался к ней снова. Образ Разина воплощает могучую волю, твердость и одновременно – необузданный порыв, размах и стихию, скрытые за внешним спокойствием.

Картина В.И. Сурикова «Донской казак Ржидин»

«Степан Разин» (1907 - 1910)

«Покорение Сибири Ермаком» (1895)


По материалам сети интернет:

http://alexsrb.livejournal.com/164819.html

https://vk.com/rukosaken


6.2.Михаил Юрьевич Лермонтов 


Родоначальником темы кавказского казачества в русской поэзии является великий Михаил Юрьевич Лермонтов .

Казаки изначально представляли собой обособленную общность людей, заботливо сохранявших свои традиции и обычаи. Для пришлого стать казаком было непросто, на Дону такое право получал только внук иногороднего.

Офицеры, назначенные на должности казачьих командиров, не могли оказывать существенного влияния на внутреннюю жизнь казачьих обществ. Для того чтобы войти в казачье общество, они должны были не просто следовать его законам и традициям, но считаться своими. 

Среди тех, кого казаки безоговорочно признали таковым, был Михаил Юрьевич Лермонтов. В одном из боев с чеченцами в октябре 1840 года был ранен командир казачьей сотни разведчиков Руфин Дорохов. Командование отрядом конных добровольцев было поручено поручику М.Ю. Лермонтову. Основу сотни составляли пластуны-кубанцы и гребенские казаки.

Чтобы понравиться лихим рубакам и наездникам, необходимо было стать лучшим из них, обладать силой, искусством верховой езды и владения холодным оружием. 

Видимо, поэт покорил казаков и своим умением держаться в седле. «Я долго изучал горскую посадку: ничем нельзя так польстить моему самолюбию, как признавая мое искусство в верховой езде на кавказский лад», — говорит Лермонтов устами Печорина.

С первых дней сотня стала носить имя поэта: командир пришелся по сердцу казакам, которые уважали его и гордились им. К.Х. Мамацев вспоминает, что М.Ю. Лермонтов был «отчаянно храбр, удивлял своей удалью даже старых кавказских джигитов», что не раз казачья сотня во главе с ним спасала русских артиллеристов от неминуемой смерти. 

Лермонтов не стеснялся учиться у своих казаков. Он быстро освоил и успешно использовал такие казачьи приемы, как «лава» и «вентерь». Кроме того, поэту было присуще чувство товарищества, он «умел привязать к себе людей, совершенно входя в их образ жизни: ходил небритым (казаки носили бороды), спал на голой земле, ел с казаками из одного котла, ходил в красной рубашке и расстегнутом сюртуке без эполет». Казачьей сотней М.Ю. Лермонтов командовал все­го лишь месяц, но этого было достаточно для того, чтобы понять, что казаки и их командир буквально созданы друг для друга. Казаки сами назвали свою сотню Лермонтовским отрядом, а ко­мандира величали не иначе как сотником, по-казачьи, хотя официально он числился поручиком.

В алфавитно-частотном словаре языка М.Ю. Лермонтова указано, что слова «казак», «казачина», «казачок», «казачий», «казацкий» употребляются в его творчестве 134 раза.

В «Казачьей колыбельной песне» дано представление о настоящем казаке. «Богатырь ты будешь с виду, а казак душой», — поет героиня произведения. Она верит, что ее сын будет бесстрашным воином, в самые опасные минуты помнящим о Родине и матери.

Казачья колыбельная песня


Спи, младенец мой прекрасный,

Баюшки-баю.

Тихо смотрит месяц ясный

В колыбель твою.

Стану сказывать я сказки,

Песенку спою;

Ты ж дремли, закрывши глазки,

Баюшки-баю.


По камням струится Терек,

Плещет мутный вал;

Злой чечен ползет на берег,

Точит свой кинжал;

Но отец твой старый воин,

Закален в бою:

Спи, малютка, будь спокоен,

Баюшки-баю.


Сам узнаешь, будет время,

Бранное житье;

Смело вденешь ногу в стремя

И возьмешь ружье.

Я седельце боевое

Шелком разошью...

Спи, дитя мое родное,

Баюшки-баю.


Богатырь ты будешь с виду

И казак душой.

Провожать тебя я выйду -

Ты махнешь рукой...

Сколько горьких слез украдкой

Я в ту ночь пролью!..

Спи, мой ангел, тихо, сладко,

Баюшки-баю.


Стану я тоской томиться,

Безутешно ждать;

Стану целый день молиться,

По ночам гадать;

Стану думать, что скучаешь

Ты в чужом краю...

Спи ж, пока забот не знаешь,

Баюшки-баю.


Дам тебе я на дорогу

Образок святой:

Ты его, моляся богу,

Ставь перед собой;

Да, готовясь в бой опасный,

Помни мать свою...

Спи, младенец мой прекрасный,

Баюшки-баю.

В казачьих станицах Терека и Кубани популярны песни на слова Лермонтова. Тексты лермонтовских стихов не подвергаются существенным изменениям. Это в очередной раз доказывает, что образы и эпитеты стихотворений сродни казачьим. 

Итак, тема казачества для М.Ю. Лермонтова не была случайной. Еще во время детских поездок на Кавказ он познакомился с обычаями и традициями казаков, чуть позже осознал их роль как защитников дальних рубежей России. Сражаясь на Кавказе, поэт обогатил свои представления об их жизни, убедился в поразительной храбрости этих воинов. Художественная правда в изображении казачества имеет своими истоками реальные жизненные факты, с которыми поэт сталкивался в течение всей своей короткой жизни. 

Часто эпизоды из военной жизни казаков, которые наблюдал М.Ю. Лермонтов, становились темами его живописных работ.


«Конный казак, берущий препятствие»

http://www.tarhany.ru/museum/nauchnie_stati___tarhanskie_vestniki_/lermontov_i_kazachestvo

Приложение 7

Методический материал для учителя начальных классов к теме урока

«Отечественная война 1812 года. Участие казаков в Отечественной войне 1812 года»


7.1. Матвей Иванович Платов

Прозвище: Вихрь-атаман

Годы жизни: 1753 – 1818 (64 года)

Годы службы: 1769—1818

Звание: Генерал от кавалерии





Портрет работы Джорджа Доу. Военная галерея Зимнего Дворца, Государственный Эрмитаж

Атаман Донского казачьего войска (с 1801), который принимал участие во всех войнах Российской империи конца XVIII — начала XIX века.

В 1805 году основал Новочеркасск, куда перенёс столицу Донского казачьего войска.

Родился он в 1751 году, в станице Старочеркасская, в семье войскового старшины. Матвей Иванович получил обычное начальное образование, а в 13 лет поступил на военную службу.

В 19 летнем возрасте отправился на первую в своей жизни войну с Турцией. В боях с турками проявил храбрость и мужество, за что был произведен в есаулы русской армии, стал командиром казачьей сотни.

Война продолжалась – новые сражения, новые подвиги, новые успехи. Платов стал войсковым старшиной, командовал полком. А ведь он был еще совсем молодым, ему было чуть больше 20 лет.

В 1774 году к Матвею Ивановичу пришла известность в русской армии. Солдаты его попали в окружение крымского хана, при сопровождении транспортных обозов. Построив укрепленный лагерь, он отбил восемь атак превосходящего противника и продержался до подхода подкреплений. После этого подвига имя храброго казака стало известно в русской армии, а сам он был награжден специальной золотой медалью.

В последующие годы Матвей Иванович участвовал в разгроме восстания Емельяна Пугачева, успешно воевал на Кавказе с горскими народами. За успешные боевые действия ему был жалован чин полковника русской армии.

В 1782 году он познакомился Александром Васильевичем Суворовым, впоследствии они довольно много общались.

В 1787 году грянула очередная русско-турецкая война. Казачий полк Платова входил в состав армии, руководимой Потемкиным. Полк проявил себя наилучшим образом при штурме крепости Очакова, за что Матвей Иванович был награжден орденом Святого Георгия четвертой степени.

За дальнейшие успехи в новой войне с Турцией, Платов произведен в походные атаманы. Настал декабрь 1790 года, ознаменованный громкой и известной победе русской армии – взятием Крепости Измаил.

В декабре 1790 г. на военном совете у Суворова при решении вопроса о взятии Измаила Платов, как самый младший из его участников, первым высказался за штурм этой мощной крепости. В реляции Григория Потемкина о взятии Измаила о лихом атамане было сказано: «Платов был повсюду присутственен и подавал пример храбрости». Во время штурма Измаила, он командовал одной из колонн штурмующих, а после целым левым флангом русской армии. Во время штурма атаман вел солдат в атаку, подавая им личный пример мужества и героизма. За участие во Взятии Измаила, Матвей Платов был удостоен ордена Святого Георгия третьей степени.

В 1796 году, по поручению императрицы Екатерины II, он участвует в Персидском походе русской армии. За участие в этом походе, был удостоен золотой сабли «За храбрость» и ордена Святого Владимира второй степени.

В 1897 году Платов попал в немилость императора Павла I. По подозрению в заговоре против императора, был сослан в Кострому. После Костромы было заточение в Петропавловской крепости. В 1801 суд оправдал атамана, а Павел I признал ошибочность своих обвинений, и пожаловал Матвею Ивановичу Мальтийский Орден.

После того, как новым императором России стал Александр I, Платов был произведен в генерал-лейтенанты, и назначен Атаманом Войска Донского. На новой должности он многое успел сделать. Столица Донского Войска была перенесена из Старочеркасска в Новочеркасск. Здесь он активно занимался развитием казачьих войск, следил за их вооружением и боевой подготовкой. Атаманом Платовым на Дону была открыта первая гимназия.

Матвей Иванович участвовал в русско-французской кампании 1806-1807 годов. За успехи в войне с Францией был удостоен ордена Святого Георгия второй степени и ордена Святого Владимира второй степени. В Тильзите, где русский и французский императоры подписывали Тильзитский мирный договор между державами, Платов лично познакомился с Наполеоном. Бонапарт даровал ему памятную табакерку, и собирался жаловать ему орден Почетного Легиона – от него генерал отказался: «Я французам не служил, и служить не могу» - произнес Платов.

В начале Отечественной Войны 1812 года Матвей Иванович возглавлял корпус казаков, который входил в армию Барклая-де-Толли. Так вышло, что казакам Платова пришлось прикрывать отход армии Петра Багратиона.

Вот как оценивал деятельность войск донского атамана один из непосредственных участников событий: «С ним было 10 полков, не составлявшие и 4 тыс. человек, но они в этом случае [при отступлении русских войск] полезнее были 10 полков регулярной кавалерии. Казаки везде высматривали, обо всем давали знать и под предводительством Платова дрались необыкновенно».

27 июня 1812 года состоялось сражение у местечка Мир, где казаки Платова уничтожили целых девять французских полков. Эта победа стала первой победой русской армии в Отечественной Войне 1812 года. Эта первая кавалерийская победа казаков задержана на два дня наступление правого крыла отряда генерала Даву наполеоновской армии.

В трудный период отступления Платов командовал арьергардом, задачей которого было не допустить французские передовые части к главным силам русской армии, шедшей на соединение с остальными войсками. Но выполнить поставленную задачу Платов не смог: несколько раз его арьергард не сдержан натиск французов и почти вплотную подпустил их к расположению главных сил. После очередного подобного случая М. Б. Барклай-де-Толли отстранил Платова от командования арьергардом. Барклай считал, что атаман «проспал» французов. Он уже было собирался возвращаться на Дон, но возглавивший русскую армию Михаил Кутузов, вернул опытного вояку в расположение действующей армии.

В Бородинском сражении десять казачьих полков Платова сражались на правом фланге. В один из критических моментов битвы они участвовали в кавалерийском рейде в тыл противника, расстроив его ряды. Инициатором этой «диверсии» был сам казачий атаман. Рейд кавалерии повлиял на решение Наполеона не вводить в сражение в этот день свой главный резерв - Старую гвардию, ввиду уязвимости левого фланга. Бородинское поле казаки Платова покинули в числе последних.

После Бородинского сражения в войне наступило кратковременное затишье. В этот период атаман Платов инициировал мобилизацию казаков на Дону. В ходе мобилизации, ряды русской армии пополнили 22 тысячи казаков.

7 октября началось отступление французской армии из Москвы, и казачья кавалерия Платова приняла самое активное участие в преследовании и поражении противника вдоль Смоленской дороги.

Покидая пределы России. Наполеон признавал, что именно казаки уничтожили конницу и артиллерию отступавшей французской армии. В Польше он изрек фразу, ставшую широко известной: «Дайте мне одних лишь казаков, и я покорю всю Европу».

После победного сражения за польский город Данциг Кутузов писал Платову: «Услуги, оказанные Вами отечеству в продолжение нынешней кампании, не имеют примеров! Вы доказали целой Европе могущество и силу обитателей благословенного Дона».

За заслуги во время Отечественной Войны 1812 года Платову был пожалован титул графа.

В последующие годы Матвей Иванович вместе со своими казачьими отрядами внес большой вклад в общее дело по разгрому Наполеона. Участвовал в знаменитой «битве народов» под Лейпцигом, предрешившей закат Наполеона и был награжден орденом святого Андрея Первозванного.

Намюрское сражение во Франции – последний боевой эпизод храброго атамана.

Подступив к городу 4 февраля 1814 г., Платов выслал парламентера с предложением коменданту сдаться. Ответ был краток: «Река обагрится кровью, но город не сдам. Храбрость и решительность французов всем известны». Тогда Платов приказал бомбардировать город артиллерией, а ночью казаки пошли на штурм. Перед штурмом казачий атаман применил военную хитрость - он приказал разводить в разных местах костры, чтобы ввести осажденных в заблуждение, будто к нему беспрестанно подходит подкрепление. После падения Намюра захваченный в плен французский комендант недоумевал, где же находится русская пехота. Когда же ему объяснили в чем дело, обманутый француз сказал: «Я должен быть расстрелян за мою оплошность».

После заключения Парижского мира Матвей Платов сопровождал Александра I в поездке в Лондон, где встретил восторженный прием англичан. Он получил в награду от городской думы Лондона специальную почетную саблю великолепной работы. Там же атаман был удостоен диплома почетного доктора Оксфордского университета.

Сохранилось для потомков мнение очевидцев событий тех лет, и что особенно ценно – пусть немногословные, но очень ёмкие оценки действий русский казаков полководцами противоборствующей стороны. Вот непредвзятые высказывания тех, кому приходилось соприкасаться в боестолкновении с нашими казаками 200 лет назад:

- «Надо отдать справедливость, что Россия обязана успехам казаков в эту войну» (Министр Наполеона генерал Колленкур).

- «Казаки сделали много для Славы России. Они были истинные защитники и освободители Отечества» (французский генерал Моранд).

- «Донские Казаки - лучшие из всех лёгких войск. Россия всегда на войнах извлекала из них максимальную выгоду... Вся многочисленная конница, собранная под знаменем Великого Корсиканца (Наполеона), погибла главным образом под ударами казаков атамана Платова» (французский генерал Де Барт).

- «Казаки в 1812-1815 годах сделали для России больше, чем вся её Армия» (английский генерал Нолан).

- «Дайте мне только казаков, и я с ними пройду весь Мир!» (французский император Наполеон).



Приложение 8


Методический материал для учителя начальных классов к теме урока

«Великая Отечественная война 1941–1945 годов. Участие казаков в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов»


8.1. Казачья конная атака под Кущевской - последняя классическая атака

в конном строю времен Великой Отечественной войны

Исполнилось 70 лет со времени знаменитой атаки 4-го кубанского казачьего кавалерийского корпуса. Она вошла в историю как «Атака под Кущевской», за которую 27 августа 1942 года корпус в числе первых воинских подразделений получил звание «гвардейский».
Заняв 23 июля 1942 года Ростов-на-Дону, немецкая группа армий «A» начала наступление на Кубань. 30 июля 1942 года горнострелковый разведывательный отряд, шедший во главе 4-й горнострелковой дивизии вермахта, вышел к реке Ея западнее Кущёвской. Последовавшая атака этого полка была отбита огнем советских войск.

Утром 31 июля пехота вермахта начала наступление на позиции 12-й Кубанской и 116-й Донской кавалерийских дивизий, оборонявших станицы Шкуринскую и Канеловскую. Казаки перешли в контратаки и сумели отбросить противника, но соседняя 18-я армия продолжала отступать. 31 июля входившая в её состав 216-я стрелковая дивизия оставила Кущёвскую. С наступлением ночи 15-я кавалерийская дивизия попыталась выбить противника из станицы, но не смогла. Тогда-то командование и решило ввести в бой 13-ю казачью кавалерийскую дивизию полковника Миллерова, входившую в состав 17-го Кубанского казачьего корпуса. Корпус этот формировался из казаков и самими казаками на казачьи средства. Дивизия состояла из трех кавалерийских полков и артиллерийского дивизиона.

Казачьи эскадроны, используя высокую суданку, кукурузу и подсолнухи, зелёной стеной подступившие к самой Кущевской, в ночь с 1 на 2 августа скрытно заняли исходное положение для атаки. «В 11.00. был дан сигнал для атаки и конная группа под командованием полковника Миллерова и полкового комиссара Шипилова развернулась в два эшелона, пошла в атаку…» - описывает очевидец.

Утром, когда фашистские солдаты потянулись к кухням за завтраком, части дивизии в конном строю внезапно атаковали противника и ворвались в станицу. Паника у врага была страшная, и пока экипажи танков пытались добежать до машин и организовать отражение атаки, казаки зарубили более тысячи немецких солдат и офицеров, а около 300 фрицев захватили в плен.

Придя в себя, фашисты предприняли контратаку, пустив на конницу мотопехоту и танки. Вот тут-то и пришло время действовать пушкам противотанкового истребительного дивизиона. На казаков двинулось 45 танков, командир артиллерийского дивизиона приказал выкатить пушки на прямую наводку. И как только танки приблизились, на них обрушился шквал огня. Первая контратака стоила фашистам четырех бронированных машин, вспыхнувших факелами. Остальные повернули вспять. После второй контратаки немцы недосчитались еще семи танков.

Во время третьей контратаки противника во встречный бой ринулась кавалерия. Казачья лавина, развернувшаяся на два километра по фронту, сверкая клинками, двинулась на немцев. На врага это оказало ещё и сильное психологическое давление.

Казаки вплотную приближались к танкам и на скаку забрасывали их гранатами и бутылками с зажигательной смесью. В этом бою было изрублено и раздавлено около 1800 фашистских солдат и офицеров, остальные разбежались по полям и попрятались в кукурузе.

Один только эскадрон старшего лейтенанта Константина Недорубова уничтожил свыше 200 гитлеровцев, из которых 70 лично уничтожил сам Недорубов. За этот бой ему было присвоено звание Героя Советского Союза. Надо сказать, что Недорубову на тот момент было 53 года, и он уже не подлежал призыву. Во время империалистической войны Недорубов стал полным георгиевским кавалером.

Однако, не дорубив немцев в первую мировую, Недорубов вступил в Красную Армию добровольцем, приведя с собой ещё и сотню казаков станицы Березовской, в числе которых был и его 17-летний сын Николай. В этом историческом бою Николай пропал без вести, и все считали его погибшим но, как выяснилось впоследствии, он раненый был подобран дальними родственниками Недорубовых, которые выходили его и укрывали от немцев. После освобождения района Николай Недорубов вернулся в строй.

Атака советских войск на станицу Кущевскую 2 августа 1942 года считается последней классической атакой в конном строю, проведенной в истории Великой Отечественной войны, да и скорее всего, всех войн.

Да и на общем фоне разворачивающейся Великой Отечественной войны, на фоне трагического отступления советских войск под натиском вооруженных всей Европой стальных гитлеровских полчищ, на фоне войны техники необычное кущевское казачье сражение, наверное, так виделось многим. Казачья атака - как превосходство народного духа!

Кавалерийская атака на вооруженного до зубов врага! С шашками на танки! Под красными знаменами убеленный сединами добровольческий казачий корпус! Целый корпус не одну эпоху переживших на своем веку стариков!..

В особенности это была отрезвляющая психическая атака, пожалуй, для гитлеровцев, которые возлагали такие радужные надежды на Казачество. Да и для отступающей Красной армии, для всего захваченного врасплох, еще не собравшегося с духом советского народа это была тоже, пожалуй, окрыляющая психическая атака! 

Это была крупнейшая классическая атака в конном строю Второй мировой войны и блестящая тактическая победа, остановившая на несколько дней продвижение немецких войск на Кавказ.

А в завершение этой истории приведем цитату из дневника убитого немецкого офицера, найденного на следующий день 3 августа под станицей Шкуринской — там эскадроны 12-й Кубанской дивизии тоже ходили в атаку в конном строю: «…перед нами встали какие-то казаки. Это черти, а не солдаты. И кони у них стальные. Живым отсюда не выбраться…»

В 1967 году на окраине станицы Кущёвской был поставлен памятник — всадник на вздыбленном коне, с надписью: «Здесь в августе 1942 года стоял насмерть, защищая ворота Кавказа, 4-й Гвардейский Кубанский казачий корпус, удивив мир своей стойкостью и величием духа».

В 2008 году на месте сражения был построен мемориальный комплекс «Поле казачьей славы».


Картина «Казачья атака». Художник В.В. Туманов



Мемориал «Поле казачьей славы»


8.2.Казак Недорубов: «заговоренный» герой трёх войн


Казак Константин Недорубов был полным георгиевским кавалером, получал именную шашку от Буденного, стал Героем Советского Союза ещё до парада Победы 1945 года. Свою Золотую Звезду Героя он носил вместе с «царскими» крестами.

Константин Иосифович Недорубов родился 21 мая 1889 года. Место его рождения — хутор Рубежный станицы Березовской Усть-Медведицкого округа области войска Донского (сегодня это Даниловский район Волгоградской области). Константин Недорубов получил начальное образование в церковно-приходской школе, обучился грамоте, счету, слушал уроки Закона Божия. В остальном — получил традиционное казачье образование: с детства ездил верхом и умел обращаться с оружием. Это наука ему пригодилась по жизни больше, чем школьные уроки.

На службу Константин Недорубов был призван в январе 1911 года, попал в 6-ю сотню 15-го кавалерийского полка 1-й Донской казачьей дивизии. Полк его квартировался в Томашове Люблинской губернии. К началу Первой мировой Недорубов был младшим урядником и командовал полувзводом полковых разведчиков. Своего первого Георгия 25-летний казак заслужил уже через месяц после начала войны — Недорубов вместе со своими разведчиками-донцами ворвался в расположение немецкой батареи, добыл пленных и шесть орудий.

Второй Георгий «тронул грудь» казака в феврале 1915 года. Совершая одиночную разведку недалеко от Перемышля, урядник наткнулся на небольшой хутор, где застал спящих австрийцев. Недорубов решил не затягивать, ожидая подкрепления, бросил во двор гранату и принялся имитировать голосом и выстрелами отчаянный бой. Из немецкого языка он ничего кроме «Хенде хох!» не знал, но австрийцам хватило и этого. Сонные, они начали выходить из домов с поднятыми руками. Так и довел их Недорубов по зимней дороге в расположение полка. Пленных оказалось 52 солдата и один обер-лейтенант.

Третьего Георгия казак Недорубов получил «за беспримерную храбрость и отвагу» во время Брусиловского прорыва. Потом Недорубову по ошибке вручили ещё один Георгий 3-ей степени, но после в соответствующем приказе по 3-му кавалерийскому корпусу его фамилия и стоящая напротив нее запись «Георгиевский крест 3-й степени № 40288» зачеркнуты, над ними проставлено «№ 7799 2-й степени» и ссылка: «См. приказ по корпусу № 73 1916 года».

Наконец, полным Георгиевским кавалером Константин Недорубов стал, когда вместе со своими казаками-разведчиками захватил штаб немецкой дивизии, добыл важные документы и взял в плен немецкого пехотного генерала — её командира.

Кроме Георгиевских крестов Константин Недорубов в ходе Первой мировой был также награжден двумя Георгиевскими медалями за отвагу. Эту войну он закончил в звании подхорунжего.

Долго без войны казаку Недорубову жить не пришлось, но в Гражданскую он до лета 1918 года не присоединялся ни к белым, ни к красным. 1 июня все-таки вошел вместе с другими казаками станицы в состав 18-го казачьего полка атамана Петра Краснова. Однако война «за белых» шла для Недорубова недолго. Уже 12 июля он был взят в плен, но не был расстрелян. Напротив — перешел на сторону большевиков и стал командиром эскадрона в кавалерийской дивизии Михаила Блинова, где бок о бок с ним сражались другие казаки, перешедшие на сторону красных.

За знаменитую оборону Царицына Буденный лично вручил Недорубову именную шашку. За бои с Врангелем казак был награжден красными революционными шароварами, хотя был представлен к Ордену Красного знамени, но не получил его из-за своей слишком героической биографии в царской армии. Получил Недорубов в Гражданскую и ранение, пулеметное, в Крыму. Застрявшую в легком пулю казак проносил до конца жизни.

Когда началась Великая Отечественная война, Недорубову было 52 года, призыву по возрасту он не подлежал. Но герой-казак не мог остаться дома. Когда в Сталинградской области начала формироваться сводная Донская кавалерийская казачья дивизия, казак пошел к  Первому секретарю Березовского райкома ВКП(б) Ивану Шляпкину, сказал: «Я не корову прошу, а кровь хочу за родину пролить! Молодые гибнут тысячами, потому что неопытные! Я четыре Георгиевских креста в войне с немцами завоевал, я знаю, как с ними воевать». Иван Шляпкин настоял на том, чтобы Недорубова взяли в ополчение. Под личную ответственность. По тем временам это был очень смелый шаг.

В середине июля казачий полк, в котором воевала сотня Недорубова, четверо суток отражал попытки немцев форсировать реку Кагальник в районе Пешково. После этого казаки выбили неприятеля из хуторов Задонский и Александровка, уничтожив полторы сотни немцев. Особо отличился Недорубов в знаменитой Кущевской атаке. В его наградном листе указано: «Попав в окружение под станицей Кущёвской, огнём из автоматов и ручными гранатами, вместе со своим сыном уничтожил до 70 фашистских солдат и офицеров». За бои в районе станицы Кущевская 26 октября 1943 года Указом Президиума Верховного Совета СССР Константину Иосифовичу Недорубову было присвоено звание Героя Советского Союза.

В этом бою сын Константина Недорубова Николай получил при минометном обстреле 13 ран и трое суток пролежал засыпанный землей. Совершенно случайно на него наткнулись жители станицы, хоронившие казаков в братских могилах. Казачки Матрена Тушканова и Серафима Сапельняк ночью перенесли Николая в хату, обмыли и перевязали раны и выходили. О том, что его сын остался жив, Константин Недорубов узнал много позже, теперь же он бился с удвоенной отвагой, за сына.

В конце августа 1942-го сотня Недорубова уничтожила 20  машин тыловой колонны с военным имуществом и около 300 фашистов. 5 сентября в бою за высоту 374,2 у села Куринского Апшеронского района Краснодарского края казак Недорубов в одиночку подобрался к минометной батарее, закидал ее гранатами и уничтожил из ППШ весь минометный расчет. Сам был ранен, но расположение полка не покинул. 16 октября под селением Мартуки, сотня Недорубова за день отразила четыре атаки эсэсовцев и практически вся полегла на поле боя.

Лейтенант Недорубов получил 8 пулевых ранений и оказался в сочинском госпитале, затем в Тбилиси, где комиссия вынесла решение о негодности казака к дальнейшей службе по состоянию здоровья. Тогда, вернувшись в родную станицу, он узнал о награждении Звездой Героя и о том, что его сын Николай жив.

Дома он, конечно, не остался. Вернулся на фронт и в мае 1943 принял командование эскадроном 41-го гвардейского полка 11-й гвардейской кавдивизии 5-го гвардейского Донского казачьего корпуса. Воевал на Украине и в Молдавии, в Румынии и Венгрии.

В декабре 1944-го в Карпатах, уже в звании гвардии капитана, Константин Иосифович Недорубов снова был ранен. На этот раз его комиссовали уже окончательно.

Став уже живой легендой, Недорубов принимал участие в Параде Победы. Причём гордо надел все свои награды: и царских времён, и советских. Про свои Георгиевские кресты он всем интересующим потом повторял: «Я в таком виде на Параде Победы в первом ряду шагал. А на приеме сам товарищ Сталин руку жал, благодарил за участие в двух войнах».

В 1967 году К.И. Недорубов в числе 3 ветеранов факелом зажигает Вечный огонь у мемориала героям Сталинградской битвы на Мамаевом кургане.

На 80-летие старому казаку власти подарили дом, у него у первого в станице появился телевизор, но роль «обласканного почестями» Константина Недорубова тяготила, он продолжал вести простой образ жизни, сам рубил дрова, вел с семьей хозяйство, до конца жизни продолжал упражняться с тяжелой кочергой, орудуя ею как пикой. Умер казак в декабре 1978 года, не дожив полгода до своего 90-летия.


Источник: Казак Недорубов: «заговоренный» герой трёх войн.
Русская Семерка russian7.ru

Казак Недорубов: «заговоренный» герой трёх войн








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!