Организация начала урока 1)Приветствие 2. Мотивация к учебной деятельности: | - Добрый день, меня зовут Виталина Сергеевна, и сегодня я проведу у Вас урок Окружающего мира. У нас будет замечательный и интересный урок. Работа предстоит серьёзная и непростая. “Улыбнёмся друг другу, дети. Сядьте удобно, закройте глаза, положите головы на парты”. Под тихую мелодичную музыку дети тихо повторяют за учителем: - Я в школе на уроке, - Сейчас я начну учиться. - Я радуюсь этому. - Внимание моё растёт. - Я как разведчик, всё замечу. - Память моя крепка. - Голова мыслит ясно. - Я хочу учиться. - Я очень хочу учиться. - Я готов к работе. - Я работаю! | |
II.Актуализация опорных знаний | - Скажите, в каком веке нашей истории мы находимся? - Какие события произошли в России в начале ХХ века? - Сегодня мы продвинемся ещё на несколько лет вперёд и попадём в год очень тяжёлый для нашей страны. - Прослушайте грамзапись и определите, на пороге какого события нашей страны мы находимся. Звучит «Священная война» ( муз. А.В. Александрова, стихи В.И. Лебедева – Кумача) - Как называлась священная война ХХ века? - С кем воевал советский народ в Великой Отечественной войне? Более 70 лет назад власть в Германии захватили фашисты во главе с Адольфом Гитлером. Они внушили немецкому народу, что он будет господином мира. Все остальные народы станут его рабами или будут полностью уничтожены. Вскоре почти вся Европа захвачена фашистами. | Первая мировая война, революция 1 слайд Отечественная С фашистами |
III.Открытие новых умений и знаний | - Никогда не забудет советский народ те тревожные минуты воскресного утра 22 июня 1941 года, когда по московскому радио были прерваны все передачи и люди услышали сообщение: Дети слушают запись сообщения. -Итак, 22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война. - Немецкие войска вероломно напали на нашу Родину. Немцы рассчитывали расправиться с нашей страной за 6 недель. - Первый удар немецкой армии приняли на себя пограничники, стоявшие насмерть. Одно из таких сражений войны произошло у пограничной Брестской крепости. Её защитники около месяца вели непрерывные бои. И всё же враг двигался вперёд. После ожесточённых упорных боёв фашисты захватили города: Минск, Киев, Смоленск. Под Смоленском у города Ельни советским войскам впервые удалось на два месяца остановить немцев, заставить их перейти в оборону. Но враг двигался вперёд. - Фашисты нацелили главные удары по 3-ём направлениям. Попробуйте назвать их. Дети рассматривают карту. 1.На север – Ленинград. 2.Центр, главный удар – Москва. 3.На юг к Чёрному морю. -Предположите, смогли ли немцы покорить нашу страну за 6 недель как планировали? - Почему сорвались планы их молниеносной войны? | 2 слайд Слушают сообщение 3слайд 4 слайд 5 слайд Нет Весь народ встал на защиту своей Родины. |
IV Целеполагание. Словарная работа. Работа в парах. | - Мы поговорим об одной битве, но очень важной – Битве за Москву. Фашисты планировали захватить город и затопить его, чтобы от него ничего не осталось. - Как вы думаете, взяли ли фашисты столицу нашей Родины – Москву? - Прочитайте эпиграф к уроку. «Велика Россия, а отступать некуда – позади Москва. (?)» - Почему я поставила вопрос, нам предстоит выяснить, кому принадлежат эти слова. - В конце октября немцы были у стен столицы. Враг вплотную подошёл к Москве. Гитлеровцы рассматривали с высоких точек Кремль, продумывали, где поставить памятник Гитлеру. С собой для сооружения памятника они везли гранитные плиты. ( Текст «Битва за Москву») - Возьмите карточки с текстом. Ознакомьтесь. Ответьте на вопрос: что предпринималось для обороны Москвы? - Как вы думаете, что это такое? (аэростат) - Из чего он сделан? - Что это такое? (ежи) - Для чего устанавливались «ежи»? - Кто командовал западным фронтом? (Г.К. Жуков) Георгий Константинович Жуков - легендарный советский полководец, маршал Советского Союза, который был одной из ключевых фигур Красной армии во время Великой Отечественной войны и впоследствии получил в народе прозвище «Маршал Победы». Биография Георгия Константиновича Жукова берет начало еще в конце XIX века. Он родился в деревушке Стрелковка, что в Калужской губернии. Георгий выходец из простой крестьянской семьи, поэтому образование получил только начальное – три класса церковно-приходской школы, которые окончил с отличием. Затем мальчика отправили в Москву, где он стал подмастерьем в небольшой скорняжной мастерской. К 13-ти годам он уже отличный мастер, но тяга к учебе не дает Жукову покоя, и подросток поступает на вечерние общеобразовательные курсы и получает аттестат зрелости. Когда началась Первая мировая война, Георгия призывают в имперскую армию и отправляют в кавалерийский полк. Во время Гражданской войны Георгий Жуков примкнул к Красной Армии и сражался с войсками Антона Деникина и Петра Врангеля. В 1920-м году Жуков оканчивает Рязанские кавалерийские курсы и становится командиром взвода, позднее – эскадрона. Звание Маршала Советского Союза Георгию Константиновичу Жукову было присвоено в начале 1943 года. Он стал первым офицером, удостоенным этого звания с начала войны. Как маршал он принимал капитуляцию Фашистской Германии, а также принимал в 1945 году главные Парады Победы в Москве на Красной площади и в Берлине у Бранденбургских ворот. - «Всё для фронта! Всё для победы!» - этот призыв звучал в те годы. Люди трудились без устали, чтобы фронт получил новейшее оружие: автоматы, самолёты, танки. | 6 слайд В город они так и не попали.) 7 слайд Слайд 8 Был поднят боевой дух, собрано много войск и вооружения 9 слайд летательный аппарат легче воздуха Это оболочка наполненная легким газом Это заградительные сооружения ,сделанные из рельсов Перегораживали дорогу,чтобы не могла пройти техника 10 слайд - портрет Г.К. Жукова. 11 слайд |
VIОткрытие новых умений и знаний(продолжение) | - Многочисленными страницами беспримерных человеческих подвигов украшена история сражений за Москву. 600 самолётов-истребителей охраняли небо Москвы и среди них истребитель Виктора Талалихина. Взлетев с полевого аэродрома, Талалихин не знал, отправляясь на ночную охоту, кого конкретно от встретит в небе: истребитель противника или бомбардировщик. Увидев Хенкель, Талалихин принял решение атаковать его. Несколько секунд и бомбардировщик - совсем рядом. Я принимаю решение таранить самолет, жертвовать собой, но не упустить гада" - Какой подвиг совершил В. Талалихин? Таран - способ воздушного боя – нанесение удара по вражескому самолёту винтом или крылом. - Бои шли не только в воздухе, но и на земле. До сих пор жив в памяти народной подвиг героев-панфиловцев. Генерал-майор Иван Васильевич Панфилов. (Герой Советского союза, погиб в бою за Москву.) - Как погиб политрук Василий Клочков? 1941 у разъезда Дубосеково на волоколамском направлении группа героев-панфиловцев под руководством Клочкова уничтожила 18 танков, не пропустив противника через свои позиции. Будучи тяжело раненным, Клочков в критическую минуту боя бросился со связкой гранат под вражеский танк, взорвал его и погиб смертью героя. Призыв младшего политрука, обращённый к бойцам: «Bелика Россия, а отступать некуда — позади Москва!» — стал боевым девизом всех защитников столицы. - Выполнили ли герои приказ своего командира? - Чьи слова стали эпиграфом урока? - В ночь с 5 на 6 декабря войска Советской Армии от обороны перешли в мощное контрнаступление. Враг получил сокрушительный удар и бежал от столицы. Советская Армия одержала первую большую победу. Эта победа под Москвой воодушевила Советских людей. В ходе советского наступления к началу января германские войска были отброшены на 100 – 250 км от столицы. Были освобождены города: Калуга, Тверь, Клин, Истра. | 12 слайд Таранил самолет,самолетом своим налетел на вражеский самолет 13 слайд 14 слайд Да Клочкова 15 слайд |
VIII Итог урока. Рефлексия. | - О каком главном сражении вы узнали? - Когда произошёл перелом в ходе Великой Отечественной войне? - О других сражениях вы узнаете из статьи в учебнике (с.140 – 146). – Наш урок подходит к концу. Вы очень хорошо потрудились. Ответили на все поставленные вопросы. – Вы все были дружными, активными, проявили ум, творчество. И все вы заслуживаете благодарности. Спасибо вам за работу! | 17 слайд |