Урок окружающего мира, проводимого в 4Г класс
Учитель Распопина Екатерина Владимировна
Тема: Границы России
Цель урока: создание условий для формирования метапредметных умений средствами урока «окружающего мира»
Задачи урока:
Дать обучающимся общие представления о странах, которые имеют с Россией сухопутные границы.
Обсуждать особенности изученных стран мира (название, расположение на карте, столица, главные достопримечательности).
Формировать коммуникативную компетенцию: умение вести диалоги; координировать свои действия с действиями партнеров по совместной деятельности.
Развивать навыки работать с картой: показывать территорию России, ее сухопутные и морские границы.
Воспитывать чувство патриотизма.
Планируемые результаты:
Предметные: научатся объяснять понятие «сухопутная граница» через анализ текста; находить и показывать страны мира на политической карте; получат возможность научиться давать характеристику странам четко следуя инстркуциям.
Метапредметные УУД:
Коммуникативные: участвуют в диалогах в паре и в группе при обсуждении заданий .
Регулятивные:
Рефлексивные умения: самостоятельно работают с учебником, хрестоматией; принимают и сохраняют учебную задачу .
Оценочные умения: проверять правильность выполнения задания по правилу; оценивать свою деятельность на уроке, определять успехи и трудности.
Познавательные
Общеучебные действия: работают с картой в учебнике.
Логические действия: умение строить логическую цепь рассуждений.
Личностные: проявляют интерес к изучаемому материалу.
Средства обучения: учебник, карта, презентация
Тип урока: получение новых знаний.
Основные понятия: сухопутная граница, «соседи».
Ход урока.
Этапы урока. | Формируемые УУД | Деятельность учителя. | Деятельность учащихся. |
Организационный момент | | Создание рабочей атмосферы, эмоционального настроя. -Прозвенел звонок, Начинаем наш урок! Нас сегодня ждёт дорога, И узнать нам надо много. Самостоятельная работа. - Прочитайте текст и дополните его необходимыми словами. Страна в которой я живу – называется __________. Она расположена на материке ______________. Условной границей между Европой и Азией принято считать _______________. Следовательно часть России находится в ________________, а часть – в __________________. Столицей России является город ___________________. Она расположена в _________________ части России, а город в котором живу я расположен в ______________________. ( Приложение 1) | Дети (хором): Всем-всем доброе утро! Читают текст. Проверяют выполнения задания по цепочке. |
Актуализация знаний. Целеполагание | Умение строить речевое высказывание в устной форме по вопросам. Умение сравнивать полученные результаты с поставленной задачей. Навыки оценивания работы одноклассников. Самооценка. | 1.1. Актуализация знаний - Покажите границу Российской федерации на карте. - Чем вы воспользовались, чтобы правильно показать границу России? - Где проходит граница России на карте? - Работа в парах. - Откройте учебник на с.70-71. - Что вы видите на этих страницах? - Выполните инструкцию, которая дана в ваших листочках под №2. Инструкция: На Физической карте России найди и назови соседу по парте моря, которые омывают ее берега в Европе, а он назовет те моря, которые омывают берега России в Азии. - По какому критерию будем оценивать выполненную работу? (приложение 3) 1.2. Определение темы урока и целеполагание - Ответьте на следующий вопрос: кого называют соседом? - А как вы понимаете значение слова соседний? - Кто из вас уже сможет определить тему нашего урока? - Кто является соседями нашей страны? - 1 вариант откроет оглавление и прочитает название новой главы и тему нашего урока. - Кто сможет определить цели урока. Зачем нам нужно изучать данную тему? | 1.1. - Показывают на карте. - Условными обозначениям. Карта России - Выполняют задание. 1 вариант: Баренцево море, Карское море, Балтийское море, Черное море. 2 вариант: Карское море, Море Лаптевых, Восточно - Сибирское море, Чукотское море, Беренгово море, Охотское море, Японское море. - Проверка выполненной работы. - Оценка работы на листочках шкалой правильности. - Ответы детей: человек, который живет вблизи, рядом с кем-нибудь; человек, который занимает ближайшее к кому-нибудь место, сидит рядом. - Расположенный вблизи, рядом с кем-чем-нибудь. - Россия и ее соседи. - Страны, живущие по соседству с Россией и имеют общую границу. - Путешествие по странам мира. Границы России. - Узнаем о странах, которые имеют с Россией общую границу. Чтобы знать, где их защищать. затем чтобы знать, с кем граничит наша страна |
II Изучение нового | Умение строить логическую цепь рассуждений. Навыки делового партнерского общения. Умение сравнивать полученные результаты с поставленной задачей. Извлекать необходимую информацию из заданий учебника | 2.1. Фронтальная работа с.72. Прочитайте про себя текст на стр.69-72 и ответьте на вопросы устно. - Какие символы есть у каждого государства? - Что еще есть у каждой страны? - Какой материк считают самым густонаселенным? - Каким образом Миша Иванов предлагает вам знакомиться со странами, граничащими с Россией? - Где будет проходить граница? 2.2. Подготовка к групповой работе. - Знакомиться со странами вы начнете в мини группах. Каждой группе достанутся разные страны, но алгоритм выполнения работы будет одинаков. - Вспомним правила работы в группах. - Получите задание. - Посмотрите инструкцию. ( приложение 4) - По каким критериям будем оценивать работу каждой группы? - Чтобы познакомиться с достопримечательностями страны, где можно больше получить информацию? 2.3. Самостоятельна работа в группах. 1 группа – Норвегия с.73 2 группа – Финляндия с.73 3 группа – Страны Прибалтики с.74 4 группа - Белоруссия и Украина с.74-75 5 группа – Азербайджан и Грузия с.76 6 группа – Казахстан с.77 | После прочтения текста на стр.69-72, ребята отвечают на вопросы учителя. - С севера на запад. - Сухопутные. - Определяют критерии: - В учебнике. - Норвегия, столица Осло, символ города ратуша, которая украшена скульптура любимых героев скандинавских мифов. - Финляндия, столица Хельсинки, - Эстония – Таллин, Латвия – Рига, Литва – Вильнюс. - Белоруссия – Минск Украина – киев - Азербайджан – Баку Грузия – Тбилиси - Казахстан – Астана - Астана |
III Закрепление | . . | 3.1. Проверка выполнения задания - Откройте тетрадь на печатной основе на с.33. По мере знакомства со странами будем заполнять таблицу в тетради. (заслушиваются ответы, сравнивают, аргументируют и оценивают ответы группы) | |
Итог урока. | Оценивать свою деятельность на уроке, определять успехи и трудности. | 1. Организация деятельности обучающихся по анализу и оцениванию своей деятельности на уроке. - Какие цели ставили вначале урока? - Как добивались этих целей? - Положите перед собой «лист самооценки». - Оцените свою деятельность. | 1.Оценивание и рефлексия своей деятельности. |
Домашнее задание | | Уч. стр.69-78, Т ср. стр. | |
Приложение 1.
Страна, в которой я живу – называется __________. Она расположена на материке ______________. Условной границей между Европой и Азией принято считать _______________. Следовательно, часть России находится в ________________, а часть – в __________________. Столицей России является город ___________________. Она расположена в _________________ части России, а город, в котором живу я, расположен в ______________________.
Страна, в которой я живу – называется __________. Она расположена на материке ______________. Условной границей между Европой и Азией принято считать _______________. Следовательно ,часть России находится в ________________, а часть – в __________________. Столицей России является город ___________________. Она расположена в _________________ части России, а город, в котором живу я, расположен в ______________________.
Страна, в которой я живу – называется __________. Она расположена на материке ______________. Условной границей между Европой и Азией принято считать _______________. Следовательно, часть России находится в ________________, а часть – в __________________. Столицей России является город ___________________. Она расположена в _________________ части России, а город, в котором живу я, расположен в ______________________.
Страна, в которой я живу – называется __________. Она расположена на материке ______________. Условной границей между Европой и Азией принято считать _______________. Следовательно, часть России находится в ________________, а часть – в __________________. Столицей России является город ___________________. Она расположена в _________________ части России, а город, в котором живу я, расположен в ______________________.
Приложение 2.
Инструкция: На Физической карте России найди и назови соседу по парте моря,
которые омывают ее берега в Европе,
а он назовет те моря, которые омывают берега России в Азии.
Приложение 3.
Критерии | Оценка ученика (1-5 баллов) | Оценка учителя (1-5 баллов) |
Активность на уроке | | |
Личный вклад в работу пары | | |
Личный вклад в работу группы. | | |
Понимание нового и умение применять новое знание | | |
Итого баллов: | | |
Лист самооценки _______________ Лист самооценки _______________
Критерии | Оценка ученика (1-5 баллов) | Оценка учителя (1-5 баллов) |
Активность на уроке | | |
Личный вклад в работу пары | | |
Личный вклад в работу группы. | | |
Понимание нового и умение применять новое знание | | |
Итого баллов: | | |
15-20 баллов – «5» 15-20 баллов – «5»
11-14 баллов – «4» 11-14 баллов – «4»
9-10 баллов –«3» 9-10 баллов –«3»
Менее 9 баллов – плохо поработал на уроке. Менее 9 баллов – плохо поработал на уроке.
Оценка за урок: Оценка за урок:
Шкала правильности:
1 балл- отказ от выполнения задания.
2 балла - ответ неверный.
3 балла - Ответ верный, но допущено 3-5 ошибок.
4 балла - Ответ в целом верный. Однако он содержит ряд недочетов.
5 баллов - Полный верный ответ.
Приложение 4.
План:
Критерии оценивания:
1 группа – Норвегия
2 группа – Финляндия
3 группа – Страны Прибалтики
4 группа - Белоруссия и Украина
5 группа – Азербайджан и Грузия
6 группа – Казахстан