СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Окружающий мир "Интеллект-карты"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Использование метода составления интеллект-карт на уроках окружающего мира в начальной школе для развития познавательных интересов младших школьников

Просмотр содержимого документа
«Окружающий мир "Интеллект-карты"»

МБОУ «Тарасинская СОШ» Бускинова Нурия Гайфуловна, учитель начальных классов


Этапы работы мастер-класса

Содержание этапа

Деятельность участников

Подготовительно-организационный


ТЕМА: Использование метода составления интеллект-карт на уроках окружающего мира в начальной школе для развития познавательных интересов младших школьников

Цель мастер-класса: способствовать повышению мотивации участников мастер-класса в использовании метода составления интеллект-карт на уроках окружающего мира в начальной школе для развития познавательных интересов младших школьников и формирования универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность в массе информации отобрать нужное, саморазвиваться и самосовершенствоваться.

Задачи мастер-класса:

- сформировать у участников мастер-класса понятие о методе составления интеллект-карт;

- выяснить, целесообразность применения метода составления интеллект-карт на уроках в начальной школе;

- представить, каким может быть применение метода составления интеллект-карт на уроках окружающего мира;

- показать конкретные варианты использования метода составления интеллект-карт на уроках окружающего мира;

- создать условия для активного взаимодействия ведущего мастер – класс и участников мастер – класса.

Актуальность мастер-класса: объясняется стремлением педагогов повысить качество, эффективность обучения в современном, информационном обществе.

Ожидаемые результаты:

  • участники мастер-класса будут погружены в процесс знакомства и применения метода составления интеллект-карт на уроках окружающего мира; поймут его важность и необходимость для современной школы;

  • практический выход: самостоятельное конструирование собственных интеллект-карт.

Оборудование: мультимедийный проектор, раздаточные листы, канцелярские принадлежности.





Знакомство со слушателями мастер-класса 


- Добрый день, уважаемые коллеги. Предлагаю вам поработать на нашем занятии над темой «Использование метода составления интеллект-карт на уроках окружающего мира в начальной школе для развития познавательных интересов младших школьников».






Встраиваются в диалог, проявляют активную позицию, тем самым помогая мастеру в организации занятия.

Основная часть

 


- Скажите, пожалуйста, какими способами и методами вы пользуетесь, чтобы лучше запомнить какую-либо информацию?

(Предполагаемые ответы: конспекты, таблицы, схемы, рисунки и т. п.)

-Правильно, ведь это удобно, быстро и наглядно.

Часто мы и не задумываемся, что происходит в мозге, когда человек ест сладкое яблоко, наслаждается благоуханием цветов, слушает музыку, наблюдает за течением воды, вспоминает о прошлом. Там происходят сложные процессы, но любая информация, поступающая в мозг, - каждое ощущение, воспоминание или мысль - может быть представлен в виде центрального сферического объекта, от которого расходятся десятки, сотни, тысячи и миллионы «веточек».

Сегодня существует множество современных технологий для обучения как одарённых детей, так и детей, испытываюших затруднения в обучении. Я предлагаю познакомиться с универсальным методом составления интеллект – карт, в основу которого положены исследования английского психолога Тони Бьюзена и профессора Санкт – Петербургского университета Бершадской Елены Александровны.

Тони Бьюзен, не очень успешно кончив школу, всерьез задумался над вопросом «Почему я хуже других?». Узнав, что человек использует всего 5% головного мозга, он решил «заставить свой мозг работать» и написал 82 бестселлера на данную тему.

Интеллект – карта (или карта ума) – это метод графического выражения процессов восприятия, обработки и запоминания информации, творческих задач, инструмент развития памяти и мышления.

Исследования Тони Бьюзена (специалиста по когнитивной науке) подчеркивают доминирующую роль левого полушария, как в школе, так и в обществе в целом, в ущерб правому полушарию.

Левое полушарие отвечает за слова, иерархию идей, числа, в то время как правое связано с творчеством, оно управляет пространством, анализирует информацию через краски и ритмы.

В двух словах, левое полушарие отвечает за логику, а правое — за творчество. (слайд)

Таким образом, при создании обычных заметок мы используем только левое полушарие, а при создании интеллект-карт задействованы оба полушария. Метод интеллектуальных карт наиболее полно отвечает особенностям работы человеческого мозга. Отличительное свойство методики - привлечение в процесс усвоения информации обоих полушарий головного мозга, благодаря чему обеспечивается его наиболее эффективная работа, а информация сохраняется как в виде целостного образа, так и в словесной форме. Человек, согласно теории Бехтерева, быстрее воспринимает цветовую  или световую информацию, на чем и основано действие светофора. Цветовой и световой сигнал дает толчок для дальнейшей работы мозга, активизирует хранящуюся в памяти информацию, помогает сделать ее актуальной.

Интеллект – карта или карта мышления – это отображение на бумаге эффективного способа думать, запоминать, вспоминать, решать творческие задачи, а также возможность представить и наглядно выразить свои внутренние процессы обработки информации, вносить в них изменения, совершенствовать. Большую часть информации о мире мы воспринимаем визуально, и поэтому, интеллект – карта – это хороший наглядный материал, который проще запомнить и с которым проще работать. (слайд)

Для того, чтобы создать собственную интеллект – карту, необходимо знать основные принципы построения.

Правила создания интеллект-карт следующие:
- При работе используются только цветные карандаши, маркеры, фломастеры и т. д. 
- Основная идея, проблема или ключевое слово располагается в центре листа. 
- Для изображения центральной идеи желательно использовать рисунки, картинки. Каждая главная ветвь должна иметь свой цвет. 
- Главные ветки соединяются с центральной идеей, а ветви второго, третьего и т. д. порядка в свою очередь соединяются с главными ветвями. 
- Ветви лучше рисовать изогнутыми, а не прямыми (как ветви дерева). 
- Над каждой линией - ветвью пишется только одно ключевое слово. 
- Для лучшего запоминания и усвоения желательно использовать рисунки, картинки, ассоциации о каждом слове. 
- Разросшиеся ветви можно заключать в контуры, для того, чтобы они не смешивались с соседними ветвями. 
- Обучение составлению интеллект-карт должно идти постепенно: сначала на уроке анализ уже готового образца, затем совместное составление карт с помощью учителя, затем работа в паре, группе, а уж затем индивидуальная работа дома. Перед вами на слайде пример одной из таких карт.

(Демонстрация интеллект-карт, созданными нашими учениками на слайдах и в обычном виде)

Приведу в пример фрагмент урока окружающего мира, на котором мы составляли интеллект-карты.

Подвожу детей к теме.

- Хотите узнать, о чем мы сегодня с вами будем говорить?

Тогда отгадайте загадку:

Я и туча, и туман,

И ручей, и океан,

И летаю, и бегу,

И стеклянной быть могу!

- Правильно, это вода.

Далее ученики с помощью учителя формулируют тему и задачи урока. В процессе занятия, изучения статьи учебника и дополнительной литературы выясняем значение воды в жизни человека, с помощью опытов определяем свойства воды (прозрачная, не имеет запаха, является хорошим растворителем, в ней содержится воздух). Вода бывает в жидком, твёрдом и газообразном состоянии. Она занимает 2/3 всей поверхности нашей планеты. Вспоминаем, что водоёмы бывают естественные и искусственные. Искусственные – это каналы, водохранилища, бассейны; естественные – океаны, моря, реки и т.д. В ходе урока, разделившись на группы, с помощью учителя дети составляют интеллект-карту. Затем каждая группа представляет свою работу.

Очевидно, что метод интеллект-карты имеет отличительные свойства от других методов:

- Наглядность. Всю тему с ее многочисленными сторонами можно окинуть одним взглядом

- Привлекательность. Хорошая интеллект-карта имеет свою эстетику, ее интересно и приятно рассматривать .

- Запоминаемость. Благодаря работе обоих полушарий мозга, использованию образов, ассоциаций и цвета интеллект-карта легко запоминается.

- Своевременность. Интеллект-карта помогает выявить недостаток информации и понять, какой информации не хватает.

- Творчество. Интеллект-карта стимулирует творчество, помогает найти нестандартные пути решения задачи.

- Возможность пересмотра. Пересмотр интеллект-карт через какое-то время помогает усвоить картину в целом, запомнить ее, и даже увидеть новые идеи.

Ну а главное достоинство метода - его универсальность, то, что методика построения интеллект-карт проста и может быть использована любым учителем-предметником на любом уроке.


Работа по составлению интеллект-карт участниками мастер-класса


Предлагается работа по группам. Каждая группа получает тему и рекомендации по составлению интеллект-карт.

Темы: «Почва», «Лес», «Человек», «Воздух», «Растения». Участники работают 5-7 минут, им оказывается индивидуальная помощь.

































































































































































Выполняют задания в соответствии с обозначенной задачей, индивидуальное создание задуманного.


Афиширование- представление выполненных работ.
Заключительное слово.














Рефлексия – активизация самооценки и самоанализа по поводу деятельности на мастер-классе

Представление работ от каждой группы.

Организуется обмен мнениями присутствующих, дается оценка происходящему.

Заключительное слово

- Итак, думаем, вы увидели, что информацию, записанную в виде интеллект-карт, легко воспринимать и запоминать, потому что интеллект-карты построены на тех принципах, на которых построено наше мышление.

В начальной школе этот метод можно использовать на этапе объяснения нового материала, закрепления, контроля изучения нового материала, при составлении планов-пересказов (интеллект-карта служит отличной опорой для пересказа, в ней содержатся ключевые узлы, по которым можно легко воспроизвести текст), в проектной деятельности. Даже для реализации проекта можно использовать ту же интеллект-карту: разбить проект на простые составляющие, если это коллективный проект – определить, кто будет участвовать и какие функции выполнять, если индивидуальный – какие задачи нужно решить, какие результаты получить на выходе.

- А сейчас, уважаемые коллеги, мне бы хотелось послушать ваше мнение о целесообразности использования данного приема в нашей работе. Перед вами лежат карточки, на которых записаны начала фраз, продолжите их, пожалуйста.

Заслушиваются мнения участников.

- Сегодня я узнала, что …

- Я сделала вывод, что в своей работе…

- Работа по составлению интеллект-карт показалась мне…..


- Спасибо за внимание и продуктивную работу.


Представляют свои интеллект-карты.















Высказывают своё мнение, предложения.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!