СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Окружающий мир " Как лечились наши предки"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Окружающий мир " Как лечились наши предки"»



Класс: 3

Тема: «Как лечились наши предки»

Цель: Создание условий для формирования представлений у младших школьников об опыте наших предков по сохранению здоровья.

Планируемые результаты:

Личностные: способность предвидеть результат своей собственной деятельности; адекватно оценивать учебные действия, проявлять интерес к окружающей среде за природными наблюдениями.


Метапредметные:
Познавательные: Строить логическое рассуждение включающее установление причинно-следственных связей, ученик научится или получит возможность научится подводить под понятие, формировать правило на основе выделения существенных признаков.


Регулятивные: Формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации определят наиболее эффективные способы достижения.


Коммуникативные: Формировать умение договариваться, находить общее решение, слушать и понимать других; формировать умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; способствовать формированию собственного мнения и умений задавать вопросы.


Предметные: познакомить учащихся о способах лечения заболеваний в старину, показать их отличие от современных методов; дать объяснение следующим понятиям: знахарь, мыльня, травник, фармацевт;  продолжить формировать основы здорового образа жизни, правила поведения в природе и обществе..

Оборудование: проектор; компьютер, учебное пособие, доска.





Этап урока, время

Методы и приёмы обучения

Деятельность учителя

Деятельность уч-ся

Формы работы

Виды контроля, самоконтроля, взаимоконтроля

1

Орг. момент

Мотивационный этап

Словесные (беседа)

Проверка готовности к уроку.

Проверяют

Фронтальная

Контроль

2

Актуализация знай

Словесные (беседа;объяснение); наглядный (презентация)

Какую информацию могут сообщить нам органы вкуса? Обоняния? Осязания?







Ребята, чем может быть опасна горячая пища для органов вкуса?






Что может случиться при сильном насморке?



Почему нельзя на морозе трогать металлические предметы мокрыми руками?









Ребята, есть люди, у которых от рождения или из-за болезни, несчастного случая, старости нарушена деятельность какого-нибудь органа (зрения, слуха, руки, ноги, сердца или легких). Этим людям необходимо особое внимание и чуткость.

Знаете ли вы имена спортсменов ставших чемпионом паралимпийских игр?

Оксана Савченко - девушка, которая с самого детства страдает от нарушения зрения. Сейчас Оксана является обладательницей трех золотых медалей. К тому же она-многократная рекордсменка мира на дистанциях по плаванию.

У Римы Баталовой- с детства были нарушения со зрением, но это не помешало ей добиться невероятных высот в спортивной карьере. С детства она занималась в секции для людей с нарушениями зрения. Рима Баталова занесена в книгу рекордов Гиннеса как тринадцатикратная чемпионка паралимпиад и 18 кратная победительница мирового первенства

Вкусовые ощущения; воспринимать различные запахи; тактильно ощущать предметы

Из-за горячей пищи у нас ухудшится способность чувствовать вкус

Снизится острота обоняния

Руки прилипнут к металлу, может быть обморожение, руки станут грубыми. мы не сможем ощущать предметы






Ответы обучающихся.

фронтальная

Контроль, самоконтроль

3

Самоопределение к деятельности

Словесный (беседа, объяснение, рассуждение)

Наглядные (презентация)


- Но, к сожалению, бывает так, что в организме человека какой-то орган даёт сбой и человек заболевает. Что надо делать, если вы уже заболели?







- Какую помощь оказывает врач?








-Как называется место, где хранятся лекарства, в доме.

- Поднимите руки те, у кого дома есть аптечка.

- Можно ли вам самим, без разрешения родителей и врачей, принимать лекарственные средства из аптечки? Почему?

Прошу вас всегда помнить об этом! Нельзя принимать лекарства без разрешения родителей или врача.


- А где мы берём лекарства? 

- Сегодня, пожалуй,  нет ни одного школьника, не знающего, что такое аптека. Можете ли вы представить себе, что какое-то время назад в нашей стране не было ни поликлиник, ни врачей, ни аптек?

- Интересно, а что же делали люди, когда заболевали? К кому обращались за помощью? Чем лечились? Ребята, хотели бы вы об этом узнать?

-Догадались, о чём же сегодня пойдёт речь на уроке? 

Тема: «Как лечились наши предки»

Цель нашего урока: Знакомство с опытом предков по сохранению здоровья.


Идти в поликлинику на приём к педиатру или вызвать врача, а если очень плохо, то «Скорую помощь». Ставит диагноз, объясняет способ лечения, выписывает рецепт на лекарства

аптечка

Нет.  Мы не можем определить заболевание и правильно его лечить.

В Аптеке

фронтальная

контроль

4

ОНЗ

Словесный (беседа, оюъяснение, рассуждение)

Наглядные (презентация; учебное пособие)

Практические (рабочий лист)

В ходе нашего урока вы будете заполнять рабочий лист.

- Кто такие предки?

- Открываем 1-ую страничку нашего прошлого «Кто и как лечил в старину»      СЛАЙД  

1) Скажите, кто лечит людей в наше время? 

- Каких врачей вы знаете? 

- Кто же лечил людей в старину? Стр. 61 и прочитаем стихотворение.


Кто же лечил людей в старину?

А кто такой знахарь? 

На слайде:

Знахарь –  человек, умеющий лечить, используя заговорное слово, святую воду, знавший лекарственные растения и умевший изготовить из них лекарств. 

 2-ая страничка из прошлого: «Зелёные лекари»

- Как вы понимаете выражение «Зеленые лекари»?

А теперь давайте проверим ваши предположения? Прочитаем 2 абзац стр 61

1) Какие помощники для лечения болезней были в старину?






У вас на партах лежит рабочий лист, напишите название. Ваша задача по ходу нашей беседы вписать в таблицу название «Зеленых лекарей»

1) Я на розу так похож,

    Разве что не так хорош,

    Но зато мои плоды

     Всем пригодны для еды. 


2)  Тонкий стебель у дорожки
    На конце его — серёжки.
    На земле лежат листки —
    Маленькие лопушки.
    Нам он — как хороший друг,
    Лечит ранки ног и рук.

3) Бусы красные висят,

    Из куста на нас глядят.

    Очень любят бусы эти

    Дети, птицы и медведи. 


4) Белая корзинка,
    Золотое донце.
    В ней лежит росинка
    И сверкает солнце.
    Мы домой ее возьмём
    И на стол поставим.
    Если вдруг мы прихворнём -
    Мы ее заварим.   

А для того, чтобы узнать о последнем «зеленом лекаре» откройте учебник на странице 62 в зеленой рамке.  

- Ребята, мы рассмотрели только очень малую часть лекарственных трав, которые использовали наши предки для лечения. А в наше время мы пользуемся этими и другими травами?

- А вы, ваши родители какими лекарственными травами пользуетесь? От чего?

- К сожалению, многие накопленные нашими предками знания о лечебных свойствах растений были утеряны. Сейчас их постепенно восстанавливают врачи, которые лечат людей препаратами на основе лекарственных растений. Таких врачей называют травниками или гомеопатами.  Давайте хором произнесём это новое для нас слово - гомеопаты.    СЛАЙД

- К сожалению, многие растения, в том числе и лекарственные, в настоящее время стали редкими. Почему? Кто в этом виноват?

Для того, чтобы сохранить их, создали люди специальную книгу природы. СЛАЙД   (Показ Красной книги РФ)

- Как называется эта книга?

-Что записано в Красной книге?  





- Подумайте, почему выбран красный цвет? Что он обозначает? 








- Предлагаю вам следующую математическую задачку. В нашем классе 28 человек. Подсчитайте, сколько погибло бы, например, степных тюльпанов, если каждый ученик нашего класса сорвал по 10 цветов?

- Что произойдёт с сорванным и цветами через некоторое время?

-Какой вывод можно сделать?



Помните, пожалуйста, о бережном отношении к окружающей природе, нельзя допустить, чтобы на страницы Красной книги попали ещё и другие растения.

Физминутка

- Я считаю, мы неплохо поработали, пора и отдохнуть и выполнить разминку, оберегая таким образом наш организм от перенапряжения.

Все ребята дружно встали

Все ребята дружно встали  (Выпрямиться)

И на месте зашагали.   (Ходьба на месте.)

На носочках потянулись. (Прогнуться назад, руки положить за голову.)

И друг к другу повернулись.

Как пружинки мы присели  (Присесть.)

И тихонько разом сели.  (Выпрямиться и сесть.)

И для того чтобы узнать, как называется 3-я  страничка из прошлого: послушайте стихотворение.

Для больного человека

Нужен врач, нужна аптека.

Входишь – чисто и светло.

Всюду мрамор и стекло.

За стеклом стоят в порядке

Склянки, банки и горшки.

В них пилюли и облатки,

Капли, мази, порошки.

От коклюша, от ангины,

От веснушек на лице.

Рыбий жир, таблетки хины

И, конечно, витамины –

Витамины А, В, С!            

С. Михалков

И наша 3 страничка из прошлого будет называться «Первые аптеки»

Первая аптека была открыта в Московском Кремле 400 лет назад приехавшим из Англии аптекарем. Устроена она была только для царских семейств. Аптека так и называлась - царскою, имела большой выбор лекарств. Простой же народ покупал лекарственные травы, коренья и мази в лавках, т.е. небольших "магазинчиках".

Рядом с аптеками также были аптечные огороды. В таких огородах выращивали разные лекарственные травы. Аптечные огороды снабжали аптеки семенами, кореньями и сушёными листьями этих трав.

- Кто был внимательным. Итак, где, в каком городе была открыта первая аптека?                   

– Для кого она была устроена? 


- Где покупали лекарственные травы, мази простой народ? 

Как назывались огороды, которые находились рядом с аптеками.


–Как вы, думаете, то такое аптечные огороды? 







- Есть ли в наше время при аптеках аптечные огороды?


- Знаете ли вы, как называется профессия человека, который работает в аптеке? 

На слайде (Фармацевт - специалист по изготовлению лекарств).  Хором слово фармацевт.                

На стр 63, прочитайте и ответьте, что же было важным средством для укрепления здоровья?

А знаете ли вы как называлась баня в древние времена?

Выполним кроссворд в ТПО




Люди, которые жили задолго до нас

Врачи

ответы детей

Читают стихотворение

Знахарь






Ответы обучающихся.




Ягоды, мед, отвары, настой из лекарственных средств, коры листьев деревьев

Заполняют таблицу




Шиповник






Подорожник




Малина











Ромашка

Верба


Да, пользуемся.


Ответы обучающихся







отвечают





Записаны редкие и исчезающие животные и растения

Красный цвет - это значит внимание, стоп, не убивайте животных, не губите растения




280 цветов

Они завянут Не надо попусту рвать цветы








Повторяют движения































В городе Москва

Царской семье

В лавках аптечные огороды Огороды, на которых выращивали растения, шедшие на изготовление лекарств.

Да, но их осталось мало





Баня

Индивидуальная, фронтальная

Контроль, самоконтроль

4

Итог

Словесные (беседа, объяснение); наглядные презентация

Учитель задает наводящие вопросы

Отвечают

Фронтальный

Контроль

5

Инструктаж д/з

Словесные (беседа, объяснение);

Учитель объясняет д/з

записывают

Фронтальный

Контроль




Скачать

© 2024 29 0

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!