Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Центр образования – гимназия №30»
г. Тула
Конспект урока
окружающего мира по теме:
«Земная поверхность»
1 класс (1 – 4)
(система развивающего обучения Л. В. Занкова)
Учитель: Гришина Наталья Георгиевна
2014 г.
Цель урока: создать условия для овладения учащимися на ознакомительном уровне понятий «почва», «полезные ископаемые».
Задачи урока: предметные - создать условия для овладения учащимися в общем виде понятий «почва», «полезные ископаемые»; - создать условия для осознания обучающимися значения твёрдой земной оболочки, почвы для растений, животных и человека.
Метапредметные - создать условия для осознания учащимися ценности изучаемого материала; - создать условия для осознания учащимися необходимости соблюдения правил экологического поведения в природной среде, разумного использования природных богатств земли; - создать условия для развития у учеников умения ставить цель и планировать свою деятельность; - создать условия для развития у обучающихся умений анализировать познавательный объект, сравнивать объекты, выделять главное, делать выводы; - создать условия для формирования умений принимать и сохранять учебную задачу, оценивать совместно с учителем и одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы; - создать условия для формирования коммуникативных навыков(построение монологического высказывания, владение диалогической формой коммуникации, учёт мнения и позиции другого, стремления к координации различных позиций в сотрудничестве).
Образовательные ресурсы: Оливер Клэр. Детская энциклопедия Земли. – М. :Эксмо, 2010. Дмитриева Н.Я., Казаков А. Н. Окружающий мир : Учебник для 1 кл. – Самара : Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Фёдоров», 2013. Дмитриева Н. Я., Казаков А. Н. Методические рекомендации к курсу «Окружающий мир» 1 кл. – Самара : Издательство «Учебная литература» : Издательский дом «Фёдоров». Предметы из стекла, металла; образцы полезных ископаемых: каменный уголь, пробирка с нефтью, железная руда и др. полезные ископаемые; почва.
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Ход урока.
1.Организационный момент. Проверка готовности класса и оборудования; эмоциональный настрой. Прозвенел уже звонок, начинается урок. В путешествие пойдём, в страну знаний попадём. Слушай, думай, наблюдай, глазки, ушки открывай. Знания на уроке получай. Дети приветствуют учителя. Организуют своё рабочее место, проверяют наличие индивидуальных рабочих принадлежностей на столе.
2.Актуализация знаний. Воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся. Выявление индивидуальных затруднений.
На столе карточки с изображением объектов живой и неживой природы. – Что можете сказать об этих объектах? (Природа) - Разделите эти объекты на две группы. – По какому принципу разделили? (Живая и неживая природа) - Посмотрите на объекты неживой природы. Что можете о них сказать? (Солнце, вода) (Учащиеся рассказывают о значении солнечного тепла и света, о значении воды для жизни растений, животных и человека.)
3. Определение темы и постановка цели урока. - А ещё есть на нашей Земле чудесная кладовая. Положишь в неё весной мешок зерна, а осенью, смотришь, вместо одного мешка в кладовой уже двадцать. Ведро картошки в чудесной кладовой превращается в двадцать вёдер. Горсточка семян делается большой грудой огурцов, редиски, помидоров, морковок. Сказка это или быль? Это не сказка. Чудесная кладовая есть на самом деле. Вы догадались, о чём мы сегодня на уроке будем говорить? - Назовите, сформулируйте, тему нашего урока. (Земная поверхность, почва.) - Какую цель поставим перед собой на этом уроке? (Узнаем, что такое почва; значение почвы для растений, животных, человека; какие богатства есть в земной коре.)
4. Усвоение новых знаний и способов действий. Мотивация учебных действий. 3. 1. – Вы, наверно, уже догадались, почему у меня в руках хлеб. Какое отношение хлеб имеет к земной поверхности? - Вы правы, только там, где есть почва, будут расти растения, хлеб. Слайд №2. - Так, что же такое почва? Попробуйте дать определение. (Верхний, рыхлый слой земли, на котором растут или могут расти растения.) – Давайте посмотрим на кусочки почвы, которые лежат в коробочках у вас на столах. - Какого цвета почва? - Из чего она состоит? (Остатки старых сухих листьев, маленькие палочки, веточки, остатки высохших насекомых).
Физкультминутка.
3. 2. Работа по учебнику (с. 31) - Рассмотрите внимательно иллюстрацию. Кто изображён на ней и что делает? (Мальчик на участке рыхлит почву.) - Зачем он это делает? (Уничтожает сорные растения; облегчает поступление воздуха в почву; рыхлая почва лучше впитывает влагу во время полива или дождя) - Корни многих растений глубоко уходя в землю. Зачем? (Извлекают питательные вещества, закрепляются корнями.) 3. 3. - Но для того чтобы вырастить растения, получить урожай, испечь хлеб, человеку нужно много трудиться. – Ребята, а вы работали когда-нибудь на садовом участке вместе со своими родителями. Расскажите. Рассказы ребят о том, что они делали на садовом участке. 3. 4. Работа в парах. – Как вы понимаете слова «работник» и «работничек»? - Назовите героев сказок, которые трудятся. – А теперь назовите героев сказок, которые лентяи и бездельники. 3. 5. Полезные ископаемые. а) На столе лежат: лампочка, хрустальная ваза, стакан. – Что общего между этими предметами? (сделаны из стекла) - Насыплем в стакан песок. Какая связь существует между стаканом и речным песком? (Песок – основа стекла.) Слайд №3.
б) Показ изделий из металла. – Гвозди, молоток, ключи – что между ними общего? (Сделаны из металла, который выплавляют из железной руды.) Учащиеся рассматривают образцы железной руды на партах.
- А откуда люди берут песок, железную руду? - Песок, железная руда – это полезные ископаемые. Как вы понимаете выражение «полезные ископаемые»?
в) - А как вы думаете, что общего между бензином, лекарством и тканью? (Они сделаны из нефти.) Слайд №4. - Учёные считают, что нефть образовалась из остатков водорослей и мельчайших растений и животных. Это очень важное полезное ископаемое, без него трудно обойтись в современном мире. Посмотрите на пробирку с нефтью, понюхайте её.
г) – Отгадайте, что это такое: «Миллиарды лет назад я был высоким, могучим деревом и горделиво возвышался над моими низкорослыми собратьями. Но случилось несчастье. Сильным ветром меня вырвало из земли и бросило в болото. Потянулись скучные долгие годы. От горя, тоски и одиночества я превратился в твёрдое, холодное, чёрное вещество и думал, что в таком состоянии мне придётся находиться вечно. Как вдруг однажды пришёл человек. Увидел меня и взял в свой дом. Я подружился с ним. И от счастья превратился в весёлый, горячий огонь. С этих пор я обогреваю жильё, привожу в движение машины и даю моему другу лекарства, чтобы он был всегда здоров. (Каменный уголь) Учащиеся рассматривают образцы каменного угля. - Рассмотрите его внимательно. Какого он цвета? - Каменным углём отапливают жильё, фабрики и заводы. Из каменноугольной смолы делают лекарство.
Учащиеся рассматривают образцы других полезных ископаемых.
5. Первичная проверка понимания. Игра «Что из чего?» - Я называю предмет, а вы говорите мне, из чего он сделан. Оконное стекло – песок; замок – металл – железная руда; кувшин – глина; бензин – нефть; шариковая ручка – пластмасса – нефть; ножницы – железная руда.
6. Первичное закрепление. (Слайды с изображением полезных ископаемых и образцы полезных ископаемых.) – Отгадайте загадки о полезных ископаемых. а). Он очень нужен детворе. Он на дорожках во дворе. Он на стройке и на пляже. И в стекле расплавлен даже. (Песок) б). Это топливо, сырьё, из земли качают. «Чёрным золотом» его люди называют. (Нефть) в). Не зря она варилась в доменной печи. На славу получились ножницы, ключи. (Железная руда) г). Одну меня не съешь никогда, а без меня – не вкусна еда. (Соль) д). Если встретишь на дороге, то увязнут сильно ноги. Чтоб сделать миску или вазу – она понадобится сразу. (Глина) е). На кухне у мамы помощник отличный. Он синим цветком расцветает от спичек. (Газ) ж). Тянусь я тоненьким столбцом по трубке из стекла. Сжимаюсь я от холода, расту я от тепла. (Ртуть) з). Он очень прочен и упруг. Строителям – надёжный друг: дома, ступени, постаменты красивы станут и заметны. (Мрамор, гранит) и). Окаменевшая смола доисторических растений, что пригодиться нам смогла для всяких дивных украшений. (Янтарь)
7. Рефлексия и информация о домашнем задании. – О чём вы узнали сегодня на уроке? - Что такое почва? - О каких полезных ископаемых узнали? - Кто и зачем их добывает? - Без кого не появится булочка на столе? - Верно, без человека и его труда. Вот на следующем уроке мы и поговорим о труде человека. Вспомните к следующему уроку различные профессии и пословицы о труде.