Тема: «Папоротники, мхи и водоросли»
Планируемые результаты:
ЛИЧНОСТНЫЕ УУД: самоопределение (оформлять свои наблюдения); нравственно-этические (уметь наблюдать, видеть красоту природы); смысло-образование (называть наблюдаемые растения); воспринимать речь учителя (одноклассников), непосредственно не обращенную к учащемуся; выражать положительное отношение к процессу познания: проявлять внимание, удивление, желание больше узнать; применять правила делового сотрудничества: сравнивать разные точки зрения; считаться с мнением другого человека; проявлять терпение и доброжелательность, доверие к собеседнику (соучастнику) дея тельности.
РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД: удерживать цель деятельности до получения ее результата – оценивать уровень владения тем или иным учебным действием. ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УУД: проверять информацию, находить дополнительную информацию, используя справочную литературу; применять таблицы, схемы, модели для получения информации; классифицировать объекты (объединять в группы по существенному признаку); высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы. КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД: описывать объект: передавать его внешние характеристики, используя выразительные средства языка.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ УУД: целеполагания (формировать и удерживать учебную задачу); самоконтроль (сравнивать, анализировать, делать выводы; работать с учебником, со словарем);
ПРЕДМЕТНЫЕ УУД: уметь группировать растения по их признаками свойствам, работать с учебником .
Цель урока: Учить группировать растения по их признакам и свойствам, работать с учебником, со словарём.
Технология: Системно-деятельностный подход. Формирование новых знаний.
Оборудование: учебник, презентация , мультимедийная установка, образцы мха, водорослей в аквариуме, папоротник комнатный, листок папоротника со спорами, карточки с таблицей, музыка для физминутки.
Ход урока:
I. Организационно - психологический момент начала урока.
Пролетела перемена,
Прозвенел уже звонок.
Улыбнёмся мы друг другу
И начнём скорей урок.
- Вы замечательные ученики! Я желаю вам хорошей работы на уроке. Пожелайте же и вы друг другу удачи (хлопки в ладони друг друга с соседом по парте), потому что с малой удачи начинается большой успех. - Давайте посмотрим, чем займёмся на уроке. (Карточки-сигналы: «Повтори пройденное», «Выскажи предположение», «Работа в парах», «Наблюдение», «Работа со словариком»).
II. Актуализация знаний
А) -Посмотрите на слайд и скажите одним словом, что на нём изображено.(Природа)
-Какая природа?( -Всё, что изображено на картинках относится к живой природе.)
-Какой предмет на картинке лишний? Почему?( Олень - лишний предмет. Он относится к царству животных, всё остальное относится к царству растений.)
-Вспомним, какие группы растений мы с вами изучили на прошлом уроке? Назовите их.( -Мы изучили две группы растений: цветковые и хвойные. )
Б) Проверим домашнее задание в форме игры «Найди пару»
У хвойных растений есть цветки и плоды? | У хвойных растений никогда не бывает цветков и плодов. |
Где развиваются семена хвойных растений? | В шишках. |
Лиственница – хвойное дерево? | Да. У неё нет цветков и плодов. Семена развиваются в шишках. |
Чем размножаются цветковые растения? | Семенами. |
Как называют растения, которые цветут, дают плоды и семена? | Цветковые. |
Дуб, сосна, липа, клён относятся к кустарникам или к деревьям? | К деревьям |
Колокольчик, ромашка, подорожник – это … ? | Травы. |
Назови одним словом: сирень, крыжовник, смородина – это ….? | Кустарники. |
- В чём сходство и различие цветковых и хвойных растений?( - Общим у этих растений является наличие корня, стебля, листьев и способ размножения. Отличие хвойных растений в том, что они не имеют цветков и плодов. Их семена развиваются в шишках. )
III. Формулирование учащимися темы, задач урока.
- Знаешь ли ты растения, у которых никогда не бывает семян?
-Как ты думаешь, бывают ли растения без корней?
-Почему возникли затруднения?
-Посмотрите на экран. Что здесь изображено? (Папоротники, мхи и водоросли)
-Сформулируйте тему нашего урока.
- А какие цели мы поставим сегодня на урок?
добыть знания о новых растениях
- научиться узнавать их среди других растений,
- сравнить с другими растениями,
- найти их сходство и различие с другими растениями.
-Для принятия целей ещё раз прочитываем их хором
IV Изучение нового материала.
1) -Рассмотрите картинки. На что похожи папоротники, мхи и водоросли?
-Откройте учебник на с.76.
-Что обозначают голубые звездочки над словами папоротники, мхи и водоросли?
-Прочитаем о них в словарике.
(Читают статьи из словарика)
2)Работа по учебнику.
(Работа в парах по карточке №1)
Карточка №1 -Прочитайте первый абзац на с.76. -Найдите, чем папоротники, мхи и водоросли отличаются от цветковых растений? -Что такое споры и зачем они нужны этим растениям? |
3) Самостоятельная работа в группах.
-Сейчас мы с вами превратимся в исследователей. А кто такие исследователи?
-Да мы будем исследовать папоротники, мхи и водоросли.
-Работать будем в группах.
-1,2, и7 столы будут изучать папоротники.
-3,4 столы- мох.
-5,6 столы-водоросли.
-Даю вам карточки, на которых указаны страницы учебника.
-Выберите, того, кто будет читать текст учебника, а затем, отвечая на вопросы на карточках, расскажите о вашем растении.
Мох стр.78-79 |
1 Что имеет мох? | |
2 Чего нет у мха? | |
3 Откуда мхи добывают себе питание? | |
4 Без чего гибнут мхи? | |
5 Что делает мох с водой? | |
6 Цветёт ли мох? | |
7 Чем размножаются мхи? | |
8 Когда появились мхи? | |
Папоротник стр.76-77 |
1 Где растут папоротники? | |
2 Что они имею | |
3 Чего не имеют? | |
4 Чем размножаются? | |
5 Где образуются споры? | |
6 Когда жили папоротники? | |
Водоросли стр.79-80 |
1 Чего не имеют водоросли? | |
2 Из чего состоит тело водорослей? | |
3 Где можно встретить водоросли? | |
4 Что такое зеленая пленка на воде? | |
5 Что такое зеленое на камнях? | |
6 Какие по возрасту водоросли? | |
(Дети работают в группах, отвечают на вопросы)
-А теперь заслушаем ваш рассказ. В ходе рассказа группы мы заполним таблицу.
| корень | стебель | лист | цветки | семена | споры |
водоросли | | | | | | |
мхи | | | | | | |
папоротники | | | | | | |
/После рассказа о растении добавляю интересную информацию о них/
-Папоротники появились очень давно, много миллионов лет назад. Тогда они были очень большими, высота их доходила до 45 метров. Они росли среди болот в теплых краях. Потом во время оледенения они погибли. А через многие миллионы лет из этих залежей деревьев образовался каменный уголь. Сегодня только в тропических лесах сохранились папоротники высотой до 30 метров, с огромными листьями. Посмотрите на слайд. Сравните размеры древнего папоротника, динозавра, слона, человека и 10-этажного дома.
Используют папоротник в пищевой промышленности.
Первые растения на Земле это водоросли. Они могут быть микроскопическими, которые видны только под микроскопом, но могут быть и очень крупными экземплярами до 20-30 метров. Тело водоросли с помощью особых образований может закрепиться на грунте, а может и совершенно свободно плавать в воде.
Обрaз жизни мхoв очень своеобразен. Эти мaленькие хрупкие растеньица круглый год остаются зелеными. Такими их можно найти даже зимой под снегом. Они словно «не чувствительны» к холoду. Весной, едвa сошел снег, и чуть пригрело солнышко, мхи быстро пробуждаются от зимней спячки. Казалось бы, теперь уже ничто не помешает им нормально развиваться в теплое время года. Но нет, в течение лета они живут лишь урывками, от случая к случаю. Когда выпал дождь и смочил моховую «подушку», мох живет полной жизнью - питается, рaстёт, размножается. Но если дождя долго нет, растение высыхает и жизненные процессы останавливаются. Однако организм не погибает, а просто переходит в стадию покоя, словно впадает в глубокую спячку. И так - до следующего дождя.
Болотистый мох является хорошим перевязочным материалом, который дезинфицирует рану и впитывает любую жидкость. Человек использует его часто в качестве утеплителя при строительстве бани и других построек. Мхи чутко реагируют на загрязнение воздуха. При сильном загрязнении воздуха они погибают. Т.е мхи живут только там, где чистый воздух.
V Итог урока. Рефлексия
-Давайте вернёмся с вами к целям нашего урока. Вспомните их.. Удалось ли вам достичь их?
-Закончите предложения:
-А сейчас я хочу узнать, какие чувства вызвал у вас наш урок.
(Дети крепят кораблик на свой остров)
VI Домашнее задание:
1)С.76-80 пересказ;
2) Найти интересную информацию о папоротниках, мхах и водорослях