СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Окружающий мир "Папоротники, мхи и лишайники" 2 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предлагаю урок по теме "Папоротники, мхи и водоросли" 2 класс ПНШ. Урок построен так, что дети сами изучают новый материал.

Просмотр содержимого документа
«Окружающий мир "Папоротники, мхи и лишайники" 2 класс»

Тема: «Папоротники, мхи и водоросли»

Планируемые результаты:

ЛИЧНОСТНЫЕ УУД: самоопределение (оформлять свои наблюдения); нравственно-этические (уметь наблюдать, видеть красоту природы); смысло-образование (называть наблюдаемые растения); воспринимать речь учителя (одноклассников), непосредственно не обращенную к учащемуся; выражать положительное отношение к процессу познания: проявлять внимание, удивление, желание больше узнать; применять правила делового сотрудничества: сравнивать разные точки зрения; считаться с мнением другого человека; проявлять терпение и доброжелательность, доверие к собеседнику (соучастнику) дея тельности.

РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД: удерживать цель деятельности до получения ее результата – оценивать уровень владения тем или иным учебным действием. ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УУД: проверять информацию, находить дополнительную информацию, используя справочную литературу; применять таблицы, схемы, модели для получения информации; классифицировать объекты (объединять в группы по существенному признаку); высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы. КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД: описывать объект: передавать его внешние характеристики, используя выразительные средства языка.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ УУД: целеполагания (формировать и удерживать учебную задачу); самоконтроль (сравнивать, анализировать, делать выводы; работать с учебником, со словарем);

ПРЕДМЕТНЫЕ УУД: уметь группировать растения по их признаками свойствам, работать с учебником .



Цель урока: Учить группировать растения по их признакам и свойствам, работать с учебником, со словарём.


Технология: Системно-деятельностный подход. Формирование новых знаний.


Оборудование: учебник, презентация , мультимедийная установка, образцы мха, водорослей в аквариуме, папоротник комнатный, листок папоротника со спорами, карточки с таблицей, музыка для физминутки.


Ход урока:


I. Организационно - психологический момент начала урока.

Пролетела перемена,

Прозвенел уже звонок.

Улыбнёмся мы друг другу

И начнём скорей урок.

- Вы замечательные ученики! Я желаю вам хорошей работы на уроке. Пожелайте же и вы друг другу удачи (хлопки в ладони друг друга с соседом по парте), потому что с малой удачи начинается большой успех. - Давайте посмотрим, чем займёмся на уроке. (Карточки-сигналы: «Повтори пройденное», «Выскажи предположение», «Работа в парах», «Наблюдение», «Работа со словариком»).

II. Актуализация знаний

А) -Посмотрите на слайд и скажите одним словом, что на нём изображено.(Природа)

-Какая природа?( -Всё, что изображено на картинках относится к живой природе.)

-Какой предмет на картинке лишний? Почему?( Олень - лишний предмет. Он относится к царству животных, всё остальное относится к царству растений.)

-Вспомним, какие группы растений мы с вами изучили на прошлом уроке? Назовите их.( -Мы изучили две группы растений: цветковые и хвойные. )

Б) Проверим домашнее задание в форме игры «Найди пару»

У хвойных растений есть цветки и плоды?

У хвойных растений никогда не бывает цветков и плодов.

Где развиваются семена хвойных растений?

В шишках.

Лиственница – хвойное дерево?


Да. У неё нет цветков и плодов. Семена развиваются в шишках.

Чем размножаются цветковые растения?

Семенами.

Как называют растения, которые цветут, дают плоды и семена?

Цветковые.

Дуб, сосна, липа, клён относятся к кустарникам или к деревьям?

К деревьям

Колокольчик, ромашка, подорожник – это … ?

Травы.

Назови одним словом: сирень, крыжовник, смородина – это ….?


Кустарники.



- В чём сходство и различие цветковых и хвойных растений?( - Общим у этих растений является наличие корня, стебля, листьев и способ размножения. Отличие хвойных растений в том, что они не имеют цветков и плодов. Их семена развиваются в шишках. )

III. Формулирование учащимися темы, задач урока.

- Знаешь ли ты растения, у которых никогда не бывает семян?

-Как ты думаешь, бывают ли растения без корней?

-Почему возникли затруднения?

-Посмотрите на экран. Что здесь изображено? (Папоротники, мхи и водоросли)



-Сформулируйте тему нашего урока.

- А какие цели мы поставим сегодня на урок?

добыть знания о новых растениях

- научиться узнавать их среди других растений,

- сравнить с другими растениями,

- найти их сходство и различие с другими растениями.

-Для принятия целей ещё раз прочитываем их хором


IV Изучение нового материала.

1) -Рассмотрите картинки. На что похожи папоротники, мхи и водоросли?

-Откройте учебник на с.76.

-Что обозначают голубые звездочки над словами папоротники, мхи и водоросли?

-Прочитаем о них в словарике.

(Читают статьи из словарика)

2)Работа по учебнику.

(Работа в парах по карточке №1)


Карточка №1

-Прочитайте первый абзац на с.76.

-Найдите, чем папоротники, мхи и водоросли отличаются от цветковых растений?

-Что такое споры и зачем они нужны этим растениям?

3) Самостоятельная работа в группах.

-Сейчас мы с вами превратимся в исследователей. А кто такие исследователи?

-Да мы будем исследовать папоротники, мхи и водоросли.

-Работать будем в группах.

-1,2, и7 столы будут изучать папоротники.

-3,4 столы- мох.

-5,6 столы-водоросли.

-Даю вам карточки, на которых указаны страницы учебника.

-Выберите, того, кто будет читать текст учебника, а затем, отвечая на вопросы на карточках, расскажите о вашем растении.


Мох стр.78-79

1 Что имеет мох?


2 Чего нет у мха?


3 Откуда мхи добывают себе питание?


4 Без чего гибнут мхи?


5 Что делает мох с водой?


6 Цветёт ли мох?


7 Чем размножаются мхи?


8 Когда появились мхи?




Папоротник стр.76-77

1 Где растут папоротники?


2 Что они имею


3 Чего не имеют?



4 Чем размножаются?



5 Где образуются споры?



6 Когда жили папоротники?





Водоросли стр.79-80

1 Чего не имеют водоросли?


2 Из чего состоит тело водорослей?


3 Где можно встретить водоросли?


4 Что такое зеленая пленка на воде?


5 Что такое зеленое на камнях?


6 Какие по возрасту водоросли?



(Дети работают в группах, отвечают на вопросы)

-А теперь заслушаем ваш рассказ. В ходе рассказа группы мы заполним таблицу.



корень

стебель

лист

цветки

семена

споры

водоросли







мхи







папоротники








/После рассказа о растении добавляю интересную информацию о них/

-Папоротники появились очень давно, много миллионов лет назад. Тогда они были очень большими, высота их доходила до 45 метров. Они росли среди болот в теплых краях. Потом во время оледенения они погибли. А через многие миллионы лет из этих залежей деревьев образовался каменный уголь. Сегодня только в тропических лесах сохранились папоротники высотой до 30 метров, с огромными листьями. Посмотрите на слайд. Сравните размеры древнего папоротника, динозавра, слона, человека и 10-этажного дома.

Используют папоротник в пищевой промышленности.


Первые растения на Земле это водоросли. Они могут быть микроскопическими, которые видны только под микроскопом, но могут быть и очень крупными экземплярами до 20-30 метров. Тело водоросли с помощью особых образований может закрепиться на грунте, а может и совершенно свободно плавать в воде.


Обрaз жизни мхoв очень своеобразен. Эти мaленькие хрупкие растеньица круглый год остаются зелеными. Такими их можно найти даже зимой под снегом. Они словно «не чувствительны» к холoду. Весной, едвa сошел снег, и чуть пригрело солнышко, мхи быстро пробуждаются от зимней спячки. Казалось бы, теперь уже ничто не помешает им нормально развиваться в теплое время года. Но нет, в течение лета они живут лишь урывками, от случая к случаю. Когда выпал дождь и смочил моховую «подушку», мох живет полной жизнью - питается, рaстёт, размножается. Но если дождя долго нет, растение высыхает и жизненные процессы останавливаются. Однако организм не погибает, а просто переходит в стадию покоя, словно впадает в глубокую спячку. И так - до следующего дождя.

Болотистый мох является хорошим перевязочным материалом, который дезинфицирует рану и впитывает любую жидкость. Человек использует его часто в качестве утеплителя при строительстве бани и других построек. Мхи чутко реагируют на загрязнение воздуха. При сильном загрязнении воздуха они погибают. Т.е мхи живут только там, где чистый воздух.

V Итог урока. Рефлексия

-Давайте вернёмся с вами к целям нашего урока. Вспомните их.. Удалось ли вам достичь их?

-Закончите предложения:

  • Я сегодня узнал ….

  • -Мне понравилось …

  • -Мне эти знания пригодятся …

-А сейчас я хочу узнать, какие чувства вызвал у вас наш урок.

(Дети крепят кораблик на свой остров)


VI Домашнее задание:


1)С.76-80 пересказ;

2) Найти интересную информацию о папоротниках, мхах и водорослях



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!