СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Окружающий мир. Познавательно-деловая игра "Птицы весной" 2 класс, УМК Школа России

Нажмите, чтобы узнать подробности

познавательная игра окружающий мир 2 класс. по теме Птицы весной. Цель: познакомить с разнообразием птиц Хабаровского края и особенностями их гнезд. 

Просмотр содержимого документа
«деловая игра»

Сикерина Светлана Владимировна


УМК «Школа России» Познавательно-деловая игра «Птицы весной» 2 класс

Цели:

-познакомить с многообразием птиц нашего края и особенностями их гнёзд;

-развивать познавательную активность;

-воспитывать бережное отношение к живой природе;

-расширение кругозора

-учить работать в группах

-воспитывать чувство коллективизма и взаимовыручки


Оборудование:

-тексты об особенностях гнездования различных птиц;

-фотографии или рисунки с изображением упомянутых птиц;

-записи пения птиц

-презентация о птицах


Планируемый результат:

Дети учатся:

  • Изучать мир живой природы весной;

  • Бережно относиться к хрупкому миру живой природы, понимать необходимость её охраны;

  • Использовать научно -познавательный текст и иллюстрации для сбора информации;

  • Представлять найденную информацию разными способами

  • Работать в группах дружно, слаженно, активно


Ход мероприятия.

Учитель: Добрый день уважаемые гости, ребята. Приглашаю вас принять активное участие в нашей встрече. А начнём мы нашу встречу с замечательной детской песенкой, а точнее сказать воробьиной песенкой. ) (слайд 3)


Песня «Чирик –чик-чик всем нужны друзья» (исполняют дети)


Сценка «Доживём до весны»


Действующие лица: синица, воробей, сорока.


Воробей :

Ой, спасите! Караул!

Кто в меня снежком пульнул?

Эти скверные мальчишки

Жить мешают воробьишкам.

То снежками, то с рогаткой!

А ведь нам и так не сладко!


Синичка:

Бр- р! Какой мороз трескучий!

Где бы спрятаться получше?

Замерзаю на лету!

Может быть, согреюсь тут?


Замечает воробея :

Чик-чирикин! Что с тобой?

Ты взъерошенный такой!

Может, кто тебя обидел?

Или ты кота увидел?


Воробей :

Ой, соседка! Тише! Тише!

Видишь там троих мальчишек

Бессердечных, злых и грубых?

Хорошо им в тёплых шубах,

В шапках, в куртках меховых!

Еле вырвался от них!


Синичка:

Я, сосед, с тобой согласна!

Птичья жизнь зимой ужасна!

Против нас мороз, бураны,

Да ещё и хулиганы!

Нас выслеживают кошки,

И во рту с утра ни крошки!

Червячков и мушек нет,

А без них какой обед?

Ой, как трудно жить на свете!

Что нам делать? Кто ответит?


Появляется сорока:

Добрый день, синичка! Здравствуй!

Чик-чирикин, как дела?

Ой, не терпится похвастать-

Я сегодня принесла

Сногсшибательную весть:

Будет всем нам, что поесть.

Рассказала мне подружка

Про какие-то кормушки.

Дескать, дети есть такие-

Ну, совсем, совсем не злые,

А, как раз наоборот,

Помогают птицам! Вот!


Воробей недовольно:

Перестань трещать сорока,

О еде, о жизни лёгкой,

Да ещё о добрых детях.

Сказки нет, глупей на свете!

Не поверю никогда,

Будто где-то ждёт еда!

Никому мы не нужны.

Эх, дожить бы до весны……


Сорока возмущённо:

Чик-чирикин! Ты не прав!

Разузнала я вчера:

Эти славные ребята

Называются юннаты.

Так летим же в школьный сад,

Ведь кормушки там висят.

Их, поверьте, там немало.

Есть на них зерно и сало,

Крошки хлеба и пшено!


Воробей сердито:

Нет, не верю всё равно!


Синичка задумчиво:

А вот я бы полетела.

Что-то кушать захотела

Я ещё два дня назад.

Кто со мною в школьный сад?


Воробей:

Так и быть я полечу-

Я всю зиму есть хочу.


Синичка:

Ах, какой чудесный пир!

Я теперь люблю весь мир!

Был жестоким день обычный,

Оказалось, не со зла.

Людям я не безразлична!

Я нужна им! Ну, дела!


Воробей:

Да, в саду я убедился:

На сороку зря сердился.

И теперь уж на яву

До весны я доживу!

А весной мы дружно вместе

Будем петь вам люди, песни,

Защищать от злой беды!

Огороды и сады.

Ведь на сытый-то желудок

Нам, пернатым, ерунда

И любое время суток,

И снега, и холода!

Обращается к синичке и сороке:

Вы со мной согласны?


Синичка и сорока (вместе): да!

Мы, сосед, с тобой согласны!

Как на свете жить прекрасно!

Учитель:

Да ребята, птицы пережили эту суровую и голодную зиму благодаря вашей заботе и помощи. Ученики нашей школы проводят большую работу по охране птиц. Мы участвуем в акции «Помоги зимующим птицам», вы сами рисовали и расклеивали листовки в защиту птиц, собрали 164 кг. корма, смастерили и развесили в школьном дворе 9 кормушек.


Учитель:


Сегодня 12 марта. Как, зима ни противится, ни пытается задержаться у нас, всё равно отступает, уходит. Пришла весна, а с ней – яркое, тёплое солнышко.

С приходом весны слетаются домой, на родину, пернатые непоседы – перелётные птицы. Прилетят домой, рассядутся на деревьях – отдыхают!


Давайте, ребята, закроем глаза, сядем поудобнее и представим себе весенний лес.(Звучат голоса птиц. Релаксация.)


Это птичий концерт, записанный в лесу. Птицы радуются первому теплу, солнышку.

Впереди у нас интересная игра. В игре принимают участи 4 команды. Я желаю вам работать дружно, сообща, показать свои знания и узнать как можно больше о птицах.



А теперь давайте начнём игру. В нашей игре 3 задания. По итогам каждого конкурса, команды будут получать бумажную деталь скворечника. И к концу игры каждая команда должна собрать свой скворечник. Итак, начнём!


1. Конкурс «Загадочный»


Учитель:

Я предлагаю каждой команде отгадать загадки.

С ледоходом прилетает,
Черным хвостиком мотает,
Черный с белым хвостик узкий
У изящной ... (трясогузка) Гриднева Наташа) (слайд 4)


2. Кто в лесу у нас гадает

И про жизнь твою все

знает?

Прокукует, подсчитаешь,

Сколько жить тебе

узнаешь!

Птичка, серая подружка,

А зовут ее ...

(кукушка) Саранчина Полина (слайд 5 )

В Англии была организована выставка яиц кукушки. Яйца кукушки собрали в 76 гнёздах различных птиц и было представлено 919 яиц. И все яйца отличались окраской скорлупы, формой и размерами. Поэтому учёные до сих пор не могут объяснить такое явление.

Взрослые кукушки истребляют насекомых-вредителей леса. Пищу их составляют личинки, мохнатые гусеницы, волоски которых при переваривании втыкаются в стенки желудка. Другие птицы из-за этого-то их и не едят, боятся. А кукушка ест, и с большим удовольствием. У нее желудок устроен так, что "волосы" гусениц впиваются в особенное покрытие стенок, а потом это покрытие выводится из желудка вместе с "волосами".


3.Что за домик на берёзе

С круглой дырочкой в доске?

Есть такие и в колхозе

Есть и в школьном дворе.

Готовят дом для птицы-друга,

Когда он прилетает, с юга.

(скворец) Никитин Денис) (6.7.8, 9 слайды)


Характерную особенность скворцов составляет редкая способность подражать, безо всякого обучения, всевозможным звукам. Поэтому скворец легко заучивает отдельные слова и простые мотивы.


  1. Всех перелётных птиц

черней,

Чистит он пашню от

червей.

Взад – вперёд по пашне

вскачь.

А зовётся птица …


(грач) Щербинин Никита) (10,11 слайда)




………Дети рассказывают о птицах.

2. Конкурс «Чьё гнездо»


Учитель: вернулись птицы из дальних краёв и с весёлым шумом принимаются за постройку своих жилищ – гнёзд. Ведь пора выводить потомство! Посмотрите, на доске у нас разные птицы и их гнёзда. А как вы думаете, какая птичка, в каком гнезде живёт? Давайте поместим птичку в нужное гнездо. (дать возможность детям высказать свои предложения).

Возникает спор: как это сделать правильно?


Учитель: нам не хватает знаний об особенностях жизни птиц, о том, как и где строят они свои гнёзда. Я вам предлагаю провести исследование: найти факты, об особенностях птичьих гнёзд. Каждой группе предлагается прочитать текст и заполнить карточку в виде плана ответа.

  1. Мы прочитали рассказ о том, как__________________________________

  2. Птица___________________строит своё гнездо из____________________

  3. Гнездо этой птицы имеет форму___________________________________

  4. Гнездо располагается ____________________________________________

  5. Мы сделали заключение__________________________________________

Мы готовы выслушать каждую команду.

Ребята обмениваются информацией.

Одновременно с процессом обмена информации составляется сводная таблица.



Названия птиц

Форма гнезда

Материал

Местонахождение

Ласточка


12.13 слайда

Гнездо имеет форму чашечки, сверху открыто.


 








  У городской ласточки - гнездо отличается от гнезда деревенской ласточки.  Оно полукруглое, в виде полушара, закрытое, с маленьким боковым входным отверстием.




Нора представляет собой довольно глубокий, до 10 дм. ход.



Вылеплено из маленьких комочков глины и ила, перемешанных с растительным материалом и волосом и склеенных слюной.



Как и у деревенской ласточки, вылеплено из кусочков земли и глины, но с меньшей примесью травинок и соломы.





Гнездо выстлано сухими длинными стебельками растений, поверх которых лежат крупные мягкие перья.


Деревенская ласточка -   живет в деревнях и селах.   Гнезда устраивает на деревянных постройках: чердаках, под крышами дворов и сараев, под мостами


Гнездо помещается обычно на каменных строениях, реже на деревянных — под карнизами крыш, над окнами или среди рельефных украшений.




Береговая ласточка селится на крутых берегах рек и роют себе норы на обрывистых склонах, в которых и устаивают гнёзда

Соловей


14.15 слайда

чашечка

Из сухих древесных листьев, стебельков травы, мха, тонких корешков

на земле или невысоко над нею

Чайка


16,17, слайда

в виде низкой чаши

их сухих кусков рогоза, осоки, хвоща, камыша и других водных растений. При сооружении гнезда сначала птица кладет крупные и грубые стебли, затем тонкие и мелкие. Внутри гнездо чайка ничем не выстилает.


на воде, на кочке, бугорке или ином возвышении на 20—30 см над уровнем воды.

Зуек его часто зовут песочником,

куликам.

. Любить он селиться на реке Бикин.

18,19 слайда

Гнездо представляет собой неглубокую ямку ( в виде небольшой чашечки) в песке или гальке без подстилки.

Из камней

Гнездо строит на земле.
Гнездится на речных и морских пляжах, по песчаным, реже галечниковым и илистым отмелям рек и озер.

Посмотрите внимательно на таблицу с фактами, какое заключение мы можем сделать на основании найденной информации о птичьих гнёздах?


Вывод: гнёзда птиц отличаются разнообразием строительных материалов, формой и местонахождением.


Учитель: Итак, как бы вы теперь разместили птичек в гнёздышки?

Правила поведения человека в лесу.


1. Если случайно окажешься рядом с гнездом птицы, не бери в руки

яйца или птенцов, сразу же уходи. Иначе птицы – родители могут

насовсем покинуть гнездо. (20 слайд)


2. Не лови и не уноси домой здоровых птенцов. Их родители рядом, хотя и не показываются тебе на глаза. Они сами позаботятся о своём потомстве.

(21слайд)

3. Если у тебя есть собака, не бери её в лес весной и в начале лета. Она легко может поймать плохо летающих птенцов.

(22слайд)


3. Конкурс «А знаешь ли ты!»

Я вам предлагаю ответить на вопросы в виде теста.



1.Вопрос: (23 слайд)

Для чего дятел « барабанит»?:

А) клюв чистит;

Б) кому-то, что-то сообщает;

В) музыкой увлекается;

Дятел не стучит по стволу, добывая корм, а именно барабанит. Рано весной с вершин сухих деревьев раздаётся раскатистая барабанная дробь. Это пёстрый дятел наигрывает на сухом сучке, сообщая другим птицам, что это его территория, что он здесь хозяин. Этот сигнал служит приглашением и для самки: «Пожалуйста, прилетайте, здесь будет наш дом, здесь мы выведем наших птенцов»


2. Вопрос: (24 слайд)

Какие птицы самые быстрокрылые?

А) соколы и ястребы

Б) ласточки и стрижи

В) утки и чайки

«Эх ты, ласточка-касатка быстрокрылая….» - поётся в одной песне. И как правильно поётся! Действительно, самыми быстрокрылыми среди птиц считаются ласточки и стрижи: скорость их полёта может достигать 150 километров в час.


3. Вопрос: ( 25 слайд)


Почему у журавля всегда рождается только один птенец?

А) сильный птенец убивает слабого;

Б) птенец, вылупившийся первым, выбрасывает остальные яйца из гнезда;

В) журавль откладывает всегда одно яйцо;


Журавли откладывают по два яйца, но птенец у них остаётся один. Вылупившиеся птенцы тут же начинают жестокую драку, пока один не убьёт другого, а родители стоят рядом и спокойно наблюдают за этим действием.

4. Вопрос: (26 слайд)

Какая птица устраивает свои гнёзда в дуплах деревьев?

А) трясогузка

Б) дикуша

В) утка мандаринка

Образ жизни мандаринки значительно отличается от других уток. Гнёзда чаще всего устраивает в дуплах деревьев на берегу или неподалёку от водоёма на высоте до 10 метров. Изредка может селиться на земле в буреломах. В гнезде может быть от 9 до 12 яиц. Самочка сидит на гнезде очень плотно и даже при ударах по стволу, где находится её гнездо, не всегда улетает.


Давайте проверим свои ответы. (27 Слайд)


1 2 3 4

Б Б А В


Отлично ребята. У всех команд скворечники готовы. Покажите их нам. А смогут ли птицы жить в таких скворечниках. Конечно, нет. Сейчас вы построили скворечники из бумажных деталей. А вот какие бывают настоящие скворечники. (33, 34 слайда)

И ребята из нашего класса вместе с папой, дедушкой тоже построили настоящие скворечники.


Мы построили скворечню
Для веселого скворца,
Мы повесили скворечник
Возле самого крыльца.
Всё семейство вчетвером
Проживает в доме том:
Мать, отец и скворушки -
Черненькие перышки. (36 Слайд)


Учитель

Спасибо всем за работу. Вы отлично поработали! Скажите каждый себе: « Я- молодец: я старался, я думал, я делал открытия!»






















Просмотр содержимого презентации
«Птицы весной»

СИКЕРИНА Светлана Владимировна

СИКЕРИНА Светлана Владимировна

трясогузка

трясогузка

кукушка

кукушка

Скворец

Скворец

Всех перелётных птиц  черней, Чистит он пашню от  червей. Взад – вперёд по пашне  вскачь. А зовётся птица … Время прилёта – март. Грач

Всех перелётных птиц

черней,

Чистит он пашню от

червей.

Взад – вперёд по пашне

вскачь.

А зовётся птица …

Время прилёта – март.

Грач

Гнездятся грачи колониями, устраивая на деревьях  по нескольку больших гнёзд. Члены колонии знают  друг друга, живут шумно и дружно .

Гнездятся грачи колониями, устраивая на деревьях

по нескольку больших гнёзд. Члены колонии знают

друг друга, живут шумно и дружно .

ласточка

ласточка

Гнезда ласточек очень интересно построены. Особенно хорошо строит гнездо городская ласточка. Она так искусно лепит из глины, смоченной слюной, шарообразное гнездышко, что оно может оставаться целым в течение нескольких лет; прочность его очень велика. Гнездо береговой ласточки Гнездо городской  и деревенской ласточек

Гнезда ласточек очень интересно построены. Особенно хорошо строит гнездо городская ласточка. Она так искусно лепит из глины, смоченной слюной, шарообразное гнездышко, что оно может оставаться целым в течение нескольких лет; прочность его очень велика.

Гнездо береговой ласточки

Гнездо городской и деревенской ласточек

соловей

соловей

Гнездо соловья

Гнездо соловья

Чайки

Чайки

Гнездо чайки

Гнездо чайки

зуёк

зуёк

Гнездо зуйка

Гнездо зуйка

Правила друзей природы  1. Если случайно окажешься рядом  с гнездом птицы, не бери в руки яйца или птенцов, сразу же уходи. Иначе птицы – родители могут насовсем покинуть гнездо.

Правила друзей природы

1. Если случайно окажешься рядом

с гнездом птицы, не бери в руки

яйца или птенцов, сразу же уходи.

Иначе птицы – родители могут

насовсем покинуть гнездо.

2. Не лови и не уноси домой здоровых птенцов. Их родители рядом, хотя и не показываются тебе на глаза. Они сами позаботятся о своём потомстве .

2. Не лови и не уноси домой

здоровых птенцов. Их родители

рядом, хотя и не показываются

тебе на глаза. Они сами

позаботятся о своём потомстве .

3. Если у тебя есть собака, не бери её в лес весной и в начале лета. Она легко может поймать плохо летающих птенцов.

3. Если у тебя есть собака, не бери

её в лес весной и в начале лета.

Она легко может поймать плохо

летающих птенцов.

Для чего дятел  « барабанит » ?: А) клюв чистит; Б) кому-то, что-то сообщает; В) музыкой увлекается;

Для чего дятел « барабанит » ?:

А) клюв чистит;

Б) кому-то, что-то сообщает;

В) музыкой увлекается;

Какие птицы самые быстрокрылые? А) соколы и ястребы Б) ласточки и стрижи В) утки и чайки

Какие птицы самые быстрокрылые?

А) соколы и ястребы

Б) ласточки и стрижи

В) утки и чайки

Почему у журавля всегда рождается только один птенец? А) сильный птенец убивает слабого; Б) птенец, вылупившийся первым, выбрасывает остальные яйца из гнезда; В) журавль откладывает всегда одно яйцо;

Почему у журавля всегда рождается только один птенец?

А) сильный птенец убивает слабого;

Б) птенец, вылупившийся первым, выбрасывает остальные яйца из гнезда;

В) журавль откладывает всегда одно яйцо;

Какая птица устраивает свои гнёзда в дуплах деревьев? А) трясогузка Б) дикуша В ) утка мандаринка

Какая птица устраивает свои гнёзда в дуплах деревьев?

А) трясогузка

Б) дикуша

В ) утка мандаринка

Ответы на вопросы   2 3 4 Б Б А В

Ответы на вопросы

  • 2 3 4

Б Б А В

А дятел в лесу начал стучать в свой барабан. Его барабан -  сухой сучок.  Дятел стучит по нему клювом, и звук разносится  далеко по лесу.  Этот звук заменяет дятлу весеннюю песню.

А дятел в лесу начал

стучать в свой барабан.

Его барабан -

сухой сучок.

Дятел стучит по нему

клювом, и звук разносится

далеко по лесу.

Этот звук заменяет

дятлу весеннюю песню.

ласточка стриж

ласточка

стриж

Журавли Журавли

Журавли

Журавли

Утка мандаринка

Утка мандаринка

Образ жизни мандаринки значительно отличается от других уток. Гнёзда чаще всего устраивает в дуплах деревьев на берегу или неподалёку от водоёма на высоте до 10 метров. Изредка может селиться на земле в буреломах. В гнезде может быть от 9 до 12 яиц. Самочка сидит на гнезде очень плотно и даже при ударах по стволу, где находится её гнездо, не всегда улетает.

Образ жизни мандаринки значительно отличается от других уток. Гнёзда чаще всего устраивает в дуплах деревьев на берегу или неподалёку от водоёма на высоте до 10 метров. Изредка может селиться на земле в буреломах. В гнезде может быть от 9 до 12 яиц. Самочка сидит на гнезде очень плотно и даже при ударах по стволу, где находится её гнездо, не всегда улетает.

Но люди, стараясь привлечь к своим садам эту полезную  птицу, развешивают скворечники, и скворцы охотно  селятся в них. Скворцы полезны тем ,что они уничтожают  большое количество вредных насекомых.

Но люди, стараясь привлечь к своим садам эту полезную

птицу, развешивают скворечники, и скворцы охотно

селятся в них. Скворцы полезны тем ,что они уничтожают

большое количество вредных насекомых.

А вот ещё какие бывают скворечники!

А вот ещё какие бывают скворечники!

Мы построили скворечню  Для веселого скворца,  Мы повесили скворечник  Возле самого крыльца.  Все семейство вчетвером  Проживает в доме том:  Мать, отец и скворушки -  Черненькие перышки.

Мы построили скворечню Для веселого скворца, Мы повесили скворечник Возле самого крыльца. Все семейство вчетвером Проживает в доме том: Мать, отец и скворушки - Черненькие перышки.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!