Сикерина Светлана Владимировна
УМК «Школа России» Познавательно-деловая игра «Птицы весной» 2 класс
Цели:
-познакомить с многообразием птиц нашего края и особенностями их гнёзд;
-развивать познавательную активность;
-воспитывать бережное отношение к живой природе;
-расширение кругозора
-учить работать в группах
-воспитывать чувство коллективизма и взаимовыручки
Оборудование:
-тексты об особенностях гнездования различных птиц;
-фотографии или рисунки с изображением упомянутых птиц;
-записи пения птиц
-презентация о птицах
Планируемый результат:
Дети учатся:
Изучать мир живой природы весной;
Бережно относиться к хрупкому миру живой природы, понимать необходимость её охраны;
Использовать научно -познавательный текст и иллюстрации для сбора информации;
Представлять найденную информацию разными способами
Работать в группах дружно, слаженно, активно
Ход мероприятия.
Учитель: Добрый день уважаемые гости, ребята. Приглашаю вас принять активное участие в нашей встрече. А начнём мы нашу встречу с замечательной детской песенкой, а точнее сказать воробьиной песенкой. ) (слайд 3)
Песня «Чирик –чик-чик всем нужны друзья» (исполняют дети)
Сценка «Доживём до весны»
Действующие лица: синица, воробей, сорока.
Воробей :
Ой, спасите! Караул!
Кто в меня снежком пульнул?
Эти скверные мальчишки
Жить мешают воробьишкам.
То снежками, то с рогаткой!
А ведь нам и так не сладко!
Синичка:
Бр- р! Какой мороз трескучий!
Где бы спрятаться получше?
Замерзаю на лету!
Может быть, согреюсь тут?
Замечает воробея :
Чик-чирикин! Что с тобой?
Ты взъерошенный такой!
Может, кто тебя обидел?
Или ты кота увидел?
Воробей :
Ой, соседка! Тише! Тише!
Видишь там троих мальчишек
Бессердечных, злых и грубых?
Хорошо им в тёплых шубах,
В шапках, в куртках меховых!
Еле вырвался от них!
Синичка:
Я, сосед, с тобой согласна!
Птичья жизнь зимой ужасна!
Против нас мороз, бураны,
Да ещё и хулиганы!
Нас выслеживают кошки,
И во рту с утра ни крошки!
Червячков и мушек нет,
А без них какой обед?
Ой, как трудно жить на свете!
Что нам делать? Кто ответит?
Появляется сорока:
Добрый день, синичка! Здравствуй!
Чик-чирикин, как дела?
Ой, не терпится похвастать-
Я сегодня принесла
Сногсшибательную весть:
Будет всем нам, что поесть.
Рассказала мне подружка
Про какие-то кормушки.
Дескать, дети есть такие-
Ну, совсем, совсем не злые,
А, как раз наоборот,
Помогают птицам! Вот!
Воробей недовольно:
Перестань трещать сорока,
О еде, о жизни лёгкой,
Да ещё о добрых детях.
Сказки нет, глупей на свете!
Не поверю никогда,
Будто где-то ждёт еда!
Никому мы не нужны.
Эх, дожить бы до весны……
Сорока возмущённо:
Чик-чирикин! Ты не прав!
Разузнала я вчера:
Эти славные ребята
Называются юннаты.
Так летим же в школьный сад,
Ведь кормушки там висят.
Их, поверьте, там немало.
Есть на них зерно и сало,
Крошки хлеба и пшено!
Воробей сердито:
Нет, не верю всё равно!
Синичка задумчиво:
А вот я бы полетела.
Что-то кушать захотела
Я ещё два дня назад.
Кто со мною в школьный сад?
Воробей:
Так и быть я полечу-
Я всю зиму есть хочу.
Синичка:
Ах, какой чудесный пир!
Я теперь люблю весь мир!
Был жестоким день обычный,
Оказалось, не со зла.
Людям я не безразлична!
Я нужна им! Ну, дела!
Воробей:
Да, в саду я убедился:
На сороку зря сердился.
И теперь уж на яву
До весны я доживу!
А весной мы дружно вместе
Будем петь вам люди, песни,
Защищать от злой беды!
Огороды и сады.
Ведь на сытый-то желудок
Нам, пернатым, ерунда
И любое время суток,
И снега, и холода!
Обращается к синичке и сороке:
Вы со мной согласны?
Синичка и сорока (вместе): да!
Мы, сосед, с тобой согласны!
Как на свете жить прекрасно!
Учитель:
Да ребята, птицы пережили эту суровую и голодную зиму благодаря вашей заботе и помощи. Ученики нашей школы проводят большую работу по охране птиц. Мы участвуем в акции «Помоги зимующим птицам», вы сами рисовали и расклеивали листовки в защиту птиц, собрали 164 кг. корма, смастерили и развесили в школьном дворе 9 кормушек.
Учитель:
Сегодня 12 марта. Как, зима ни противится, ни пытается задержаться у нас, всё равно отступает, уходит. Пришла весна, а с ней – яркое, тёплое солнышко.
С приходом весны слетаются домой, на родину, пернатые непоседы – перелётные птицы. Прилетят домой, рассядутся на деревьях – отдыхают!
Давайте, ребята, закроем глаза, сядем поудобнее и представим себе весенний лес.(Звучат голоса птиц. Релаксация.)
Это птичий концерт, записанный в лесу. Птицы радуются первому теплу, солнышку.
Впереди у нас интересная игра. В игре принимают участи 4 команды. Я желаю вам работать дружно, сообща, показать свои знания и узнать как можно больше о птицах.
А теперь давайте начнём игру. В нашей игре 3 задания. По итогам каждого конкурса, команды будут получать бумажную деталь скворечника. И к концу игры каждая команда должна собрать свой скворечник. Итак, начнём!
1. Конкурс «Загадочный»
Учитель:
Я предлагаю каждой команде отгадать загадки.
С ледоходом прилетает,
Черным хвостиком мотает,
Черный с белым хвостик узкий
У изящной ... (трясогузка) Гриднева Наташа) (слайд 4)
2. Кто в лесу у нас гадает
И про жизнь твою все
знает?
Прокукует, подсчитаешь,
Сколько жить тебе
узнаешь!
Птичка, серая подружка,
А зовут ее ...
(кукушка) Саранчина Полина (слайд 5 )
В Англии была организована выставка яиц кукушки. Яйца кукушки собрали в 76 гнёздах различных птиц и было представлено 919 яиц. И все яйца отличались окраской скорлупы, формой и размерами. Поэтому учёные до сих пор не могут объяснить такое явление.
Взрослые кукушки истребляют насекомых-вредителей леса. Пищу их составляют личинки, мохнатые гусеницы, волоски которых при переваривании втыкаются в стенки желудка. Другие птицы из-за этого-то их и не едят, боятся. А кукушка ест, и с большим удовольствием. У нее желудок устроен так, что "волосы" гусениц впиваются в особенное покрытие стенок, а потом это покрытие выводится из желудка вместе с "волосами".
3.Что за домик на берёзе
С круглой дырочкой в доске?
Есть такие и в колхозе
Есть и в школьном дворе.
Готовят дом для птицы-друга,
Когда он прилетает, с юга.
(скворец) Никитин Денис) (6.7.8, 9 слайды)
Характерную особенность скворцов составляет редкая способность подражать, безо всякого обучения, всевозможным звукам. Поэтому скворец легко заучивает отдельные слова и простые мотивы.
Всех перелётных птиц
черней,
Чистит он пашню от
червей.
Взад – вперёд по пашне
вскачь.
А зовётся птица …
(грач) Щербинин Никита) (10,11 слайда)
………Дети рассказывают о птицах.
2. Конкурс «Чьё гнездо»
Учитель: вернулись птицы из дальних краёв и с весёлым шумом принимаются за постройку своих жилищ – гнёзд. Ведь пора выводить потомство! Посмотрите, на доске у нас разные птицы и их гнёзда. А как вы думаете, какая птичка, в каком гнезде живёт? Давайте поместим птичку в нужное гнездо. (дать возможность детям высказать свои предложения).
Возникает спор: как это сделать правильно?
Учитель: нам не хватает знаний об особенностях жизни птиц, о том, как и где строят они свои гнёзда. Я вам предлагаю провести исследование: найти факты, об особенностях птичьих гнёзд. Каждой группе предлагается прочитать текст и заполнить карточку в виде плана ответа.
Мы прочитали рассказ о том, как__________________________________
Птица___________________строит своё гнездо из____________________
Гнездо этой птицы имеет форму___________________________________
Гнездо располагается ____________________________________________
Мы сделали заключение__________________________________________
Мы готовы выслушать каждую команду.
Ребята обмениваются информацией.
Одновременно с процессом обмена информации составляется сводная таблица.
Названия птиц | Форма гнезда | Материал | Местонахождение |
Ласточка 12.13 слайда | Гнездо имеет форму чашечки, сверху открыто. У городской ласточки - гнездо отличается от гнезда деревенской ласточки. Оно полукруглое, в виде полушара, закрытое, с маленьким боковым входным отверстием. Нора представляет собой довольно глубокий, до 10 дм. ход. | Вылеплено из маленьких комочков глины и ила, перемешанных с растительным материалом и волосом и склеенных слюной. Как и у деревенской ласточки, вылеплено из кусочков земли и глины, но с меньшей примесью травинок и соломы. Гнездо выстлано сухими длинными стебельками растений, поверх которых лежат крупные мягкие перья. | Деревенская ласточка - живет в деревнях и селах. Гнезда устраивает на деревянных постройках: чердаках, под крышами дворов и сараев, под мостами Гнездо помещается обычно на каменных строениях, реже на деревянных — под карнизами крыш, над окнами или среди рельефных украшений. Береговая ласточка селится на крутых берегах рек и роют себе норы на обрывистых склонах, в которых и устаивают гнёзда |
Соловей 14.15 слайда | чашечка | Из сухих древесных листьев, стебельков травы, мха, тонких корешков | на земле или невысоко над нею |
Чайка 16,17, слайда | в виде низкой чаши | их сухих кусков рогоза, осоки, хвоща, камыша и других водных растений. При сооружении гнезда сначала птица кладет крупные и грубые стебли, затем тонкие и мелкие. Внутри гнездо чайка ничем не выстилает. | на воде, на кочке, бугорке или ином возвышении на 20—30 см над уровнем воды. |
Зуек его часто зовут песочником, куликам. . Любить он селиться на реке Бикин.
18,19 слайда | Гнездо представляет собой неглубокую ямку ( в виде небольшой чашечки) в песке или гальке без подстилки. | Из камней | Гнездо строит на земле. Гнездится на речных и морских пляжах, по песчаным, реже галечниковым и илистым отмелям рек и озер.
|
Посмотрите внимательно на таблицу с фактами, какое заключение мы можем сделать на основании найденной информации о птичьих гнёздах?
Вывод: гнёзда птиц отличаются разнообразием строительных материалов, формой и местонахождением.
Учитель: Итак, как бы вы теперь разместили птичек в гнёздышки?
Правила поведения человека в лесу.
1. Если случайно окажешься рядом с гнездом птицы, не бери в руки
яйца или птенцов, сразу же уходи. Иначе птицы – родители могут
насовсем покинуть гнездо. (20 слайд)
2. Не лови и не уноси домой здоровых птенцов. Их родители рядом, хотя и не показываются тебе на глаза. Они сами позаботятся о своём потомстве.
(21слайд)
3. Если у тебя есть собака, не бери её в лес весной и в начале лета. Она легко может поймать плохо летающих птенцов.
(22слайд)
3. Конкурс «А знаешь ли ты!»
Я вам предлагаю ответить на вопросы в виде теста.
1.Вопрос: (23 слайд)
Для чего дятел « барабанит»?:
А) клюв чистит;
Б) кому-то, что-то сообщает;
В) музыкой увлекается;
Дятел не стучит по стволу, добывая корм, а именно барабанит. Рано весной с вершин сухих деревьев раздаётся раскатистая барабанная дробь. Это пёстрый дятел наигрывает на сухом сучке, сообщая другим птицам, что это его территория, что он здесь хозяин. Этот сигнал служит приглашением и для самки: «Пожалуйста, прилетайте, здесь будет наш дом, здесь мы выведем наших птенцов»
2. Вопрос: (24 слайд)
Какие птицы самые быстрокрылые?
А) соколы и ястребы
Б) ласточки и стрижи
В) утки и чайки
«Эх ты, ласточка-касатка быстрокрылая….» - поётся в одной песне. И как правильно поётся! Действительно, самыми быстрокрылыми среди птиц считаются ласточки и стрижи: скорость их полёта может достигать 150 километров в час.
3. Вопрос: ( 25 слайд)
Почему у журавля всегда рождается только один птенец?
А) сильный птенец убивает слабого;
Б) птенец, вылупившийся первым, выбрасывает остальные яйца из гнезда;
В) журавль откладывает всегда одно яйцо;
Журавли откладывают по два яйца, но птенец у них остаётся один. Вылупившиеся птенцы тут же начинают жестокую драку, пока один не убьёт другого, а родители стоят рядом и спокойно наблюдают за этим действием.
4. Вопрос: (26 слайд)
Какая птица устраивает свои гнёзда в дуплах деревьев?
А) трясогузка
Б) дикуша
В) утка мандаринка
Образ жизни мандаринки значительно отличается от других уток. Гнёзда чаще всего устраивает в дуплах деревьев на берегу или неподалёку от водоёма на высоте до 10 метров. Изредка может селиться на земле в буреломах. В гнезде может быть от 9 до 12 яиц. Самочка сидит на гнезде очень плотно и даже при ударах по стволу, где находится её гнездо, не всегда улетает.
Давайте проверим свои ответы. (27 Слайд)
1 2 3 4
Б Б А В
Отлично ребята. У всех команд скворечники готовы. Покажите их нам. А смогут ли птицы жить в таких скворечниках. Конечно, нет. Сейчас вы построили скворечники из бумажных деталей. А вот какие бывают настоящие скворечники. (33, 34 слайда)
И ребята из нашего класса вместе с папой, дедушкой тоже построили настоящие скворечники.
Мы построили скворечню
Для веселого скворца,
Мы повесили скворечник
Возле самого крыльца.
Всё семейство вчетвером
Проживает в доме том:
Мать, отец и скворушки -
Черненькие перышки. (36 Слайд)
Учитель
Спасибо всем за работу. Вы отлично поработали! Скажите каждый себе: « Я- молодец: я старался, я думал, я делал открытия!»