СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Окружающий мир тех карта "Золотое кольцо России"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Окружающий мир тех карта "Золотое кольцо России"»

ГБПОУ «Троицкий педагогический колледж»

Технологическая карта урока

Окружающего мира

В 3 классе

МБОУ СОШ № 9

Студентки КП-3 группы







Артамоновой Полины Владимировны

Методист: Дусанова Р.Д.

Учитель: Малышева Н.В.



2021-22 уч.г.



Тема: “Золотое кольцо России”

Тип урока: Урок открытия новых знаний

Цель: Создание условий для формирования представлений младших школьников о Золотом кольце России; о городах, которые входят в него; формирование умений находить на карте города, приводить примеры достопримечательностей городов Золотого кольца; воспитание любви к родине, патриотизма.

Планируемые результаты:

Личностные: формировать эмоциональное отношение к школе и учебной деятельности; освоение личностного смысла учения; желания продолжать свою учебу.

Предметные: иметь представление о Золотом кольце России; знать города, которые входят в состав Золотого кольца России; уметь находить города на карте; уметь приводить примеры достопримечательностей городов Золотого кольца России.

Метапредметные УУД:

Регулятивные: развитие умения удерживать цель деятельности до получения её результата; осуществление контроля деятельности; оценивание результатов своей деятельности.

Познавательные: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, модель, иллюстрация и др.); анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты; работать с учебной картой.

Коммуникативные: участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки; оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций; выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).

Оборудование: учебник, мультимедийная презентации, маршрутные листы.



Этап урока, время этапа

Методы и приёмы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

ФО

Формы контроля

1

Мотивационный этап

Словесные: беседа, девиз урока

Приветствие учащихся, проверка готовности к уроку.

- Сегодня нас с вами ждет необычный урок, а урок-путешествие.

- Девизом нашего путешествия станет высказывание:

Успех ждет тех, кто будет любознательным, активным и внимательным”

- Как вы понимаете это высказывание?

- Желаю вам сегодня добиться больших успехов.

Проверяют готовность


Объясняют девиз


Слушают учителя

Ф



Фронтальный контроль

2

Актуализация знаний и фиксация затруднений в пробном действии

Словесные: художественное слово, беседа









- Урок я хочу начать со стихотворения Владимира Степанова («Золотое кольцо»), внимательно послушайте его:

Города старинные, звон колоколов.

Словно птицы – лебеди Суздаль и Ростов

На широкой Волге Тверь и Кострома,

Башенки резные, чудо-терема.

Города старинные, крепость на реке.

Новгород на Волхове, Муром на Оке.

Здесь дружины храбрые в бой вели князья,

Конного и пешего недруга разя.

Города старинные, мастерами славные.

Улицы кузнечные, улицы гончарные.

Площади торговые, праздничные ярмарки –

Из Ельца - матрёшки, а из Тулы - пряники.

Города старинные – к солнышку лицом –

Для России стали Золотым кольцом.

- О чем это стихотворение?



- Почему кольцо? И почему Золотое?

- Что означает фраза “Золотое кольцо России”?

Слушают стихотворение
















-О городах России


Затрудняются при ответе

Ф





Текущий контроль

3

Самоопределение деятельности

Словесные: определение темы и постановка задач урока в ходе беседы

- Кто из вас догадался, куда мы отправимся в путешествие?

- Да. Мы отправимся в путешествие по «Золотому кольцу России».

- Почему кольцо? И почему Золотое? На эти вопросы вы сможете ответить в конце нашего путешествия.

- Чем мы будем заниматься на уроке?

Будем работать по плану:

1. Познакомимся с древними русскими городами России.

2. Узнаем об их достопримечательностях.

3. Узнаем, какие города входят в Золотое кольцо России.
- На какой главный вопрос мы должны с вами найти ответ? (Почему Золотое кольцо?)

- В древнерусские города России




-Узнать, какие города входят в состав Золотого кольца России



Ф




Промежуточный контроль




4

Открытие новых знаний

Словесные: объяснение, рассказ, беседа

Наглядные: маршрутный лист, карта путешествия

Практические: заполнение маршрутных листов





- Как и любому путешественнику, нам нужна карта.

- Какие города мы посетим с вами сегодня? (слайд)

- Приходилось ли вам бывать в этих городах?

- У каждого из вас есть маршрутный лист, в котором вы во время путешествия будете отражать главные достопримечательности городов Золотого кольца. В конце урока мы выявим наиболее внимательного путешественника и наградим его.

- В путешествие по Золотому кольцу мы отправляемся из Москвы.

- Как вы думаете, почему именно из Москвы мы отправляемся в путешествие?

- А вы знаете, кто основал Москву? А в каком году?


- С какими достопримечательностями города вы уже знакомы?

- Вы правы. Так же «визитной карточкой» города является Собор Василия Блаженного и Храм Христа Спасителя.

- Рассмотреть их вы можете на экране.

- Впишите эти достопримечательности в свой маршрутный лист.

- Из Москвы мы едем на северо-восток, и прибываем в город Сергиев Посад. Почему он так назван?

- Он назван в честь святого Сергия Радонежского, который основал здесь большой монастырь. Этот монастырь называется Троице-Сергиева лавра. Слово «лавра» означает главный, самый важный монастырь. Он действительно признан главным монастырем России и занесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

- Какую достопримечательность мы внесем в маршрутный лист?


- Из Сергиева Посада мы отправляемся в Переславль-Залесский. Город расположен в 140 километрах от Москвы, на берегу Плещеева озера. Назван Переславлем-Залесским в честь южнорусского Переславля. С XV века произношение изменилось на Переславль-Залесский. Находился за лесами в Залесье- области полей и земледелия, поэтому и назван Залесским.

- Какую достопримечательность мы впишем в листок?


- Чтобы узнать какой город мы посетим следующим, давайте откроем учебники на стр 88 и прочитаем.

- Итак, какой город мы посетим?

- Прочитайте текст самостоятельно и расскажите мне о достопримечательностях этого города.

- Что впишем в Маршрутный лист?


- Следующая остановка на нашем маршруте – г. Углич. Он стоит на р. Волге. Название этого города, вероятно, происходит от слова «угол». Река в этом месте изгибается, течет «углом». В городе много памятников старины. Кроме них, интересна Угличская гидроэлектростанция – одна из первых гидроэлектростанций, построенных на Волге. А еще в Угличе работает большой часовой завод, где делают часы «Чайка».

- Откроем страницу 89 и рассмотрим иллюстрации, что вы видите?

- О каких же достопримечательности Углича вы узнали? Запишите их.

- Из Углича мы отправляемся в Ярославль. Город тоже стоит на Волге. Ярославль самый крупный из городов Золотого кольца. Он был основан князем Ярославом Мудрым. Имя, которого и носит. В центре города мы увидим памятник Федору Григорьевичу Волкову. Ярославль называют родиной русского театра. Запишем в свои Маршрутные листы, что достопримечательностью города Ярославля является театр имени Волкова.

- Следующий город на Волге, в котором мы остановимся – Кострома. Откроем страницу 91, прочитайте друг другу об этом городе и ответьте на вопрос: какая особенность у города Кострома?

- Итак, кто может ответить на вопрос?

- Почему улицы расположены веером? Кто запомнил легенду?

- О какой достопримечательности города вы узнали?

- Продолжая свой путь вдоль великой русской реки, посетим еще один город на Волге – Плёс. Свое название Плёс получил от речного плеса, то есть широкой части реки между двумя изгибами. Плес город художников. Мы обязательно увидим их здесь за работой. Их привлекает необыкновенная красота города и его окрестностей. Художники приезжали сюда и в прошлом.

Особенно любил Плес русский художник- Исаак Ильич Левитан. Сейчас в этом городе открыт музей Левитана.

- Вы бы хотели побывать в этом музее? Тогда давайте посмотрим небольшой видеофрагмент из этого музея.

- Что запишем в Маршрутный лист?


- А как называется следующий город, в который мы отправимся? Давайте посмотрим по карте.

- Полина выйдет и прочитает нам об этом городе, а вы внимательно слушайте.

- Что вы запомнили о г. Иваново?


- Из Иванова мы прибываем в Суздаль – всемирно известный город-музей. Здесь 33 церкви, 5 монастырей, 17 часовен. Удивительно чувствуешь себя на улицах Суздаля – как будто перенесся в далекое прошлое. В городе ест знаменитый музей. Кто знает, как он называется?

- Откройте страницу 93 и найдите название музея в городе Суздаль.

- Посмотрите на слайде, какие старинные постройки собраны в этом музее.

- От Суздаля совсем недалеко до Владимира. Чтобы полюбоваться городом и его окрестностями поднимемся на высокую башню, где устроена смотровая площадка. Оттуда мы увидим замечательный памятник старины – Золотые ворота. А вот Дмитриевский собор. На его стенах несколько сотен резных изображений.

- Какие достопримечательности мы впишем в Маршрутный лист?



- Из Владимира мы возвращаемся в Москву. Наше путешествие по Золотому кольцу России закончилось.

- Так почему же для России они стали Золотым кольцом? Кто догадался?

- Верно, Золотое кольцо России- это знаменитый на весь мир туристический маршрут по Древним русским городам.

- В каком значении употреблено слово золотое в прямом или переносном? Почему?
- Города украшают нашу Родину. Маршрут назван Золотым кольцом, потому что достопримечательности городов бесценны и могут быть сравнимы с дорогим металлом.

По карте перечисляют города








- Это столица России.

- Князь Юрий Долгорукий. 4 апреля 1147 г.

Отвечают на вопрос.





Записывают.



Высказывают свое мнение.







- Троице-Сергиева лавра.










- Плещеево озеро.

Открывают и читают.

- Ростов.

Рассказывают.


- Ростовский Кремль.










Перечисляют.


Записывают.







Записывают.








- Улицы расположены веером.

Торговые ряды.










- Да.

Смотрят видео.

- Музей Левитана.

- Иваново.


Читает.


Рассказывают.








- Музей деревянного зодчества.








- Золотые ворота и Дмитриевский собор.



Высказывают мнение.




- В переносном.

Ф, П





































Устный фронтальный контроль











































5

Первичное закрепление

Словесные: Беседа, опрос.

Практические: работа по карточкам.

-Давайте подытожим, что же нового мы узнали, путешествуя по чудесным городам России.

1. Как называется город, где находится музей деревянного зодчества?

2. Город, который еще в старину называли Великим.

3. В этом городе находится дом-музей Исаака Левитана.

4. Город, основателем которого является Ярослав Мудрый.

5. Город, улицы которого расположены в виде веера.

6. Самый большой и самый красивый город Золотого кольца России?

7. Город, который назвали в честь великого святого Сергия Радонежского?

8. Город, в котором находятся Золотые ворота.

- Теперь, я предлагаю поработать в парах по карточкам. Но для начала давайте вспомним правила такой работы.

- Хорошо, на карточках вы видите названия городов и фото достопримечательностей. Ваша задача: обсудить в парах и соединить картинку (достопримечательность) с городом.

- Давайте выполним проверку, у кого все верно поставьте себе +, у кого есть недочеты -. (ответ на слайде)

- Поднимите руку те, у кого не было ни одной ошибки. Молодцы.

Отвечают на вопросы

-Суздаль


-Ростов

-Плёс

-Ярославль


-Кострома

-Москва



-Сергиев Посад

-Владимир

Не перебивать, слушать.



Ф, П

Устный фронтальный контроль; самопроверка




6

Инструктаж дз

Словесный: объяснение

-Домашнее задание: по учебнику (с.86-96) подготовить сообщение об одном из городов Золотого кольца.

Записывают.

Ф


7

Рефлексия

Словесные: итоговая беседа, инструктаж домашнего задания




- Урок подходит к концу. Какое впечатление произвело на вас путешествие в древнерусские города?

- Давайте вернемся к нашему плану. Нам удалось выполнить все пункты плана?

- Почему эти города все вместе называются кольцом?

- Почему “золотым”?

- Что нового для себя вы узнали на уроке?
- Вам понравилось наше путешествие?
- Захотелось ли вам отправиться на экскурсию в эти города вместе с родителями или классом?
- Расскажите, где вам захотелось побывать. Почему именно в этом городе?

- Оцените свою работу продолжив фразы.

- Сегодня на уроке я узнал…
Мне показалось интересным…
Мне понравилось…
У меня получилось…
Меня удивило…
Мне было трудно…

- Мы с вами совершили путешествие по Золотому кольцу – гордости России. Каждый город Золотого кольца блистает своей богатой историей и достопримечательностями, а вместе составляют сокровищницу русской культуры.

- На уроке хорошо работали…

- Спасибо за работу!

Выражают свое мнение.

Отвечают на вопросы учителя.






Оценивают свою работу.


Ф



Устный фронтальный контроль;

самоконтроль




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!