Окружающий мир 2 класс
Урок 8
Тема: В гости к осени. Экскурсия №1
Цель: познакомить учащихся с осенними изменениями в природе; расширить знания о растительном и животном мире; воспитывать бережное отношение к природе.
Планируемые результаты:
Предметные:
1. Изучить признаки наступления осени в неживой и живой природе.
2. Конкретизировать понятия «неживая природа» и «живая природа».
3. Провести сравнение признаков неживого и живого летом и осенью.
Метапредметные:
– Познавательные:
1. Умение анализировать объекты с целью выделения характерных признаков.
2. Умение сравнивать объекты, выделять объекты для сравнения.
3. Умение проводить несложные наблюдения.
4. Умение устанавливать причинно-следственные связи.
5. Умение обобщать, делать выводы.
– Регулятивные:
1. Уметь работать по плану.
2. Уметь определять тему, цель экскурсии.
– Комуникативные:
1.Формировать умение работать в группе.
2. Формировать умение строить связный рассказ.
Личностные:
1. Продолжить развитие эстетического восприятия природы.
2. Формировать бережное отношение к природным объектам.
Оборудование: карточки с заданиями, блокноты и ручки.
Ход экскурсии.
І. Организационный момент.
ІІ. Сообщение темы и целей урока-экскурсии.
– Ребята, сегодня мы с вами отправимся в гости. А для того, чтобы узнать к кому, отгадайте загадку:
Листья с веток облетают,
Птицы к югу улетают.
«Что за время года?» — спросим.
Нам ответят: «Это…» (осень)
– Правильно, ребята, сегодня мы отправимся в гости к осени. А как вы догадались, что речь идет именно о ней?
-Как вы думаете, чем мы будем заниматься на экскурсии?
Далее учитель сообщает план и маршрут экскурсии.
ІІІ. Актуализация знаний.
Учитель: давайте повторим правила друзей природы (повторяют правила поведения в парке, лесу, у реки).
Правила друзей природы.
1). Не ломать деревья и кустарники, не срывать травянистые растения.
2). Не сбивать грибы, даже несъедобные.
3). Не обрывать паутину и не убивать пауков.
4). Не распугивать птиц.
5). Не ловить животных и не уносить их домой.
6). Не шуметь в лесу, в парке.
7). Соблюдать правила безопасного поведения у реки.
Старайтесь не нарушать ни одно из правил.
ІV.Работа по теме урока.
1.Наблюдение за природой
– Итак, мы пришли в рощицу на берегу Салгира. Посмотрите вокруг себя. Какие объекты и тела природы вас окружают?
– На какие группы разделим природные тела?
– Посмотрите на небо. Какое оно сегодня?
– Нас окружает воздух, который мы не видим, но чувствуем его движение. Как называется движение воздуха? Как вы можете охарактеризовать ветер, который дует сейчас?
– Какая погода бывает осенью?
– Все эти изменения относятся к состоянию неживой природы. А теперь перечислите объекты живой природы.
– Вы сказали, что деревья сбросили листву. А что же это деревья слева, которые стоят до сих пор зеленые? (Сосны)
– Присмотритесь к листочкам сосны, они называются хвоинками. Потрогайте их, посмотрите, как они крепятся на веточке. Молодцы.
– Посмотрите, как много хвоинок лежит под деревьями. О чем это говорит?
– Посмотрите на любое из древесных растений и сравните, как происходит подготовка травянистых растений к зиме в отличие от древесных?
– Назовите объекты сравнения. (Ива и лютик едкий)
– В каком состоянии вы видите травянистые растения?
- Ребята, осмотритесь вокруг и скажите, какие еще живые существа вместе с нами на экскурсии?
- Как же мало их встречаем осенью! Их столько же было летом?
- Назовите группы, к которым относятся перечисленные вами животные.
- Назовите признаки насекомых и птиц.
- Почему же птицы осенью улетают на юг?
2. Самостоятельная работа (в группах).
– Настало время для выполнения работы в группах.
Найдите свое растение, подойдите к нему и начинайте выполнять задание. Ответы фиксируйте в блокнотах.
1) Беседа. Деление на команды.
– Сегодня мы с вами станем учеными-исследователями. Для этого создадим команды, у каждой будет свое задание.
– Сейчас каждая команда исследователей получит карточку с заданием. В своем блокнотике вы должны будете дать ответы на вопросы.
Содержание карточек:
1) Найди данное растение, запиши его название.
2) Опиши его внешний вид:
– К какой группе относится? (деревья, кустарники, травы);
– Рассмотри лист. Какова форма листовой пластинки? (зарисуй ее)
3) Признаки осени у данного растения:
– Что отличает это растение от остальных?
– Какие признаки осени вы наблюдаете у растения?
– Чтобы узнать, какие растения мы будем изучать, отгадайте загадки, ответьте на вопросы:
1.Гибкий стан согнула,
Голову склонила,
Ветви окунула
В воду речки …(Ива)
2.Я кустарником расту,
Цветом розовым цвету.
У меня красны плоды,
А на веточках – шипы.
Плоды эти собирают
И сухими сохраняют,
Чтоб потом их заварить
И отвар целебный пить. (Шиповник)
3. Вкус у ягоды хорош,
Но сорви ее поди-ка:
Куст в колючках будто еж, -
Вот и назван… (Ежевика)
4.Стоит колючая, как еж,
Зимою в платье летнем! (Сосна, ель)
Сосна Палласа или крымская сосна
Первая группа изучает иву, вторая – шиповник, третья – ежевику, четвертая– сосну.
Найдите свое растение, подойдите к нему и начинайте выполнять задание. Ответы фиксируйте в блокнотах.
Далее учитель объявляет об окончании работы, заслушиваются результаты исследований по группам.
V. Закрепление.
Учитель: Ребята, Мудрая Черепаха и Муравьишка Вопросик прислали вам конверт с заданиями. Готовы их выполнить?
В конверте находятся вопросы и задания. Каждая группа достает вопрос, отвечает на него, остальные дополняют.
Вопросы и задания из конверта:
1. Какие изменения происходят в неживой природе осенью?
2. Как готовятся растения к зиме?
3. Как готовятся животные к зиме?
VI. Оценивание.
VІІ. Итог урока. Рефлексия.
- Что вас наиболее заинтересовало во время экскурсии?
- Что запомнилось?
- Что нового узнали?
- В чем испытывали затруднения?
- Ваши впечатления от экскурсии?
VІІІ. Домашнее задание.
Рабочая тетрадь с. 13 №1, выполнить задание.
Творческое задание (по желанию): придумать сказку или загадку об осени.