СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Олимпиада - 11 класс. Школьный этап.

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Всероссийская олимпиада школьиков по биологии. 11 класс. Школьный этап.

Просмотр содержимого документа
«Олимпиада - 11 класс. Школьный этап.»

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ШКОЛЬНОГО ЭТАПА БИОЛОГИЯ - 11 КЛАСС

Фамилия, имя, ___________________________________________________

Класс ___________________________________________________________

Образовательное учреждение_______________________________________

Общее время выполнения работы – (180 минут).

Часть I. Вам предлагаются тестовые задания, требующие выбора только одного ответа из четырех возможных.

МАКСИМАЛЬНОЕ КОЛИЧЕСТВО БАЛЛОВ ЗА ЧАСТЬ I – 35

(ПО 1 БАЛЛУ ЗА КАЖДОЕ ТЕСТОВОЕ ЗАДАНИЕ).

1. Какое растение НЕ является злаком?

а) кукуруза

б) клещевина

в) пшеница

г) ячмень

2. К многолетним растениям относится

а) чеснок

б) бобы

в) укроп

г) капуста

3. Какая аминокислота является незаменимой?

а) триптофан

б) глицин

в) тирозин

г) аспарагин

4. Надпочечники вырабатывают

а) тироксин

б) глюкагон

в) инсулин

г) кортизол

5. Поджелудочная железа секретирует

а) только ферменты

б) только гормоны

в) гормоны и ферменты

г) гормоны, ферменты, желчь

6. Какое животное НЕ способно прыгать (в беге отрывать от земли все конечности одновременно)

а) белый медведь

б) носорог

в) бегемот

г) слон

7. Хромосомная теория наследственности Т. Моргана связана с

а) моногибридным скрещиванием

б) полигибридным скрещиванием

в) неполным доминированием

г) сцеплением генов

8. Для дигибридного скрещивания, при условии гомозиготности родителей и

альтернативности по обоим признакам, число различающихся фенотипов во втором поколении равно

а) четырём

б) девяти

в) шестнадцати

г) ни один ответ не верен

9. Волосы относятся к производным

а) собственно кожи

б) подкожной клетчатки

в) кожного эпителия

г) рудиментов мышечных волокон

10. Вода и минеральные соли продвигаются вверх по

а) ситовидным трубкам

б) сосудам древесины

в) клеткам камбия

г) волокнам сердцевины

11. Заросток папоротникообразных прикрепляется к почве

а) ризоидами

б) придаточными корнями

в) главным корнем

г) не прикрепляется

12. Какой свет отражает хлорофилл?

а) красный

б) сине - фиолетовый

в) зелёный

г) жёлтый

13. К каким тканям относятся флоэма и ксилема?

а) к механическим

б) к проводящим

в) к образовательным

г) к основным

14. Зрелый зародышевый мешок покрытосеменных растений содержит

а) семь гаплоидных клеток и одну диплоидную клетку

б) семь гаплоидных клеток и одну триплоидную клетку

в) шесть гаплоидных клеток и одну диплоидную клетку

г) шесть гаплоидных клеток и одну триплоидную клетку

15. Где происходит полиэмбриония печёночного сосальщика?

а) в печени окончательного хозяина

б) в воде

в) в печени промежуточного хозяина

г) в почве

16. У каких животных впервые появляются поперечно - полосатые мышечные волокна?

а) у кольчатых червей

б) у моллюсков

в) у членистоногих

г) у хордовых

17. При продолжительной жизни в условиях высокогорий у человека

а) уменьшается количество эритроцитов

б) увеличивается количество эритроцитов

в) не меняется количество эритроцитов

г) количество эритроцитов, тромбоцитов и лейкоцитов уменьшается

18. Хроматида включает в себя

а) только белки – гистоны

б) одну молекулу ДНК

в) две молекулы ДНК

г) несколько молекул ДНК

19. Теплокровность млекопитающих является проявлением

а) гаметогенеза

б) раздражимости

в) гомеостаза

г) онтогенеза

20. Популяция совы обыкновенной более устойчива если

а) в ней преобладают женские особи

б) в ней преобладают молодые особи

в) особи в популяции генетически однородны

г) особи в популяции генетически разнородны

21. Какой период НЕ относится к палеозойской эре?

а) триасовый

б) ордовикский

в) силурийский

г) кембрийский

22. Какие животные имеют наилучшее цветное зрение?

а) рыбы

б) земноводные

в) млекопитающие

г) полихеты

23. Какие из растений относятся к высшим сосудистым растениям?

а) мхи

б) водоросли

в) папоротники

г) лишайники

24. Информационная РНК состоит из 1200 нуклеотидов. Сколько аминокислот будет содержать белок, синтезированный по матрице данной иРНК?

а) 300

б) 400

в) 900

г) 3600

25. В браке женщины с большими глазами и прямым носом и мужчины с маленькими глазами и римским носом родились четверо детей, половина из которых имела большие глаза и римский нос. Определите генотип матери, если большие глаза (А) и римский нос (В) — доминантные признаки.

а) Ааbb

б) АаВВ

в) ААВВ

г) АаВb

26. Какой антикодон транспортной РНК соответствует триплету ТГА в молекуле ДНК?

а) АЦУ

б) ЦУГ

в) УГА

г) АГА

27. В экосистеме озера к консументам относят

а) водоросли и цветковые растения

б) бактерий - сапротрофов

в) рыб и земноводных

г) микроскопических грибов

28. Рецепторы — это чувствительные образования, которые

а) передают импульсы в центральную нервную систему

б) передают нервные импульсы со вставочных нейронов на исполнительные

в) воспринимают нервные импульсы от чувствительных нейронов

г) воспринимают раздражения и преобразуют энергию раздражителей в процессе нервного возбуждения

29. В процессе всасывания питательных веществ через ворсинки тонкой кишки

а) глюкоза и аминокислоты попадают в кровь

б) глицерин и жирные кислоты попадают в кровь

в) все питательные вещества попадают непосредственно в кровь

г) все питательные вещества попадают сначала в лимфу, а затем в кровь

30. По каким признакам можно узнать анафазу митоза?

а) беспорядочному расположению спирализованных хромосом в цитоплазме

б) выстраиванию хромосом в экваториальной плоскости клетки

в) расхождению дочерних хроматид к противоположным полюсам клетки

г) деспирализации хромосом и образованию ядерных оболочек вокруг двух ядер

31. Конъюгация хромосом наблюдается в

а) профазе митоза

б) метафазе митоза

в) первой профазе мейоза

г) во второй профазе мейоза

32. У какого растения плоды формируются под землей

а) картофель

б) пырей

в) топинамбур

г) арахис

33. Как называется способность живых организ­мов повторять в ряду поколений сходные признаки и обеспечивать в определенных условиях среды такое развитие, которое характерно для организмов опре­деленного биологического вида?

а) наследственность

б) индивидуальное развитие

в) изменчивость

г) размножение

34. Какое соединение НЕ является белком?

а) глицин

б) пепсин

в) коллаген

г) инсулин

35. Кто был основоположником учения о биогеоценозах?

а) В.Вернадский

б) А.Опарин

в) Н.Вавилов

г) В.Сукачёв

Часть II. Вам предлагаются тестовые задания с одним вариантом ответа из четырех возможных, но требующих предварительного множественного выбора.

МАКСИМАЛЬНОЕ КОЛИЧЕСТВО БАЛЛОВ ЗА ЧАСТЬ II – 20

(ПО 2 БАЛЛА ЗА КАЖДОЕ ТЕСТОВОЕ ЗАДАНИЕ).

1. Какие из перечисленных клеточных структур НЕ имеют мембраны

1) вакуоль

2) рибосомы

3) хлоропласты

4) ядро

5) центриоли

а) 2, 5

б) 1, 2, 3

в) 2, 4, 5

г) 1, 5

2. Какие вещества накапливаются, а затем поступают из аппарата Гольджи в цитоплазму?

1) белки

2) жиры

3) нуклеиновые кислоты

4) углеводы

5) минеральные соли

6) вода

а) 1, 2, 3

б) 1, 2, 4

в) 1, 2, 4, 6

г) 4, 5, 6

3. В чём сходство природной и искусственной экосистем?

1)небольшое число видов

2)наличие цепей питания

3) замкнутый круговорот веществ

4)использование солнечной энергии

5) наличие продуцентов, консументов, редуцентов

а) 1, 2, 3

б) 3, 4, 5

в) 2, 3, 5

г) 2, 3

4. Каковы особенности дигибридного независимого наследования?

1) гены расположены в паре гомологичных хромосом

2) расщепление по фенотопу в F2 9:3:3:1

3) гены расположены в разных парах гомологичных хромосом

4) полная геторозигота дает 2 сорта гамет

5) расщепление в F2 по генотипу 1:2:1

6) полная гетерозигота дает 4 сорта гамет

а) 1, 2

б) 2, 4, 5

в) 3, 4, 5

г) 2, 3, 6

5. Какие признаки характерны для митотического деления клетки?

1) так делятся соматические клети многоклеточных животных и растений

2) это способ образования ядер спор, спермиев, яйцеклеток

3) происходит конъюгация и кроссинговер хромосом

4) конъюгации и кроссинговера в процессе деления клетки не происходит

5) результатом деления является образование гаплоидных гамет

6) результатом деления является образование диплоидных ядер соматических клеток

а) 1, 3, 6

б) 1, 4, 6

в) 2, 4, 6

г) 1, 2, 6

6. Гинецей состоит из

1) завязи

2) тычинок

3) столбика

4) рыльца

5) цветоложа

а) 1, 2, 3, 4

б) 1, 3, 4, 5

в) 1, 3, 4

г) 1, 5

7. Отличие в строении кишечнополостных от губок состоит в том, что они имеют

1) тело-мешок 2) пищеварительную полость 3) дифференциацию клеток 4) поры 5) два слоя клеток


а) 2, 3, 5

б) 1, 2, 3

в) 2, 3, 4, 5

г) 2, 5

8. Чем агроценоз отличается от биогеоценоза 1) действие естественного отбора ослаблено 2) естественный отбор направлен на создание организмов, устойчивых к действию

неблагоприятных факторов среды 3) используют единственный источник энергии – Солнце 4) получают наряду с солнечной энергией дополнительную энергию, которую вносит

человек 5) все элементы, потребленные растением, со временем возвращаются в почву 6) часть питательных элементов выносится с урожаем

а) 2, 4, 6

б) 1, 4, 6

в) 1, 4

г) 2, 3, 5

9. Какие особенности характерны для вирусов 1) могут размножаться вне клеток хозяина 2) существуют как внутриклеточные паразиты 3) содержат лишь один из типов нуклеиновых кислот - либо РНК, либо ДНК 4) содержат ДНК и РНК одновременно 5) имеют очень ограниченное число ферментов 6) имеют неограниченное число ферментов

а) 1, 3, 5

б) 2, 4, 5

в) 2, 4, 6

г) 2, 3, 5

10. Выберите рудименты

1) слаборазвитый волосяной покров на теле человека

2) появление густого волосяного покрова на лице и теле человека

3) зубы мудрости у человека

4) многососковость у человека

5) удлиненные клыки хищников

6) пояс задних конечностей кита

7) внутреннее оплодотворение у некоторых видов рыб

а) 2, 3, 4

б) 1, 4, 5, 7

в) 2, 4, 7

г) 1, 3, 6

Часть III. Вам предлагаются тестовые задания в виде суждений, с каждым из которых следует либо согласиться, либо отклонить.

В матрице ответов укажите вариант ответа «да» или «нет».

МАКСИМАЛЬНОЕ КОЛИЧЕСТВО БАЛЛОВ ЗА ЧАСТЬ III – 20

(ПО 1 БАЛЛУ ЗА КАЖДОЕ ТЕСТОВОЕ ЗАДАНИЕ).

1. Изобретателем первого микроскопа является Галилей Галилей.

2. В состав первичной атмосферы Земли входили газы: СО2 , О2 , СН4 , NН3 .

3. Нижняя часть пестика называется – цветоложе.

4. Для большинства злаков характерна анемофилия.

5. Клеточное ядро открыл английский ботаник Роберт Броун.

6. Плазмолемма – микроскопические цитоплазматические мостики, соединяющие соседние

клетки растений.

7. Центриоли имеются у большинства высших растений.

8. Нейрон может иметь несколько дендритов и обычно только один аксон.

9. Одуванчик, подсолнух, маргаритка относятся к семейству сложноцветных.

10. Эпифиты - растения, поселяющиеся на других растениях, главным образом на ветвях и

стволах деревьев, и получающие питательные вещества из растения – хозяина.

11. Насекомые - самый многочисленный класс животных.

12. Бегемот, носорог и жираф являются представителями отряда парнокопытных.

13. Ткань растений, осуществляющая транспорт продуктов фотосинтеза от листьев к местам

потребления и отложения в запас называется флоэмой.

14. Каротиноиды растений поглощают преимущественно красный свет.

15. В половом процессе инфузорий из двух ядер участвует только микронуклеусы.

16. Среди хвойных голосеменных не бывает кустарников.

17. Обычно дети, по сравнению с взрослыми, могут воспринимать звук более высоких и

более низких частот.

18. Кобальт входит в состав витамине В12.

19. Парасимпатические нервы усиливают выделение слюны.

20. От двух темнокожих родителей могут появиться более светлокожие дети.

Часть IV. Вам предлагаются тестовые задания, требующие установления соответствия. Заполните матрицы ответов в соответствии с требованиями заданий.

ЧАСТЬ IV. Вам предлагаются тестовые задания, требующие установления соответствия. МАКСИМАЛЬНОЕ КОЛИЧЕСТВО БАЛЛОВ, КОТОРОЕ МОЖНО НАБРАТЬ – 25 .


    1. Установите соответствие между видоизменениями клеточной стенки и веществом, которое пропитывает клеточную стенку. Результат занесите в матрицу ответа.

А. Одревеснение 1) кутин

Б. Опробковение 2) кремнезем

В. Ослизнение 3) камеди

Г. Минерализация 4) лигнин

Д. Кутинизация 5) суберин

2. Установите соответствие между паразитами и их промежуточными хозяевами, в которых они паразитируют. Результат занесите в матрицу ответа.

А. Печеночных сосальщик 1) Кабан

Б. Кошачья двуустка 2) Отсутствует

В. Свиной цепень 3) Моллюск рода Прудовик

Г. Бычий цепень 4) Верблюды

Д. Острица 5) Моллюск рода Битиния

3. Установите соответствие между функциями и органоидом клетки, для

которого функция характерна. Результат занесите в матрицу ответа.

Функции Органоид

1) Транспорт продуктов биосинтеза из А) Митохондрия

клетки

2) Преобразование энергии питательных Б) Комплекс Гольджи

веществ в энергию АТФ

3) Формирование лизосом

4) Накопление продуктов биосинтеза

5) Биосинтез некоторых белков

4. Установите соответствие между каждым семейством и видами, принадлежащими к данному семейству. Результат занесите в матрицу ответа.


А. Лютиковые 1) Красавка белладонна

Б. Розовые 2) Пастушья сумка

В. Бобовые 3) Лапчатка прямостоячая

Г. Паслёновые 4) Желтушник седоватый

Д. Крестоцветные 5) Кровохлебка лекарственная

6) Калужница болотная

7) Дурман вонючий

8) Термопсис ланцетный

9) Чистяк весенний

10) Солодка голая

5. Установите соответствие между органом, тканью позвоночного животного и

зародышевым листком, из которого они образуются. Результат занесите в матрицу ответа.

ОРГАН, ТКАНЬ ЗАРОДЫШЕВЫЙ ЛИСТОК

А) кишечник

Б) кровь 1) энтодерма

В) почки

Г) легкие 2) мезодерма

Д) хрящевая ткань


МАКСИМАЛЬНАЯ СУММА БАЛЛОВ – 100















БИОЛОГИЯ 11 КЛАСС

Фамилия, имя, ___________________________________________________

Класс ___________________________________________________________

Образовательное учреждение_______________________________________


МАТРИЦА ответов


ЧАСТЬ I. [35 баллов]


1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1-10











11-20











21-30











31-35












ЧАСТЬ II. [20 баллов]


1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1-10












ЧАСТЬ III. [20 баллов]

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Прав«Да»











Прав«Нет»











11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

Прав«Да»











Прав«Нет»











ЧАСТЬ IV. [25 баллов]

1. [max.5 баллов]

А

Б

В

Г

Д








2. [max.5 баллов]

А

Б

В

Г

Д








3. [max.5 баллов]

1

2

3

4

5








4. [max.5 баллов]

А

Б

В

Г

Д








5. [max.5 баллов]

А

Б

В

Г

Д







МАКСИМАЛЬНАЯ СУММА БАЛЛОВ - 100











БИОЛОГИЯ 11 КЛАСС

МАТРИЦА ДЛЯ ПРОВЕРКИ

ЧАСТЬ I. [35 баллов]


1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1-10

б

а

а

г

в

г

г

2

а

б

11-20

а

в

б

г

в

в

б

б

в

г

21-30

а

а

в

б

а

в

в

г

а

в

31-35

г

б

а

б

г






ЧАСТЬ II. [20 баллов]


1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1-10

а

б

в

г

б

в

а

б

г

г

ЧАСТЬ III. [20 баллов]

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Прав«Да»

Х



Х

Х



Х

Х


Прав«Нет»


Х

Х



Х

Х



Х

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

Прав«Да»

Х


Х


Х



Х

Х

Х

Прав«Нет»


Х


Х


Х

Х




ЧАСТЬ IV. [25 баллов]

1. [max.5 баллов]

А

Б

В

Г

Д

4

5

3

2

1



2. [max.5 баллов]

А

Б

В

Г

Д

3

5

1

4

2



3. [max.5 баллов]

1

2

3

4

5

Б

А

Б

Б

А



4. [max.5 баллов]

А

Б

В

Г

Д

6, 9

3, 5

8, 10

1, 7

2, 4



5. [max.5 баллов]

А

Б

В

Г

Д

1

2

2

1

2


МАКСИМАЛЬНАЯ СУММА БАЛЛОВ - 100



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!