СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Олимпиада по биологии школьный этап 9 класс

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

задания для проведения школьного этапа  олимпиады по биологии 9 класс.

Просмотр содержимого документа
«олимпиада по биологии школьный этап 9 класс»

Школьный этап олимпиады по биологии

9 класс 2016-17 учебный год

Часть I. Вам предлагаются тестовые задания, требующие выбора только одного ответа из четырех возможных. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 25 (по 1 баллу за каждое тестовое задание). Индекс ответа, который вы считаете наиболее полным и правильным, укажите в матрице ответов.

  1. В клетках грибов нельзя обнаружить:
    а) вакуоли; б) митохондрии; в) пластиды; г) рибосомы.

  2. Основную массу корневой системы злаков составляют корни:

а) придаточные б) боковые в) главные г) воздушные

  1. Значения камбия в жизни растений заключается в том, что он:

а) обеспечивает рост стебля в длину;

б) обеспечивает рост стебля в толщину;

в) участвует в поглощении веществ из окружающей среды;

г) способствует передвижению органических веществ в растении;

  1. Корнеплод это:

а) утолщенный придаточный корень;

б) утолщенный главный корень;

в) утолщенный стебель в основании главного побега;

г) утолщенный стебель в основании главного побега и утолщенное основание главного корня.

  1. Испарение НЕ способствует:

а) защите растения от перегрева, б) передвижению воды в растении,

в) передвижению минеральных веществ в растении,

г) передвижению органических веществ в растении.

  1. В отличие от круглых червей, у кольчатых червей появилась:
    а) пищеварительная система; б) выделительная система;
    в) кровеносная система; г) нервная система.

  2. Крылья у насекомых находятся на спинной стороне:
    а) груди и брюшка; б) груди; в) головогруди и брюшка; г) головогруди.

  3. Из перечисленных организмов наиболее прогрессивными чертами строения обладают:
    а) амеба; б) дождевой червь; в) гидра; г) вольвокс.

  4. Усложнение кровеносной системы соответствует эволюции хордовых в ряду следующих животных:
    а) жаба – кролик – крокодил – акула;
    б) акула – лягушка – крокодил – кролик;
    в) акула – крокодил – лягушка – кролик;
    г) крокодил – акула – жаба – собака.

  5. Из названных организмов к надцарству прокариот относится:
    а) эвглена зеленая; б) инфузория-туфелька; в) амеба; г) стафилококк.

  6. Первые наземные позвоночные произошли от рыб:
    а) лучеперых; б) кистеперых; в) цельноголовых; г) двоякодышащих.

  7. Кольцевая ДНК характерна для:
    а) ядер грибов; б) клеток бактерий; в) ядер животных; г) ядер растений.

  8. Функция митохондрий заключается в:

а) окислении органических веществ, б) синтезе органических веществ,

в) накоплении питательных веществ, г) синтезе крахмала.

  1. Ионы магния входят в состав:
    а) вакуоли; б) аминокислот; в) хлорофилла; г) цитоплазмы.

  2. В процессе фотосинтеза источником кислорода (побочного продукта) является:
    а) АТФ; б) глюкоза; в) вода; г) углекислый газ.

  3. В процессе пищеварения переваривании белки расщепляются до:
    а) глицерола; б) жирных кислот; в) моносахаридов; г) аминокислот.

  4. Образование и созревание эритроцитов происходит:

а) в селезёнке, б) в лимфатических узлах,

в) в красном костном мозге, г) в надкостнице.

  1. Какая деятельность человека не может быть отнесена к условно-рефлекторной?

а) соблюдение привычного режима дня б) поворот головы на шорох

в) публичное чтение стихов г) решение математической задачи

  1. Какую функцию выполняют кишечные ворсинки?

а) участвуют в образовании собственных витаминов

б) усиливают движение кишечника во время переваривания

в) увеличивают поверхность соприкосновения с веществами

г) нейтрализуют поступающие с пищей яды

  1. При малокровии у человека уменьшается количество

а) антител б) лейкоцитов в) фибриногена г) гемоглобина

  1. Преобразование сигналов внешнего мира в нервный импульс происходит в

а) двигательных нейронах б) нервных центрах

в) рецепторах г) коре больших полушарий

  1. Для свертывания крови необходимы, помимо прочего:

а) ионы железа б) ионы кальция в) аскорбиновая кислота г) ионы хлора.

  1. К спинно-мозговым вегетативным рефлексам млекопитающих животных относят:

А) мочеипускание б) охрана потомства в) строительство нор г) дыхательный

24. Центр сердцебиения находится в:

а) конечном мозге; б) промежуточном мозге; в) среднем мозге;

г) продолговатом мозге.

25. Какой элемент соматической рефлекторной дуги полностью расположен в спинном мозге?

а) двигательный нейрон; б) рецептор; в) вставочный нейрон; г) рабочий орган.



Часть II. Вам предлагаются тестовые задания с одним вариантом ответа из четырех возможных, но требующих предварительного множественного выбора. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 20 (по 2 балла за каждое тестовое задание). Индекс ответа, который вы считаете наиболее полным и правильным, укажите в матрице ответов.

  1. Из списка выберите немембранные органоиды:
    I. ядро II. рибосома III. митохондрия IV. Клеточный центр V. Комплекс Гольджи
    а) I, II, III;
    б) III, IV;
    в) II, IV, V;
    г) II, IV.

  2. Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны:

  1. Вирусы – внутриклеточные паразиты.

  2. Они размножаются путем деления.

  3. Вирусы относятся к прокариотам.

  4. Они синтезируют свои нуклеиновые кислоты из нуклеотидов, а белки из аминокислот клетки хозяина.

  5. Они содержат аппарат Гольджи, лизосомы, митохондрии.

  6. Вирусы – возбудители многих опасных заболеваний: бешенства, гепатита и др.

а) I, II, VI ;
б) II, III, IV, V;
в) I, IV, VI;
г) IV, V.

  1. Выберите сосуды малого круга кровообращения:
    I. Аорта.
    II. Сонная артерия.
    III. Плечевая артерия.
    IV. Легочная артерия.
    V. Легочная вена.
    VI. Нижняя полая вена.

а) I, II, VI ;
б) II, III, IV, V;
в) I, IV, V;
г) IV, V.

  1. Выберите объекты, относящиеся к клеточному уровню организации жизни:
    I. Лес
    II. Амеба
    III. Голубь
    IV. Вирус
    V. Бактерия

а) II, V ;
б) II, III,IV, V;
в) I, IV, V;
г) IV, V.

  1. Каких органоидов нет в животной клетке:
    I. Митохондрии
    II. Клеточная целлюлозная стенка
    III. Комплекс Гольджи
    IV. Пластиды
    V. Рибосомы

VI. Вакуоли с клеточным соком

а) II, V, VI.;
б) II, III,IV, VI. ;
в) II,, IV, VI. ;
г) I, IV, VI.

6. К характерным признакам кишечнополостных можно отнести:

I. радиальную симметрию;

II. трёхслойность;

III. наличие гастральной полости;

IV. ганглинозный тип нервной системы;

V, хищнический образ жизни.

а) I, II,IV,V

б) I, III,V

в) II,I,V

г) IV, I,III, II

7. На лапках у комнатной мухи находятся органы чувств:

I. зрения;

II. обоняния;

III. осязания;

IV. вкуса;

V. слуха.

а) V,III, IV

б) I,II,V,IV

в) III,IV

г) II,V,I,III.


8. Всегда отсутствуют клыки в зубной системе у:

I. грызунов;

II. хоботных;

III. парнокопытных;

IV. зайцеобразных;

V. непарнокопытных.

а) I, II,IV

б) II,V,IV, II

в) II, V, III

г) I, V, II, IV

9. Четырехкамерное сердце имеют:

I. ящерицы;

II. черепахи;

III. крокодилы;

IV. птицы;

V. млекопитающие.

а) I, II ,VI,V

б) III, IV, V

в) I, III, IV, V

г) IV, V

10. Какие функции выполняет правое предсердие человека:

I. выталкивает венозную кровь в правый желудочек;

II. обеспечивает возникновение потенциала действия в сердце;

III. выделяет гормоны;

IV. выталкивает артериальную кровь в правый желудочек;

V. выделяет жидкость.

А) I, II, III.

6) I, II, IV

в) I, II, V

г) II, III, IV

д) II, IV,V



Часть III. Вам предлагаются тестовые задания в виде суждений, с каждым из которых следует либо согласиться, либо отклонить. В матрице ответов укажите вариант ответа «да» или «нет». Максимальное количество баллов, которое можно набрать - 15(1 балл за каждый правильный ответ).


  1. Для грибов характерен гетеротрофный способ питания

  2. Главным отличием голосеменных от высших споровых растений является семенное размножение.

  3. Сердце рыб трёхкамерное.

  4. У жаб развитие прямое, без метаморфоза.

  5. Желчь эмульгирует жиры и способствуют их всасыванию.

  6. Молекулы ДНК хранят наследственную информации клетки.

  7. Плазма крови содержит белок гемоглобин.

  8. Все млекопитающие – живородящие животные.

  9. Оплодотворение папоротников зависит от наличия воды.

  1. Для корней характерен вставочный рост.

  2. Когда в замыкающихся клетках повышен тургор, устьичная щель закрыта.

12.Чем меньше зверек, тем больше у него частота сокращения сердца.

  1. Движение крови в венах по мере приближения к сердцу становится более быстрым

  2. Учащение сердцебиения связано с деятельностью парасимпатическим отделом вегетативной нервной системы.

  3. Эволюция всегда приводит к усложнению организации живых существ


Часть IV. Вам предлагаются тестовые задания, требующие установления соответствия. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 6б Заполните матрицы ответов в соответствии с требованиями заданий.


    1. Установите соответствие между кровеносными сосудами и видом крови в них (2 балла) ( мах. 0,5 балла).

Вид крови

Кровеносные сосуды

  1. Артериальная

  2. Венозная

А) Вены малого круга кровообращения

Б) Вены больного круга кровообращения

В) Артерии малого круга кровообращения

Г) Артерии большого круга кровообращения


2.Установите соответствие между органическими соединениями и выполняемой им функцией(4 балла) ( мах. 0,5 балла).

Тип железы

Название железы

  1. Железы внешней секреции

  2. Железы внутренней секреции

  3. Железы смешанной секреции

А) надпочечники

Б) яичники

В) поджелудочная

Г) щитовидная

Д) железы желудка

Е) потовые

Ж) гипофиз

З) слюнные




























Фамилия ________________________ Имя ___________________

Класс ________________________ Школа ____________________


МАТРИЦА ОТВЕТОВ

на задания теоретического тура ___ школьного_этапа

Всероссийской олимпиады школьников по биологии. 2016-17 уч. год

___9___ класс [максимально 66 баллов).


Часть I. [мах. 25 баллов, по 1 баллу за каждый верный ответ] ________ баллов.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10











11

12

13

14

15

16

17

18

19

20











21

22

23

24

25

















Часть II. [мах. 10 баллов, по 2 балла за каждый верный ответ] ______ баллов.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10











Часть III. [мах. 15 баллов, по 1 баллу за верный ответ] ___________ баллов

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

"ДА"

 

 

 

 


 

 

 

 

 






"нет"

 

 

 

 


 

 

 

 

 






Часть IV. [мах. 6 баллов, ] ___________ баллов

1 задание

А

Б

В

Г





2 задание

А

Б

В

Г

Д

Е

Ж

З











Проверил Ф.И.О. _____________________

Итого ______________ баллов











ответы
на задания теоретического тура ___школьного___этапа
Всероссийской олимпиады школьников по биологии. 2016-17 уч. год
___9___ класс [максимально балл]


Часть I. [мах. 25 баллов, по 1 баллу за каждый верный ответ]

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

в

а

б

б

г

в

б

б

б

г

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

б

б

а

в

в

г

в

б

в

г

21

22

23

24

25






в

б

а

г

в







Часть II. [мах. 10 баллов, по 2 балла за каждый верный ответ]

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

г

б

г

а

в

б

в

а

в

а

Часть III. [мах. 15 баллов, по 1 баллу за верный ответ]

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

"ДА"

 Х

Х 

 

 

Х

Х 

 

Х 

Х 

 


Х

Х



"нет"

 

 

Х 

Х 


 

Х 

 

 

Х 

Х



Х

Х

Часть IV. [мах. 8,5 баллов, ] ___________ баллов

1 задание

А

Б

В

Г

1

2

2

1

2 задание

А

Б

В

Г

Д

Е

Ж

З

2

3

3

2

1

1

2

1





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!