СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Олимпиада по биологии

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Олимпиада по биологии»

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

«СТАХАНОВСКИЙ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС №14»

(ГОУ ЛНР УВК №14 Г.Стаханова)





РАССМОТРЕНО

На заседании методического совета

Протокол от « » 2020 №







ЗАДАНИЯ

1(ШКОЛЬНОГО) ЭТАПА

РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ОЛИМПИАДЫ

ПО БИОЛОГИИ

7-9 КЛАССЫ






Составил

Щеглова Анастасия Анатольевна





















2020г.


I (школьный) этап Республиканской олимпиады по биологии

2020– 2021 учебный год

7 класс

Фамилия

Имя

Дата


(максимальное количество баллов – 75)

Часть 1. Вам предлагаются тестовые задания, требующие выбора только одного ответа из четырех возможных. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 25 (по 1 баллу за каждое тестовое задание). Индекс ответа, который вы считаете наиболее полным и правильным, укажите в бланке ответов.


  1. Определите общие черты строения всех световых оптических инструментов, применяемых в биологии для увеличения исследуемых объектов:

а) одно или несколько увеличительных стекол (линз);б) предметный столик для фиксации объекта;

в) искусственный источник света; г) вогнутое зеркало.

  1. Определите признаки сходства в строении клеток сине-зеленых водорослей и клеток листа подорожника:

а)наличие хлоропластов; б)наличие вакуолей; в) наличие ядра; г)наличие плазмалеммы.

  1. Определите, при каких условиях устьица растения закрываются:

а) недостаток углекислого газа;

б) избыток освещения

в) недостаток воды

г) избыток минеральных веществ.

  1. Определите, для какого растения характерен плод многосемянка:

а) малина; б) земляника; в) мак; г) виноград.

  1. На рисунке изображено строение шляпочного гриба. Обозначение «2» соответствует:

а) микоризе; б) мицелию; в) шляпке; г) ножке.





  1. Определите, что составляет основу слоевища лишайника:

а) клетки гриба; б) цианобактерии;

в) многоклеточные водоросли; г) одноклеточные водоросли.

  1. Обязательным условием жизни всех грибов является:

а) достаточная освещенность; б) совместное обитание с растениями; в) наличие органических веществ, необходимых для их питания;

г) возможность формирования плодового тела, необходимого для размножения.

  1. Определите, какой способ размножения растений представлен на рисунке:

а) клонирование; б) черенкование; в) прививка;

г) почкование.






  1. Выберите растение, из которого изготавливают манную крупу:

а) пшеница; б) просо; в) овѐс; г) ячмень.



  1. Определите, чем образована скорлупа грецкого ореха:

а) колленхима; б) склереиды; в) древесина; г) паренхима.


  1. Часть растения кольраби, обозначенная на рисунке цифрой 1:


а) корнеплод;

б) корнеклубен; в) кочан;

г) надземный клубень.




  1. Определите семейство, растения которого имеют формулу цветка *Ч(5)Л(5)Т(5)П(2):

а) розоцветные; б) злаковые; в) пасленовые; г) бобовые.

  1. Определите последовательность движения органических веществ, образовавшихся в листе: а) клетки мякоти листа – ситовидные трубки – клетки запасающей ткани;

б) сосуды – клетки мякоти листа – клетки запасающей ткани; в) ситовидные трубки – сосуды – клетки мякоти листа;

г) клетки мякоти листа – сосуды – клетки запасающей ткани.

  1. Определите функция камбия:

а) защита растений; б) проведение воды и минеральных солей по стеблю;

в) рост стебля в длину; г) рост стебля в толщину

  1. Соцветие сирени (Syringa) представлено:

а) метелкой; б) кистью; в) простым колосом; г) завитком.

  1. Определите, проявление какого жизненного свойства у организмов иллюстрирует рисунок:

а) обмен веществ; б) раздражимость; в) размножение; г) движение.





  1. Определите тип питания, который НЕ бывает у простейших:

а) автотрофный; б) гетеротрофный; в) миксотрофный; г) хемотрофный.

  1. Определите, возбудителем какого заболевания является палочка Коха:

а) туберкулѐз; б) ветряная оспа; в) корь; г) холера.

  1. Определите организм, который относится к круглым червям – паразитам человека:

а) трихинелла; б) трихомонада; в) токсоплазма; г) эхинококк.

  1. Определите тип кровеносной системы перловицы обыкновенной:

а) замкнутая; трѐхкамерное сердце; кровь содержит гемоцианин;

б) незамкнутая; двух- или трѐхкамерное сердце; кровь содержит гемоглобин;

в) незамкнутая; трѐхкамерное сердце; дыхательные пигменты в крови отсутствуют; г) незамкнутая; двухкамерное сердце; кровь содержит гемоцианин.

  1. Если сравнить внутреннее строение круглых и кольчатых червей, то можно обнаружить, что в строении круглых червей отсутствует:

а) пищеварительная система; б) выделительная система;

в) кровеносная система; г) нервная система.

  1. Характерной чертой многих эндопаразитов человека и животных является наличие у них органов прикрепления к хозяину. Органы прикрепления у свиного цепня:

а) только губы; б) только крючья; в) только присоски; г) присоски и крючья.

  1. Выделительная система плоских червей представлена:

а) фагоцитарными клетками; б) коксальными железами;

в) метанефридиями; г) протонефридиями.




  1. К одному царству относятся:

а) лишайник, сфагнум, кукушкин лен; б) дрожжи, аскарида, росянка;

в) росянка, сосна, сфагнум; г) сфагнум, дрожжи, трутовик.

  1. Выберите верное сочетание заболевания, его переносчика и систематической группы, к которой относится возбудитель:

а) чума, блоха, вирус; б) малярия, комар, вирус;

в) энцефалит, клещ, бактерия; г) сонная болезнь, муха, представитель простейших.


Часть 2. Вам предлагаются тестовые задания с одним вариантом ответа из четырех возможных, но требующих предварительного множественного выбора. Максимальное

количество баллов, которое можно набрать – 20 (по 2 балла за каждое тестовое задание). Индекс ответа, который вы считаете наиболее полным и правильным, укажите в бланке ответов.

  1. Систематическими единицами (таксонами), обязательно используемыми при классификации, как животных, так и растений, являются:

    1) тип;

    2) род;

    3) класс;

    4) отдел;

    5) отряд.

    а) 1, 2;

    б) 1, 3;

    в) 2, 3;

    г) 2, 4.








  2. На рисунке представлены различные типы листьев. Парноперистосложный лист представлен под номером/номерами:


а) только 1;

б) только 2;

в) только 5;

г) только 1 и 2










  1. Жилки листа выполняют функции:

1) защита от испарения; 2) проведение веществ; 3) фотосинтез;

4) опора мякоти листа; 5) половое размножение растения.

а) 1, 2; б) 1, 3; в) 2, 4; г) 2, 5.

  1. Споры мхов служат для:

1) фотосинтеза; 2) размножения; 3) расселения;

4) симбиоза с грибами; 5) образования гаметофита в цикле воспроизведения мхов. а) 1, 3, 5; б) 1, 2, 3; в) 2, 3, 4; г) 2, 3, 5.

  1. Для щитовника мужского характерны следующие особенности:

1) вайи; 2) размножение спорами; 3) запасной продукт - целлюлоза;

4) наличие ризоидов; 5) наличие сорусов.

а) 1, 3, 4; б) 1, 2, 5; в) 1, 4, 5; г) 2, 3, 5.

  1. Жизненно важные функции гидры, для выполнения которых у нее нет специализированных клеток:

1) дыхание; 2) выделение; 3) пищеварение;

4) движение; 5) размножение.

а) 1, 2, 3; б) 1, 2; в) 2, 3, 4; г) 4, 5.








  1. Среди споровых растений, представленных на рисунке под номерами 1 - 5, в жизненном цикле преобладает спорофит:

1 2 3 4 5

а) 1, 3, 5; б) 1, 2, 3; в) 4, 5; г) 2, 3, 5.

  1. Назовите, какие ткани относятся к растительным:

1) покровная; 2) нервная; 3) мышечная; 4) проводящая; 5) эпителиальная. а) 3, 4, 5; б) 2, 3, 5; в) 1, 4; г) 4, 5.

  1. Какие признаки имеют насекомоопыляемые растения?

1) цветки крупные и яркие; 2) мелкие цветки собраны в соцветия; 3) цветки невзрачные, часто без

околоцветника;

4) образуют много мелкой, сухой пыльцы; 5) имеют запах. а) 1, 2, 5; б) 2, 4; в) 1, 3, 5; г) 1, 3, 4.

  1. Общими для грибов и животных, являются следующие признаки:

1) всасывание пищи; 2) способность к фотосинтезу; 3) накапливание гликогена;

4) неподвижность; 5) питание готовыми органическими веществами.

а) 1, 2; б) 3, 5; в) 1, 4, 5; г) 1, 3, 4.



Часть 3. Вам предлагаются тестовые задания в виде суждений, с каждым из которых следует либо согласиться, либо отклонить. В бланке ответов укажите вариант ответа «да» или «нет». Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 10 (по 1 баллу за каждое тестовое задание).

  1. Околоцветник состоит только из чашелистиков.

  2. Всем папоротниковидным для оплодотворения нужна вода.

  3. Зона дифференциации корня постепенно переходит в зону всасывания.

  4. Цветки, которые не имеют цветоножки, называют сидячими.

  5. У простейших каждая клетка – самостоятельный организм.

  6. Полость тела впервые появилась у представителей Типа кишечнополостные.

  7. Для цветков яблони характерна нижняя завязь.

  8. Для лука характерно соцветие головка.

  9. Экология – это наука о клетке.

  10. К факторам неживой природы относятся влажность и освещенность.


Часть 4. Вам предлагаются тестовые задания, требующие установления соответствия. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 20.Заполните бланк ответов в соответствии с требованиями заданий.

  1. На рисунке представлены различные типы побегов, различающиеся по направлению роста. Соотнесите их изображения с названием соответствующего типа побега:

Типы побегов:

А – ползучий; Б – вьющийся;

В – цепляющийся; Г – прямостоячий;

Д – приподнимающийся.







  1. Установите соответствие между организмами и их значением в экосистеме:

Значение в экосистеме

Организмы

  1. Производители.

  2. Потребители.

  3. Разрушители.

А. Белки. Б. Тысячелистник. В. Сосны. Г. Маслята. Д. Кузнечики. Е. Бактерии. Ж.Лоси. З. Ряска.

И. Клѐны. К. Волки.


  1. Установите соответствие между животными и способом их питания:

Способ питания животных

Животные

  1. Травоядные

  2. Хищники

  3. Паразиты

А. Бобр канадский. Б. Клоп постельный. В. Собака домашняя. Г. Комар малярийный.

Д. Белка обыкновенная.





ОТВЕТЫ

7 класс

75 баллов

Часть 1. [25 баллов]

№ вопроса

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1-10

а

г

в

б

г

а

в

в

а

б

11-20

г

в

а

г

а

б

г

а

а

в

21-25

в

г

г

в

г


Часть 2. [20 баллов]

№ вопроса

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1-10

в

б

в

г

б

б

б

в

а

б

Часть 3. [10 баллов]

№ вопроса

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Ответ


нет

да

да

да

да

нет

да

нет

нет

да


Часть 4. [20 баллов]

1. (5 баллов)

Изображение

1

2

3

4

5

Тип побега

Г

Д

Б

В

А


2. (10 баллов)

1

2

3

Б, В,И.З

А, Д,Ж,К

Г, Е


3. (5 баллов)

1

2

3

А, Д

В

Б, Г













I (школьный) этап Республиканской олимпиады по биологии

2020 – 2021 учебный год

8 класс

Фамилия

Имя

Дата


(максимальное количество баллов – 90)


Часть 1. Вам предлагаются тестовые задания, требующие выбора только одного ответа из четырех возможных. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 30 (по 1 баллу за каждое тестовое задание). Индекс ответа, который вы считаете наиболее полным и правильным, укажите в бланке ответов.

  1. Главное отличие бактериальной клетки, от клеток организмов, относящихся к другим царствам живой природы:

а) наличие одного или нескольких жгутиков; б) отсутствие оформленного ядра; в) наличие клеточной мембраны; г) постоянная форма

  1. Животные заселили практически всю толщу воды от поверхности до самых глубоких океан- ских впадин. Растения же заселяют преимущественно ее верхние слои. Это связано с тем, что: а) на глубине вода всегда соленая, а это губительно для всех растений;

б) на глубину плохо проникает свет, необходимый многим растениям;

в) на глубине вода всегда очень холодная, а растениям необходимо тепло;

г) вода обладает повышенной плотностью, что способствует выталкиванию растений на поверхность.

  1. Обязательным условием жизни всех грибов является:

а) достаточная освещенность; б) совместное обитание с растениями; в) наличие органических веществ, необходимых для их питания;

г) возможность формирования плодового тела, необходимого для размножения.

  1. У плесневых грибов рода Мукор (Mucor) мицелий:

а) отсутствует; б) многоклеточный;

в) одноклеточный одноядерный; г) одноклеточный многоядерный.

  1. Выберите из четырех диаграмм ту, которая соответствует цветку, изображенному на рисунке:

а) I; б) II; в) III; г) IV.








  1. Определите, какой тип плода имеет арбуз:

а) многокостянка; б) ягода; в) многосемянная коробочка; г) тыквина.

  1. Определите организм, приспособившийся к наземной жизни:

а) хламидомонада; б) хлорелла; в) плеврококк; г) нителла.

  1. Определите, чем образована скорлупа грецкого ореха:

а) колленхима; б) склереиды; в) древесина; г) паренхима.

  1. Определите семейство, растения которого имеют формулу цветка *Ч(5)Л(5)Т5П(2):

а) розоцветные; б) злаковые; в) пасленовые; г) бобовые




  1. Определите последовательность движения органических веществ, образовавшихся в листе:

а) клетки мякоти листа – ситовидные трубки – клетки запасающей ткани; б) сосуды – клетки мякоти листа – клетки запасающей ткани;

в) ситовидные трубки – сосуды – клетки мякоти листа;

г) клетки мякоти листа – сосуды – клетки запасающей ткани.


  1. Определите, какой способ размножения растений представлен на рисунке:

а)клонирование

б)черенкование;

в) прививка;

г) почкование.



  1. На рисунке представлен пример проявления жизненного свойства инфузории- туфельки:


а)самовоспроизведенияб) хемотаксиса

в) тропизма

г) обмена веществ










  1. Если сравнить внутреннее строение круглых и кольчатых червей, то можно обнаружить, что в строении круглых червей отсутствует:

а)пищеварительная система;

б)выделительная система;

в)кровеносная система;

г) нервная система.

  1. Определите, что такое мантия у моллюсков:

а) наружная часть раковины; б) кожная складка, покрывающая тело; в) часть системы органов размножения; г) часть пищеварительной системы.

  1. Гемолимфа у насекомых НЕ участвует в:

а) транспорте питательных веществ; б) транспорте кислорода к тканям; в) выведении продуктов распада; г) разгибании ног.

  1. Определите основного хозяина малярийного плазмодия:

а) человек; б) малярийный комар; в) личинка малярийного комара; г) отсутствует, т. к. малярийный плазмодий не является паразитом.

  1. В отличие от костных рыб у хрящевых отсутствует:

а) чешуя; б) печень; в) кишечник; г) плавательный пузырь.

  1. В отличие от рептилий в сердце птиц имеется:

а) предсердие; б) желудочек;

в) перегородка между желудочками; г) перегородка между предсердиями.

  1. У млекопитающих артериальная кровь течет по венам, а венозная по артериям:

а) в большом круге кровообращения; б) в малом круге кровообращения; в) в воротной системе печени; г) в почках.

  1. Кожистые выросты на морде у многих видов летучих мышей:

а) способствуют улучшению обоняния


б) проявление полового диморфизма;


в) улучшают аэродинамику и повышают

манѐвренность полѐта; г)сигналы при эхолокации фокусируют ультразвуковые

  1. Определите железу смешанной секреции:

а) печень; б) сальная железа; в) щитовидная железа; г) поджелудочная железа

.

  1. «Дирижером» всех желез внутренней секреции считается:

а) гипофиз; б) щитовидная железа; в) печень; г) поджелудочная железа.

  1. Определите, чем образовано белое вещество нервной ткани:

а) аксонами; б) телами нейронов и дендритами;

в) телами нейронов; г) только дендритами.

  1. Определите, какие кости в скелете человека неподвижно соединены между собой:

а) плечевая и локтевая; б) грудного отдела позвоночника;

в) мозгового отдела черепа; г) бедра и голени.

  1. Определите, какой тканью образована оболочка мышцы:

а) плотной соединительной; б) эпителиальной;

в) поперечно-полосатой скелетной; г) гладкой мышечной тканью.


  1. На рисунке справа представлен результат опыта, иллюстрирующий свойства декальцинированной кости. Определите, чем обусловлена упругость костей:

а) наличием в строении минеральных веществ; б) наличием в строении органических веществ;

в) губчатым строением; г) трубчатым строением.

  1. К внутренней среде организма относятся:

а) только тканевая жидкость; б) только кровь и лимфа;

в) кровь, тканевая жидкость и лимфа; г) тканевая жидкость и лимфа.

  1. Для свертывания крови необходимо присутствие в ней достаточного количества солей:

а) калия; б) натрия; в) кальция; г) магния.

  1. Универсальными донорами являются лица, имеющие группу крови:

а) I; б) II; в) III; г) IV.

  1. Работа сердца замедляется при возбуждении нерва:

а) блуждающего; б) симпатического; в) тройничного; г) блокового.


Часть 2. Вам предлагаются тестовые задания с одним вариантом ответа из четырех возможных, но требующих предварительного множественного выбора. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 30 (по 2 балла за каждое тестовое задание). Индекс ответа, который вы считаете наиболее полным и правильным, укажите в бланке ответов.

  1. Только в растительной клетке имеются:

1) хлоропласты; 2) рибосомы; 3) митохондрии; 4) вакуоли с клеточным соком;

5) клеточная стенка из хитина; 6) клеточная стенка из целлюлозы.

а) 1, 2, 3; б) 1, 2, 4; в) 1, 3, 4; г) 1, 4, 6.


  1. На рисунке изображены варианты положения завязи в цветке. Нижняя завязь представлена под номерами:

а) 1, 2; б) 1, 3; в) 2, 3; г) 2, 5.


  1. К грибам-паразитам относятся:

1) шампиньон; 2) подберезовик; 3) головня;

4) спорынья; 5) трутовик; 6) сыроежка. а) 1, 3, 5; б) 1, 4, 6; в) 1, 4, 5; г) 3, 4, 5.




  1. К растениям Семейства Пасленовых относятся:

1) томат;

2) горох;

3) картофель;

4) баклажан;

5) капуста;

6) морковь.

а) 1, 3, 4;


б) 1, 4, 5;

в) 2, 3, 6;

г) 2, 4, 5.



  1. Большинство простейших может образовывать цисту, обеспечивающую:

1) активное передвижение; 2) размножение; 3) защиту от неблагоприятных условий;

4) питание; 5) распространение.

а) только 1, 2; б) только 1, 5; в) только 2, 3; г) только 3, 5.



  1. Смена хозяев необходима для завершения жизненного цикла:

1) аскариде;

4) чесоточному зудню;


2) эхинококку;

5) кошачьей двуустке.

3) широкому лентецу;

а) 2, 3, 5;

б) 1, 2, 4;

в) 1, 2, 3;

г) 3, 4, 5.


  1. Жизненно важные функции гидры, для выполнения которых у нее нет специализированных клеток:

1) дыхание;

2) выделение;

3) пищеварение;

4) движение;

5) размножение

а) 1, 2, 3;

б) 1, 2;

в) 2, 3, 4;


г) 4, 5.


8. Грызущий ротовой аппарат характерен для:

1) таракана рыжего;

2) капустницы;

3) тли;


4)

комнатной мухи;

5) стрекозы.

а) 2, 4;

б) 1, 4, 5;


в) 1, 5;


г) 1, 2.



  1. К Классу Паукообразных относятся:

1) дафния; 2) чесоточный зудень;

3) скорпион; 4) сверчок; 5) птицеед; 6) медведка.

а) 1, 2, 4; б) 1, 3, 6; в) 1, 4, 5; г) 2, 3, 5.


  1. Барабанная перепонка отсутствует у:

1) лягушек;

2) тритонов;

3) змей;

4) крокодилов;

5) черепах.

а) 1, 4;

б) 1, 5;

в) 2, 3;


г) 2, 5.


  1. Обогащенная кислородом кровь от органов дыхания поступает непосредственно в ткани, не возвращаясь в сердце, у:

1) головастика;

2) жабы;

3) аксолотля;

4) ящерицы;

5) камбалы.

а) 1, 2, 5;

б) 1, 5;

в) 2, 4;


г) 1, 3, 5


  1. Осанка человека определяется:
  1. типом телосложения;

  2. формой позвоночного столба;

  3. положением головы;

  4. формой плечевого пояса;

  5. формой тазового пояса.

а) 1, 3, 4; б) 2, 3, 4; в) 2, 4, 5; г) 1, 4.


  1. К детским болезням относится:

1) корь;

2) ветряная оспа;

3) коклюш;

4) ангина;

5) свинка.

а) 1, 2, 3, 5;

б) 2, 3, 5;

в) 2, 4, 5;


г) 1, 4.


  1. Продукты жизнедеятельности в организме человека выделяются через:

1) легкие; 2) печень; 3) почки; 4)пищеварительную

систему;

а) 1, 2, 3, 4; б) 2, 3, 4; в) 1, 3, 4; 5; г) 3, 4.








  1. Верхними дыхательными путями принято считать:


  1. кожу.

1) носовую полость;

2) альвеолы легких;

3) гортань;

4) плевру;

5) бронхиолы.

а) 1, 3;

б) 1, 5;

в) 2, 3;


г) 2, 4.






Часть 3. Вам предлагаются тестовые задания в виде суждений, с каждым из которых следует либо согласиться, либо отклонить. В бланке ответов укажите вариант ответа «да» или «нет». Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 10 (по 1 баллу за каждое тестовое задание).

    1. Околоцветник не может состоять только из чашелистиков.

    2. Всем папоротниковидным для оплодотворения нужна вода.

    3. Для лука характерно соцветие головка.

    4. Зона дифференциации корня постепенно переходит в зону всасывания.

    5. Органические вещества растения создаются и запасаются в тканях корня.

    6. Пищеварительные ферменты обладают большой специфичностью.

    7. У простейших каждая клетка – самостоятельный организм.

    8. Все кости черепа парные.

    9. Двоякодышащие рыбы – вымершая группа рыб, от которой произошли первые земноводные.

    10. Органические и минеральные вещества передвигаются по стеблю растения в разных направлениях.


Часть 4. Вам предлагается задания, требующих установления соответствия. Заполните бланк ответов в соответствии с требованием задания. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 20.

  1. На рисунке представлены различные типы побегов, различающиеся по направлению роста. Соотнесите их изображения с названием соответствующего типа побега:

Типы побегов:

А –ползучий; Б –вьющийся;

В цепляющийся; Г прямостоячий;

Д – приподнимающийся.



  1. Установите соответствие между животными (1-10) на рисунке и типами их органов дыхания:

Органы дыхания:

А)жабрыБ)трахеиВ)лѐгкие

Г) трахеи и легкие;

Д) специализированных органов дыхания нет, дышит всей поверхностью тела.

  1. Установите соответствие между особенностями и типами тканей человека
  2. Особенности Тип ткани

А) клетки способны к быстрому размножению; 1) Соединительные.

Б) хорошо развито межклеточное вещество 2)Эпителиальные.

В) выполняют трофическую и опорную функцию;

Г) клетки плотно прилегают друг к другу;

Д) в состав ткани входят коллагеновые и эластичные волокна;


ОТВЕТЫ
8 класс
(мах. 90 баллов)

Часть 1. (30 баллов)

№ вопроса

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1-10

б

б

в

г

б

б

в

б

в

а

11-20

в

б

в

б

б

б

г

в

б

г

21-30

г

а

а

в

а

б

в

в

а

а

Часть 2. (30 баллов)

№ вопроса

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1 - 10

г

в

г

а

г

а

б

в

г

в

11 - 15

г

б

а

в

а



Часть 3. (10 баллов)

№ вопроса

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1 - 10

+

+

-

+

-

+

+

-

-

+


Часть 4. (20 баллов)

1. (мах. 5 баллов).

Изображение

1

2

3

4

5

Тип побега

Г

Д

Б

В

А


2. (мах. 10 баллов).

Животные

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Органы дыхания

В

Б

Д

Г

Д

А

А

Б

Д

А


3. (мах. 5 баллов).

Особенности

А

Б

В

Г

Д

Тип ткани

2

1

1

2

1























I (школьный) этап Республиканской олимпиады по биологии

2020 – 2021 учебный год

9 класс

Фамилия

Имя

Дата


(максимальное количество баллов – 105)

Часть 1. Вам предлагаются тестовые задания, требующие выбора только одного ответа из четырех возможных. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 40 (по 1 баллу за каждое тестовое задание). Индекс ответа, который вы считаете наиболее полным и правильным, укажите в бланке ответов.

  1. Главное отличие бактериальной клетки от клеток организмов, относящихся к другим царствам живой природы:

а) наличие одного или нескольких жгутиков; б) отсутствие оформленного ядра; в) наличие клеточной мембраны; г) постоянная форма

  1. У плесневых грибов рода Мукор (Mucor) мицелий:

а) отсутствует; б) многоклеточный;

в) одноклеточный одноядерный; г) одноклеточный многоядерный.


  1. Изображенный на рисунке объект наиболее вероятно является:

а) листоватым лишайником;

б) кустистым лишайником; в) накипным лишайником; г) печеночным мхом.


  1. Выберите из четырех диаграмм ту, которая соответствует цветку, изображенному на рисунке:

а) I; б) II; в) III; г) IV.









  1. Определите последовательность движения органических веществ, образовавшихся в листе:

а) клетки мякоти листа – ситовидные трубки – клетки запасающей ткани;

б) сосуды – клетки мякоти листа – клетки запасающей ткани;

в) ситовидные трубки – сосуды – клетки мякоти листа;

г) клетки мякоти листа – сосуды – клетки запасающей ткани.

  1. На рисунке представлен пример проявления жизненного свойства инфузории- туфельки:

а)самовоспроизведения; б) хемотаксиса;

в) тропизма;

г) обмена веществ



  1. Гемолимфа у насекомых НЕ участвует в:

а) транспорте питательных веществ; б) транспорте кислорода к тканям; в) выведении продуктов распада; г) разгибании ног.

  1. Определите основного хозяина малярийного плазмодия:

а) человек; б) малярийный комар; в) личинка малярийного комара; г) отсутствует, т. к. малярийный плазмодий не является паразитом.

  1. В отличие от костных рыб у хрящевых отсутствует:

а) чешуя; б) печень; в) кишечник; г) плавательный пузырь.

  1. В отличие от рептилий в сердце птиц имеется:

а) предсердие; б) желудочек;

в) перегородка между желудочками; г) перегородка между предсердиями.

  1. Определите организм, для которого характерна трубчатая нервная система:

а)ланцетник обыкновенный; б) белая планария; в) живородка; г) пчелиный волк.

  1. «Дирижером» всех желез внутренней секреции считается:

а) гипофиз; б) щитовидная железа; в) печень; г) поджелудочная железа.

  1. Определите, чем образовано белое вещество нервной ткани:

а) аксонами; б) телами нейронов и дендритами;

в) телами нейронов; г) только дендритами.

  1. Определите, какой тканью образована оболочка мышцы:

а) плотной соединительной; б) эпителиальной;

в) поперечно-полосатой скелетной; г) гладкой мышечной тканью.


  1. На рисунке справа представлен результат опыта, иллюстрирующий свойства декальцинированной кости. Определите, чем обусловлена упругость костей:

а) наличием в строении минеральных веществ;

б) наличием в строении органических веществ;

в) губчатым строением; г) трубчатым строением.

  1. Темный цвет венозной крови обусловлен:


а) цветом гемоглобина, переносящего углекислый газ;

в) накоплением в плазме продуктов;

г) присутствием стареющих эритроцитов

б) повышенным количеством эритроцитов.


  1. К внутренней среде организма относятся:

а) только тканевая жидкость; б) только кровь и лимфа;

в) кровь, тканевая жидкость и лимфа; г) тканевая жидкость и лимфа.

  1. Универсальными донорами являются лица, имеющие группу крови:

а) I; б) II; в) III; г) IV.

  1. Работа сердца замедляется при возбуждении нерва:

а) блуждающего; б) симпатического; в) тройничного; г) блокового.

  1. Кость, изображенная на рисунке, относится к следующему отделу скелета человека:

а) скелет пояса верхних конечностей; б) скелет пояса нижних конечностей; в) скелет туловища;

г) скелет верхних конечностей.




  1. Желчь вырабатывается:

а) печенью; б) желчным пузырем;

в) поджелудочной железой; г) железами тонкого кишечника.

  1. Вторичная моча образуется в процессе:

а) фильтрации; б)обратного всасывания; в) диффузии; г) пиноцитоза.

  1. На графике показана ответная реакция мышцы на раздражение. Определите пороговое значение раздражителя:

а) 1В; б) 2В; в) 3В; г) 4В.





  1. Определите место расположения вставочных нейронов соматической нервной системы:

а) спинальные ганглии (узлы); б) передние рога спинного мозга;

в) боковые рога спинного мозга; г) задние рога спинного мозга.

  1. Слуховые рецепторы расположены:

а) на преддверной мембране улитки; б) на покровной мембране улитки; в) на базилярной мембране улитки; г) в перилимфе.

  1. Определите, присутствие достаточного количества, каких солей, необходимо для свертывания крови:

а) калия; б) натрия; в) кальция; г) магния.

  1. Исходя из представлений об уровневой организации биологических систем, зрительный анализатор человека следует отнести к уровню организации:

а) организменному; б) тканевому; в) органному; г) системному.

  1. Бактерии являются возбудителями:

а) энцефалита; б) чумы; в) коревой краснухи; г) гепатита.

  1. Определите месторасположение пигмента родопсина:

а) радужка; б) палочки; в) колбочки; г) слепое пятно.

  1. Определите главное отличие бактериальной клетки, от клеток организмов, относящихся другим царствам живой природы:

а) наличие одного или нескольких жгутиков; б) отсутствие оформленного ядра; в) наличие клеточной мембраны; г) постоянная форма.

  1. Клеточной теории соответствует положение:

а) «Размножение клеток происходит путем их деления»;

б) «Хромосомы – материальные носители наследственности»;

в) «Все живые существа, кроме бактерий, имеют клеточное строение»;

г) «Клетки всех живых существ и вирусы сходны по строению и функциям.

  1. Определите функции органоида, изображѐнного на рисунке:

а) окисление органических веществ до углекислого газа и воды;

б) образование лизосом;

в) первичный синтез глюкозы;

г) накопление и образование секрета.

  1. В состав ДНК входят нуклеотиды, несущие азотистые основания:

а) аденин, тимин, гуанин, цитозин; б) аденин, тимин, гуанин, урацил; в) аденин, тимин, урацил, цитозин; г) аденин, урацил, гуанин, цитозин.

  1. Определите, какой органоид из перечисленных, принимает непосредственное участие в клеточном делении:

а) аппарат Гольджи; б) клеточный центр; в) рибосома; г) митохондрия.

  1. Определите длину участка цепи молекулы ДНК, состоящего из 1500 нуклеотидов:

а) 3000 нм; б) 510 нм; в) 1500 нм; г) 255 нм.

  1. При митозе НЕВОЗМОЖНО получить из:

а) гаплоидной материнской клетки гаплоидные дочерние; б) диплоидной материнской клетки диплоидные дочерние;

в) диплоидной материнской клетки гаплоидные дочерние;

г) триплоидной материнской клетки триплоидные дочерние.

  1. Определите фазу, в которой происходит расхождение хроматид в процессе митоза:

а) профазу; б) метафазу; в) анафазу; г) телофазу.

  1. При скрещивании АаBB х АаBb количество генотипов у потомства:

а) 2; б) 3; в) 6; г) 9.

  1. Растения, участвуя в круговороте веществ в биосфере,

а) уменьшают запасы свободного азота; б) потребляют готовые органические вещества; в)увеличивают запасы неорганического углерода; г) увеличивают концентрацию свободного

кислорода.

  1. Из перечисленных животных наибольшее количество пищи в единицу времени, по сравнению с собственным весом, требуется:

а) синице; б)ястребу тетеревятнику; в) бурому медведю; г) слону.




Часть 2. Вам предлагаются тестовые задания с одним вариантом ответа из четырех возможных, но требующих предварительного множественного выбора. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 30 (по 2 балла за каждое тестовое задание). Индекс ответа, который вы считаете наиболее полным и правильным, укажите в бланке ответов.

  1. Только в растительной клетке имеются:

1) хлоропласты; 2) рибосомы; 3) митохондрии; 4) вакуоли с клеточным соком;

5) клеточная стенка из хитина; 6) клеточная стенка из целлюлозы.

а) 1, 2, 3; б) 1, 2, 4; в) 1, 3, 4; г) 1, 4, 6.

  1. На рисунке изображены варианты положения завязи в цветке. Нижняя завязь представлена под номерами:

а) 1, 2; б) 1, 3; в) 2, 3; г) 2, 5.

  1. К грибам-паразитам относятся:

1) шампиньон; 2) подберезовик; 3) головня;

4) спорынья; 5) трутовик; 6) сыроежка. а) 1, 3, 5; б) 1, 4, 6; в) 1, 4, 5; г) 3, 4, 5.

  1. К растениям Семейства Пасленовых относятся:

1) томат; 2) горох; 3) картофель; 4) баклажан; 5)капуста; 6) морковь. а) 1, 3, 4; б) 1, 4, 5; в) 2, 3, 6; г) 2, 4, 5.

  1. Большинство простейших может образовывать цисту, обеспечивающую:

1) активное передвижение; 2) размножение; 3) защиту от неблагоприятных условий;

4) питание; 5) распространение.

а) только 1, 2; б) только 1, 5; в) только 2, 3; г) только 3, 5.

  1. Смена хозяев необходима для завершения жизненного цикла:

1) аскариде; 2) эхинококку; 3) широкому лентецу;

4) чесоточному зудню; 5) кошачьей двуустке.

а) 2, 3, 5; б) 1, 2, 4; в) 1, 2, 3; г) 3, 4, 5.

  1. Жизненно важные функции гидры, для выполнения которых у нее нет специализированных клеток:

1) дыхание; 2) выделение; 3) пищеварение; 4) движение; 5) размножение а) 1, 2, 3; б) 1, 2; в) 2, 3, 4; г) 4, 5.

  1. Грызущий ротовой аппарат характерен для:

1) таракана рыжего; 2) капустницы; 3) тли; 4) комнатной мухи; 5) стрекозы. а) 2, 4; б) 1, 4, 5; в) 1, 5; г) 1, 2.

  1. К Классу Паукообразных относятся:

1) дафния; 2) чесоточный зудень; 3) скорпион; 4) сверчок; 5) птицеед; 6) медведка. а) 1, 2, 4; б) 1, 3, 6; в) 1, 4, 5; г) 2, 3, 5.

  1. Синтез АТФ в клетке происходит:

1) в цитоплазме; 2)в комплексе

Гольджи;

3) в хлоропластах; 4) в митохондриях; 5) на плазмалемме.

а) 1, 3, 4; б) 1, 4, 5; в) 1, 3, 5; г) 1, 2, 4.

  1. Обогащенная кислородом кровь от органов дыхания поступает непосредственно в ткани, не возвращаясь в сердце, у:

1) головастика; 2) жабы; 3) аксолотля; 4) ящерицы; 5) камбалы. а) 1, 2, 5; б) 1, 5; в) 2, 4; г) 1, 3, 5.

  1. Осанка человека определяется:

1)типом телосложения;

2)формой позвоночного столба;

3)положением головы;

4)формой плечевого пояса;

5)формой тазового пояса.


а) 1, 3, 4; б) 2, 3, 4; в) 2, 4, 5; г) 1, 4.

  1. К детским болезням относится:

1) корь;

2) ветряная оспа;

3) коклюш;

4) ангина;

5) свинка.

а) 1, 2, 3, 5;

б) 2, 3, 5;

в) 2, 4, 5;


г) 1, 4.

14. Коленный рефлекс может быть охарактеризован как:

1) безусловный;

2) приобретенный;

3)ориентировочный;

4) врожденный; 5)оборонительный.

а) 1, 3, 4;

б) 1, 2, 5;

в) 1, 4, 5;

г) 2, 3, 5.

15. Верхними дыхательными путями принято считать:

1) носовую полость;

2) альвеолы легких;

3) гортань;

4) плевру;

5) бронхиолы.

а) 1, 3;

б) 1, 5;

в) 2, 3;


г) 2, 4.


Часть 3. Вам предлагаются тестовые задания в виде суждений, с каждым из которых следует либо согласиться, либо отклонить. В бланке ответов укажите вариант ответа «да» или

«нет». Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 15 (по 1 баллу за каждое тестовое задание).

  1. Кровь – это разновидность соединительной ткани.

  2. Всем папоротниковидным для оплодотворения нужна вода.

  3. Для лука характерно соцветие головка.

  4. Зона дифференциации корня постепенно переходит в зону всасывания.

  5. Органические вещества растения создаются и запасаются в тканях корня.

  6. Все семена растений имеют по две семядоли и эндосперм.

  7. Пищеварительные ферменты обладают большой специфичностью.

  8. Клещи являются возбудителями энцефалита.

  9. У простейших каждая клетка – самостоятельный организм.

  10. Все кости черепа парные.

  11. Двоякодышащие рыбы – вымершая группа рыб, от которой произошли первые земноводные.

  12. Органические и минеральные вещества передвигаются по стеблю растения в разных направлениях.

  13. Злаковые имеют полый стебель – соломину.

  14. Сустав – соединение двух костей при помощи хрящевой прослойки.

  15. В рибосомах клетки осуществляется биосинтез белка.

Часть IV. Вам предлагаются тестовые задания, требующие установления соответствия. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 20. Заполните бланк ответов в соответствии с требованиями заданий.

Задание 1. [мах. 5 баллов]. Установите соответствие между семействами цветковых растений (1–5) и формулой цветка их типичных представителей (А–Д).

Семейства

Формула цветка

1) Крестоцветные.

А) *Ч5Л5Т∞П∞.

2) Бобовые.

Б) *Ч(5)Л(5)Т(5)П(2).

3) Пасленовые.

В) ↑Ч(5)Л(2),2,1Т(9)+1П1.

4) Лютиковые.

Г) *О3+3Т3+3П(3).

5) Лилейные.

Д)*Ч2+2Л4Т2+4П(2).

Задание 2. [мах. 5 баллов]. Соотнесите тип ткани с ее изображением на рисунке

Тип ткани:

Изображение ткани

А – жировая;


1

2

3

4

5


Б–однослойный


эпителий;

В–гладкая

мышечная;

Г – нервная;

Д–гиалиновая

хрящевая.






Задание 3. [мах. 10 баллов]. Установите соответствие между этапом пищеварения и отделом желудочно-кишечного тракта:

Этап пищеварения

Отдел

А) частичное расщепление

Е) всасывание аминокислот в кровь;

1) ротовая полость;

крахмала;

Ж)формирование пищевого комка с

2) желудок;

Б) всасывание воды;

помощью муцина;

3) тонкий кишечник;

В) эмульгирование жиров;

З) формирование каловых масс;

4)толстый кишечник.

Г) расщепление клетчатки;

И)уничтожение бактерий соляной


Д) начало расщепления белков;

кислотой;



К) частичное разрушение целлюлозы



и оставшихся белков бактериями



99
























ответы

9 класс (мах. 105 баллов)

Часть 1. (40 баллов)

№ вопроса

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1-10

б

г

в

б

а

б

б

б

г

в

11-20

а

а

а

а

б

а

в

а

а

а

21-30

а

б

в

г

в

в

г

б

б

б

31 - 40

а

а

а

б

б (г)

в

в

в

г

а

Часть 2. (30 баллов)

№ вопроса

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1 - 10

г

в

г

а

г

а

б

в

г

а

11 - 15

г

б

а

в

а



Часть 3. (15 баллов)

№ вопроса

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1 - 10

+

+

-

+

-

-

+

-

+

-

11 - 15

-

+

+

-

+



Часть 4. (20 баллов)

Задание 1. (мах. 5 баллов).

Семейства

1

2

3

4

5

Формула цветка

Д

В

Б

А

Г


Задание 2. (мах. 5 баллов).

Тип ткани

А

Б

В

Г

Д

Изображение ткани

2

1

4

5

3


Задание 3. (мах. 10 баллов).

Этап пищеварения

А

Б

В

Г

Д

Е

Ж

З

И

К

Отдел

1

4

3

4

2

3

1

4

2

4









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!