ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
«СТАХАНОВСКИЙ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС №14»
(ГОУ ЛНР УВК №14 Г.Стаханова)
РАССМОТРЕНО
На заседании методического совета
Протокол от « » 2020 №
ЗАДАНИЯ
1(ШКОЛЬНОГО) ЭТАПА
РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ОЛИМПИАДЫ
ПО БИОЛОГИИ
7-9 КЛАССЫ
Составил
Щеглова Анастасия Анатольевна
2020г.
I (школьный) этап Республиканской олимпиады по биологии
2020– 2021 учебный год
7 класс
Фамилия
Имя
Дата
(максимальное количество баллов – 75)
Часть 1. Вам предлагаются тестовые задания, требующие выбора только одного ответа из четырех возможных. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 25 (по 1 баллу за каждое тестовое задание). Индекс ответа, который вы считаете наиболее полным и правильным, укажите в бланке ответов.
Определите общие черты строения всех световых оптических инструментов, применяемых в биологии для увеличения исследуемых объектов:
а) одно или несколько увеличительных стекол (линз);б) предметный столик для фиксации объекта;
в) искусственный источник света; г) вогнутое зеркало.
Определите признаки сходства в строении клеток сине-зеленых водорослей и клеток листа подорожника:
а)наличие хлоропластов; б)наличие вакуолей; в) наличие ядра; г)наличие плазмалеммы.
Определите, при каких условиях устьица растения закрываются:
а) недостаток углекислого газа;
б) избыток освещения
в) недостаток воды
г) избыток минеральных веществ.
Определите, для какого растения характерен плод многосемянка:
а) малина; б) земляника; в) мак; г) виноград.
На рисунке изображено строение шляпочного гриба. Обозначение «2» соответствует:
а) микоризе; б) мицелию; в) шляпке; г) ножке.
Определите, что составляет основу слоевища лишайника:
а) клетки гриба; б) цианобактерии;
в) многоклеточные водоросли; г) одноклеточные водоросли.
Обязательным условием жизни всех грибов является:
а) достаточная освещенность; б) совместное обитание с растениями; в) наличие органических веществ, необходимых для их питания;
г) возможность формирования плодового тела, необходимого для размножения.
Определите, какой способ размножения растений представлен на рисунке:
а) клонирование; б) черенкование; в) прививка;
г) почкование.
Выберите растение, из которого изготавливают манную крупу:
а) пшеница; б) просо; в) овѐс; г) ячмень.
Определите, чем образована скорлупа грецкого ореха:
а) колленхима; б) склереиды; в) древесина; г) паренхима.
Часть растения кольраби, обозначенная на рисунке цифрой 1:
а) корнеплод;
б) корнеклубен; в) кочан;
г) надземный клубень.
Определите семейство, растения которого имеют формулу цветка *Ч(5)Л(5)Т(5)П(2):
а) розоцветные; б) злаковые; в) пасленовые; г) бобовые.
Определите последовательность движения органических веществ, образовавшихся в листе: а) клетки мякоти листа – ситовидные трубки – клетки запасающей ткани;
б) сосуды – клетки мякоти листа – клетки запасающей ткани; в) ситовидные трубки – сосуды – клетки мякоти листа;
г) клетки мякоти листа – сосуды – клетки запасающей ткани.
Определите функция камбия:
а) защита растений; б) проведение воды и минеральных солей по стеблю;
в) рост стебля в длину; г) рост стебля в толщину
Соцветие сирени (Syringa) представлено:
а) метелкой; б) кистью; в) простым колосом; г) завитком.
Определите, проявление какого жизненного свойства у организмов иллюстрирует рисунок:
а) обмен веществ; б) раздражимость; в) размножение; г) движение.
Определите тип питания, который НЕ бывает у простейших:
а) автотрофный; б) гетеротрофный; в) миксотрофный; г) хемотрофный.
Определите, возбудителем какого заболевания является палочка Коха:
а) туберкулѐз; б) ветряная оспа; в) корь; г) холера.
Определите организм, который относится к круглым червям – паразитам человека:
а) трихинелла; б) трихомонада; в) токсоплазма; г) эхинококк.
Определите тип кровеносной системы перловицы обыкновенной:
а) замкнутая; трѐхкамерное сердце; кровь содержит гемоцианин;
б) незамкнутая; двух- или трѐхкамерное сердце; кровь содержит гемоглобин;
в) незамкнутая; трѐхкамерное сердце; дыхательные пигменты в крови отсутствуют; г) незамкнутая; двухкамерное сердце; кровь содержит гемоцианин.
Если сравнить внутреннее строение круглых и кольчатых червей, то можно обнаружить, что в строении круглых червей отсутствует:
а) пищеварительная система; б) выделительная система;
в) кровеносная система; г) нервная система.
Характерной чертой многих эндопаразитов человека и животных является наличие у них органов прикрепления к хозяину. Органы прикрепления у свиного цепня:
а) только губы; б) только крючья; в) только присоски; г) присоски и крючья.
Выделительная система плоских червей представлена:
а) фагоцитарными клетками; б) коксальными железами;
в) метанефридиями; г) протонефридиями.
К одному царству относятся:
а) лишайник, сфагнум, кукушкин лен; б) дрожжи, аскарида, росянка;
в) росянка, сосна, сфагнум; г) сфагнум, дрожжи, трутовик.
Выберите верное сочетание заболевания, его переносчика и систематической группы, к которой относится возбудитель:
а) чума, блоха, вирус; б) малярия, комар, вирус;
в) энцефалит, клещ, бактерия; г) сонная болезнь, муха, представитель простейших.
Часть 2. Вам предлагаются тестовые задания с одним вариантом ответа из четырех возможных, но требующих предварительного множественного выбора. Максимальное
количество баллов, которое можно набрать – 20 (по 2 балла за каждое тестовое задание). Индекс ответа, который вы считаете наиболее полным и правильным, укажите в бланке ответов.
Систематическими единицами (таксонами), обязательно используемыми при классификации, как животных, так и растений, являются: 1) тип; | 2) род; | 3) класс; | 4) отдел; | 5) отряд. |
а) 1, 2; | б) 1, 3; | в) 2, 3; | г) 2, 4. | |
| | | | |
На рисунке представлены различные типы листьев. Парноперистосложный лист представлен под номером/номерами:
а) только 1;
б) только 2;
в) только 5;
г) только 1 и 2
Жилки листа выполняют функции:
1) защита от испарения; 2) проведение веществ; 3) фотосинтез;
4) опора мякоти листа; 5) половое размножение растения.
а) 1, 2; б) 1, 3; в) 2, 4; г) 2, 5.
Споры мхов служат для:
1) фотосинтеза; 2) размножения; 3) расселения;
4) симбиоза с грибами; 5) образования гаметофита в цикле воспроизведения мхов. а) 1, 3, 5; б) 1, 2, 3; в) 2, 3, 4; г) 2, 3, 5.
Для щитовника мужского характерны следующие особенности:
1) вайи; 2) размножение спорами; 3) запасной продукт - целлюлоза;
4) наличие ризоидов; 5) наличие сорусов.
а) 1, 3, 4; б) 1, 2, 5; в) 1, 4, 5; г) 2, 3, 5.
Жизненно важные функции гидры, для выполнения которых у нее нет специализированных клеток:
1) дыхание; 2) выделение; 3) пищеварение;
4) движение; 5) размножение.
а) 1, 2, 3; б) 1, 2; в) 2, 3, 4; г) 4, 5.
Среди споровых растений, представленных на рисунке под номерами 1 - 5, в жизненном цикле преобладает спорофит:
1 2 3 4 5
а) 1, 3, 5; б) 1, 2, 3; в) 4, 5; г) 2, 3, 5.
Назовите, какие ткани относятся к растительным:
1) покровная; 2) нервная; 3) мышечная; 4) проводящая; 5) эпителиальная. а) 3, 4, 5; б) 2, 3, 5; в) 1, 4; г) 4, 5.
Какие признаки имеют насекомоопыляемые растения?
1) цветки крупные и яркие; 2) мелкие цветки собраны в соцветия; 3) цветки невзрачные, часто без
околоцветника;
4) образуют много мелкой, сухой пыльцы; 5) имеют запах. а) 1, 2, 5; б) 2, 4; в) 1, 3, 5; г) 1, 3, 4.
Общими для грибов и животных, являются следующие признаки:
1) всасывание пищи; 2) способность к фотосинтезу; 3) накапливание гликогена;
4) неподвижность; 5) питание готовыми органическими веществами.
а) 1, 2; б) 3, 5; в) 1, 4, 5; г) 1, 3, 4.
Часть 3. Вам предлагаются тестовые задания в виде суждений, с каждым из которых следует либо согласиться, либо отклонить. В бланке ответов укажите вариант ответа «да» или «нет». Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 10 (по 1 баллу за каждое тестовое задание).
Околоцветник состоит только из чашелистиков.
Всем папоротниковидным для оплодотворения нужна вода.
Зона дифференциации корня постепенно переходит в зону всасывания.
Цветки, которые не имеют цветоножки, называют сидячими.
У простейших каждая клетка – самостоятельный организм.
Полость тела впервые появилась у представителей Типа кишечнополостные.
Для цветков яблони характерна нижняя завязь.
Для лука характерно соцветие головка.
Экология – это наука о клетке.
К факторам неживой природы относятся влажность и освещенность.
Часть 4. Вам предлагаются тестовые задания, требующие установления соответствия. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 20.Заполните бланк ответов в соответствии с требованиями заданий.
На рисунке представлены различные типы побегов, различающиеся по направлению роста. Соотнесите их изображения с названием соответствующего типа побега:
Типы побегов:
А – ползучий; Б – вьющийся;
В – цепляющийся; Г – прямостоячий;
Д – приподнимающийся.
Установите соответствие между организмами и их значением в экосистеме:
Значение в экосистеме | Организмы |
Производители. Потребители. Разрушители. | А. Белки. Б. Тысячелистник. В. Сосны. Г. Маслята. Д. Кузнечики. Е. Бактерии. Ж.Лоси. З. Ряска. И. Клѐны. К. Волки. |
Установите соответствие между животными и способом их питания:
Способ питания животных | Животные |
Травоядные Хищники Паразиты | А. Бобр канадский. Б. Клоп постельный. В. Собака домашняя. Г. Комар малярийный. Д. Белка обыкновенная. |
ОТВЕТЫ
7 класс
75 баллов
Часть 1. [25 баллов]
№ вопроса | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
1-10 | а | г | в | б | г | а | в | в | а | б |
11-20 | г | в | а | г | а | б | г | а | а | в |
21-25 | в | г | г | в | г | |
Часть 2. [20 баллов]
№ вопроса | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
1-10 | в | б | в | г | б | б | б | в | а | б |
Часть 3. [10 баллов]
№ вопроса | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
Ответ | нет | да | да | да | да | нет | да | нет | нет | да |
Часть 4. [20 баллов]
1. (5 баллов)
Изображение | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Тип побега | Г | Д | Б | В | А |
2. (10 баллов)
1 | 2 | 3 |
Б, В,И.З | А, Д,Ж,К | Г, Е |
3. (5 баллов)
I (школьный) этап Республиканской олимпиады по биологии
2020 – 2021 учебный год
8 класс
Фамилия
Имя
Дата
(максимальное количество баллов – 90)
Часть 1. Вам предлагаются тестовые задания, требующие выбора только одного ответа из четырех возможных. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 30 (по 1 баллу за каждое тестовое задание). Индекс ответа, который вы считаете наиболее полным и правильным, укажите в бланке ответов.
Главное отличие бактериальной клетки, от клеток организмов, относящихся к другим царствам живой природы:
а) наличие одного или нескольких жгутиков; б) отсутствие оформленного ядра; в) наличие клеточной мембраны; г) постоянная форма
Животные заселили практически всю толщу воды от поверхности до самых глубоких океан- ских впадин. Растения же заселяют преимущественно ее верхние слои. Это связано с тем, что: а) на глубине вода всегда соленая, а это губительно для всех растений;
б) на глубину плохо проникает свет, необходимый многим растениям;
в) на глубине вода всегда очень холодная, а растениям необходимо тепло;
г) вода обладает повышенной плотностью, что способствует выталкиванию растений на поверхность.
Обязательным условием жизни всех грибов является:
а) достаточная освещенность; б) совместное обитание с растениями; в) наличие органических веществ, необходимых для их питания;
г) возможность формирования плодового тела, необходимого для размножения.
У плесневых грибов рода Мукор (Mucor) мицелий:
а) отсутствует; б) многоклеточный;
в) одноклеточный одноядерный; г) одноклеточный многоядерный.
Выберите из четырех диаграмм ту, которая соответствует цветку, изображенному на рисунке:
а) I; б) II; в) III; г) IV.
Определите, какой тип плода имеет арбуз:
а) многокостянка; б) ягода; в) многосемянная коробочка; г) тыквина.
Определите организм, приспособившийся к наземной жизни:
а) хламидомонада; б) хлорелла; в) плеврококк; г) нителла.
Определите, чем образована скорлупа грецкого ореха:
а) колленхима; б) склереиды; в) древесина; г) паренхима.
Определите семейство, растения которого имеют формулу цветка *Ч(5)Л(5)Т5П(2):
а) розоцветные; б) злаковые; в) пасленовые; г) бобовые
Определите последовательность движения органических веществ, образовавшихся в листе:
а) клетки мякоти листа – ситовидные трубки – клетки запасающей ткани; б) сосуды – клетки мякоти листа – клетки запасающей ткани;
в) ситовидные трубки – сосуды – клетки мякоти листа;
г) клетки мякоти листа – сосуды – клетки запасающей ткани.
Определите, какой способ размножения растений представлен на рисунке:
а)клонирование
б)черенкование;
в) прививка;
г) почкование.
На рисунке представлен пример проявления жизненного свойства инфузории- туфельки:
а)самовоспроизведенияб) хемотаксиса
в) тропизма
г) обмена веществ
Если сравнить внутреннее строение круглых и кольчатых червей, то можно обнаружить, что в строении круглых червей отсутствует:
а)пищеварительная система;
б)выделительная система;
в)кровеносная система;
г) нервная система.
Определите, что такое мантия у моллюсков:
а) наружная часть раковины; б) кожная складка, покрывающая тело; в) часть системы органов размножения; г) часть пищеварительной системы.
Гемолимфа у насекомых НЕ участвует в:
а) транспорте питательных веществ; б) транспорте кислорода к тканям; в) выведении продуктов распада; г) разгибании ног.
Определите основного хозяина малярийного плазмодия:
а) человек; б) малярийный комар; в) личинка малярийного комара; г) отсутствует, т. к. малярийный плазмодий не является паразитом.
В отличие от костных рыб у хрящевых отсутствует:
а) чешуя; б) печень; в) кишечник; г) плавательный пузырь.
В отличие от рептилий в сердце птиц имеется:
а) предсердие; б) желудочек;
в) перегородка между желудочками; г) перегородка между предсердиями.
У млекопитающих артериальная кровь течет по венам, а венозная по артериям:
а) в большом круге кровообращения; б) в малом круге кровообращения; в) в воротной системе печени; г) в почках.
Кожистые выросты на морде у многих видов летучих мышей:
а) способствуют улучшению обоняния
б) проявление полового диморфизма;
в) улучшают аэродинамику и повышают
манѐвренность полѐта; г)сигналы при эхолокации фокусируют ультразвуковые
Определите железу смешанной секреции:
а) печень; б) сальная железа; в) щитовидная железа; г) поджелудочная железа
.
«Дирижером» всех желез внутренней секреции считается:
а) гипофиз; б) щитовидная железа; в) печень; г) поджелудочная железа.
Определите, чем образовано белое вещество нервной ткани:
а) аксонами; б) телами нейронов и дендритами;
в) телами нейронов; г) только дендритами.
Определите, какие кости в скелете человека неподвижно соединены между собой:
а) плечевая и локтевая; б) грудного отдела позвоночника;
в) мозгового отдела черепа; г) бедра и голени.
Определите, какой тканью образована оболочка мышцы:
а) плотной соединительной; б) эпителиальной;
в) поперечно-полосатой скелетной; г) гладкой мышечной тканью.
На рисунке справа представлен результат опыта, иллюстрирующий свойства декальцинированной кости. Определите, чем обусловлена упругость костей:
а) наличием в строении минеральных веществ; б) наличием в строении органических веществ;
в) губчатым строением; г) трубчатым строением.
К внутренней среде организма относятся:
а) только тканевая жидкость; б) только кровь и лимфа;
в) кровь, тканевая жидкость и лимфа; г) тканевая жидкость и лимфа.
Для свертывания крови необходимо присутствие в ней достаточного количества солей:
а) калия; б) натрия; в) кальция; г) магния.
Универсальными донорами являются лица, имеющие группу крови:
а) I; б) II; в) III; г) IV.
Работа сердца замедляется при возбуждении нерва:
а) блуждающего; б) симпатического; в) тройничного; г) блокового.
Часть 2. Вам предлагаются тестовые задания с одним вариантом ответа из четырех возможных, но требующих предварительного множественного выбора. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 30 (по 2 балла за каждое тестовое задание). Индекс ответа, который вы считаете наиболее полным и правильным, укажите в бланке ответов.
Только в растительной клетке имеются:
1) хлоропласты; 2) рибосомы; 3) митохондрии; 4) вакуоли с клеточным соком;
5) клеточная стенка из хитина; 6) клеточная стенка из целлюлозы.
а) 1, 2, 3; б) 1, 2, 4; в) 1, 3, 4; г) 1, 4, 6.
На рисунке изображены варианты положения завязи в цветке. Нижняя завязь представлена под номерами:
а) 1, 2; б) 1, 3; в) 2, 3; г) 2, 5.
К грибам-паразитам относятся:
1) шампиньон; 2) подберезовик; 3) головня;
4) спорынья; 5) трутовик; 6) сыроежка. а) 1, 3, 5; б) 1, 4, 6; в) 1, 4, 5; г) 3, 4, 5.
К растениям Семейства Пасленовых относятся:
1) томат; | 2) горох; | 3) картофель; | 4) баклажан; | 5) капуста; | 6) морковь. |
а) 1, 3, 4; | | б) 1, 4, 5; | в) 2, 3, 6; | г) 2, 4, 5. | |
Большинство простейших может образовывать цисту, обеспечивающую:
1) активное передвижение; 2) размножение; 3) защиту от неблагоприятных условий;
4) питание; 5) распространение.
а) только 1, 2; б) только 1, 5; в) только 2, 3; г) только 3, 5.
Смена хозяев необходима для завершения жизненного цикла:
1) аскариде; 4) чесоточному зудню; | | 2) эхинококку; 5) кошачьей двуустке. | 3) широкому лентецу; |
а) 2, 3, 5; | б) 1, 2, 4; | в) 1, 2, 3; | г) 3, 4, 5. |
Жизненно важные функции гидры, для выполнения которых у нее нет специализированных клеток:
1) дыхание; | 2) выделение; | 3) пищеварение; | 4) движение; | 5) размножение |
а) 1, 2, 3; | б) 1, 2; | в) 2, 3, 4; | | г) 4, 5. |
8. Грызущий ротовой аппарат характерен для: |
1) таракана рыжего; | 2) капустницы; | 3) тли; | | 4) | комнатной мухи; | 5) стрекозы. |
а) 2, 4; | б) 1, 4, 5; | | в) 1, 5; | | г) 1, 2. | |
К Классу Паукообразных относятся:
1) дафния; 2) чесоточный зудень;
3) скорпион; 4) сверчок; 5) птицеед; 6) медведка.
а) 1, 2, 4; б) 1, 3, 6; в) 1, 4, 5; г) 2, 3, 5.
Барабанная перепонка отсутствует у:
1) лягушек; | 2) тритонов; | 3) змей; | 4) крокодилов; | 5) черепах. |
а) 1, 4; | б) 1, 5; | в) 2, 3; | | г) 2, 5. |
Обогащенная кислородом кровь от органов дыхания поступает непосредственно в ткани, не возвращаясь в сердце, у:
1) головастика; | 2) жабы; | 3) аксолотля; | 4) ящерицы; | 5) камбалы. |
а) 1, 2, 5; | б) 1, 5; | в) 2, 4; | | г) 1, 3, 5 |
Осанка человека определяется:
типом телосложения;
формой позвоночного столба;
положением головы;
формой плечевого пояса;
формой тазового пояса.
а) 1, 3, 4; б) 2, 3, 4; в) 2, 4, 5; г) 1, 4.
К детским болезням относится:
1) корь; | 2) ветряная оспа; | 3) коклюш; | 4) ангина; | 5) свинка. |
а) 1, 2, 3, 5; | б) 2, 3, 5; | в) 2, 4, 5; | | г) 1, 4. |
Продукты жизнедеятельности в организме человека выделяются через:
1) легкие; 2) печень; 3) почки; 4)пищеварительную
систему;
а) 1, 2, 3, 4; б) 2, 3, 4; в) 1, 3, 4; 5; г) 3, 4.
Верхними дыхательными путями принято считать:
кожу.
1) носовую полость; | 2) альвеолы легких; | 3) гортань; | 4) плевру; | 5) бронхиолы. |
а) 1, 3; | б) 1, 5; | в) 2, 3; | | г) 2, 4. |
Часть 3. Вам предлагаются тестовые задания в виде суждений, с каждым из которых следует либо согласиться, либо отклонить. В бланке ответов укажите вариант ответа «да» или «нет». Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 10 (по 1 баллу за каждое тестовое задание).
Околоцветник не может состоять только из чашелистиков.
Всем папоротниковидным для оплодотворения нужна вода.
Для лука характерно соцветие головка.
Зона дифференциации корня постепенно переходит в зону всасывания.
Органические вещества растения создаются и запасаются в тканях корня.
Пищеварительные ферменты обладают большой специфичностью.
У простейших каждая клетка – самостоятельный организм.
Все кости черепа парные.
Двоякодышащие рыбы – вымершая группа рыб, от которой произошли первые земноводные.
Органические и минеральные вещества передвигаются по стеблю растения в разных направлениях.
Часть 4. Вам предлагается задания, требующих установления соответствия. Заполните бланк ответов в соответствии с требованием задания. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 20.
На рисунке представлены различные типы побегов, различающиеся по направлению роста. Соотнесите их изображения с названием соответствующего типа побега:
Типы побегов:
А –ползучий; Б –вьющийся;
В цепляющийся; Г прямостоячий;
Д – приподнимающийся.
Установите соответствие между животными (1-10) на рисунке и типами их органов дыхания:
Органы дыхания:
А)жабрыБ)трахеиВ)лѐгкие
Г) трахеи и легкие;
Д) специализированных органов дыхания нет, дышит всей поверхностью тела.
Установите соответствие между особенностями и типами тканей человека Особенности Тип ткани
А) клетки способны к быстрому размножению; 1) Соединительные.
Б) хорошо развито межклеточное вещество 2)Эпителиальные.
В) выполняют трофическую и опорную функцию;
Г) клетки плотно прилегают друг к другу;
Д) в состав ткани входят коллагеновые и эластичные волокна;
ОТВЕТЫ
8 класс (мах. 90 баллов)
Часть 1. (30 баллов)
№ вопроса | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
1-10 | б | б | в | г | б | б | в | б | в | а |
11-20 | в | б | в | б | б | б | г | в | б | г |
21-30 | г | а | а | в | а | б | в | в | а | а |
Часть 2. (30 баллов)
№ вопроса | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
1 - 10 | г | в | г | а | г | а | б | в | г | в |
11 - 15 | г | б | а | в | а | |
Часть 3. (10 баллов)
№ вопроса | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
1 - 10 | + | + | - | + | - | + | + | - | - | + |
Часть 4. (20 баллов)
1. (мах. 5 баллов).
Изображение | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Тип побега | Г | Д | Б | В | А |
2. (мах. 10 баллов).
Животные | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
Органы дыхания | В | Б | Д | Г | Д | А | А | Б | Д | А |
3. (мах. 5 баллов).
Особенности | А | Б | В | Г | Д |
Тип ткани | 2 | 1 | 1 | 2 | 1 |
I (школьный) этап Республиканской олимпиады по биологии
2020 – 2021 учебный год
9 класс
Фамилия
Имя
Дата
(максимальное количество баллов – 105)
Часть 1. Вам предлагаются тестовые задания, требующие выбора только одного ответа из четырех возможных. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 40 (по 1 баллу за каждое тестовое задание). Индекс ответа, который вы считаете наиболее полным и правильным, укажите в бланке ответов.
Главное отличие бактериальной клетки от клеток организмов, относящихся к другим царствам живой природы:
а) наличие одного или нескольких жгутиков; б) отсутствие оформленного ядра; в) наличие клеточной мембраны; г) постоянная форма
У плесневых грибов рода Мукор (Mucor) мицелий:
а) отсутствует; б) многоклеточный;
в) одноклеточный одноядерный; г) одноклеточный многоядерный.
Изображенный на рисунке объект наиболее вероятно является:
а) листоватым лишайником;
б) кустистым лишайником; в) накипным лишайником; г) печеночным мхом.
Выберите из четырех диаграмм ту, которая соответствует цветку, изображенному на рисунке:
а) I; б) II; в) III; г) IV.
Определите последовательность движения органических веществ, образовавшихся в листе:
а) клетки мякоти листа – ситовидные трубки – клетки запасающей ткани;
б) сосуды – клетки мякоти листа – клетки запасающей ткани;
в) ситовидные трубки – сосуды – клетки мякоти листа;
г) клетки мякоти листа – сосуды – клетки запасающей ткани.
На рисунке представлен пример проявления жизненного свойства инфузории- туфельки:
а)самовоспроизведения; б) хемотаксиса;
в) тропизма;
г) обмена веществ
Гемолимфа у насекомых НЕ участвует в:
а) транспорте питательных веществ; б) транспорте кислорода к тканям; в) выведении продуктов распада; г) разгибании ног.
Определите основного хозяина малярийного плазмодия:
а) человек; б) малярийный комар; в) личинка малярийного комара; г) отсутствует, т. к. малярийный плазмодий не является паразитом.
В отличие от костных рыб у хрящевых отсутствует:
а) чешуя; б) печень; в) кишечник; г) плавательный пузырь.
В отличие от рептилий в сердце птиц имеется:
а) предсердие; б) желудочек;
в) перегородка между желудочками; г) перегородка между предсердиями.
Определите организм, для которого характерна трубчатая нервная система:
а)ланцетник обыкновенный; б) белая планария; в) живородка; г) пчелиный волк.
«Дирижером» всех желез внутренней секреции считается:
а) гипофиз; б) щитовидная железа; в) печень; г) поджелудочная железа.
Определите, чем образовано белое вещество нервной ткани:
а) аксонами; б) телами нейронов и дендритами;
в) телами нейронов; г) только дендритами.
Определите, какой тканью образована оболочка мышцы:
а) плотной соединительной; б) эпителиальной;
в) поперечно-полосатой скелетной; г) гладкой мышечной тканью.
На рисунке справа представлен результат опыта, иллюстрирующий свойства декальцинированной кости. Определите, чем обусловлена упругость костей:
а) наличием в строении минеральных веществ;
б) наличием в строении органических веществ;
в) губчатым строением; г) трубчатым строением.
Темный цвет венозной крови обусловлен:
а) цветом гемоглобина, переносящего углекислый газ;
в) накоплением в плазме продуктов;
г) присутствием стареющих эритроцитов
б) повышенным количеством эритроцитов.
К внутренней среде организма относятся:
а) только тканевая жидкость; б) только кровь и лимфа;
в) кровь, тканевая жидкость и лимфа; г) тканевая жидкость и лимфа.
Универсальными донорами являются лица, имеющие группу крови:
а) I; б) II; в) III; г) IV.
Работа сердца замедляется при возбуждении нерва:
а) блуждающего; б) симпатического; в) тройничного; г) блокового.
Кость, изображенная на рисунке, относится к следующему отделу скелета человека:
а) скелет пояса верхних конечностей; б) скелет пояса нижних конечностей; в) скелет туловища;
г) скелет верхних конечностей.
Желчь вырабатывается:
а) печенью; б) желчным пузырем;
в) поджелудочной железой; г) железами тонкого кишечника.
Вторичная моча образуется в процессе:
а) фильтрации; б)обратного всасывания; в) диффузии; г) пиноцитоза.
На графике показана ответная реакция мышцы на раздражение. Определите пороговое значение раздражителя:
а) 1В; б) 2В; в) 3В; г) 4В.
Определите место расположения вставочных нейронов соматической нервной системы:
а) спинальные ганглии (узлы); б) передние рога спинного мозга;
в) боковые рога спинного мозга; г) задние рога спинного мозга.
Слуховые рецепторы расположены:
а) на преддверной мембране улитки; б) на покровной мембране улитки; в) на базилярной мембране улитки; г) в перилимфе.
Определите, присутствие достаточного количества, каких солей, необходимо для свертывания крови:
а) калия; б) натрия; в) кальция; г) магния.
Исходя из представлений об уровневой организации биологических систем, зрительный анализатор человека следует отнести к уровню организации:
а) организменному; б) тканевому; в) органному; г) системному.
Бактерии являются возбудителями:
а) энцефалита; б) чумы; в) коревой краснухи; г) гепатита.
Определите месторасположение пигмента родопсина:
а) радужка; б) палочки; в) колбочки; г) слепое пятно.
Определите главное отличие бактериальной клетки, от клеток организмов, относящихся другим царствам живой природы:
а) наличие одного или нескольких жгутиков; б) отсутствие оформленного ядра; в) наличие клеточной мембраны; г) постоянная форма.
Клеточной теории соответствует положение:
а) «Размножение клеток происходит путем их деления»;
б) «Хромосомы – материальные носители наследственности»;
в) «Все живые существа, кроме бактерий, имеют клеточное строение»;
г) «Клетки всех живых существ и вирусы сходны по строению и функциям.
Определите функции органоида, изображѐнного на рисунке:
а) окисление органических веществ до углекислого газа и воды;
б) образование лизосом;
в) первичный синтез глюкозы;
г) накопление и образование секрета.
В состав ДНК входят нуклеотиды, несущие азотистые основания:
а) аденин, тимин, гуанин, цитозин; б) аденин, тимин, гуанин, урацил; в) аденин, тимин, урацил, цитозин; г) аденин, урацил, гуанин, цитозин.
Определите, какой органоид из перечисленных, принимает непосредственное участие в клеточном делении:
а) аппарат Гольджи; б) клеточный центр; в) рибосома; г) митохондрия.
Определите длину участка цепи молекулы ДНК, состоящего из 1500 нуклеотидов:
а) 3000 нм; б) 510 нм; в) 1500 нм; г) 255 нм.
При митозе НЕВОЗМОЖНО получить из:
а) гаплоидной материнской клетки гаплоидные дочерние; б) диплоидной материнской клетки диплоидные дочерние;
в) диплоидной материнской клетки гаплоидные дочерние;
г) триплоидной материнской клетки триплоидные дочерние.
Определите фазу, в которой происходит расхождение хроматид в процессе митоза:
а) профазу; б) метафазу; в) анафазу; г) телофазу.
При скрещивании АаBB х АаBb количество генотипов у потомства:
а) 2; б) 3; в) 6; г) 9.
Растения, участвуя в круговороте веществ в биосфере,
а) уменьшают запасы свободного азота; б) потребляют готовые органические вещества; в)увеличивают запасы неорганического углерода; г) увеличивают концентрацию свободного
кислорода.
Из перечисленных животных наибольшее количество пищи в единицу времени, по сравнению с собственным весом, требуется:
а) синице; б)ястребу тетеревятнику; в) бурому медведю; г) слону.
Часть 2. Вам предлагаются тестовые задания с одним вариантом ответа из четырех возможных, но требующих предварительного множественного выбора. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 30 (по 2 балла за каждое тестовое задание). Индекс ответа, который вы считаете наиболее полным и правильным, укажите в бланке ответов.
Только в растительной клетке имеются:
1) хлоропласты; 2) рибосомы; 3) митохондрии; 4) вакуоли с клеточным соком;
5) клеточная стенка из хитина; 6) клеточная стенка из целлюлозы.
а) 1, 2, 3; б) 1, 2, 4; в) 1, 3, 4; г) 1, 4, 6.
На рисунке изображены варианты положения завязи в цветке. Нижняя завязь представлена под номерами:
а) 1, 2; б) 1, 3; в) 2, 3; г) 2, 5.
К грибам-паразитам относятся:
1) шампиньон; 2) подберезовик; 3) головня;
4) спорынья; 5) трутовик; 6) сыроежка. а) 1, 3, 5; б) 1, 4, 6; в) 1, 4, 5; г) 3, 4, 5.
К растениям Семейства Пасленовых относятся:
1) томат; 2) горох; 3) картофель; 4) баклажан; 5)капуста; 6) морковь. а) 1, 3, 4; б) 1, 4, 5; в) 2, 3, 6; г) 2, 4, 5.
Большинство простейших может образовывать цисту, обеспечивающую:
1) активное передвижение; 2) размножение; 3) защиту от неблагоприятных условий;
4) питание; 5) распространение.
а) только 1, 2; б) только 1, 5; в) только 2, 3; г) только 3, 5.
Смена хозяев необходима для завершения жизненного цикла:
1) аскариде; 2) эхинококку; 3) широкому лентецу;
4) чесоточному зудню; 5) кошачьей двуустке.
а) 2, 3, 5; б) 1, 2, 4; в) 1, 2, 3; г) 3, 4, 5.
Жизненно важные функции гидры, для выполнения которых у нее нет специализированных клеток:
1) дыхание; 2) выделение; 3) пищеварение; 4) движение; 5) размножение а) 1, 2, 3; б) 1, 2; в) 2, 3, 4; г) 4, 5.
Грызущий ротовой аппарат характерен для:
1) таракана рыжего; 2) капустницы; 3) тли; 4) комнатной мухи; 5) стрекозы. а) 2, 4; б) 1, 4, 5; в) 1, 5; г) 1, 2.
К Классу Паукообразных относятся:
1) дафния; 2) чесоточный зудень; 3) скорпион; 4) сверчок; 5) птицеед; 6) медведка. а) 1, 2, 4; б) 1, 3, 6; в) 1, 4, 5; г) 2, 3, 5.
Синтез АТФ в клетке происходит:
1) в цитоплазме; 2)в комплексе
Гольджи;
3) в хлоропластах; 4) в митохондриях; 5) на плазмалемме.
а) 1, 3, 4; б) 1, 4, 5; в) 1, 3, 5; г) 1, 2, 4.
Обогащенная кислородом кровь от органов дыхания поступает непосредственно в ткани, не возвращаясь в сердце, у:
1) головастика; 2) жабы; 3) аксолотля; 4) ящерицы; 5) камбалы. а) 1, 2, 5; б) 1, 5; в) 2, 4; г) 1, 3, 5.
Осанка человека определяется:
1)типом телосложения;
2)формой позвоночного столба;
3)положением головы;
4)формой плечевого пояса;
5)формой тазового пояса.
а) 1, 3, 4; б) 2, 3, 4; в) 2, 4, 5; г) 1, 4.
К детским болезням относится:
1) корь; | 2) ветряная оспа; | 3) коклюш; | 4) ангина; | 5) свинка. |
а) 1, 2, 3, 5; | б) 2, 3, 5; | в) 2, 4, 5; | | г) 1, 4. |
14. Коленный рефлекс может быть охарактеризован как: |
1) безусловный; | 2) приобретенный; | 3)ориентировочный; | 4) врожденный; 5)оборонительный. |
а) 1, 3, 4; | б) 1, 2, 5; | в) 1, 4, 5; | г) 2, 3, 5. |
15. Верхними дыхательными путями принято считать: |
1) носовую полость; | 2) альвеолы легких; | 3) гортань; | 4) плевру; | 5) бронхиолы. |
а) 1, 3; | б) 1, 5; | в) 2, 3; | | г) 2, 4. |
Часть 3. Вам предлагаются тестовые задания в виде суждений, с каждым из которых следует либо согласиться, либо отклонить. В бланке ответов укажите вариант ответа «да» или
«нет». Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 15 (по 1 баллу за каждое тестовое задание).
Кровь – это разновидность соединительной ткани.
Всем папоротниковидным для оплодотворения нужна вода.
Для лука характерно соцветие головка.
Зона дифференциации корня постепенно переходит в зону всасывания.
Органические вещества растения создаются и запасаются в тканях корня.
Все семена растений имеют по две семядоли и эндосперм.
Пищеварительные ферменты обладают большой специфичностью.
Клещи являются возбудителями энцефалита.
У простейших каждая клетка – самостоятельный организм.
Все кости черепа парные.
Двоякодышащие рыбы – вымершая группа рыб, от которой произошли первые земноводные.
Органические и минеральные вещества передвигаются по стеблю растения в разных направлениях.
Злаковые имеют полый стебель – соломину.
Сустав – соединение двух костей при помощи хрящевой прослойки.
В рибосомах клетки осуществляется биосинтез белка.
Часть IV. Вам предлагаются тестовые задания, требующие установления соответствия. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 20. Заполните бланк ответов в соответствии с требованиями заданий.
Задание 1. [мах. 5 баллов]. Установите соответствие между семействами цветковых растений (1–5) и формулой цветка их типичных представителей (А–Д).
Семейства | Формула цветка |
1) Крестоцветные. | А) *Ч5Л5Т∞П∞. |
2) Бобовые. | Б) *Ч(5)Л(5)Т(5)П(2). |
3) Пасленовые. | В) ↑Ч(5)Л(2),2,1Т(9)+1П1. |
4) Лютиковые. | Г) *О3+3Т3+3П(3). |
5) Лилейные. | Д)*Ч2+2Л4Т2+4П(2). |
Задание 2. [мах. 5 баллов]. Соотнесите тип ткани с ее изображением на рисунке
Тип ткани: | Изображение ткани |
А – жировая; | | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |
Б–однослойный |
| | | | | |
эпителий; |
В–гладкая |
мышечная; |
Г – нервная; |
Д–гиалиновая |
хрящевая. |
Задание 3. [мах. 10 баллов]. Установите соответствие между этапом пищеварения и отделом желудочно-кишечного тракта:
Этап пищеварения | Отдел |
А) частичное расщепление | Е) всасывание аминокислот в кровь; | 1) ротовая полость; |
крахмала; | Ж)формирование пищевого комка с | 2) желудок; |
Б) всасывание воды; | помощью муцина; | 3) тонкий кишечник; |
В) эмульгирование жиров; | З) формирование каловых масс; | 4)толстый кишечник. |
Г) расщепление клетчатки; | И)уничтожение бактерий соляной | |
Д) начало расщепления белков; | кислотой; | |
| К) частичное разрушение целлюлозы | |
| и оставшихся белков бактериями | |
99
ответы
9 класс (мах. 105 баллов)
Часть 1. (40 баллов)
№ вопроса | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
1-10 | б | г | в | б | а | б | б | б | г | в |
11-20 | а | а | а | а | б | а | в | а | а | а |
21-30 | а | б | в | г | в | в | г | б | б | б |
31 - 40 | а | а | а | б | б (г) | в | в | в | г | а |
Часть 2. (30 баллов)
№ вопроса | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
1 - 10 | г | в | г | а | г | а | б | в | г | а |
11 - 15 | г | б | а | в | а | |
Часть 3. (15 баллов)
№ вопроса | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
1 - 10 | + | + | - | + | - | - | + | - | + | - |
11 - 15 | - | + | + | - | + | |
Часть 4. (20 баллов)
Задание 1. (мах. 5 баллов).
Семейства | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Формула цветка | Д | В | Б | А | Г |
Задание 2. (мах. 5 баллов).
Тип ткани | А | Б | В | Г | Д |
Изображение ткани | 2 | 1 | 4 | 5 | 3 |
Задание 3. (мах. 10 баллов).
Этап пищеварения | А | Б | В | Г | Д | Е | Ж | З | И | К |
Отдел | 1 | 4 | 3 | 4 | 2 | 3 | 1 | 4 | 2 | 4 |