СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Олимпиада по физике для 1 курса СПО

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Олимпиадные задания по фзике с решениеями.

Просмотр содержимого документа
«Олимпиада по физике для 1 курса СПО»

  1. Цели и задачи олимпиады.

Целью олимпиады является выявление и развитие у обучающихся творческих способностей и интереса к научно-исследовательской деятельности, углубление их знаний, создание необходимых условий для поддержки одаренных детей, пропаганда научных знаний, создание условий для профессиональной поддержки юных физиков, профессиональная ориентация учащихся.



  1. Участники олимпиады.

В олимпиаде принимают участие учащиеся первого курса. Олимпиада является открытой. Олимпиада проводится на русском языке.



  1. Организатор.

Преподаватель физики.



  1. Порядок проведения олимпиады и отбора участников.

Олимпиада проводится в один тур. Для решения задач могут потребоваться углубленные по сравнению со стандартной программой знания по астрономии, физике и математике. На олимпиаде пользоваться любыми справочными материалами, электронной и вычислительной техникой, а также средствами связи запрещено. Победители будут определены по результатам набранных участниками баллов.



  1. Регламент и сроки проведения олимпиады.

Олимпиада проводится одним туром продолжительностью 2 астрономических часа. Апелляция результатов проходит после окончания тура. Итогом апелляции могут быть любые изменения результата, вплоть до начисления максимального балла или дисквалификации участника.



  1. Порядок проведения тура.

Участникам предлагается решить 4 задачи, 2 их которых относятся к теоретической части олимпиады, а 2 являются практическими.

Решение каждой задачи оценивается целым баллом или половиной балла от 0 до 8(с учетом максимального количества баллов на каждое задание).

Для выполнения заданий Олимпиады каждому участнику выдаются два двойных листа в клетку (один – для чистовика, другой – для черновика) и методическое пособие с заданиями. На доске выполняется запись для оформления работ и время проведения Олимпиады.

Участник олимпиады обязан до истечения отведенного на тур времени сдать свою работу. Также, работа может быть сдана досрочно, после чего, участник должен незамедлительно покинуть место проведения тура.



  1. Процедура оценивания выполненных заданий.

Жюри олимпиады оценивает записи, приведенные в чистовике. Черновики не проверяются.
Правильный ответ, приведенный без обоснования или полученный из неправильных рассуждений, не учитывается. Если задача решена не полностью, то этапы ее решения оцениваются в соответствии с критериями оценок по данной задаче.

Проверка работ осуществляется Жюри олимпиады согласно стандартной методике оценивания решений:


Баллы


Правильность (ошибочность) решения

8

6

5

3


Полное верное решение

7

5

4

2,5


Верное решение. Имеются небольшие недочеты, в целом не влияющие на решение.

6

4

3

2


Решение в целом верное, однако, содержит существенные ошибки (не физические, а математические).

4

3

2

1,5


Найдено решение одного из двух возможных случаев.

3

2

1,5

1


Есть понимание физики явления, но не найдено одно из необходимых для решения уравнений, в результате полученная система уравнений не полна и невозможно найти решение.

1

1

1

0,5


Есть отдельные уравнения, относящиеся к сути задачи при отсутствии решения (или при ошибочном решении).

0

0

0

0


Решение неверное, или отсутствует.



Все пометки в работе участника члены жюри делают только красными чернилами. Баллы за промежуточные выкладки ставятся около соответствующих мест в работе (это исключает пропуск отдельных пунктов из критериев оценок). Итоговая оценка за задачу ставится в конце решения.

8. Награждение победителей.

Победители олимпиады награждаются дипломами I, II и III степени, а также похвальными отзывами (на усмотрение жюри). Количество дипломов определяется Жюри.











Задание



  1. Объясни опыт.

Сжатая пружина удерживается нитью. На пути пружины располагается неподвижный шар. Нить пережигают с помощью свечи, при этом шар движется под действием пружины. Почему это происходит, и какой закон лежит в основе этого опыта.





  1. Холодный кипяток.

Заставить воду «закипеть» одним прикосновением и объяснить, почему это произошло.

Оборудование: носовой платок, чистый стакан с прямыми гладкими стенками, вода.



  1. Падение.

В каком случае выпавший из окна вагона предмет упадет на землю раньше: когда вагон стоит на месте, или когда он движется?

  1. Сбежавший газ.

В



а

прямоугольном сосуде с дном в виде квадрата со стороной а = 2,5 см находится некоторая масса газа при температуре Т1 = 300 К и давлении р1 = 1,5 ·105 Па. Сосуд закрыт крышкой, которая герметично прижимается к стенкам под действием силы тяжести, масса крышки

М = 20 кг. До какой температуры Т2 надо нагреть газ в сосуде, чтобы он начал выходить, приоткрыв крышку? Атмосферное давление р0 = 105 Па.













Решения

  1. Объясни опыт.

Внутренняя энергия сжатой пружины при обрыве нити переходит в потенциальную энергию, которая в свою очередь с помощью импульса передается шарику и шарик приобретает скорость, а значит, обладает кинетической энергией. На опыте мы наблюдаем закон сохранения энергии, т.е. энергия не возникает из ничего и не исчезает в никуда, а лишь переходит из одной формы в другую. Энергия замкнутой системы сохраняется.



  1. Холодный кипяток.

Ход опыта: доверху наполняют стакан водой. Смачивают ткань водой и выжимают. Закрывают стакан мокрым платком и закрепляют его резинкой, обернув вокруг стакана. Пальцем продавливают платок так, чтобы его середина на 2-3 см окунулась в воду. Над тарелкой переворачивают стакан вверх дном. Другой рукой слегка стучат по дну стакана – вода не выливается, но появляются пузырьки воздуха, как при кипении.

Объяснение: вода заполняет маленькие пустоты между нитями и благодаря силам поверхностного натяжения образует тонкую пленку, которая не дает воде выливаться. Когда мы толкаем стакан вниз, ткань прогибается, в стакане образуется разрежение – воздух продавливается силой атмосферного давления сквозь платок в стан, образую пузырьки.



  1. Падение.

В системе отсчета вагона оба случая совпадают. Действительно, предмет падает вертикально вниз с ускорением свободного падения g = 9,8 м/с2 , а расстояние от точки бросания до земли h не меняется со временем. В обоих случаях время полета t найдется из уравнения .

Соответственно время падения предмета в обоих случаях одинаково.













  1. Сбежавший газ.

Д ано: Решение:

а

Y

Fатм

N



а

= 2,5 см

Т

Mg

F

1 = 300 К

р1 = 1,5· 105 Па

М = 20 кг

р 0 = 105 Па.

Т2 - ?

Рассмотрим равновесие крышки сосуда. На нее действуют четыре силы: тяжести (Mg), сила атмосферного давления ( Fатм = р0 S), сила давления газа (F= р S), находящегося внутри сосуда и сила реакции со стороны стенок сосуда N.

Когда крышка поднимается, сила реакции стенок равна нулю N = 0, а давление газа в сосуде р = р2.

Запишем для этого случая равенство сил в проекции на ось Y:

F – Fатм – Mg = 0 или р2 S – р0 S – Mg = 0, где S = a2 – площадь крышки.

Отсюда выразим давление, которое необходимо для поднятия крышки сосуда:

Теперь применим уравнение Менделеева – Клапейрона для начального и конечного состояний газа в сосуде:

р1 V = νRT1

р2 V = νRT2

Разделив эти уравнения друг на друга, получаем:

Откуда:







5



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!