Олимпиада по литературе 5-6кл. (Школьный этап)
Прочитайте текст, выполните задания.
Дымка и Антон
Прошлым летом я был на даче у дяди Володи. У него очень красивый дом, похожий на вокзал, но чуть-чуть поменьше.1
Я там жил целую неделю, и ходил в лес, разводил костры и купался.
Но главное, я там подружился с собаками. И там их было очень много, и все называли их по имени и фамилии. Например, Жучка Бреднева, или Тузик Мурашовский, или Барбос Исаенко.
Так удобней разбираться, кого какая укусила.
А у нас жила собака Дымка. У нее хвост загнутый и лохматый, и на ногах шерстяные галифе.
Когда я смотрел на Дымку, я удивлялся, что у нее такие красивые глаза. Желтые-желтые и очень понятливые. Я давал Дымке сахара, и она всегда виляла мне хвостом. А через два дома жила собака Антон. Он был Ванькин. Ванькина фамилия была Дыхов, и вот и Антон назывался Антон Дыхов. У этого Антона было только три ноги, вернее у четвертой ноги не было лапы. Он где-то ее потерял. Но он все равно бегал очень быстро и всюду поспевал. Он был бродяга, пропадал по три дня, но всегда возвращался к Ваньке. Антон любил стянуть, что подвернется, но умнющий был на редкость. И вот что однажды было.
Моя мама вынесла Дымке большую кость. Дымка взяла ее, положила перед собой, зажала лапами, зажмурилась и хотела уже начать грызть, как вдруг увидела Мурзика, нашего кота. Он никого не трогал, спокойно шел домой, но Дымка вскочила и пустилась за ним! Мурзик - бежать, а Дымка долго за ним гонялась, пока не загнала за сарай.
Но все дело было в том, что Антон уже давно был у нас на дворе. И как только Дымка занялась Мурзиком, Антон довольно ловко цапнул ее кость и удрал! Куда он девал кость, не знаю, но только через секунду приковылял обратно и сидит себе, посматривает: "Я, ребята, ничего не знаю".
Тут пришла Дымка и увидела, что кости нет, а есть только Антон. Она посмотрела на него, как будто спросила: "Ты взял?" Но этот нахал только рассмеялся ей в ответ! А потом отвернулся со скучающим видом. Тогда Дымка обошла его и снова посмотрела ему прямо в глаза. Но Антон даже ухом не повел. Дымка долго на него смотрела, но потом поняла, что у него совести нет, и отошла.
Антон хотел было с ней поиграть, но Дымка совсем перестала с ним разговаривать.
Я сказал:
- Антон! На-на-на!
Он подошел, а я сказал ему:
- Я все видел. Если сейчас же не принесешь кость, я всем расскажу.
Он ужасно покраснел. То есть, конечно, он, может быть, и не покраснел, но вид у него был такой, что ему очень стыдно, и он прямо покраснел.
Вот какой умный! Поскакал на своих троих куда-то, и вот уже вернулся, и в зубах несет кость. И тихо так, вежливо, положил перед Дымкой. А Дымка есть не стала. Она посмотрела чуть-чуть искоса своими желтыми глазами и улыбнулась - простила, значит!
И они начали играть и возиться, и потом, когда устали, побежали к речке совсем рядышком.
Как будто взялись за руки.
Задание №1.
Что и почему нужно изменить в исходном тексте, чтобы получилась сказка?
Задание №2
Изложите историю, рассказанную героем, с точки зрения одного из остальных персонажей: либо Дымки, либо Антона, либо Мурзика. Придумывать новые события не нужно – опирайтесь на те, что известны из приведённого текста. Объясните, какие события не войдут в историю нового рассказчика. Почему? Как изменится концовка?
Задание №3
Составьте подборку из нескольких произведений (достаточно 5 названий), которые можно было бы объединить в книгу «Веселые истории о животных» (не забудьте указать авторов произведений). Напишите короткую рекомендацию для одноклассников: почему эту книгу стоит прочитать?
Критерии оценивания
Задание №1. Рекомендуемое количество баллов – 8 (учитывается правильное определение жанра - 4б и убедительное обоснование жанровых черт- 4б).
Задание №2. Основная цель задания – проверить умение понимать причинно- следственные связи между событиями сюжета и соотносить их с точкой зрения повествователя. Рекомендуемое количество баллов – 12 (учитывается точность построения событийного ряда, умение объяснить принцип отбора событий, соответствие стилевого оформления рассказа особенностям характера выбранного рассказчика).
Задание №3. Рекомендуемое количество баллов – 10 (по 1 баллу за каждое приведенное название произведения с автором (максимум – 5) и 5 баллов за рекомендацию сборника – в ней оценивается умение без раскрытия интриги финала рассказать о самом интересном в книге).
Рекомендуемое итоговое количество баллов за три задания – 30.