СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Олимпиада по литературе 2015 (федеральный этап). Второй тур

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

     Второй тур федерального этапа олимпиады по литературе представляет собой творческое задание. Оцените степень его  сложности.

Просмотр содержимого документа
«Олимпиада по литературе 2015 (федеральный этап). Второй тур»

XX Всероссийская олимпиада школьников по литературе


II тур


9 класс


Задание №1

Вам, как успешному участнику Всероссийской олимпиады, предложено выступить в качестве одного из составителей электронной филологической библиотеки олимпиадника. В неё могут быть включены разнообразные исследования (историко-литературные и критические монографии, статьи, биографии писателей, комментарии к отдельным произведениям), которые полезно прочитать вашим товарищам при подготовке к олимпиадам по литературе (а в перспективе — и к поступлению на филологические специальности вузов). Материалы, включённые в библиотеку, должны быть доступны для школьника, интересны и познавательны, расширять кругозор и учить анализу литературного произведения. 

Выберите одну такую работу из числа прочитанных вами и в любой форме (письмо, заявка на издание, развёрнутая аннотация) порекомендуйте её редколлегии для включения в библиотеку. Ваша задача — рассказать о ней максимально конкретно и точно, объяснить, почему именно её нужно включить в библиотеку, чем она может быть полезна участнику олимпиады, что в ней самое важное и существенное. Не забудьте указать её название и автора. Рекомендацию оформите письменно. Постарайтесь не превышать объём в 500 слов. 

Максимальный балл — 25


Задание №2

Опираясь на стихотворения, посвящённые личности и творчеству А.С. Пушкина, напишите эссе (очерк), которое будет представлять собой литературный портрет поэта  — таким, каким его увидели авторы-«потомки». Продумывая эссе (очерк), мысленно ответьте на вопросы: Какие аспекты биографического мифа Пушкина востребованы поэтами ХХ века? Какие темы и мотивы творчества поэта привлекли их внимание? Какой образ поэта может увидеть современный читатель в тех «литературных зеркалах», которые составили данную подборку? Какими стихотворениями, по-вашему, необходимо её дополнить? Укажите в эссе (очерке) их названия и авторов. Как эти новые стихотворения могли бы изменить сложившийся образ Пушкина?

Придумайте такой заголовок для своего эссе (очерка), который бы наиболее точно указывал на смысловые акценты образа поэта. Ориентировочный объём эссе (очерка) — 700—800 слов.

Максимальный балл — 40



Борис Пастернак

***

Мчались звёзды. В море мылись мысы.

Слепла соль. И слёзы высыхали.

Были тёмны спальни. Мчались мысли,

И прислушивался сфинкс к Сахаре.


Плыли свечи. И казалось, стынет

Кровь колосса. Заплывали губы

Голубой улыбкою пустыни.

В час отлива ночь пошла на убыль.


Море тронул ветерок с Марокко.

Шёл самум. Храпел в снегах Архангельск.

Плыли свечи. Черновик «Пророка»

Просыхал, и брезжил день на Ганге.

1918


Эдуард Багрицкий

О Пушкине

…И Пушкин падает в голубоватый

Колючий снег. Он знает — здесь конец...

Недаром в кровь его влетел крылатый,

Безжалостный и жалящий свинец.

Кровь на рубахе... Полость меховая

Откинута. Полозья дребезжат.

Леса и снег и скука путевая,

Возок уносится назад, назад...

Он дремлет, Пушкин. Вспоминает снова

То, что влюбленному забыть нельзя, —

Рассыпанные кудри Гончаровой

И тихие медовые глаза.

Случайный ветер не разгонит скуку,

В пустынной хвое замирает край...

...Наёмника безжалостную руку

Наводит на поэта Николай!

Он здесь, жандарм! Он из-за хвои леса

Следит — упорно, взведены ль курки,

Глядят на узкий пистолет Дантеса

Его тупые, скользкие зрачки...

И мне ли, выученному, как надо

Писать стихи и из винтовки бить,

Певца убийцам не найти награду,

За кровь пролитую не отомстить?

Я мстил за Пушкина под Перекопом,

Я Пушкина через Урал пронёс,

Я с Пушкиным шатался по окопам,

Покрытый вшами, голоден и бос.

И сердце колотилось безотчётно,

И вольный пламень в сердце закипал

И в свисте пуль за песней пулемётной

Я вдохновенно Пушкина читал!

Идут года дорогой неуклонной,

Клокочет в сердце песенный порыв...

...Цветёт весна — и Пушкин отомщённый

Всё так же сладостно-вольнолюбив.

1924


Давид Самойлов

Болдинская осень

Везде холера, всюду карантины,
И отпущенья вскорости не жди.
А перед ним пространные картины
И в скудных окнах долгие дожди.

Но почему-то сны его воздушны,
И словно в детстве — бормотанье, вздор.
И почему-то рифмы простодушны,
И мысль ему любая не в укор.

Какая мудрость в каждом сочлененье
Согласной с гласной! Есть ли в том корысть!
И кто придумал это сочиненье!
Какая это радость — перья грызть!

Быть, хоть ненадолго, с собой в согласье
И поражаться своему уму!
Кому б прочесть — Анисье иль Настасье?
Ей-богу, Пушкин, всё равно кому!

И за полночь пиши, и спи за полдень,
И будь счастлив, и бормочи во сне!
Благодаренье Богу — ты свободен —
В России, в Болдине, в карантине...







Дмитрий Пригов


Когда я размышляю о поэзии

Когда я размышляю о поэзии, как ей дальше быть
То понимаю, что мои современники

должны меня больше, чем Пушкина любить

 

Я пишу о том, что с ними происходит,

или происходило, или произойдет —

им каждый факт знаком
И говорю им это понятным нашим общим языком

 

А если они всё-таки любят Пушкина больше, чем меня,
так это потому, что я добрый и честный: не поношу его,
не посягаю на его стихи, его славу, его честь

 Да и как же я могу поносить всё это, когда

я тот самый Пушкин и есть

1979


Марина Бородицкая

***

Мне Пушкин обещал, что день веселья

Настанет. Он сказал: «Товарищ, верь!»

И верили ему в лесах тамбовских

Все волки, на скрипучей Колыме —

Невольники, толпой во тьму влекомы…

Мне тоже Пушкин никогда не врал.


Вот только нужно запастись терпеньем,

И грифельными досками, и мелом,

И книжками, в которых есть картинки,

И книжками, в которых нет картинок, —

Чтоб дети на обломках самовластья

Хоть что-нибудь сумели написать.

XX Всероссийская олимпиада школьников по литературе


II тур


10 класс


Задание №1

Вам, как успешному участнику Всероссийской олимпиады, предложено выступить в качестве одного из составителей электронной филологической библиотеки олимпиадника. В неё могут быть включены разнообразные исследования (историко-литературные и критические монографии, статьи, биографии писателей, комментарии к отдельным произведениям), которые полезно прочитать вашим товарищам при подготовке к олимпиадам по литературе (а в перспективе — и к поступлению на филологические специальности вузов). Материалы, включённые в библиотеку, должны быть доступны для школьника, интересны и познавательны, расширять кругозор и учить анализу литературного произведения. 

Выберите одну такую работу из числа прочитанных вами и в любой форме (письмо, заявка на издание, развёрнутая аннотация) порекомендуйте её редколлегии для включения в библиотеку. Ваша задача — рассказать о ней максимально конкретно и точно, объяснить, почему именно её нужно включить в библиотеку, чем она может быть полезна участнику олимпиады, что в ней самое важное и существенное. Не забудьте указать её название и автора. Рекомендацию оформите письменно. Постарайтесь не превышать объём в 500 слов. 

Максимальный балл — 25



Задание №2

Опираясь на стихотворения, посвящённые личности и творчеству М.Ю. Лермонтова, напишите эссе (очерк), которое будет представлять собой литературный портрет поэта  — таким, каким его увидели авторы-«потомки». Продумывая эссе (очерк), мысленно ответьте на вопросы: Какие аспекты биографического мифа Лермонтова востребованы поэтами ХХ века? Какие темы и мотивы творчества поэта привлекли их внимание? Какой образ поэта может увидеть современный читатель в тех «литературных зеркалах», которые составили данную подборку? Какими стихотворениями, по-вашему, необходимо её дополнить? Укажите в эссе (очерке) их названия и авторов. Как эти новые стихотворения могли бы изменить сложившийся образ Лермонтова?

Придумайте такой заголовок для своего эссе (очерка), который бы наиболее точно указывал на смысловые акценты образа поэта. Ориентировочный объём эссе (очерка) — 800—1000 слов.

Максимальный балл — 40



Георгий Иванов

***

Мелодия становится цветком,
Он распускается и осыпается,
Он делается ветром и песком,
Летящим на огонь весенним мотыльком,
Ветвями ивы в воду опускается...

Проходит тысяча мгновенных лет
И перевоплощается мелодия
В тяжёлый взгляд, в сиянье эполет,
В рейтузы, в ментик, в «Ваше благородие»
В корнета гвардии — о, почему бы нет?..

Туман... Тамань... Пустыня внемлет Богу.
— Как далеко до завтрашнего дня!..

И Лермонтов один выходит на дорогу,
Серебряными шпорами звеня.

(Из книги «1943–1958. Стихи». Впервые: «Новый журнал», 1951, №25)


Владимир Корнилов

Лермонтов

Дорога вьётся пропылённой лентой,
То вверх ползёт, то лезет под откос.
И засыпает утомлённый Лермонтов,
Как мальчик, не убрав со лба волос.

А солнце жжёт. И, из ущелья вынырнув,
Летит пролётка под колёсный шум,
Под горный шум, под пистолет Мартынова
На молньями играющий Машук.

…Когда с собой приносишь столько мужества,
Такую злобу и такую боль, —
Тебя убьют, и тут-то обнаружится,
Что ты и есть та самая любовь.

Тогда судьба растроганною мачехой
Склоняется к простреленному лбу,
И по ночам поэмы пишут мальчики,
Надеясь на похожую судьбу.

1948


Борис Слуцкий

Слава Лермонтова

Дамоклов меч
разрубит узел Гордиев,
расклюет Прометея вороньё,
а мы-то что?
А мы не гордые.
Мы просто дело делаем своё.

А станет мифом или же сказаньем,
достанет наша слава до небес —
мы по своим Рязаням и Казаням
не слишком проявляем интерес.

Но «Выхожу один я на дорогу»
в Сараево, в далекой стороне,
за тыщу верст от отчего порога
мне пел босняк,
и было сладко мне.

(Из сборника «Капля времени». Впервые: журнал «Знамя».1989, №3)



Александр Кушнер

***

Поговорить бы тихо сквозь века
С поручиком Тенгинского полка
И лучшее его стихотворенье
Прочесть ему, чтоб он наверняка
Знал, как о нём высоко наше мненье.

А горы бы сверкали в стороне,
А речь в стихах бы шла о странном сне,
Печальном сне, печальней не бывает.
«Шёл разговор весёлый обо мне» —
На этом месте сердце обмирает.

И кажется, что есть другая жизнь,
И хочется, на строчку опершись,
Ту жизнь мне разглядеть, а он, быть может,
Шепнёт: «За эту слишком не держись» —
И руку на плечо моё положит.

(Из книги «Вечерний свет». Санкт-Петербург, 2013)






Сергей Гандлевский

***

Стоит одиноко на севере диком

Писатель с обросшею шеей и тиком

Щеки, собирается выть.

Один-одинёшенек он на дорогу

Выходит, внимают окраины Богу,

Беседуют звёзды; кавычки закрыть.

1994


XX Всероссийская олимпиада школьников по литературе


II тур


11 класс


Задание №1

Вам, как успешному участнику Всероссийской олимпиады, предложено выступить в качестве одного из составителей электронной филологической библиотеки олимпиадника. В неё могут быть включены разнообразные исследования (историко-литературные и критические монографии, статьи, биографии писателей, комментарии к отдельным произведениям), которые полезно прочитать вашим товарищам при подготовке к олимпиадам по литературе (а в перспективе — и к поступлению на филологические специальности вузов). Материалы, включённые в библиотеку, должны быть доступны для школьника, интересны и познавательны, расширять кругозор и учить анализу литературного произведения. 

Выберите одну такую работу из числа прочитанных вами и в любой форме (письмо, заявка на издание, развёрнутая аннотация) порекомендуйте её редколлегии для включения в библиотеку. Ваша задача — рассказать о ней максимально конкретно и точно, объяснить, почему именно её нужно включить в библиотеку, чем она может быть полезна участнику олимпиады, что в ней самое важное и существенное. Не забудьте указать её название и автора. Рекомендацию оформите письменно. Постарайтесь не превышать объём в 500 слов. 

Максимальный балл — 25


Задание №2

Опираясь на стихотворения, посвящённые личности и творчеству А. А. Ахматовой, напишите эссе (очерк), которое будет представлять собой литературный портрет поэта  — таким, каким его увидели авторы-«потомки». Продумывая эссе (очерк), мысленно ответьте на вопросы: Какие аспекты биографического мифа Ахматовой востребованы поэтами ХХ века? Какие темы и мотивы творчества поэта привлекли их внимание? Какой образ поэта может увидеть современный читатель в тех «литературных зеркалах», которые составили данную подборку? Какими стихотворениями, по-вашему, необходимо её дополнить? Укажите в эссе (очерке) их названия и авторов. Как эти новые стихотворения могли бы изменить сложившийся образ Ахматовой?

Придумайте такой заголовок для своего эссе (очерка), который бы наиболее точно указывал на смысловые акценты образа поэта. Ориентировочный объём эссе (очерка) — 1000—1200 слов.

Максимальный балл — 40



Марина Цветаева


Анне Ахматовой


Узкий, нерусский стан —
Над фолиантами.
Шаль из турецких стран
Пала, как мантия.


Вас передашь одной
Ломаной чёрной линией.
Холод — в весельи, зной —
В Вашем унынии.

Вся Ваша жизнь — озноб,
И завершится — чем она?
Облачный — тёмен — лоб
Юного демона.


Каждого из земных
Вам заиграть — безделица!
И безоружный стих
В сердце нам целится.


В утренний сонный час,
— Кажется, четверть пятого, —
Я полюбила Вас,
Анна Ахматова.

11 февраля 1915


Арсений Тарковский


Из цикла «Памяти Анны Ахматовой»


Всё без неё не так. Приоткрывая,
Откладываю в сторону тетрадь,
И некому стихи мне прочитать,
И рукопись похожа беловая
На черновик, и первые ручьи
Подтачивают снежный пласт.
                                      Ничьи
Теперь её портреты — горбоносый
Антиохийский профиль
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
                            Горький рот
Среди живых подобий не найдёт
И не ответит больше на вопросы
Полуулыбкой, для которой нет
Ни зеркала земного, ни сравнений,
Туман сквозит. Ни отзвука, ни тени.
И смутно льётся белый ровный свет.

1966


Давид Самойлов


Смерть поэта

Что ж ты заводишь

Песню военну,

Флейте подобно,

Милый снегирь?

Державин


Я не знал в этот вечер в деревне,

Что не стало Анны Андреевны,

Но меня одолела тоска.

Деревянные дудки скворешен

Распевали. И месяц навешен

Был на голые ветки леска.


Провода электрички чертили

В небесах невесомые кубы.

А её уже славой почтили

Не парадные залы и клубы,

А лесов деревянные трубы,

Деревянные дудки скворешен.

Потому я и был безутешен,

Хоть в тот вечер не думал о ней.


Это было предчувствием боли,

Как бывает у птиц и зверей.


Просыревшей тропинкою в поле,

Меж сугробами, в странном уборе

Шла старуха всех смертных старей.

Шла старуха в каком-то капоте,

Что свисал, как два ветхих крыла.

Я спросил её: «Как вы живёте?»

А она мне: «Уже отжила...»


В этот вечер ветрами отпето

Было дивное дело поэта.

И мне чудилось пенье и звон.

В этот вечер мне чудилась в лесе

Красота похоронных процессий

И торжественный шум похорон.


С Шереметьевского аэродрома

Доносилось подобие грома.

Рядом пели деревья земли:

«Мы её берегли от удачи,

От успеха, богатства и славы,

Мы, земные деревья и травы,

От всего мы её берегли».


И не ведал я, было ли это

Отпеванием времени года,

Воспеваньем страны и народа

Или просто кончиной поэта.

Ведь ещё не успели стихи,

Те, которыми нас одаряли,

Стать гневливой волною в Дарьяле

Или ветром в молдавской степи.


Стать туманом, птицей, звездою

Иль в степи полосатой верстою

Суждено не любому из нас.

Стихотворства тяжёлое бремя

Прославляет стоустое время.

Но за это почтут не сейчас.


Ведь она за своё воплощенье

В снегиря царскосельского сада

Десять раз заплатила сполна.

Ведь за это пройти было надо

Все ступени рая и ада,

Чтоб себя превратить в певуна.


Всё на свете рождается в муке —

И деревья, и птицы, и звуки.

И Кавказ. И Урал. И Сибирь.

И поэта смежаются веки.

И ещё не очнулся на ветке

Зоревой царскосельский снегирь.






Ольга Берггольц


В 1941 году в Ленинграде


У Фонтанного Дома, у Фонтанного Дома,
 у подъездов, глухо запахнутых,
 у резных чугунных ворот
 гражданка Анна Андреевна Ахматова,
 поэт Анна Ахматова
 на дежурство ночью встаёт.
 На левом бедре её
       тяжелеет, обвиснув, противогаз,
 а по правую руку, как всегда, налегке, в покрывале одном,
       приоткинутом над сиянием глаз,
 гостья милая — Муза,
       с лёгкой дудочкой в руке.
 А напротив через Фонтанку — немые сплошные дома,
 окна в белых бумажных крестах.
       А за ними ни искры, ни зги.
 И мерцает на стёклах
       жемчужно-прозрачная тьма.
 И на подступах ближних отброшены снова враги.
 О, кого ты, супостат, захотел превозмочь?
 Или Анну Ахматову,
       вставшую в дозор у Фонтанного Дома,
       от Армии невдалеке?!
 или стражу её ленинградскую эту
       бессмертную белую ночь?
 Или Музу её со смертельным оружием,
       с лёгкой дудочкой в лёгкой руке?
1970—1971


Иосиф Бродский


На столетие Анны Ахматовой


Страницу и огонь, зерно и жернова,
секиры остриё и усечённый волос —
Бог сохраняет всё; особенно — слова
прощенья и любви, как собственный свой голос.


В них бьётся рваный пульс, в них слышен костный хруст,
и заступ в них стучит; ровны и глуховаты,
затем что жизнь — одна, они из смертных уст
звучат отчётливей, чем из надмирной ваты.


Великая душа, поклон через моря
за то, что их нашла, — тебе и части тленной,
что спит в родной земле, тебе благодаря
обретшей речи дар в глухонемой вселенной.

Июль 1989



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!