СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

9 класс. Олимпиада по литературе. Школьный этап.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал включает творческое задание олимпиады по литературе, требующее знания биографии отечественных писателей-классиков, анализ прозаического текста и критерии оценки заданий.

Просмотр содержимого документа
«9 класс. Олимпиада по литературе. Школьный этап.»

Задание олимпиады по литературе.

Школьный этап.

9 класс.




Часть 1. Творческое задание.

Прочитайте сонет С.И. Стромилова. Определите, кому из собратьев по перу автор посвятил своё стихотворение. Найдите в стихотворении художественные детали, которые подтверждают вашу мысль (за каждую верно найденную и прокомментированную деталь – 1 балл). Ваш ответ должен представлять собой подробный связный текст-рассуждение.

Если бы вы владели даром поэтического слова, кому из русских писателей или поэтов вы посвятили бы свой сонет? Почему? Какие заслуги отметили бы? Напишите об этом кратко, не более 10 предложений.


С.И. Стромилов. Сонет.


В соседстве двух морей, на родине метели,

Вблизи бродящих льдов и стужи он рожден;

Снегами полюса он встречен у купели

И пышным севера сияньем озарен.


Покинув дом отца, в стране чужой, далёко,

Как хлеба, он искал познаний и наук

Он в тайны естества сошел умом глубоко

И первый вырвал нам из лиры стройный звук.


Законник языка! ты стоишь поздней славы.

Ты первый красоту и дух его постиг,

Ты дал ему права, законы и уставы,

Хаос его стихий ты жизнию проник,

И, прелестью его украсив величавой,

Ты к силе творческой вдруг вызвал свой язык.




Часть 2. Целостный анализ прозаического текста.

В. Астафьев. Окно.

Ничто не наводит на меня такую пространственную печаль, ничто не повергает в такое чувство беспомощности, как одиноко светящееся окно в покинутой деревушке, да и в скоплении современных домов.

Подъезжаешь рано утром к большому городу, входишь в этот сделавшийся привычным, но все же веющий холодом и отчужденностью каменный коридор — и ощущение такое, словно медленно-медленно утопаешь ты в глухом, бездонном колодце. Равнодушно и недвижно стоят современные жилища с плоскими крышами, с темными квадратами окон, безликими громадами сплачиваясь в отдалении. Тяжелым сном повергнута окраина — ни огонька, ни вздоха.

Спит, сам себя загнавший в бетонные ульи, трудовой человек, спят по пять-шесть деревень в одном многоподъездном доме, спит волость или целая область в одном многолюдном микрорайоне, и только сны соединяют людей с прошлым миром: лошади на лугу, желтые валы сена средь зеленых строчек прокосов, береза в поле, босой мальчишка, бултыхающийся в речке, жатка, вразмашку плывущая в пшенице, малина по опушкам, рыжики по соснякам, салазки, мчащиеся с горы, школы с теплым дымом над трубой, лешие за горой, домовые за печкой…

«В самоволке находятся сны» — как сказал один солдат с поэтическими замашками.

И вдруг раскаленным кончиком иголки проткнется из темных нагромождений огонек, станет надвигаться, обретать форму окна — и стиснет болью сердце: что там, за этим светящимся окном? Кого и что встревожило, подняло с постели? Кто родился? Кто умер? Может, больно кому? Может, радостно? Может, любит человек человека? Может, бьет?..

Поди узнай! Это тебе не в деревне, где крик о помощи слышен от околицы до околицы. Далеко до каменного окна, и машину не остановишь. Уходит она все быстрее и быстрее, но глаза отчего-то никак не могут оторваться от неусыпного огонька, и томит голову сознание, что и ты вот так же заболеешь, помирать станешь и позвать некого — никого и ничего кругом, бездушно кругом.

Что же все-таки у тебя, брат мой, случилось? Что встревожило тебя? Что подняло с кровати? Буду думать — не беда. Так мне легче. Буду надеяться, что минуют твой казенный дом беды, пролетят мимо твоего стандартного окна. Так мне спокойней. Успокойся и ты. Все вокруг спят и ни о чем не думают. Спи и ты. Погаси свет.

(Сборник лирических миниатюр «Затеси», 1972 г).





Примерный ответ* к части 1 и критерии оценивания.


(Примечание*. В качестве ответа представлены подробные комментарии строк. Однако надо учитывать, что работа творческая и ученик, владея знаниями о биографии М.В.Ломоносова, может по-своему дать интерпретацию слов С.И. Стромилова. Поэтому примерный ответ не может считаться единственно верным).


Сонет С.И. Стромилова посвящён М.В. Ломоносову (2 балла).

На это указывают следующие детали.

«В соседстве двух морей, на родине метели, // Вблизи бродящих льдов и стужи он рожден; // Снегами полюса он встречен у купели // И пышным севера сияньем озарен» - М.В.Ломоносов родился на Севере, в Архангельской губернии, недалеко от г. Холмогоры в деревне Денисовка (ныне Ломоносово) (1 балл за любое из названных мест) в соседстве двух морей: Белого моря (1 балл) и Баренцева моря (1 балл).

«Покинув дом отца» - в 19 лет Ломоносов втайне от отца отправился с рыбным обозом в столицу учиться (1 балл).

«…в стране чужой, далёко» - около трёх недель (по другим сведениям – месяц) шёл Ломоносов в Москву (1 балл).

«Как хлеба, он искал познаний и наук» - Ломоносов по подложному паспорту поступил в Славяно-греко-латинскую академию, жил в крайней нужде (1 алтын, или 3 копейки, в день), но учёбы не оставил (1 балл).

«Он в тайны естества сошел умом глубоко» - основной своей профессией Ломоносов считал химию, однако оставил труды и по физике, и по астрономии, и по метеорологии, и по геологии, и по металлургии, и по географии (1 балл).

«И первый вырвал нам из лиры стройный звук» - по мнению Державина, Ломоносов был первым русским поэтом, основателем русской поэзии. (1балл).

«Законник языка!..

Ты первый красоту и дух его постиг,

Ты дал ему права, законы и уставы,

Хаос его стихий ты жизнию проник,

И, прелестью его украсив величавой,

Ты к силе творческой вдруг вызвал свой язык» - «Российская грамматика» Ломоносова была первой научной грамматикой, написанной на русском, а не на церковнославянском языке. Несколько поколений русских людей были обязаны ей своей грамотностью. Кроме того, Ломоносов создал теорию «трёх штилей» русского литературного языка (1 балл).

«…ты стоишь поздней славы» - Ломоносов создал первый русский университет в Москве на Воробьевых горах, который после смерти учёного стал носить его имя (1 балл).


Итого – 12 баллов.


Кроме того, оцениваются:

  • связность, доказательность, логичность изложения – 0-5 баллов;

  • богатство речи и стиля – 0-2 балла;

  • наличие/отсутствие орфографических, пунктуационных, грамматических ошибок – 0-1 балл.

Итого максимально – 20 баллов.



Критерии оценивания ответа части 2.

  1. Полнота и глубина интерпретации содержания произведения – максимально 10 баллов, из них:

  • тематика, проблематика, идея, авторский идеал, пафос произведения – 0-2 балла;

  • художественное время и пространство – 0-2 балла;

  • образная система, смысловые мотивы – 0-2 балла;

  • особенности сюжета и композиции – 0-2 балла;

  • социокультурный, историко-культурный, историко-биографический, философский контекст – 0-2 балла.

  1. Целостность анализа изобразительно-выразительных средств, определение их роли в раскрытии идейного содержания произведения, выявление авторской позиции – максимально 15 баллов, из них:

  • учет жанровой специфики 0-5 баллов;

  • приемы и средства выразительной и образной речи – 0-10 баллов:

- фонетические 0-2 балла;

- лексические (в том числе тропы) 0-2 балла;

- морфологические 0-2 балла;

- словообразовательные 0-2 балла;

- синтаксические 0-2 балла.

  1. Оценка текста отзыва – максимально 10 баллов, из них:

  • соответствие текста жанру отзыва – 0-2 балла;

  • общекультурная эрудиция автора, владение историко-культурными и теоретико-литературными понятиями – 0-2 балла;

  • индивидуальность восприятия и трактовки текста – 0-2 балла;

  • убедительность и точность аргументации – 0-2 балла;

  • композиционная стройность и стилистическая целостность текста – 0-2 балла;

  1. Грамотность в соответствии с критериями оценки работ обучающихся – максимально 5 баллов.

Итого максимальное количество баллов за ответ части 2 – 40.



Общее максимальное количество баллов за работу – 60.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!