СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Олимпиада по литературе языку 9 класс с ответами

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Олимиадные задания по литературе для учащихся 9 класса с ответами помогут учителю подготовить учеников к Всероссийской олимпиаде школьников, ученику самостоятельно готовиться к олимпиаде.

Просмотр содержимого документа
«Олимпиада по литературе языку 9 класс с ответами»

ШКОЛЬНАЯ ОЛИМПИАДА ПО ЛИТЕРАТУРЕ

9класс

2015– 2016 учебный год

1.Знание текста художественного произведения.


  1. О ком это говорится? Назовите героя (героиню), автора и название произведения. По одному баллу за каждый правильный ответ. (18 б)

а) Десять тысяч твоего доходу!.. да я на них всех свиней со всего бела света выкуплю…


б) Ему, казалось, был на роду написан битвенный путь и трудное знанье вершить ратные дела. Ни разу не растерявшись и не смутившись ни от какого случая, с хладнокровием, почти неестественным для двадцатидвухлетнего, он в один миг мог вымерять всю опасность и всё положение дела, тут же мог найти средство, как уклониться с тем чтобы потом верней преодолеть её.

в) Я находился в том состоянии чувств и души, когда существенность, уступая мечтаниям, сливается с ними в неясных видениях первосония. Мне казалось, буран ещё свирепствовал и мы ещё блуждали по снежной пустыне.


г) И с этой мыслью я засну

И никого не прокляну


д) –Я ещё доберусь до тебя!-грозит ему … и продолжает свой путь по базарной площади.


е) После ужина я танцевал с нею обещанную кадриль, и, несмотря на то, что был, казалось, счастлив, счастье моё всё росло и росло.

2. Из каких произведений эти герои? Кто их автор? По одному баллу за каждый правильный ответ. (10б)

1. Очумелов.

2. Дефорж.

3. Наталья Савишна.

4.Бабушка Акулина Ивановна.

5.Княгиня Волконская.


3. Определите автора афоризма: По одному баллу за каждый правильный ответ. (3б)

1) Рожденный ползать летать не может.

2) И крестьянки любить умеют.

3) Счастливые часов не наблюдают.



4.Кто из русских князей и в каком произведении древнерусской литературы так изображён: (2б)

Бьёшься ты впереди, прыщешь на воинов стрелами, гремишь о шлемы мечами булатными. Куда, Тур, поскачешь. Своим золотым шлемом посвечивая, - там лежат поганые головы половецкие.


2. Знание истории литературы.

5. По 3балла за каждый правильный ответ. (9б)

1. О каком знаменитом писателе начала 19 века идёт речь?

…его обезображенный труп толпа убийц в течение трёх дней таскала по улицам Тифлиса, потом его бросили в яму. Когда русское правительство потребовало выдачи тела, его удалось опознать лишь по руке, в сво1 время простреленной на дуэли.

Жена на могиле написала: «Ум и дела твои бессмертны в памяти русской, но для чего пережила тебя любовь моя?»

2. Вспомните название периодического издания, редактором которого был А.С.Пушкин в период

1836 – 1837 г.

3. 24 сентября 1782 года в Петербурге состоялась премьера комедии Д. И.Фонвизина «Недоросль». Театр был полон. Каким образом публика «аплодировала пьесе»?


3. Знание теории литературы.


6.К какому идейно-эстетическому направлению в литературе 18 – 19 веков соответствуют данные произведения: По три балла за каждый правильный ответ. (9б)

а) М.В.Ломоносов «Ода на день восшествия на престол Елизаветы Петровны» КЛАССИЦИЗМ

б) Н.М.Карамзин «Бедная Лиза» СЕНТИМЕНТАЛИЗМ

в) В.А.Жуковский «Светлана» РОМАНТИЗМ


7. Установите по приведённым ниже определениям литературоведческий термин. По три балла за каждый правильный ответ. (9б)

а) Элемент композиции, в котором художественный конфликт достигает критической точки своего развития. КУЛЬМИНАЦИЯ

б) Один из тропов, художественное преувеличение, усиливающее какие- нибудь качества или результаты поступков и эмоционально воздействующее на читателя. ГИПЕРБОЛА

в) Краткое изречение, содержащее в себе законченную мысль, житейскую мудрость или нравоучение. АФОРИЗМ, У БАСНИ МОРАЛЬ


8.Определите жанры произведений: По 2 балла за каждый правильный ответ. (10б)

1)«Русский язык» И.С.Тургенева (СТИХОТВОРЕНИЕ В ПРОЗЕ_

2) «Бедная Лиза» Н.М.Карамзина ПОВЕСТЬ

3) «Медный всадник» А.С. Пушкина ПОЭМА

4) «Море» В.Жуковского СТИХОТВОРЕНИЕ

5) «Горе от ума» А. С. Грибоедова. КОМЕДИЯ


9. Какие выразительные средства (тропы и стилистические фигуры) использованы в отрывках? Выпишите слова, связанные с каждым средством, и назовите. По одному баллу за каждый правильный ответ. (10б)


А.

Не напрасно дули ветры,

Не напрасно шла гроза.

С.А.Есенин

Б.

Унылая пора! очей очарованье!

А.С.Пушкин

В

Печальная береза

у моего окна,

И прихотью мороза

разубрана она.

А.А.Фет

Г.

Мурава лугов

Ковром стелется…

Гляну к северу —

Там, в глуши пустынь,

Снег, что белый пух,

Быстро кружится.

И.С.Никитин

Д.

Нева вздувалась и ревела...

и вдруг, как зверь остервенясь,

на город кинулась...

А.С.Пушкин



4.Интерпретация лирического произведения.

10.Прочитайте стихотворение. Ответьте на вопросы. Опираясь на вопросы, составьте развернутый анализ стихотворения. (20 баллов)


Е. Баратынский

Чудный град порой сольется

Из летучих облаков;

Но лишь ветер его коснется,

Он исчезнет без следов;


Так мгновенные созданья

Поэтической мечты

Исчезают от дыханья

Посторонней суеты.


1.О чем это стихотворение? Определите его тему, основную мысль

( сформулируйте сами и найдите в строчках стихотворения).

2. На какие смысловые части можно разделить это стихотворение?

На каком приеме оно построено?

3.Что, по мнению автора, несет гибель поэзии?

4. Попробуйте одним словом определить, что «исчезает».

5. О какой «посторонней суете» говорится в последней строке?

6. Какие средства выразительности помогают автору передать основную мысль? Какие образы возникают?

7. Определите стихотворный размер. Какую интонацию он придает стихотворению?






























Олимпиада по литературе. 9 класс.

ОТВЕТЫ

1.Знание текста художественного произведения.


1. О ком это говорится? Назовите героя, автора и название произведения. (По одному баллу за каждый правильный ответ, всего 18 баллов.)


а) О Скотинине. (Д.И.Фонвизин «Недоросль».)

б) Об Остапе. (Н.В.Гоголь «Тарас Бульба».

в) О Петре Гринёве. (А.С.Пушкин «Капитанская дочка»).

г) О Мцыри (М.Ю.Лермонтов «Мцыри»)

д) Об Очумелове (А.П.Чехов «Хамелеон»)

е) О Иване Васильевиче (Л.Н.Толстой «После бала»

2.Из каких произведений эти герои? Кто их автор? (По одному баллу за каждый правильный ответ, всего 10б)


1. А.П.Чехов. «Хамелеон.

2. А.С.Пушкин. «Дубровский».

3. Л.Н.Толстой. «Детство».

4. А.М.Горький. «Детство».

5. Н.А.Некрасов. «Русские женщины».


3. Определите автора афоризма: (По одному баллу за каждый правильный ответ, всего 3 б.)

1)М.Горький «Песня о Соколе»

2)Н.М.Карамзин «Бедная Лиза»

3) А.С.Грибоедов «Горе от ума»


4. Кто из русских князей…? (2б)

Князь Всеволод.

2. Знание истории литературы.


5. По 3балла за каждый правильный ответ. (9б)

1. Об А.С. Грибоедове.

2. «Современник».

3.Публика «аплодировала пьесе метанием кошельков» ( был такой обычай ).


3. Знание теории литературы.

6.К какому идейно-эстетическому направлению в литературе 18 – 19 веков соответствуют данные произведения: По три балла за каждый правильный ответ. (9б)


а) Классицизм.

б) Сентиментализм

в) Романтизм


7. Установите по приведённым ниже определениям литературоведческий термин. По три балла за каждый правильный ответ. (9б)


а) Кульминация.

б) Гипербола.

в) Афоризм.


8.Определите жанры произведений: ( за каждый верный ответ 2 балла, всего 10 баллов)

  1. Стихотворение в прозе

  2. Повесть

  3. Поэма

  4. Стихотворение

  5. Комедия


9. Какие выразительные средства (тропы и стилистические фигуры) использованы в отрывках? Выпишите слова, связанные с каждым средством, и назовите. (10б)


А..Инверсия: дули ветры, шла гроза (2б)

Олицетворение: шла гроза (1б)

Анафора: Не напрасно…., Не напрасно (1б)

Б. Оксюморон: Унылая пора! очей очарованье! (1б)

В. Эпитет - Печальная береза (1б)

Г. Метафора - Мурава лугов Ковром стелется (1б)

Сравнение - Снег, что белый пух, (1б)

Д. Олицетворение: Нева вздувалась и ревела, на город кинулась (2б)


4.Интерпретация лирического произведения.

10.Прочитайте стихотворение. Ответьте на вопросы. Опираясь на вопросы, составьте развернутый анализ стихотворения. (20 баллов)


1.О чем это стихотворение? Определите его тему, основную мысль (2б)

( сформулируйте сами и найдите в строчках стихотворения).

2. На какие смысловые части можно разделить это стихотворение? (2б)

На каком приеме оно построено? (1б)

3.Что, по мнению автора, несет гибель поэзии? (5б)

4. Попробуйте одним словом определить, что «исчезает». (1б)

5. О какой «посторонней суете» говорится в последней строке? (2б)

6. Какие средства выразительности помогают автору передать основную мысль? Какие образы возникают? (5б)

7. Определите стихотворный размер. Какую интонацию он придает стихотворению? (2б)




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!