12
ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ПО НЕМЕЦКОМУ ЯЗЫКУ
ДЛЯ 5–11 КЛАССОВ.
ВЕСЕННИЙ СЕЗОН
Методические рекомендации по проведению олимпиады по немецкому языку в образовательном учреждении
ЦРТ «Мега-Талант»
2016
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
Характеристики дистанционной олимпиады 4
Перечень необходимого материально-технического обеспечения 7
Возможности учителя в ЦРТ «Мега-Талант» 8
Рекомендуемые источники информации 9
ВВЕДЕНИЕ
Настоящие методические рекомендации подготовлены оргкомитетом ЦРТ «Мега-Талант» в помощь педагогам, желающим провести в своем учебном учреждении всероссийскую дистанционную олимпиаду по немецкому языку.
Методические рекомендации содержат описание характеристик дистанционной олимпиады, перечень необходимого материально-технического обеспечения для ее проведения, памятку о возможностях учителя в ЦРТ «Мега-Талант» и рекомендуемые источники информации для подготовки участников к олимпиаде.
Оргкомитет сайта выражает надежду, что представленные материалы окажутся полезными при организации мероприятия в Вашем образовательном учреждении. Желаем успехов в его проведении!
ХАРАКТЕРИСТИКИ ДИСТАНЦИОННОЙ ОЛИМПИАДЫ
Дистанционные олимпиады проводятся согласно ч. 2 ст. 77 Федерального закона Российской Федерации "Об образовании в Российской Федерации" №273-ФЗ от 29.12.2012 г., в целях выявления и поддержки лиц, проявивших выдающиеся способности, и направлены на выявление и развитие у обучающихся интеллектуальных и творческих способностей, на пропаганду научных знаний, творческих и спортивных достижений.
Одними из предназначений проведения дистанционной олимпиады по немецкому языку являются: прививание интереса к изучению языка, его особенностям и строению, межязыковым связям, а также к культуре страны, для которой данный язык является национальным, повышение уровня владения иностранным языком среди школьников, увеличение их словарного запаса. Привлечение учащихся к участию в таком мероприятии поможет побудить их к самостоятельному получению новых знаний и расширению кругозора, мотивировать к дальнейшему овладению немецким языком и совершенствованию всех видов речевой деятельности, а также стимулировать развитие личности ребенка, внимания, мышления, памяти и воображения ученика.
Оргкомитет подготовил комплекты заданий для 5-11 классов, а также I-II курсов ССУЗ. Задания для всех категорий участников составлены с учетом того объема учебного материала, который пройден учащимися на данный момент по школьной программе. При этом задания для I курса ССУЗ соответствуют программе 10 класса, а задания для II курса ССУЗ соответствуют программе 11 класса. Также в заданиях олимпиады может встречаться материал, пройденный учащимися в предыдущих классах.
Олимпиадные задания для всех категорий участников представлены следующими блоками:
Блок понимания письменной речи
Блок грамматических вопросов
III . Блок лексических вопросов
IV. Блок страноведческих вопросов
В блоке понимания письменной речи участнику предложен современный тематический текст, к которому оргкомитетом составлены вопросы касательно его содержания, а также несколько заданий по тексту на знание лексики.
Блок грамматических вопросов включает в себя соответственно задания, связанные с грамматическим построением предложений и использованием времен.
В блоке лексических вопросов размещены задания непосредственно на знание лексики, например, на перевод слов, подбор синонимов, антонимов, понимание правильности использования частей речи.
Страноведческий же блок вопросов включает в себя задания на знание культуры и особенностей германоязычных стран мира.
Всего, в рамках проведения олимпиады, участникам предлагается ответить на 15 тестовых вопросов и заданий следующих типов:
Тестовый вопрос с одним правильным вариантом ответа.
Тестовый вопрос с двумя правильными вариантами ответов.
Тестовые вопросы на включение и исключение.
Тестовые задания на соотнесение двух рядов данных.
Тестовые задания по работе с иллюстративными источниками.
Тестовые задания на анализ текста.
Вместе с тем, стоит отдельно отметить, что для 5-6 классов задания представляют собой 15 вопросов, не разделенных на блоки, а составляющих единую историю либо отдельные вопросы, адаптированные к возрасту и знаниям учащихся.
Содержание заданий соответствует трем основным характеристикам: они имеют творческий характер, сбалансированное содержание и соответствуют возможностям учеников.
Под творческим характером заданий следует понимать, что при их составлении оргкомитет стремился к тому, чтобы поиск правильного ответа требовал от участника не только основательной академической подготовки, а и умения самостоятельно размышлять и делать выводы на основе уже полученных знаний.
Под сбалансированностью содержания оргкомитет олимпиады подразумевает, что немецкий язык как предмет изучения невероятно обширен, и лишь немногие участники могут в равной степени знать все его разделы. В целом, при составлении заданий оргкомитет ЦРТ «Мега-Талант» ориентировался на базовый курс немецкого языка в школах. Вместе с тем, ученикам, которые особенно интересуются предметом, предоставлена возможность проявить себя.
Под соответствием заданий возможностям учеников оргкомитет понимает тот факт, что олимпиада ориентирована на массовое проведение мероприятий и задания должны быть максимально доступны широкому кругу участников. Поэтому задания для олимпиады разработаны в соответствии с принятой программой образования, а также возрастных особенностей участников.
Оптимальное время, необходимое педагогу для проведения олимпиады в 5–11 классах, для I-II курсов ССУЗ – один учебный час. Общее количество времени рассчитывается исходя из рекомендованных промежутков времени, необходимых учащимся для решения тестовых заданий олимпиады.
ПЕРЕЧЕНЬ НЕОБХОДИМОГО МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
Для проведения олимпиады необходимы:
Учебная аудитория, позволяющая разместить учеников таким образом, чтобы каждый имел возможность выполнять задания самостоятельно, и чтобы предотвратить списывание.
Компьютер с доступом к Интернету, не обязательно находящийся в учебном учреждении, позволяющий своевременно загрузить задания олимпиады из личного кабинета учителя на сайте mega-talant.com.
Копировально-множительная техника, позволяющая распечатать комплекты заданий и бланки ответов в установленные сроки в необходимом количестве и требуемом качестве. При наличии в олимпиадных заданиях тестов, предполагающих работу с иллюстративным материалом, оргкомитет настоятельно рекомендует использовать цветную печатную технику.
Организаторам рекомендуется иметь при себе запас расходных материалов на время проведения олимпиады (шариковые ручки, черновики, запасные комплекты заданий и бланков ответов).
ВОЗМОЖНОСТИ УЧИТЕЛЯ В ЦРТ «МЕГА-ТАЛАНТ»
Частичная компенсация преподавателю стоимости организационного взноса за участие по каждой оформленной заявке. Это делается для того, чтобы учитель не тратил свои личные средства на печать раздаточных и наградных материалов, и другие организационные расходы при проведении мероприятия.
Предоставление каждому педагогу бесплатного свидетельства и благодарности за подготовку участников и проведение мероприятия в своем образовательном учреждении (ОУ).
Возможность сформировать персонализированный рейтинг класса, на котором будут отображены результаты участия каждого учащегося, в виде красочной инфографики.
Простая процедура загрузки ответов участников на сайт и автоматическая обработка результатов.
Служба поддержки, которая оперативно поможет вам с любыми вопросами.
Ценные призы в конце каждого сезона для самых активных учителей. Среди призов: ноутбук ASUS X553MA-BING-SX371B, курсы повышения квалификации от ИПТК, а также подарочные сертификаты номиналом в 2000 рублей для совершения покупок в интернет-магазине OZON.
Реферальная программа. Приглашая коллег к участию в мероприятиях, вы получаете дополнительные баллы, которые помогут вам выиграть ценные призы.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИНТЕРНЕТ-ИСТОЧНИКОВ, РЕКОМЕНДУЕМЫХ ДЛЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ УЧАСТНИКОВ К ОЛИМПИАДЕ
Андронкина Н.М. Новые формы и типы уроков в обучении иностранному языку: Учебное пособие для вузов (гриф). Горно–Алтайск: РИО Горно–Алтайского госун–та, 2005 г.
Арсеньева М.Г. Грамматика немецкого языка: Учеб. пособие для вузов. - СПб.: Союз, 2002 г.
Беляева Н.А. Сборник упражнений с ключами по немецкой грамматике: Склонение прилагательных, причастий и порядковых числительных. – СПб.: КАРО, 2005 г.
Бибин О.А. Введение в практическую фонетику немецкого языка– СПб.: Союз, 2001 г.
Бим Л. Книга для учителя к учебнику немецкого языка 2 кл. средней школы. – М.: Просвещение, 1993 г.
Бим Л. Шаги 2: Книга для учителя к учебнику немецкого языка 6 класса общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2004 г.
Биркенгоф Г.М. Сборник упражнений по грамматике немецкого языка. – М.: ИМО, 1963 г.
Бухаров В.М. Практический курс немецкого языка: Учеб. (гриф) – М.: Высш. шк., 1993 г.
Бухаров В.М. Практический курс немецкого языка: Ч. 1: Учебник для вузов (гриф) – М.: Иностранный язык: Оникс, 2006 г.
Воронина Г.И. Немецкий язык, контакты: Книга для учителя к учебнику немецкого языка для 10–11 классов общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2004 г.
Грамматика немецкого языка в таблицах, схемах, рисунках. – М.: лист, 1996 г.
Гулыга Е.В Грамматика немецкого языка. – М.: Менеджер, 2004 г.
Девекин В.Н. Практикум по грамматике немецкого языка: Учеб. пособие для вузов (гриф) – М.: Высш. шк., 1985 г.
Девекин В.Н. Практический курс немецкого языка: Учеб. (гриф) – М.: Высш. шк., 1994 г.
Завьялова В.М. Грамматика немецкого языка: Краткий справочник: Учебное пособие для вузов (гриф) – М.: ЧеРо, 2004 г.
Зиброва Г.Г. Учебное пособие по немецкому языку для развития навыков устной речи. – М.: НВИ–Тезаурус, 1999 г.
Катаев С.Д. Язык немецкой прессы: Пособие по чтению и реферированию. – М.: Высшая школа, 2005 г.
Клочко И.Г. Вы еще не говорите по–немецки? Самоучитель для начинающих. – М.: Высшая школа, 2005 г.
Козьмин О.Г. Фонетика немецкого языка: Практический курс: Учеб. пособие для вузов (гриф) – М.: Просвещение, 1982 г.
Козьмин О.Г. Фонетика немецкого языка: Учебник для вузов (гриф) – М.: Высшая школа, 2004 г.
Колкер Я.М. Практическая методика обучения иностранному языку: Учеб. пособие (гриф) – М.: Академия, 2000 г.
Коляда Н.А. Грамматика немецкого языка. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2001 г.
Лепп М. Краткая грамматика немецкого языка. – М. : ИНФРА–М, 2005 г.
Любимова Н.В. ЕГЭ. Немецкий язык. Репетитор. – М.: Эксмо, 2006 г.
Миролюбов А.А. История отечественной методики обучения иностранным языкам: Учеб. пособие (гриф) – М.: СТУПЕНИ, ИНФРА–М, 2002 г.
Мозаика: Книга для учителя к учебнику немецкого языка для IX класса школ с углубленным изучением немецкого языка / Н.Д. Гальскова. – М.: Просвещение, 2004 г.
Молчанова И.Д. Краткая грамматика немецкого языка: Учеб. пособие (гриф) – М.: Высш. шк., 1996 г.
Молчанова И.Д. Краткая грамматика немецкого языка: Учеб. пособие для студентов неязыковых вузов (гриф) – М.: Высш. шк., 1986 г.
Настольная книга преподавателя иностранного языка: Справочное пособие. – Мн.: Высш. шк., 1997 г.
Немецкий язык. 10 класс: Поурочные планы по учебнику Г.И. Ворониной, И.В. Карелиной "Немецкий язык, контакты" / О.В. Лемякина. – Волгоград: Учитель, 2006 г.
Немецкий язык. 11 класс: Поурочные планы по учебнику Г.И. Ворониной, И.В. Карелиной "Немецкий язык, контакты" / О.В. Лемякина. – Волгоград: Учитель, 2006 г.
Немецкий язык. 5 класс: Поурочные планы по учебнику И.Л. Бим "Немецкий язык. Шаги 1" / О.В. Лемякина. – Волгоград: Учитель, 2005 г.
Немецкий язык. 5 класс: Поурочные планы по учебнику И.Л. Бим, Л.М. Санниковой, Л.М. Садомовой "Немецкий язык. Шаги 2" / О.В. Лемякина. – Волгоград: Учитель, 2006 г.
Немецкий язык. 5–9кл.: программы общеобразовательных учреждений / И.Л. Бим. – М.: Просвещение, 2008 г.
Немецкий язык. 6 класс: Поурочные планы по учебнику И.Л. Бим, Л.М. Санниковой, Л.М. Садомовой "Немецкий язык. Шаги 2" / О.В. Лемякина. – Волгоград: Учитель, 2006 г.
Немецкий язык. 7 класс: Поурочные планы по учебнику И.Л. Бим, Л.В. Садомовой, Н.А. Артемовой "Немецкий язык. Шаги 3" / О.В. Лемякина. – Волгоград: Учитель, 2005 г.
Немецкий язык. 8 класс: Поурочные планы по учебнику И.Л. Бим, Л.М. Санниковой и др. "Немецкий язык. Шаги 4" / О.В. Лемякина. – Волгоград: Учитель, 2005 г.
Немецкий язык. 9 класс: Поурочные планы по учебнику И.Л. Бим, Л.В. Садомовой "Немецкий язык. Шаги 5" / О.В. Лемякина. – Волгоград: Учитель, 2006 г.
Немецкий язык. Всероссийские олимпиады. Выпуски 1–3 (Пять колец). М.: Просвещение, 2008–2009 г.
Радченко О.А., Иванов М.А. «Немецкий язык». 10—11 классы. Тесты. М.: Дрофа. Паремская Д.А. Практическая грамматика (немецкий язык): Учеб. пособие. – Мн.: Выш. шк., 2001 г.
Паремская Д.А. Практическая грамматика (немецкий язык): Учеб. пособие (гриф) – Мн.: Выш. шк., 2003 г.
Паремская Д.А. Практическая грамматика (немецкий язык): Учеб. пособие для вузов (гриф) – Мн.: Выш. шк., 2006 г.
Пассов Е.И. Грамматика? Нет проблем. Deutshe grammatik leichtgemacht: Учеб. пособие. – М.: Ин. яз., 2001 г.
Пассов Е.И. Искусство общения. Meiner meinung nach. . . : Учеб. пособие– М.: Ин. яз., 2001 г.
Пассов Е.И. Книга для учителя к учебнику "В мире немецкого языка" для 9 класса общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2004 г.
Радченко О.А. и др. «100 диалогов, текстов, упраж. по нем. яз. для развития устной речи школьников и поступающих в вузы». - М.: Дрофа.
Радченко О.А. и др. «130 основных правил немецкой грамматики с упражнениями для школьников и поступающих в вузы». - М.: Дрофа. Селиванова И.М., Радченко О.А., Иванов М.А. «Über Deutschland und Russland». - М.: Дрофа. Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам: Базовый курс: Пособие для пед. вузов. – М.: Просвещение, 2002 г.
Хебелер Г., Радченко О.А. «Немецкий язык. Устные темы для развития разговорной речи. 7–9 классы». Дидактические материалы. М.: Дрофа. Хицко Л.И. Совершенствуйте свое произношение. Практический курсфонетики немецкого языка: Учеб. (гриф) – М.: Высш. шк., 1994 г.
Шатилов С.Ф. Методика обучения немецкому языку в средней школе: Учеб. пособие. – Л.: Просвещение, 1977 г.
Шендельс Е.И. Практическая грамматика немецкого языка: Учебник (гриф) – М.: Высшая школа, 1979 г.
Щербакова Л.Г. Практическая фонетика немецкого языка: Учебное пособие для вузов (гриф) – Минск: ТетраСистемс, 2008 г.
Яковлева Л.Н. Мозаика: Книга для учителя к учебнику немецкого языка для IX класса школ с углубленным изучением немецкого языка. – М.: Просвещение, 2005 г.
© ЦРТ «МЕГА-ТАЛАНТ» https://mega-talant.com
E-mail для связи: help@mega-talant.com