СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Олимпиада по обществознанию. Школьный этап

Нажмите, чтобы узнать подробности

в олимпиаде представлены задания разного уровня сложности и даны критерии оценивания заданий

Просмотр содержимого документа
«Олимпиада по обществознанию. Школьный этап»

Всероссийская олимпиада школьников 2017-2018 гг.

Олимпиада по обществознанию. Школьный этап

Задание 1. 10 баллов

1.1. Что объединяет приведённые ниже понятия? Дайте максимально точный ответ.

Доход, образование, престиж, власть.

1.2. Что объединяет приведённые ниже понятия? Дайте максимально точный ответ.

Труд, земля, капитал, предпринимательские способности

1.3. Дайте краткое обоснование ряда (что объединяет перечисленные элементы) и укажите, какой из элементов является лишним по данному основанию.

Парламент назначает правительство; правительство подотчётно президенту; глава государства имеет сугубо представительные функции; премьер-министр, как правило, глава партии, победившей на выборах.

1.4. Дайте краткое обоснование ряда (что объединяет перечисленные элементы) и укажите, какой из элементов является лишним по данному основанию.

Социальные ценности и образцы поведения, перемещения в обществе, семья К. переехала в другую страну, социальные лифты, буржуазия была лишена прав после Октябрьской революции в России.


Задание 2. 6 баллов

«Да» или «нет»? Если Вы согласны с утверждением, напишите «Да», если

не согласны ‒ «Нет». Запишите свои ответы в виде таблицы.

1. Согласно Аристотелю, человеку не свойственно по его природе объединяться с другими людьми.

2. Девиантное поведение всегда наказывается законом.

3. Человек – существо биосоциальное

4. Для командной экономики характерно определение цен рынком

5. Колода игральных карт является примером знаковой системы.

6. Деление права на частное и публичное уходит истоками в римское право.


Задание 3. 4 балла

Решите задачу.

Юрий К., 15-ти лет, узнав, что у папы появился новый ноутбук, решил продать ненужный домашний компьютер своему приятелю, 18-летнему Борису С. На просьбу родителей Юрия «вернуть всё на свои места» Борис ответил отказом, так как он уже начал пользоваться компьютером и «он ему нравится». Родители Юрия К. решили обратиться в суд. Каково содержание искового заявления? Какое решение вынесет суд (ответ аргументируйте)?


Задание 4. 20 баллов

4.1. Соотнесите определения и термины. 10 баллов

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

ТЕРМИН

А) совокупность способов и методов реализации политической власти

1) политическая культура


Б) объединение людей, претендующее на определённой территории на монополию легитимного физического насилия

2) политическая система


В) система ориентаций индивидов относительно политической системы в целом и себя в этой политической системе

3) политический режим


Г) совокупность политических институтов и взаимосвязей между ними

4) политическая партия


Д) негосударственный политический институт, выполняющий функции представления интересов общества и борьбы за власть

5) политическая идеология



6) государство


4.2. Установите соответствие между социальными ситуациями и функциями денег, которые в них проявляются. 10 баллов

СОЦИАЛЬНАЯ СИТУАЦИЯ

ФУНКЦИЯ ДЕНЕГ

А) Школьник положил 10 рублей в копилку.

1) мера стоимости

Б) Менеджер банка получил кредит на льготных условиях.

2) средство обращения

В) Семья купила трактор для работы на своей ферме.

3) средство накопления

Г) В магазине батон стоит30 руб., а в ларьке возле метро – 43 руб.

4) средство платежа

Д) Германия заплатила корпорации Газпром за поставленный в 2017 году газ

5) мировые деньги




Задание 5. 16 баллов

Распределите изображения по четырём группам. Запишите основания для выделения каждой группы.

А. Б. В. Г.Д. Е. Ж. З.


Задание 6. 44 балла

Напиши обществоведческое сочинение.

Перед Вами высказывания известных отечественных и зарубежных мыслителей. Выберите то из них, которое станет темой сочинения-эссе. Ваша задача – сформулировать своё собственное отношение к проблеме, поднятой в данном утверждении, и обосновать аргументами, основанными на знании обществознания и собственном социальном опыте.

1) «Ребёнок – зеркало семьи; как в капле воды отражается солнце, так в детях отражается нравственная чистота матери и отца» (В.А. Сухомлинский).

2) «Не может быть оправдано никакое неравенство, кроме того, которое создано природой в виде различия между отдельными людьми» (А. Бебель).

3) «Проблема дефицита и избытка может быть решена свободными ценами так же просто, как человек решает не ходить по грязи, чтобы не испачкать обувь» (Ф. Найт).

4) «Судья призван прилагать все силы ума и совести, знания и опыта, чтобы постигнуть и житейскую, и юридическую правду дела» (А.Ф. Кони).

5) «Всё, что зависит от законодательной власти, часто лучше устраивается многими, чем одним» (Ш. Монтескьё).













Ответы

Задание 1. 10 баллов

1.1 Ответ: критерии социальной стратификации. 2 балла за верный ответ.

1.2 Ответ: факторы производства. 2 балла за верный ответ.

1.3 Ответ: Общее: характеристики парламентской республики. Лишнее: правительство подотчётно президенту. 3 балла за верный ответ 2 балла за правильное обоснование, 1 балл за указание лишнего).

1.4 Ответ: Общее: характеристика социальной мобильности. Лишнее: Социальные ценности и образцы поведения. 3 балла за верный ответ (2 балла за правильное обоснование, 1 балл за указание лишнего).

Задание 2. 6 баллов

Ответ:

1

2

3

4

5

6

нет

нет

да

нет

да

да

1 балл за каждую верную позицию.

Максимум за задание 6 баллов.

Задание 3. 4 балла

Ответ: Иск о признании сделки недействительной (2 балла). Юрий К. – несовершеннолетний, а значит, не мог совершать сделки без согласия родителей, данная сделка является оспоримой, а значит, должна быть признана судом недействительной (2 балла).

Максимум 4 балла за задание.

Задание 4. 20 баллов

4.1 Ответ: 2 балла за каждое правильное соотнесение.

А Б В Г Д

3 6 1 2 4

4.2 Ответ: 2 балла за каждое правильное соотнесение.

А Б В Г Д

3 4 2 1 5

Задание 5. 16 баллов

Ответ:

Группа 1. Товарные знаки (бренд, логотип): А; Г (Лакост, Пума).

Группа 2. Экологические: (Знаки международных (социальных, экологических)

организаций, социальные – не точно, но допустимо): Б- Гринпис, Д - Всемирный фонд защиты животных).

Группа 3. Гербы (субъектов РФ): В, Ж (Нижегородская область; Мордовия)

Группа 4. Талисманы олимпийских игр: Е, З (Леопард – Сочи 2014, Мишка – Москва 1980).

Указанное в скобках – возможные варианты ответа и уточнения, отсутствие которых не является ошибкой.

2 балла за каждое из четырёх обоснований, 2 балла за каждую правильную пару.

Максимум за задание 16 баллов.

Задание 6. 44 балла

Критерии оценивания сочинения-эссе:

1. Умение выделить проблему, поставленную автором, обоснование её

значимости для общественных наук и социальной практики.

2. Умение сформулировать и обосновать собственную точку зрения при

раскрытии темы.

3. Уровень аргументации:

а) внутреннее смысловое единство, согласованность ключевых тезисов и

утверждений, непротиворечивость суждений;

б) опора на научные теории, владение понятиями курса;

в) опора на факты общественной жизни, личный социальный опыт;

г) примеры из произведений духовной культуры (литература, театр, кино,

живопись и др.).

4. Умение сформулировать основные выводы по итогам рассмотрения темы.

До 11 баллов за каждый критерий.

Максимум за задание 44 балла.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!