СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Олимпиада по русскому языку. 11 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Олимпиада по русскому языку. 11 класс»

Задания для проведения муниципального этапа олимпиады по русскому языку в 10-11 классах


Вопрос № 1.

У существительных женского рода I склонения для форм родительного, дательного и предложного падежей единственного числа есть только два окончания – -и (-ы) и. При отсутствии ударения эти окончания могут звучать совершенно одинаково, например: [из бáн’и] (из бани), [в бáн’и] (в бане).

Тем не менее, приблизительно в половине случаев по форме существительного с безударным окончанием можно определить, какое именно окончание оно содержит: например, в формах [шкóл’и] [рабóт’и] окончание, несомненно,.

Каким образом можно принять это решение? У каких именно существительных?


Вопрос № 2.

В истории русского языка в слове губа ударение в формах ед.ч. сместилось с первого слога на второй под влиянием некоторых других слов ж.р., образующих закрытую группу и схожих со словом губа по значению и структуре. Назовите все эти слова. Что объединяет все эти слова (фонетически и семантически)?

Вопрос № 3.

Какому орфографическому принципу подчиняется написание слов транскрипция (при транскрибировать), суффикс (при суффигированный)? Какие морфемы в современном русском языке наиболее часто имеют варианты под влиянием данного принципа? Приведите 3-4 примера слов с такими морфемами.


Вопрос № 4.

Укажите род имён существительных тюль, домúшко, дóльче-вúта, зерó, мафиóзи, палáццо, прóфи, салями, табý, хúппи, чичерóне, áльма-мáтер, замóк-защёлка, кóфта-жакéт, кресло-качалка, платье-костюм, роман-хроника. Определите значения слов дóльче-вúта, палáццо, прóфи, табý, чичерóне, áльма-мáтер.


Вопрос № 5.

Даны слова и таблицы, отражающие морфемный состав некоторых из этих слов:

авиастроительство, автобусный, автовокзальный, коферазвесочный, отвердение, переформирование, твердослойность, уравновешение, чаеформовочный

Приставка

корень

суффикс

суффикс

окончание






2)

корень

соединительная гласная

корень

суффикс

суффикс

суффикс

окончание








3)

корень

корень

суффикс

суффикс

окончание






4)

корень

соединительная гласная

корень

суффикс

суффикс

окончание







5)

приставка

корень

суффикс

суффикс

окончание






6)

корень

приставка

корень

суффикс

суффикс

окончание








1. Найдите слово, морфемный состав которого показан в каждой из таблиц (соответствует схеме). Помните о нулевых морфемах. Они тоже обозначаются в схемах как отдельные единицы.

2. Выпишите отдельно не подходящие ни к одной таблице слова и укажите их морфемный состав.

3. Придумайте слово, соответствующее следующей схеме морфемного состава:

приставка

приставка

приставка

корень

суффикс

суффикс

окончание









Вопрос№ 6.

Каковы грамматические различия слов микроб, сироп, циклоп и как они проявляются?


Вопрос № 7.

Прочитайте фразеологизмы из чешского языка. Подберите русские эквиваленты.

Vyhazovat peníze z okna (Бросьте ваши деньги в окно). Zabít dvě mouchy jednou ranou (Убить две мухи одним ударом). Držet (někomu) palce (Держать кому-нибудь пальцы). Znát něco jako své boty (Знать что-то как свои ботинки). Chodit kolem horké kaše (Ходить вокруг горячей каши).



Вопрос № 8.

Сравните выделенные слова по их словообразовательным характеристикам. Что объединяет все эти слова? Какое слово выпадает из общего ряда?

Адресант – это тот, кто адресует что-либо кому-либо.

Арестант – это тот, кто арестован.

Квартировать значило “быть квартирантом”.

Практикант – это тот, кто практикуется.


Вопрос № 9.

Опираясь на словосочетания величайший артист, злейший враг, характернейшая примета, честнейший человек и подобное дайте определение лингвистическому термину элятúв (элатúв).


Вопрос № 10.

Переведите текст. Определите в нем значение выделенного слова, подберите в современном русском языке слова с теми же словообразовательными элементами, определите их семантику, укажите, какой суффикс используется в ед.ч. и к какому роду относятся эти слова в современном русском языке.



Се же бяше по смотрению Божию быти сему, яко да от Бога книжное учение будет ему, а не от человекь; еже и бысть. Скажем же и сие, яко от Божиа откровениа умhти ему грамоту. Въ единъ убо от днии отець его посла его на взыскание клюсят. [Так и Саул] иже посланъ бяше отцомь своим Киссом на взыскание осляти; он же шед обрhте святого пророка Самоила . Сице и блаженныи отрокъ послан бо бысть отцомь своим Кирилом обрhте етера черноризца, старца свята, странна и незнаема, саномъ прозвитера И рече ему старець: « И о грамотh, чадо, не скръби: вhдыи буди известно, яко от сего дне дарует ти Господь грамотh умhти зhло добрh » (Житие преподобного Сергия Радонежского)


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!