СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Олимпиада по русскому языку

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Олимпиада (хронология) — период между двумя античными Олимпийскими играми. Греческие историки использовали счёт времени по олимпиадам. Олимпиады по лингвистике проводятся с целью повторить , закрепить и оценить изучнные материалы по русскому языку.

Просмотр содержимого документа
«Олимпиада по русскому языку»

Олимпиада по русскому языку

Язык, которым Российская держава великой части света повелевает, по его могуществу имеет природное изобилие, красоту и силу, чем ни единому европейско­му языку не уступает. И для того нет сомнения, чтобы российское слово не могло приведено быть в такое со­вершенство, каковому в других удивляемся       

- Углубляя знания по русскому языку,полезно пользоваться материалами,которые часто не входят в школьную программу.Много интересного можно найти на сайтах по русскому языку.Мы подготовили вопросы,которые помогут вам расширить кругозор.

1.Ведущий

Есть у меня шестёрка слуг ,

Проворных , удалых.

И всё , что вижу я вокруг ,-

Всё знаю я от них.

Они по знаку моему

Являются в нужде.

Зовут их : (как и почему , кто , что , когда и где )

2.Ведущий

«Не забывай на праведное пути то , что старик Марк Твен сказал когда-то : «Ты должен слово нужное найти , а не его троюродного брата».

1.Вопрос

Объясните игру слов в стихотворных строчках :

Косит косец , а зайчишка косит.

Трусит воришка , а ослик трусит.

2.Вопрос

Мы знаем слова бывают многозначными и однозначными.У кого слово больше всего значений зафиксировано.

В 17-титомом «Словаре современного русского лит.яз» зафиксировано двадцать шесть значений слова идти.



3.Вопрос Шутки ( Блиц ) – Кто готов ?

1).Какой город летает ? ( Орёл )

2)Какой государство можно носить на голове ? ( Панама )

3)Какая европейская столица стоит на скошенной траве ( Париж )

4)Какую страну можно носить ? (Ямайка )

5)Без какой музыкальной ноты нельзя приготовить обед ? ( Соль )

4.Вопрос

Каким термином называют не только один из разделов лингвистики , но и раздел биологии , изучающий формы животного и растительного мира

(Морфология)

5.Вопрос

-Мы знаем все части слова , все морфемы неизменяемая часть слова – корень , изменяемая – окончание , перед корнем приставка , после корня суффикс. А как называется соединительная гласная ( Интерфикс )

6.Вопрос ( Вставить букву и знаки препинания )

Реши правильно : Отец моей подруги , уехавший в Крым , обнаружил Аланские надписи.

7.Вопрос

Подобрать синонимы к фразеолгизмам

1. Чернильная душа- бюрократ

2.Дар слова-красноречие

3.У черта на куличках-далеко

4.Рукой подать-близко

5.Кот наплакал-мало

6.Куры не клюют – много

8.Вопрос

Подобрать антонимы к фразеологизмам ( Отвечать фразеологизмами )

Кот наплакал – куры не клюют

Засучив рукава – спятив рукава

Выйти из себя – взять себя в руки

Одержать победу – потерпеть поражение

Превозносить до небес- втаптывать в грязь

На словах- на деле

В глаза – за глаза

Душа в душу – кошка собакой.

9.Вопрос

Ни рыба ни мясо - о чём это русская поговорка была первоначально ( о раках )

10.Вопрос

Догадайтесь.

В Китае , чтобы читать газету , нужно знать 3.000 иероглифов. Сочетание трёх иероглифов дерево означают -лес , а что означает сочетание двух иероглифов дерево ( Роща )



11.В каком предложении НЕ пишется слитно с обоими словами ?

А ) Одет он (не)лепо , (не) по нашему.

Б ) Уходя из дома , (не)оставляйте (не)выключенные электроприборы.

В )Выглядел он (не)ряшливо и говорил (не)искренне.

Г )(Не)набив шишек , (не)научишься кататься на велосипеде

12. Расставьте ударения в словах :

Девис , звонишь , договор , торты , процент , каталог , прибыл , положи , черпать , средства , досуха , втридорога.



12. Вопрос

В каком предложении знаки препинания расставлены неправильно ?

А ) Это был трудный путь , и люди утомлённые им , падали духом.

Б ) Алёша так неожиданно бросился на шею к кухарке , что она упустила из рук Чернушку . которая от страха взлетела на кровлю сарая там продолжала кудахтать

В ) Тьма заполнила комнату , камин потух , и тени пропали , а гномы продолжали играть.

Г ) Злая мачеха вскочив , об пол зеркальце разбив , в двери прямо побежала и царевну повстречала

13. В какой из приведённых пар фразеологизмов отношения иные , чем в остальных ?

Тёртый калач-стреляный воробей ,

Два сапога пара-одного поля ягоды ,

Ни рыба ни мясо – ни богу свечка ни чёрту кочерга ,

Сесть на мель – сесть в колошу ,

Что есть духу – во все лопатки.

14.Вопрос

. Школьники , живущие и обучающиеся в России , могут сказать, что они знают русский алфавит от А до Я. А что могли бы сказать о знании своего алфавита ученики Древней Греции ? А древней Руси ?

15. Вопрос

В книге Л. Кэрролла «Алиса в Стране Чудес» героиня говорит «А не пролечу ли я всю землю насквозь ? От будет смешно ! Вылезаю , - а люди вниз головой ! Как их там зовут ?..Антипатии , кажется ?» Что имела в виду Алиса , употребляя слова антипатии ? Как бы вы назвали людей , живущих на противоположной стороне земли ? Как называются словарь , которой помог бы ей их назвать ?



16.Вопрос.Самый короткий алфавит?

Ротокас — язык жителей острова Бугенвиль в Тихом океане, в алфавите которого всего 12 букв.

Стихотворение о русском языке .

Народ - властитель тайны слова
И всех сокровищ языка,
Им выткана его основа
Для поколений на века.
Он создал чудо тени, света,
И звука взлет, и слова лад,
Им жизнь поэзии согрета,
В нем звезды вечности горят,
Народ - певец, ваятель, воин,
И в безмятежности своей
Бессмертия он удостоен.

Одной с ним жизнью жить умей.
 

-Вадим Шефнер «Слово»

Много слов на земле. Есть дневные слова -
В них весеннего неба сквозит синева.

Есть ночные слова, о которых мы днем
Вспоминаем с улыбкой и сладким стыдом.

Есть слова - словно раны, слова - словно суд, -
С ними в плен не сдаются и в плен не берут.

Словом можно убить, словом можно спасти,
Словом можно полки за собой повести.

Словом можно продать, и предать, и купить,
Слово можно в разящий свинец перелить.

Но слова всем словам в языке у нас есть:
Слава, Родина, Верность, Свобода и Честь.

Повторять их не смею на каждом шагу, -
Как знамена в чехле, их в душе берегу.

Кто их часто твердит - я не верю тому,
Позабудет о них он в огне и дыму.

Он не вспомнит о них на горящем мосту,
Их забудет иной на высоком посту.

Тот, кто хочет нажиться на гордых словах,
Оскорбляет героев бесчисленных прах,

Тех, что в темных лесах и в траншеях сырых,
Не твердя этих слов, умирали за них.

Пусть разменной монетой не служат они, -
Золотым эталоном их в сердце храни!

И не делай их слугами в мелком быту -
Береги изначальную их чистоту.

Когда радость - как буря, иль горе - как ночь,
Только эти слова тебе могут помочь!




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!