6 класс
Олимпиада по русскому языку
Школьный ЭТАП
1. Расставьте ударения в словах:
Алфавит, красивее, случай, хозяева, звонишь, августовский, щавель, прибыл, положил, кружева, премировать, украинский.
(по 1 баллу за каждый правильный ответ)
2. Какие слова образуются, если прочитать в обратном порядке (справа налево) транскрипцию слов:
а) краб б) лён в) люк г) лоб д) шёл
Ответ: а)___________ б)_________ в) _________ г) ________ д) ___________
(по 1 баллу за каждый правильный ответ)
3. Разберите данные слова по составу:
Зелень выносливость загорались огурчик наладчик завьюжило
по 1 баллу за каждый правильный ответ)
4. Выпишите слово, в котором есть суффикс –ОЧК-:
Обточка, строчка, карточка, почка, дочка, примочка.
Ответ: __________________ (1 балл)
5. Разделите слова на две группы. Объясните, на каком основании вы это сделали?
Купать, купить, скупка, купальня, выкупить, выкупаться, откупаться, искупаться, накупить, прикупить.
(1 балл + 2 балла за грамотное объяснение)
6. Подберите к данным словам имена прилагательные – определения:
Тюль _________________ рояль ____________________ кенгуру ______________________
Картофель _________________________ фамилия ________________________
шампунь ______________________ (по 1 баллу за каждый правильный ответ)
7. Определите, каким членом предложения являются выделенные слова, подчеркните их:
а) Орлята учатся летать. б) Мне слышался знакомый шум. в) Нас не нужно жалеть. г) Он прочитал на память несколько строк. д) Цыплят по осени считают.
(по 1 баллу за каждый правильный ответ)
8. Расставьте предложения по порядку так, чтобы получился текст. Выберите правильный вариант ответа.
А) И песок в пустыне, как волны.
Б) Пустыня как море, только вместо воды песок.
В) В сильный ветер барханы продвигаются и засыпают всё на своём пути.
Г) Волны песка называются барханами.
а) БГАВ б) АБГВ в) БАГВ г) ГВБА
Ответ: ____________ (1 балл)
9. Расшифруйте данные пословицы.
УЛДЕ МЕРЯВ, А ХЕТЕПО САЧ. _____________________________________________________
НОДИ В ПЛЕО ЕН ОВИН. __________________________________________________________
ЕН ВЁС ОТ ОТОЛОЗ, ТОЧ СТИЛЕБТ. _______________________________________________
ЕН ГОИБ ГРОШИК ТЮБИЖОГА. ___________________________________________________
(по 1 баллу за каждый правильный ответ)
10. Восстановите недостающее звено словообразовательной цепочки. Определите способ образования.
Редкий — … — редкостный ________________________________________________________
Лень — … — ленивец ______________________________________________________________
Цена — … бесценность _____________________________________________________________
(по 2 балла за каждый правильный ответ)
11. Вставьте нужные слова в начале фразеологических оборотов.
1) ... из пальца; 2) ... вокруг пальца; 3)... сквозь пальцы; 4)...пальцем в небо; 5) ...хорошо подвешен; 6)... мимо ушей; 7)... как своих ушей.
(по 1 баллу за каждый правильный ответ)
12. Какое слово лишнее по смыслу? Почему?
1) будущий; 2) следующий; 3) грядущий; 4) предыдущий; 5) предстоящий
(1 балл + 1 балл за грамотное объяснение)
13. Понедельник, вторник, среда и т.д. Раньше такие семь дней назывались “седмица”. Позже на смену “седмице” пришла “неделя”. Но почему именно “ неделя”? И каким образом возникло это слово? (4 балла)
14. Образуйте от названий городов названия их жителей и запишите во множественном числе. Какие суффиксы вам помогли?
1) Харьков; 2) Сочи; 3) Рязань; 4) Минск; 5) Баку; 6) Калуга.
(по 2 балла за каждый правильный ответ)
15. Перед смертью старик-отец оставил своим сыновьям такое завещание: «Поставьте на моей могиле статую золотую чашу держащую». Где нужно поставить запятую, чтобы сыновья могли выполнить волю отца и в то же время не разориться? (2 балла)