Школьный тур олимпиады по русскому языку
2016-2017 уч. год
7-8 классы
Ответы
Задание 1. Ответ
№ | Функция ударения | Номера пар слов |
1. | Ударение различает слова (смыслоразличительная функция). | 4,7 |
2. | Ударение различает некоторые грамматические формы одного слова. | 6,10 |
3. | Ударение различает общеупотребительный и профессиональный варианты произношения слова. | 5 |
4. | Ударение различает современный и устаревший варианты произношения слова. | 1 |
5. | Ударение различает литературный и народнопоэтический варианты произношения слова. | 3 |
6. | Ударение не выполняет различительной функции (слова-дублеты, когда разница в месте ударения не значима). Представлены варианты нормы | 2 |
7. | В одном из слов ударение просторечное (отражает неграмотную разговорную речь) | 8,9 |
Оценка:
По 1 баллу за каждую верно вписанную в графу пару.
Итого: 10 баллов максимум.
Задание 2. Ответ:
а) как псу муха (польск.) – как слону дробина; как слону булочка;
б) принять пузыри за фонари (франц.) – принять за чистую монету;
в) как заяц в ананасе (польск.), как курица в перце (польск.) – как свинья в апельсинах;
г) записать за ушами (чешск.) – зарубить на носу, намотать на ус
д) спеши медленно, не торопясь (лат.) – тише едешь – дальше будешь,
поспешишь – людей насмешишь, что скоро, то не споро; воробьи торопились, да маленькими уродились;
е) когда свинья в жёлтых шлёпанцах вскарабкается на грушу (болгарск.) – когда рак на горе свистнет/после дождичка в четверг; на морковкино заговенье, на турецкую пасху.
Оценка:
по 1 баллу за каждый верно приведённый эквивалент (он может быть иным,
нежели в ответе, но соответствовать по значению данному);
1 балл (добавочный), если к одному данному выражению верно приведено
более одного эквивалента.
Итого: 7 баллов максимум.
Задание 3. Ответ:
В современном языке на существование в прошлом у слова манера варианта мужского рода указывают сохранившиеся и используемые в речи выражения на манер кого/чего-либо, на такой-то (французский) манер, таким манером.
Оценка:
По 2 балла за каждое приведенное словосочетание
Итого: 6 баллов.
Задание 4. Ответ:
Три. Глагол в повелительном наклонении 2-го лица ед. числа. Корень тр-,
суффикс -и-, нулевое окончание. Три звука [тр’и].
Увёз. Глагол в форме изъявительного наклонения прошедшего времени
мужского рода ед. числа. Приставка у-, корень -вёз-, нулевой суффикс,
нулевое окончание. Четыре звука [ув’ос].
Оценка:
1. За каждое правильно выбранное слово – по 1 баллу.
2. За правильный морфемный разбор слова три – 1 балл, слова увёз – 2 балла.
3. За правильное объяснение количества звуков (транскрипцию) каждого слова – по 1 баллу.
4. За описание морфологических свойств данных слов (для объяснения морфемного разбора) – слова увёз – 1 балл, слова три – 2 балла.
Итого: 10 баллов.
Задание 5. Ответ
Главное слово | Предлог | Зависимое слово | Вопрос | Смысловые отношения |
приехал | ИЗ | города | откуда? | обстоятельственные места |
поступить, оклеветать | ИЗ | страха/зависти; мести | почему? отчего? по какой причине? | обстоятельственные причины |
собрать, сплести | ИЗ | деталей, ветвей | из чего? | объектные |
Корзина | ИЗ | прутьев/бересты, лозы | какая? | определительные |
Оценка:
по 1 баллу за каждую правильно заполненную графу таблицы. Главные и
зависимые слова могут отличаться от приведённых в ответе, но должны соответствовать вопросу и значению в словосочетании этой строчки.
Итого: 10 баллов максимум
Задание 6. Ответ и оценка:
1) за верное определение лишнего слова рукоделие – 1 балл;
2) за указание, что все четыре слова относятся к среднему роду (с окончанием –е-), ко 2 склонению – 0,5+0,5, всего 1 балл;
3) за указание, что все четыре слова в этом ряду имеют одинаковый
морфемный состав (может быть указан: корень – соединительная гласная –
корень – суффикс – окончание) – 0,5 баллов; образованы путём сложения –
0,5 баллов; с соединительной гласной – 0,5 баллов; и одновременным
присоединением суффикса -и- – 0,5 баллов (суффикс –и- может быть не
назван, а только указано на присоединение суффикса); от словосочетаний
типа «глагол + существительное» – 1 балл;
4) за указание, что в словах стеклоделие, виноделие, сыроделие исходное существительное обозначает продукт (результат) деятельности (напр. виноделие — делать вино) – 2 балла, стоит в винительном падеже, являясь прямым дополнением – 2 (1+1) балла, а в слове рукоделие —
существительное обозначает способ («орудие») деятельности (делать при
помощи рук, делать руками) – 2 балла, стоит в творительном падеже,
являясь косвенным дополнением – 2 (1+1) балла.
Итого: 13 баллов максимум.
Задание 7. Ответ:
В первом предложении - обстоятельство образа действия в составе
словосочетания (кружным путём). Часть речи – существительное.
Во втором предложении является производным предлогом, служебная часть
речи. Вместе с существительным входит в состав обстоятельства образа
действия. Отдельно от существительного не является членом предложения.
В третьем предложении - обстоятельство образа действия, часть речи –
наречие.
Оценка:
за правильно указанную часть речи в каждом предложении – по 1 баллу;
за правильно указанную синтаксическую функцию в каждом из предложений
– по 1 баллу;
за указание на производность предлога – 0,5 балла, за указание, что вместе с
существительным является обстоятельством – 0,5 балла;
Итого: 7 баллов максимум.
Задание 8. Ответ:
И (примеры: звуки, школьники, люди и т. д.)
Ы (примеры: буквы, мужчины, сёстры и т. д.)
А (примеры: озёра, леса, рога и т. д.)
Я (примеры: учителя, братья, деревья и т. д.)
Е (примеры: граждане, бояре, англичане и т. д.)
Оценка:
По 0,5 балла за И, Ы; по 1 баллу за А, Я; 2 балла за Е; по 0,5 баллов за
примеры на И, Ы; по 1 баллу за примеры на А,Я; 2 балла за примеры на Е..
Итого: 10 баллов.
Задание 9. Ответ:
Устаревшее слово пря означает «борьба, ссора, пререкание».
Возможные слова
1) Распря, прения, препирательство, препирание и др.
2) Этимологически родственное также спор.
В корне пр/пир/пор происходит чередование гласных и нуля звука.
Оценка:
2 балла за определение значения слова, по 2 балла за каждое слово из 1
группы; 3 балла за слово спор; 1 балл за возможное указание на
этимологическое родство или чередование в корне.
Итого: 14 баллов максимум.