СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Олимпиада по русскому языку

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Олимпиада по русскому языку для учащихся 7-8 классов. Задания и ключи.

Просмотр содержимого документа
«Олимпиада по русскому языку»

Школьный тур олимпиады по русскому языку

2016-2017 уч. год

7-8 классы

Ответы



Задание 1. Ответ


Функция ударения

Номера

пар

слов

1.

Ударение различает слова (смыслоразличительная функция).

4,7

2.

Ударение различает некоторые грамматические формы одного

слова.

6,10

3.

Ударение различает общеупотребительный и профессиональный варианты произношения слова.

5

4.

Ударение различает современный и устаревший варианты произношения слова.

1

5.

Ударение различает литературный и народнопоэтический варианты произношения слова.

3

6.

Ударение не выполняет различительной функции (слова-дублеты, когда разница в месте ударения не значима).

Представлены варианты нормы

2

7.

В одном из слов ударение просторечное (отражает неграмотную разговорную речь)

8,9


Оценка:

По 1 баллу за каждую верно вписанную в графу пару.

Итого: 10 баллов максимум.



Задание 2. Ответ:

а) как псу муха (польск.) – как слону дробина; как слону булочка;

б) принять пузыри за фонари (франц.) – принять за чистую монету;

в) как заяц в ананасе (польск.), как курица в перце (польск.) – как свинья в апельсинах;

г) записать за ушами (чешск.) – зарубить на носу, намотать на ус

д) спеши медленно, не торопясь (лат.) – тише едешь – дальше будешь,

поспешишь – людей насмешишь, что скоро, то не споро; воробьи торопились, да маленькими уродились;

е) когда свинья в жёлтых шлёпанцах вскарабкается на грушу (болгарск.) – когда рак на горе свистнет/после дождичка в четверг; на морковкино заговенье, на турецкую пасху.

Оценка:

по 1 баллу за каждый верно приведённый эквивалент (он может быть иным,

нежели в ответе, но соответствовать по значению данному);

1 балл (добавочный), если к одному данному выражению верно приведено

более одного эквивалента.

Итого: 7 баллов максимум.


Задание 3. Ответ:

В современном языке на существование в прошлом у слова манера варианта мужского рода указывают сохранившиеся и используемые в речи выражения на манер кого/чего-либо, на такой-то (французский) манер, таким манером.

Оценка:

По 2 балла за каждое приведенное словосочетание

Итого: 6 баллов.


Задание 4. Ответ:

Три. Глагол в повелительном наклонении 2-го лица ед. числа. Корень тр-,

суффикс -и-, нулевое окончание. Три звука [тр’и].

Увёз. Глагол в форме изъявительного наклонения прошедшего времени

мужского рода ед. числа. Приставка у-, корень -вёз-, нулевой суффикс,

нулевое окончание. Четыре звука [ув’ос].

Оценка:

1. За каждое правильно выбранное слово – по 1 баллу.

2. За правильный морфемный разбор слова три – 1 балл, слова увёз – 2 балла.

3. За правильное объяснение количества звуков (транскрипцию) каждого слова – по 1 баллу.

4. За описание морфологических свойств данных слов (для объяснения морфемного разбора) – слова увёз – 1 балл, слова три – 2 балла.

Итого: 10 баллов.


Задание 5. Ответ


Главное

слово

Предлог

Зависимое слово

Вопрос

Смысловые

отношения

приехал

ИЗ

города

откуда?

обстоятельственные

места

поступить,

оклеветать

ИЗ

страха/зависти;

мести

почему?

отчего? по

какой

причине?

обстоятельственные

причины

собрать,

сплести

ИЗ

деталей, ветвей

из чего?

объектные

Корзина

ИЗ

прутьев/бересты,

лозы

какая?

определительные


Оценка:

по 1 баллу за каждую правильно заполненную графу таблицы. Главные и

зависимые слова могут отличаться от приведённых в ответе, но должны соответствовать вопросу и значению в словосочетании этой строчки.

Итого: 10 баллов максимум


Задание 6. Ответ и оценка:

1) за верное определение лишнего слова рукоделие – 1 балл;

2) за указание, что все четыре слова относятся к среднему роду (с окончанием –е-), ко 2 склонению – 0,5+0,5, всего 1 балл;

3) за указание, что все четыре слова в этом ряду имеют одинаковый

морфемный состав (может быть указан: корень – соединительная гласная –

корень – суффикс – окончание) – 0,5 баллов; образованы путём сложения –

0,5 баллов; с соединительной гласной – 0,5 баллов; и одновременным

присоединением суффикса -и- – 0,5 баллов (суффикс –и- может быть не

назван, а только указано на присоединение суффикса); от словосочетаний

типа «глагол + существительное» – 1 балл;

4) за указание, что в словах стеклоделие, виноделие, сыроделие исходное существительное обозначает продукт (результат) деятельности (напр. виноделие делать вино) – 2 балла, стоит в винительном падеже, являясь прямым дополнением – 2 (1+1) балла, а в слове рукоделие

существительное обозначает способ («орудие») деятельности (делать при

помощи рук, делать руками) – 2 балла, стоит в творительном падеже,

являясь косвенным дополнением – 2 (1+1) балла.

Итого: 13 баллов максимум.


Задание 7. Ответ:

В первом предложении - обстоятельство образа действия в составе

словосочетания (кружным путём). Часть речи – существительное.

Во втором предложении является производным предлогом, служебная часть

речи. Вместе с существительным входит в состав обстоятельства образа

действия. Отдельно от существительного не является членом предложения.

В третьем предложении - обстоятельство образа действия, часть речи –

наречие.

Оценка:

за правильно указанную часть речи в каждом предложении – по 1 баллу;

за правильно указанную синтаксическую функцию в каждом из предложений

– по 1 баллу;

за указание на производность предлога – 0,5 балла, за указание, что вместе с

существительным является обстоятельством – 0,5 балла;

Итого: 7 баллов максимум.


Задание 8. Ответ:

И (примеры: звуки, школьники, люди и т. д.)

Ы (примеры: буквы, мужчины, сёстры и т. д.)

А (примеры: озёра, леса, рога и т. д.)

Я (примеры: учителя, братья, деревья и т. д.)

Е (примеры: граждане, бояре, англичане и т. д.)

Оценка:

По 0,5 балла за И, Ы; по 1 баллу за А, Я; 2 балла за Е; по 0,5 баллов за

примеры на И, Ы; по 1 баллу за примеры на А,Я; 2 балла за примеры на Е..

Итого: 10 баллов.


Задание 9. Ответ:

Устаревшее слово пря означает «борьба, ссора, пререкание».

Возможные слова

1) Распря, прения, препирательство, препирание и др.

2) Этимологически родственное также спор.

В корне пр/пир/пор происходит чередование гласных и нуля звука.

Оценка:

2 балла за определение значения слова, по 2 балла за каждое слово из 1

группы; 3 балла за слово спор; 1 балл за возможное указание на

этимологическое родство или чередование в корне.

Итого: 14 баллов максимум.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!