Олимпиадные задания по русскому языку
2014-2015 учебный год
Районная олимпиада по русскому языку
- Не переставляя букв, запишите из буквосочетания ТЕПЕРЬЯПОДНИМИТЕТОЖЕ 7 предложений.
1.______________________________________________________________________
2.______________________________________________________________________
3.______________________________________________________________________
4.______________________________________________________________________
5.______________________________________________________________________
6.______________________________________________________________________
7.______________________________________________________________________
- Отгадай загадку: Не вода и не суша,
На лодке не уплывешь
И ногами не пройдешь.
Напиши отгадку. Запиши антоним к отгадке.
___________________________________________________________________
- Закончи пословицы:
Если дело любишь, никогда ___________________________________
Упадешь в воду – сухим ______________________________________
Дело не комар: от него ________________________________________
Если возможно, запиши глаголы, оканчивающиеся на –ться и –тся.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Вспомни и запиши пословицы, по которым созданы следующие газетные заголовки:
Готовь лыжи летом. __________________________________________________
Шайбы по весне считают ______________________________________________
Когда в соседях согласья нет _____________________________________________
_______________________________________________________________________
- Одним словом объясните значения заимствованных слов:
Антракт –_____________________________________________________
Дегустация – __________________________________________________
Лозунг- _______________________________________________________
Финал- _______________________________________________________
6. Замени данное предложение подходящим по смыслу фразеологическим оборотом.
а) Овладевать собой, успокаиваться –
_______________________________________________________________________
б) Очень тесно –
_______________________________________________________________________
в) Усиленно думать над трудным вопросом –
_______________________________________________________________________
г) Хорошо запомнить –
_______________________________________________________________________
7.Подчеркни несклоняемые существительные:
Музей, кони, бревно, пальто, кино, перо, шоссе, шимпанзе, фонари, кудри, колибри,
ателье, кофе, такси, бассейн, кенгуру.
- Поставь имена существительные в форму родительного падежа множественного числа:
чулки - _____________________ хозяева - _______________________
туфли - _____________________ санатории - ________________________
носки - _____________________ помидоры - ________________________
килограммы - _________________ каникулы - _______________________
ботинки - __________________ домишки - ________________________
- Запиши окончания имён прилагательных в следующих словосочетаниях:
Больш… кенгуру, хохлат… какаду, уютн… кафе, чёрн… вуаль,
стар… рояль, горяч… кофе, прозрачн… тюль, детский… шампунь.
- Запиши слова, в которых букв больше, чем звуков. Докажи свой выбор.
Брошь, семья, семейка, бассейн, тростник, груздь.
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Составь из данных слов предложение:
Яркое, стройные, дубы, солнце, берёзки, осинки, освещает, коренастые, трепетные.
Выдели грамматическую основу, обозначь однородные члены.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Раскрой скобки, напиши местоимения в нужной форме:
Увидел (она, они, он).
Спросил у (она, он, она).
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- В каком порядке должны следовать предложения, обозначенные буквами, чтобы получился связный текст?
Допиши 4-6 предложений, продолжив текст.
а) В высокой траве к нему крался кот.
б) На её корнях сидел филин.
в) Кот привстал и в испуге пополз в кусты.
г) Вдруг филин выкрикнул длинную фразу.
д) В парке буря вывернула с корнем старую ель.
- В предложениях замени прямую речь косвенной и запиши то, что у тебя получилось.
Однажды Незнайка пришел к Цветику и сказал: - Научи меня сочинять стихи.
- А у тебя способности есть?- спросил Цветик.
- Я очень способный,- ответил Незнайка.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Составь предложения со словом речь, чтобы это слово было разными членами предложения. Запиши предложения, которые у тебя получились.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Ответы к заданиям
№
|
|
Ответы
|
Баллы
|
1
|
Не переставляя букв, запишите из буквосочетания ТЕПЕРЬЯПОДНИМИТЕТОЖЕ
7 предложений.
|
- Те перья подними, те тоже.
- Те перья под ним, и те тоже.
- Те перья поднимите тоже.
- Теперь я, подними те тоже.
- Теперь я, поднимите тоже.
- Теперь я, под ними те тоже.
- Те перья под ними, те тоже.
|
7 баллов-
по 1 баллу за каждое правильно записанное предложение
|
2
|
Не вода и не суша,
На лодке не уплывешь
И ногами не пройдешь.
Напиши отгадку. Запиши антоним к отгадке.
|
Болото - суша
|
2 балла –
по 1 баллу за каждое слово
|
3
|
Закончи пословицы:
Если дело любишь, никогда …
Упадешь в воду – сухим…
Дело не комар: от него …
Если возможно, запиши глаголы , оканчивающиеся на –ться и –тся.
|
Если дело любишь, никогда не позабудешь.
Упадешь в воду – сухим не выйдешь.
Дело не комар: от него не отмахнешься.
|
3 балла –
по 1 баллу за правильно записанную пословицу
+ по 1 баллу за правильно записанный глагол
|
4
|
Вспомни и запиши пословицы, по которым созданы следующие газетные заголовки:
Готовь лыжи летом.
Шайбы по весне считают
Когда в соседях согласья нет
|
Готовь сани летом, а телегу - зимой.
Цыплят по осени считают.
Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдёт.
|
3 балла –
по 1 баллу за правильно записанную пословицу
|
5
|
Одним словом объясните значения заимствованных слов:
Антракт , дегустация , лозунг, финал
|
Антракт – перерыв, дегустация – проба,
лозунг - призыв, финал – конец
|
4 балла –
по 1 баллу за правильное объяснение
|
6
|
Замени данное предложение подходящим по смыслу фразеологическим оборотом.
а) Овладевать собой, успокаиваться –
б) Очень тесно –
в) Усиленно думать над трудным вопросом –
г) Хорошо запомнить –
|
а) Брать себя в руки.
б) Яблоку негде упасть.
в) Ломать голову.
г) Зарубить себе на носу
|
4 балла –
по 1 баллу за правильную замену
|
7
|
Подчеркни несклоняемые существительные:
Музей, кони, бревно, пальто, кино, перо, шоссе, шимпанзе, фонари, кудри, колибри,
ателье, кофе, такси, бассейн, кенгуру.
|
пальто, кино, шоссе, шимпанзе, колибри, ателье, кофе, такси, кенгуру.
|
9 баллов –
по 1 баллу за каждое слово
|
8
|
Поставь имена существительные в форму родительного падежа множественного числа:
чулки, хозяева, туфли, санатории,
носки, помидоры, килограммы, каникулы,
ботинки, домишки.
|
чулки – чулок, хозяева – хозяев,
туфли – туфель, санатории – санаториев,
носки – носков, помидоры – помидоров,
килограммы - килограммов каникулы – каникул,
ботинки – ботинок, домишки – домишек.
|
10 баллов –
по 1 баллу за каждое правильное слово
|
9
|
Запиши окончания имён прилагательных в следующих словосочетаниях:
Больш… кенгуру, хохлат… какаду, уютн… кафе, чёрн… вуаль,
стар… рояль, горяч… кофе, прозрачн… тюль, детский… шампунь.
|
Большой кенгуру, хохлатый какаду,
уютное кафе, чёрная вуаль,
старинный рояль, горячий кофе,
прозрачная тюль, детский шампунь,
|
8 баллов –
по 1 баллу за каждое слово
|
10
|
Запиши слова, в которых букв больше, чем звуков. Докажи свой выбор.
Брошь, семья, семейка, бассейн, тростник, груздь.
|
Брошь [брош] –
5 букв, 4 звука.
Бассейн [бас,эй,н]
7 букв,6 звуков.
Тростник [трас,н,ик]- 8 букв,7 звуков
|
6 баллов -
по 1 баллу за каждое слово
+ по 1 баллу за каждое правильное объяснение
|
11
|
Составь из данных слов предложение:
Яркое, стройные, дубы, солнце, берёзки, осинки, освещает, коренастые, трепетные.
Выдели грамматическую основу, обозначь однородные члены.
|
Яркое солнце освещает
стройные березки, коренастые дубы, трепетные осинки.
Грамматическая основа: солнце освещает.
Однородные дополнения: березки, дубы, осинки
|
3 балла -
1 балл за правильно составленное предложение
+ 1 балл за грамматическую основу + 1 балл за однородные члены
|
12
|
Раскрой скобки, напиши местоимения в нужной форме:
Увидел (она, они, он).
Спросил у (они, он, она).
|
Увидел её, их, его.
Спросил у них, у него, у неё.
|
6 баллов-
по 1 баллу
|
13
|
В каком порядке должны следовать предложения, обозначенные буквами, чтобы получился связный текст?
Допиши 4-6 предложений, продолжив текст.
а) В высокой траве к нему крался кот.
б) На её корнях сидел филин.
в) Кот привстал и в испуге пополз в кусты.
г) Вдруг филин выкрикнул длинную фразу.
д) В парке буря вывернула с корнем старую ель.
|
д,б,а,г,в.
|
5 баллов
+ по 1 баллу за каждое дописанное предложение
|
14
|
В предложениях замени прямую речь косвенной и запиши то, что у тебя получилось.
Однажды Незнайка пришел к Цветику и сказал: - Научи меня сочинять стихи.
- А у тебя способности есть?- спросил Цветик.
- Я очень способный,- ответил Незнайка.
|
|
3 балла-
по 1 баллу за правильно составленное предложение
|
15
|
Составь предложения со словом речь, чтобы это слово было разными членами предложения. Запиши предложения, которые у тебя получились. Выполни объяснение.
|
|
По 1 баллу за правильно составленное предложение + 1 балл за объяснение
|