СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Олимпиада по русскому языку

Нажмите, чтобы узнать подробности

Олимпиадные задания по русскому языку 

2014-2015 учебный год

Районная олимпиада по русскому языку

  1.  Не переставляя букв, запишите из буквосочетания ТЕПЕРЬЯПОДНИМИТЕТОЖЕ 7 предложений.

1.______________________________________________________________________

2.______________________________________________________________________

3.______________________________________________________________________

4.______________________________________________________________________

5.______________________________________________________________________

6.______________________________________________________________________

7.______________________________________________________________________

 

  1. Отгадай загадку:    Не вода и не суша,

                                             На лодке не уплывешь

                                             И ногами не пройдешь.

 

            Напиши  отгадку. Запиши антоним к отгадке.

 

___________________________________________________________________

 

  1. Закончи пословицы:

 

Если дело любишь, никогда ___________________________________

 

Упадешь в воду – сухим ______________________________________

 

Дело не комар: от него ________________________________________

 

Если возможно, запиши  глаголы, оканчивающиеся на –ться и –тся.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Вспомни и запиши пословицы, по которым созданы следующие газетные заголовки:

            Готовь лыжи летом. __________________________________________________

            Шайбы по весне считают ______________________________________________

Когда в соседях согласья нет _____________________________________________

_______________________________________________________________________

  1.  Одним словом объясните значения заимствованных слов:

Антракт –_____________________________________________________

Дегустация – __________________________________________________

Лозунг- _______________________________________________________

Финал- _______________________________________________________

6.  Замени данное предложение подходящим по смыслу фразеологическим оборотом.

а) Овладевать собой, успокаиваться –

_______________________________________________________________________

б) Очень тесно –

_______________________________________________________________________

в) Усиленно думать над трудным вопросом –

_______________________________________________________________________

г) Хорошо запомнить –

_______________________________________________________________________

 

7.Подчеркни несклоняемые существительные:

  Музей, кони, бревно, пальто, кино, перо, шоссе, шимпанзе, фонари, кудри, колибри,  

   ателье, кофе, такси, бассейн, кенгуру.

 

  1.  Поставь имена существительные в форму родительного падежа множественного числа:

чулки - _____________________    хозяева - _______________________

туфли - _____________________   санатории - ________________________

носки - _____________________    помидоры - ________________________

килограммы - _________________   каникулы - _______________________

ботинки -  __________________      домишки - ________________________

 

  1. Запиши окончания имён прилагательных в следующих словосочетаниях:

Больш…     кенгуру,  хохлат…   какаду,  уютн…        кафе,   чёрн…   вуаль,          

стар…    рояль,   горяч…     кофе,   прозрачн…     тюль,  детский…   шампунь.

 

  1. Запиши слова, в которых букв больше,  чем звуков. Докажи свой выбор.

Брошь, семья, семейка, бассейн, тростник, груздь.

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Составь из данных слов предложение:

Яркое, стройные, дубы, солнце, берёзки, осинки, освещает, коренастые, трепетные.

Выдели грамматическую основу, обозначь однородные члены.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Раскрой скобки, напиши местоимения в нужной форме:

Увидел (она, они, он).

Спросил у (она, он, она).

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

  1. В каком порядке должны следовать предложения, обозначенные буквами, чтобы получился связный текст?

     Допиши 4-6 предложений, продолжив текст.

 

а) В высокой траве к нему крался кот.

б) На её корнях сидел филин.

в) Кот привстал и в испуге пополз в кусты.

г) Вдруг филин выкрикнул длинную фразу.

д) В парке буря вывернула с корнем старую ель.

 

  1. В предложениях замени прямую речь косвенной и запиши то, что у тебя получилось.

Однажды Незнайка пришел к Цветику и сказал: - Научи меня сочинять стихи.

- А у тебя способности есть?- спросил Цветик.

- Я очень способный,- ответил Незнайка.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Составь предложения со словом речь, чтобы это слово было разными членами предложения. Запиши предложения, которые у тебя получились.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

Ответы к заданиям

 

Ответы

Баллы

1

Не переставляя букв, запишите из буквосочетания ТЕПЕРЬЯПОДНИМИТЕТОЖЕ

7 предложений.

  1. Те перья подними, те тоже.
  2. Те перья под ним, и те тоже.
  3. Те перья поднимите тоже.
  4. Теперь я, подними те тоже.
  5. Теперь я, поднимите тоже.
  6. Теперь я, под ними те тоже.
  7. Те перья под ними, те тоже.

7 баллов-

по 1 баллу за каждое правильно записанное  предложение

2

Не вода и не суша,

 На лодке не уплывешь

 И ногами не пройдешь.

Напиши  отгадку. Запиши антоним к  отгадке.

Болото - суша

2 балла

по 1 баллу за каждое слово

3

Закончи пословицы:

Если дело любишь, никогда …

Упадешь в воду – сухим…

Дело не комар: от него …

Если возможно, запиши  глаголы , оканчивающиеся на –ться и –тся.

Если дело любишь, никогда не позабудешь.

Упадешь в воду – сухим не выйдешь.

Дело не комар: от него не отмахнешься.

 

3 балла

по 1 баллу  за правильно записанную пословицу

+ по 1 баллу за правильно записанный глагол

 

4

Вспомни и запиши пословицы, по которым созданы следующие газетные заголовки:

Готовь лыжи летом.

Шайбы по весне считают

Когда в соседях согласья нет

Готовь сани летом, а телегу -  зимой.

Цыплят по осени считают.

Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдёт.

3 балла

по 1 баллу  за правильно записанную пословицу

 

5

Одним словом объясните значения заимствованных слов:

Антракт , дегустация , лозунг, финал

Антракт – перерыв, дегустация – проба,

лозунг - призыв, финал – конец

4 балла

по 1 баллу  за правильное объяснение

 

6

Замени данное предложение подходящим по смыслу фразеологическим оборотом.

а) Овладевать собой, успокаиваться –

б) Очень тесно –

в) Усиленно думать над трудным вопросом –

г) Хорошо запомнить –

а) Брать себя в руки.

б) Яблоку негде упасть.

в) Ломать голову.

г) Зарубить себе на носу

4 балла

по 1 баллу  за правильную замену

 

7

Подчеркни несклоняемые существительные:

Музей, кони, бревно, пальто, кино, перо, шоссе, шимпанзе, фонари, кудри, колибри, 

ателье, кофе, такси, бассейн, кенгуру.

пальто, кино, шоссе, шимпанзе, колибри, ателье, кофе, такси, кенгуру.

9 баллов –

по 1 баллу за каждое слово

8

 Поставь имена существительные в форму родительного падежа множественного числа:

чулки, хозяева, туфли, санатории,

носки, помидоры, килограммы, каникулы,

ботинки, домишки.

чулки – чулок,                                                     хозяева – хозяев,

туфли – туфель,                                                санатории – санаториев,

носки – носков,                                                  помидоры – помидоров,

килограммы -  килограммов                           каникулы – каникул,

ботинки – ботинок,                                          домишки – домишек.

10 баллов –

по 1 баллу за каждое правильное слово

9

Запиши окончания имён прилагательных в следующих словосочетаниях:

Больш…     кенгуру,  хохлат…   какаду,  уютн…        кафе,   чёрн…   вуаль,         

стар…    рояль,   горяч…     кофе,   прозрачн…     тюль,  детский…   шампунь.

Большой  кенгуру,                                         хохлатый  какаду,

уютное  кафе,                                             чёрная вуаль,

старинный  рояль,                                          горячий  кофе,

прозрачная  тюль,                                           детский шампунь,

8 баллов –

по 1 баллу за каждое слово

10

Запиши слова, в которых букв больше,  чем звуков. Докажи свой выбор.

Брошь, семья, семейка, бассейн, тростник, груздь.

Брошь [брош] –

5 букв, 4 звука.

Бассейн [бас,эй,н]

7 букв,6 звуков.

Тростник [трас,н,ик]- 8 букв,7 звуков

6 баллов -

по 1 баллу за каждое слово

+ по 1 баллу за каждое правильное  объяснение

11

Составь из данных слов предложение:

Яркое, стройные, дубы, солнце, берёзки, осинки, освещает, коренастые, трепетные.

Выдели грамматическую основу, обозначь однородные члены.

Яркое солнце освещает

 стройные березки, коренастые дубы, трепетные осинки.

Грамматическая основа: солнце освещает.

Однородные дополнения: березки, дубы, осинки

3 балла -

1 балл за правильно составленное предложение

+ 1 балл за грамматическую основу + 1 балл за однородные члены

12

Раскрой скобки, напиши местоимения в нужной форме:

Увидел (она, они, он).

Спросил у (они, он, она).

Увидел её, их, его.

Спросил у них, у него, у неё.

6 баллов-

по 1 баллу

13

В каком порядке должны следовать предложения, обозначенные буквами, чтобы получился связный текст?

Допиши 4-6 предложений, продолжив текст.

 

а) В высокой траве к нему крался кот.

б) На её корнях сидел филин.

в) Кот привстал и в испуге пополз в кусты.

г) Вдруг филин выкрикнул длинную фразу.

д) В парке буря вывернула с корнем старую ель.

д,б,а,г,в.

5 баллов

+ по 1 баллу за каждое дописанное предложение

14

В предложениях замени прямую речь косвенной и запиши то, что у тебя получилось.

Однажды Незнайка пришел к Цветику и сказал: - Научи меня сочинять стихи.

- А у тебя способности есть?- спросил Цветик.

- Я очень способный,- ответил Незнайка.

 

3 балла-

по 1 баллу за правильно составленное предложение

15

Составь предложения со словом речь, чтобы это слово было разными членами предложения. Запиши предложения, которые у тебя получились. Выполни объяснение.

 

По 1 баллу за правильно составленное предложение + 1 балл за объяснение

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!