Олимпиадные задания по русскому языку
для обучающихся 9 класса
Время выполнения – 4 часа.
Задание 1
Сколько раз во фрагменте из поэмы А.Твардовского «За далью даль» встречается звук [о]?
А там Байкал, за тою далью, –
В полсуток обогнуть едва ль, –
А за Байкалом – Забайкалье.
А там ещё другая даль,
Что обернётся далью новой.
Задание 2
Какие из языков относятся к западнославянским?
Польский, чешский, словацкий, словенский, украинский, сербский, болгарский.
Задание 3
Вставьте в места пропусков глаголы представить или предоставить. Как называются подобные пары слов в лексике?
1. Когда проект был готов и я _________________ его на конкурс, то не очень верил в удачу, ведь соперничать мне довелось со многими опытными конструкторами.
2. Министерство _________________ регионам право самим решать, при какой температуре воздуха дети могут не ходить в школу.
3. Когда зал наполнился приглашенными, ведущий открыл встречу и _________________ слово председателю.
4. Главу своей будущей книги писатель любезно _________________ для публикации в нашей газете.
5. Почти ста участникам круглого стола будут _________________ строительные возможности и перспективы.
6. Здесь не отказывают в социальной помощи никому из тех, кто _________________ нужные справки.
Задание 4
Определите, чем объединены слова в группе:
Алло, аминь, апломб, босс, вдруг, гвалт
Задание 5
Ф.Буслаев говорил: «Так как посредством языка одно лицо передает свои мысли другому, то и знаки препинания имеют двоякое назначение:1) способствуют ясности в изложении мыслей, отделяя одно предложение от другого или одну часть его от другой, и 2) выражают ощущения лица говорящего и его отношение к слушающему». Приведите примеры-иллюстрации к тезису лингвиста.
Задание 6
Сделайте словообразовательный анализ слов:
Перестройка, сварочный, изоляционный, побелка, по - рыбачьи
Задание 7
Перед Вами отрывок из книги известного филолога И.И.Огиенко «Иноземные элементы в русском языке». Переведите его на современный русский язык и объясните лексическое значение слов, которые В.Даль предлагает заменить исконно русскими словами.
Задание 8
Определите, какой частью речи является выделенное слово:
Хорошо, что растет любовь к животным и у бездомных собак в Москве жизнь уже значительно лучше, чем у бездомных людей.
Море, верно, очень хорошо.
Я хорошо помню собак, с которыми мне приходилось охотиться.
У нас все хорошо, живем мирно и не ругаемся.
Никак не могу прийти в себя после мимики; сегодня мы особенно хорошо позанимались.
Хорошо на ветру нехолодной зимой
Спится синему березняку.
«Хорошо, – выдавил директор, – они будут приняты обратно».
9 задание
К какому типу речи относится данный текст? Докажите свою мысль, опираясь на признаки текста: содержание, строение, языковое оформление. Напишите сочинение-рассуждение. (Не менее 70 слов).
«Если человек не понимает, что есть в мире красота, он живет неполной жизнью. Язык умеет быть красивым и учит людей понимать прекрасное.
Красота языка заключается не только в книгах, в песнях. В игре артистов. Мы все время встречаем людей, которые прекрасно умеют рассказывать, шутить, раскрывать другим людям (с помощью слова) свою душевную щедрость.
Ученый читает лекцию... Мысль сложна, трудна. Слушатели мучительно прорываются к ее сути. И вдруг лектор найдет такое объяснение, такую словесную формулу, которая словно светом все осветит и трудную мысль сделает ослепительно ясной.
Рабочие спорят, каким путем надо выполнить работу. И здесь кто-нибудь точно, с полной убедительностью объяснит, как надо действовать – сразу стихнут все споры. В этой умелой убедительности – красота слова.
...И таких случаев очень много. Мы живем, окруженные океаном языка. И часто не замечаем, как он красив...» М. В. Панов.
Михаил Викторович Панов (1920 - 2001) - советский и российский лингвист, литературовед, один из наиболее значительных представителей Московской фонологической школы.
Номер задания | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | Итого |
Баллы | 4 | 6 | 10 | 3 | 4 | 10 | 13 | 14 | 15 | 79 |
Подпись проверяющего | | | | | | | | | | |
ОТВЕТЫ К ЗАДАНИЯМ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
9 класс
Задание 1
Сколько раз во фрагменте из поэмы А.Твардовского «За далью даль» встречается звук [о]?
А там Байкал, за тою далью, –
В полсуток обогнуть едва ль, –
А за Байкалом – Забайкалье.
А там ещё другая даль,
Что обернётся далью новой.
Критерии и ответы:
А там Байкал, за т[о] ю далью, –
В полсуток обогнуть едва ль, –
А за Байкалом – Забайкалье.
А там ещ[o] другая даль,
Что оберн[o]тся далью н[о]вой.
За каждый правильный ответ – 1 балл.
Итого – 4 балла.
Задание 2
Какие из языков относятся к западнославянским?
Польский, чешский, словацкий, словенский, украинский, сербский, болгарский.
Критерии и ответы:
Польский, словацкий, чешский.
За каждый правильный ответ – 2 балла.
Итого – 6 баллов
Задание 3
Вставьте в места пропусков глаголы представить или предоставить. Как называются подобные пары слов в лексике?
1. Когда проект был готов и я _________________ его на конкурс, то не очень верил в удачу, ведь соперничать мне довелось со многими опытными конструкторами.
2. Министерство _________________ регионам право самим решать, при какой температуре воздуха дети могут не ходить в школу.
3. Когда зал наполнился приглашенными, ведущий открыл встречу и _________________ слово председателю.
4. Главу своей будущей книги писатель любезно _________________ для публикации в нашей газете.
5. Почти ста участникам круглого стола _________________ строительные возможности и перспективы.
6. Здесь не отказывают в социальной помощи никому из тех, кто _________________ нужные справки.
Критерии и ответы:
Представил
Предоставило
Предоставил
Предоставил
Предоставят
Предоставил
Термин – паронимы.
За каждый правильный ответ – 1 балл.
За правильно названный термин – 2 балла, за его объяснение – 2 балла.
Итого – 10 баллов
Задание 4
Определите, чем объединены слова в группе:
Алло, аминь, апломб, босс, вдруг, гвалт
Критерии и ответы:
Это слова-корни-одиночки. У этих слов нет однокоренных.
За правильный ответ – 3 балла
Итого – 3 балла
Задание 5
Ф.Буслаев говорил: «Так как посредством языка одно лицо передает свои мысли другому, то и знаки препинания имеют двоякое назначение:1) способствуют ясности в изложении мыслей, отделяя одно предложение от другого или одну часть его от другой, и 2) выражают ощущения лица говорящего и его отношение к слушающему». Приведите примеры-иллюстрации к тезису лингвиста.
Критерии и ответы:
За каждый правильный пример – 2 балла
Итого – 4 балла
Задание 6
Сделайте словообразовательный анализ слов:
Перестройка, сварочный, изоляционный, побелка, по-рыбачьи
Критерии и ответы:
Перестройка – пере – строй – к - а, перестроить – перестройка (суффиксальный способ, с помощью суффикса –к- )
Сварочный – с - вар – оч – н – ый, сварка – сварочный (суффиксальный, с помощью суффикса –н-)
Изоляционный – изол-яци-онн-ый, изоляция – изоляционный (суффиксальный, с помощью суффикса –онн-)
Побелка – по-бел-к-а, побелить – побелка (суффиксальный, с помощью суффикса –к-)
По-рыбачьи – по – рыб – ач – и, рыбачий – по – рыбачьи (приставочно – суффиксальный, с помощью приставки по- и суффикса -и)
За каждый правильный анализ слова – 2 балла.
Итого – 10 баллов.
Задание 7
Перед Вами отрывок из книги известного филолога И.И.Огиенко «Иноземные элементы в русском языке». Переведите его на современный русский язык и объясните лексическое значение слов, которые В.Даль предлагает заменить исконно русскими словами.
Критерии и ответы:
Вл. Даль в своем известном «толковом словаре живого великорусского языка» предлагал такую замену иностранных слов русскими: абажур - тенник, абрис -окаём, абсцесс - гнойница, атмосфера – колоземица, библиотека – книжница, гимнастика – ловкосилие, горизонт – завес, овид, озор, небоскат, инстинкт – побудка, пурист – чистяк и мн.т.п.Р.Брандт предлагал воспользоваться чешскими железница вместо нашего «железная дорога», польским упоминок вместо «сувенир».
Абажур – часть светильника, обычно в виде колпака, предназначенная для сосредоточения и отражения света и защиты глаз от его воздействия.
Абрис – контурный рисунок, набросок; внешние очертания, общий вид кого-, чего-либо.
Абсцесс – местное воспаление с нагноением.
Атмосфера – 1. газообразная оболочка, окружающая Землю, некоторые другие планеты, Солнце и звёзды. 2. перен. Окружающие условия, обстановка. 3. Единица давления.
Библиотека – 1. Учреждение, собирающее и хранящее произведения печати и письменности для общественного пользования, а также осуществляющее справочно-библиографическую работу. 2. Собрание книг, произведений печати, а также помещение, где они хранятся. 3. Название серии книг, объединённых тематически или по назначению, жанру.
Гимнастика – система физических упражнений, способствующих общему развитию организма и укреплению здоровья.
Горизонт – видимая граница (линия кажущегося соприкосновения) неба и земной или водной поверхности, а также небесное пространство над этой границей, перен. Круг знаний, идей. Круг будущих действий и возможностей.
Инстинкт – 1. Врождённая способность совершать целесообразные действия по непосредственному, безотчётному побуждению.. 2. Подсознательное, безотчётное чувство, внутреннее чутьё.
Пурист - книжн. приверженец пуризма, человек, выступающий за чистоту нравов, языка и т. п
За правильный перевод – 5 баллов. За каждую ошибку – минус 0,5 балла.
За каждое правильное объяснение лексического значения (достаточно одного) – 1 балл.
Итого – 13 баллов.
Задание 8
Определите, какой частью речи является выделенное слово:
Хорошо, что растет любовь к животным и у бездомных собак в Москве жизнь уже значительно лучше, чем у бездомных людей.
Море, верно, очень хорошо.
Я хорошо помню собак, с которыми мне приходилось охотиться.
У нас все хорошо, живем мирно и не ругаемся.
Никак не могу прийти в себя после мимики; сегодня мы особенно хорошо позанимались.
Хорошо на ветру нехолодной зимой
Спится синему березняку.
«Хорошо, – выдавил директор, – они будут приняты обратно».
Ответы и критерии:
Категория состояния
Имя прилагательное
Наречие
Категория состояния
Наречие
Наречие
Частица
За каждый правильный ответ – по 2 балла.
Итого – 14 баллов.
Задание 9
К какому типу речи относится данный текст? Докажите свою мысль, опираясь на признаки текста: содержание, строение, языковое оформление. Напишите сочинение-рассуждение (Не менее 70 слов)
«Если человек не понимает, что есть в мире красота, он живет неполной жизнью. Язык умеет быть красивым и учит людей понимать прекрасное. Красота языка заключается не только в книгах, в песнях. В игре артистов. Мы все время встречаем людей, которые прекрасно умеют рассказывать, шутить, раскрывать другим людям (с помощью слова) свою душевную щедрость.
Ученый читает лекцию... Мысль сложна, трудна. Слушатели мучительно прорываются к ее сути. И вдруг лектор найдет такое объяснение, такую словесную формулу, которая словно светом все осветит и трудную мысль сделает ослепительно ясной.
Рабочие спорят, каким путем надо выполнить работу. И здесь кто-нибудь точно, с полной убедительностью объяснит, как надо действовать – сразу стихнут все споры. В этой умелой убедительности – красота слова.
...И таких случаев очень много. Мы живем, окруженные океаном языка. И часто не замечаем, как он красив...» М. В. Панов.
Михаил Викторович Панов (1920 - 2001) - советский и российский лингвист, литературовед, один из наиболее значительных представителей Московской фонологической школы.
Творческое задание – максимально 15 баллов
Если в сочинении менее 70 слов, задание считается невыполненным.
Критерии оценивания:
Критерий | Параметры | Баллы | Всего |
Содержание | Сформулированы тезисы и приведены аргументы по заявленной теме, рассмотрены подходящие примеры | 5 | 5 |
Сформулированы тезисы, но аргументация присутствует не всегда и/или спорна, примеры приводятся непоследовательно | 4 |
Сформулированы тезисы и частично приведены аргументы, конкретные примеры | 3 |
Сформулированы тезисы, но не приведены аргументы | 2 |
Имеются отдельные высказывания по теме, но связь между ними просматривается | 1 |
Сформулированы тезисы и приведены Имеются отдельные высказывания по теме, но связи между ними нет или высказанное не имеет отношения к теме | 0 |
Композиция | Композиция чётко выстроена, логических ошибок в тексте нет | 4 | 4 |
Композиция выстроена, но наблюдаются отдельные негрубые логические ошибки | 3 |
Есть незначительные композиционные и логические нарушения, которые не затрудняют понимание смысла высказывания в целом | 2 |
Композиционные и логические нарушения значительны, они затрудняют понимание смысла | 1 |
Композиция Композиционные и логические нарушения значительны, они разрушают смысл высказывания | 0 |
Наличие орфографических и пунктуационных ошибок | нет орфографических, не более 1 пунктуационной | 3 | 3 |
1 орфографическая, не более 2 пунктуационных | 2 |
2 орфографических, не более 3 пунктуационных | 1 |
более 2 орфографических, более 3 пунктуационных | 0 |
Наличие грамматических и речевых ошибок | не более 1 ошибки | 3 | 3 |
2-3 ошибки | 2 |
4-5 ошибок | 1 |
более 5ошибок | 0 |
Всего за задание | | | 15 |