СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Олимпиада по русскому языку

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Подобраны задания олимпиады по русскому языку (с ответами) для учащихся 7-11 классов

Просмотр содержимого документа
«ЗАДАНИЯ РУССКИЙ ЯЗЫК 10 КЛ»

Олимпиадные задания по русскому языку

для обучающихся 10 класса

Время выполнения – 4 часа

Задание 1

Сколько раз во фрагменте из стихотворения В.Брюсова встречается звук [с]?

И сжать уста устами верными, 
И жизнь случайностями сжать, 
И над просторами безмерными
На крыльях страсти задрожать! 

Задание 2

Переведите на современный русский язык фрагмент книги известного филолога И.И. Огиенко «Иноземные элементы в русском языке». В каком году была реформа, изменившая правила русского правописания, что наиболее заметным образом проявилось в виде исключения нескольких букв из состава русского алфавита?

Задание 3

Запишите слова, распределив из на три группы: плотник, шутник, приемник, молочник, цветник, мельник, чайник, печник, рудник, передник, орешник, задачник, дворник, коровник, помощник, работник, садовник, салатник.Группы назовите.







 

Задание 4

Определите лексико-грамматический разряд прилагательных в представленном отрывке из стихотворения. Объясните своё мнение.

Клоун в огненном кольце…
Хохот мерзкий, как проказа.
И на гипсовом лице
Два горящих болью глаза.

Лязг оркестра; свист и стук.
Точно каждый озабочен
Заглушить позорный звук
Мокро хлещущих пощёчин.

Как огонь, подвижный круг…
Люди—звери, люди—гады,
Как стоглазый, злой паук,
Заплетают в кольца взгляды.
М. Волошин. В цирке. 1903г.

Задание 5

Определите части речи, в роли которых функционирует слова так:

1. Сие предприятие исполнено было удачно, и медведь так больно был от них бит, что насилу мог оттуда назад дотащиться.

2. Так что же там в России за чертой полуимпериала.

3. Но уйти просто так, не потратив ни копейки, мы так и не смогли.

4. Так вздыхает, не таясь, так заламывает руки, словно детская боязнь

снова просится во внуки.

5. Наверху тяжелый зной, здесь так холодно и сыро.

6. За ворота ушел как, так и сгинул в тумане сыром.

Задание 6

Реконструируйте диалог, вербализованный в таком виде. Как он мог бы выглядеть, если использовались бы полные предложения?

- А?

- А?

- А?

- А-а-а. А.

Задание 7

Владимир Набоков назвал этот знак препинания следами слов, «ушедших на цыпочках», Александр Генис дорожным знаком, указывающим на «перекресток текста с пустотой». «Знак пресекательный», - так назвал его в своей «Грамматике» 1831 года русский филолог А.Х. Востоков. О каком знаке препинания идёт речь?

Задание 8

«Центральные мысли обладают тем свойством, что они касаются вопросов, на которые нет простого, абсолютно ясного и для всех одинакового ответа. Потому они и занимают людей тысячелетиями. Например: «Зачем человек живёт?» Или вытекающий отсюда вопрос: «Зачем человек учится?» Как вы понимаете слова Симона Соловейчика? Напишите сочинение-рассуждение. (Не менее 90 слов)


ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ

ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ 2018–2019 уч. г.

МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ЭТАП

10 классы

Номер задания

1

2

3

4

5

6

7

8

Итог

Баллы

5

8

12

15

16

10

3

15

84

Подпись проверяющего










ОТВЕТЫ К ЗАДАНИЯМ ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

10 классы


Задание 1

Сколько раз во фрагменте из стихотворения В.Брюсова встречается звук [с]?

И сжать уста устами верными,

И жизнь случайностями сжать,

И над просторами безмерными

На крыльях страсти задрожать!

Ответ и критерии:

И сжать у[с]та у[с]тами верными,

И жизнь [с]лучайностями сжать,

И над про[с]торами безмерными

На крыльях [с]трасти задрожать!

За каждый правильный ответ – 1 балл

Итого – 5 баллов

Задание 2

Переведите на современный русский язык фрагмент книги известного филолога И.И. Огиенко «Иноземные элементы в русском языке». В каком году была реформа, изменившая правила русского правописания, что наиболее заметным образом проявилось в виде исключения нескольких букв из состава русского алфавита?

Ответ и критерии:

Иранские слова в русский язык в большинстве попали при посредстве тюрков, но были также и непосредственные заимствования через скифов и сарматов. Некоторые из этих заимствований весьма древнего времени; так, из средне - персидского языка славянами заимствованы господь, господарь, госпожа, господин, государь (из этого слова уже с 17 столетия у нас образовалось сударь, а из него –сда и –ста (в слове, например, пожалуйста), а также су- и с-:да-с, так-с,хорошо-с, т.е. хорошо, сударь); древнейшими заимствованиями иранского происхождения являются также кур, рысь, соха, ирей (южная страна), пенька, чаша, богатырь, курган, чертог, шатёр, алмаз, болван, нефть и др.)

Реформа русской орфографии 1918 года.

За правильный перевод – 5 баллов. За каждую ошибку – минус 0,5 балла.

За правильный ответ – 3 балла

Итого – 8 баллов.

Задание 3

Запишите слова, распределив из на три группы: плотник, шутник, приемник, молочник, цветник, мельник, чайник, печник, рудник, передник, орешник, задачник, дворник, коровник, помощник, работник, садовник, салатник.Назовите группы по значению.

 Ответы и критерии: 

Действующее лицо

Предмет

Собирательность

Плотник

Шутник

Молочник

Мельник

Печник

Дворник

Помощник

Работник

Садовник

Приёмник

Молочник

Чайник

Передник

Салатник

Цветник

Рудник

Орешник

Задачник

Коровник


За правильную группировку – 3 балла

За каждый правильный ответ –0,5 балла.

Итого – 12 баллов.

Задание 4

Определите лексико-грамматический разряд прилагательных в представленном отрывке из стихотворения. Объясните своё мнение.

Клоун в огненном кольце…
Хохот мерзкий, как проказа.
И на гипсовом лице
Два горящих болью глаза.

Лязг оркестра; свист и стук.
Точно каждый озабочен
Заглушить позорный звук
Мокро хлещущих пощёчин.

Как огонь, подвижный круг…
Люди—звери, люди—гады,
Как стоглазый, злой паук,
Заплетают в кольца взгляды.
М. Волошин. В цирке. 1903г.


Ответы и критерии:

Огненное – качественное прилагательное: метафорически обозначена обжигающая хохотом, точно огнем, низкая публика ( «Люди – звери, люди – гады, Как стоглазый, злой паук, Заплетают в кольца взгляды»). Переход из одного разряда в другой.

Мерзкий– качественное прилагательное: мерзок, очень мерзкий.

Гипсовое – качественное прилагательное: с одной стороны, это белый «гипсовый» грим, с другой, – это неподвижная маска, скрывающая ранимую душу артиста, его истинные чувства. Переход из одного разряда в другой.

Позорный – качественное прилагательное: позорен, позорнее.

Подвижный - качественное прилагательное: подвижен, очень подвижный.

Стоглазый – качественное прилагательное: метафорически обозначены ощущения героя от многочисленных глаз толпы. Переход из одного разряда в другой.

За каждый правильный ответ – 1 балл, правильное объяснение – 2 балла.

Итого – 15 баллов.

Задание 5

Определите части речи, в роли которых функционирует слова так.

1. Сие предприятие исполнено было удачно, и медведь так больно был от них бит, что насилу мог оттуда назад дотащиться.

2. Так что же там в России за чертой полуимпериала.

3. Но уйти просто так, не потратив ни копейки, мы так и не смогли.

4. Так вздыхает, не таясь, так заламывает руки, словно детская боязнь

снова просится во внуки.

5. Наверху тяжелый зной, здесь так холодно и сыро.

6. За ворота ушел как, так и сгинул в тумане сыром.

Ответ и критерии:

  1. Наречие

  2. Частица

  3. Наречие, частица

  4. Наречие, наречие

  5. Частица

  6. Часть союза

За каждый правильный ответ – 2 балла.

Итого – 16 баллов.

Задание 6

Реконструируйте диалог, вербализованный в таком виде. Как он мог бы выглядеть, если использовались бы полные предложения?

- А?

- А?

- А?

- А-а-а. А.

Ответы и критерии:

Шаблон ответа:

- Скажите, это 7 "А"?

- Простите, не расслышал, что Вы сказали?

- Я спрашиваю, это 7 "А"?

- Ах вот Вы о чём. Да, это 7 "А".

За правильную реконструкцию - 10 баллов, за каждый недочёт – минус 1 балл.

Итого – 10 баллов.

Задание 7

Владимир Набоков назвал этот знак препинания следами слов, «ушедших на цыпочках», Александр Генис дорожным знаком, указывающим на «перекресток текста с пустотой». «Знак пресекательный», - так назвал его в своей «Грамматике» 1831 года русский филолог А.Х. Востоков. О каком знаке препинания идёт речь?

Ответ и критерии:

Многоточие. Правильный ответ – 3 балла.

Итого – 3 балла.

Задание 8

«Центральные мысли обладают тем свойством, что они касаются вопросов, на которые нет простого, абсолютно ясного и для всех одинакового ответа. Потому они и занимают людей тысячелетиями. Например: «Зачем человек живёт?» Или вытекающий отсюда вопрос: «Зачем человек учится?» Как вы понимаете слова Симона Соловейчика? Напишите сочинение-рассуждение. (Не менее 90 слов)

Если в сочинении меньше 90 слов, задание считается невыполненным.

Критерии оценивания:

Критерий

Параметры

Баллы

Всего

Содержание

Сформулированы тезисы и приведены аргументы по заявленной теме, рассмотрены подходящие примеры

5

5

Сформулированы тезисы, но аргументация присутствует не всегда и/или спорна, примеры приводятся непоследовательно

4

Сформулированы тезисы и частично приведены аргументы, конкретные примеры

3

Сформулированы тезисы, но не приведены аргументы

2

Имеются отдельные высказывания по теме, но связь между ними просматривается

1

Сформулированы тезисы и приведены Имеются отдельные высказывания по теме, но связи между ними нет или высказанное не имеет отношения к теме

0

Композиция

Композиция чётко выстроена, логических ошибок в тексте нет

4

4

Композиция выстроена, но наблюдаются отдельные негрубые логические ошибки

3

Есть незначительные композиционные и логические нарушения, которые не затрудняют понимание смысла высказывания в целом

2

Композиционные и логические нарушения значительны, они затрудняют понимание смысла

1

Композиция Композиционные и логические нарушения значительны, они разрушают смысл высказывания

0

Наличие

орфографических

и

пунктуационных

ошибок

нет орфографических, не более 1 пунктуационной

3

3

1 орфографическая, не более 2 пунктуационных

2

2 орфографических, не более 3 пунктуационных

1

более 2 орфографических, более 3 пунктуационных

0

Наличие

грамматических

и речевых

ошибок

не более 1 ошибки

3

3

2-3 ошибки

2

4-5 ошибок

1

более 5ошибок

0

Всего за

задание



15


Просмотр содержимого документа
«ЗАДАНИЯ РУССКИЙ ЯЗЫК 11 КЛ»


Олимпиадные задания по русскому языку

для обучающихся 11 класса

Время выполнения – 4 часа

Задание 1

Сколько раз в стихотворении Б. А. Слуцкого повторяется звук [т,]?

Пора заканчивать стихи.

Пора дописывать баллады.

А новых начинать — не надо.

Пора достраивать дворцы,

Пора — отделки и отчистки.

Пора — разборки и расчистки.

Пора мечты осуществить.

Да, без сомненья и шатанья

Взять и осуществить мечтанья.

Задание 2

Переведите на современный русский язык фрагмент книги известного филолога И.И. Огиенко «Иноземные элементы в русском языке». В каком году была реформа, изменившая правила русского правописания, что наиболее заметным образом проявилось в виде исключения нескольких букв из состава русского алфавита?

Задание 3

Приведённые ниже слова сгруппируйте в два синонимических ряда. Определите общее значение для обеих групп слов.

Высокомерный, пышный, громкий, гордый, заносчивый, велеречивый, надутый, чванный, чванливый, риторичный, надменный, напыщенный, высокопарный.

Задание 4

 Прочитайте отрывок из рассказа Е.Гришковца. Назовите выразительное средство, использованное автором. На каком языковом явлении оно основано?

«Джинсы, твидовый пиджак и хорошая рубашка. Очень хорошая. Моя любимая! Белая. Обычная белая рубашка. Но любимая. Я надел её… и отправился встречать Макса».

Задание 5

Сегодня в Интернете появляются сообщества, чья деятельность направлена на создание новых слов c целью охарактеризовать повседневную жизнь, основная цель создания таких форумов – словообразовательная игра.

Как называются слова, которые появляются вследствие этого? Как образованы представленные примеры?

Мучебные заведения, стрессия, айпонт, хвастограмм, DEADство.

Задание 6

Установите соответствия между значениями слова сержант и словарями, из которых они взяты


Значения


Словари

1

Сержант — сержант, сержанты, сержанта, сержантов, сержанту, сержантам, сержанта, сержантов, сержантом, сержантами, сержанте, сержантах

А

Словарь церковно-славянского и русского языка (1847)

2

Сержант — (фр. sergent, от лат. serviens -служащий) — воинское звание во многих государствах в русской армии с XVII в. по 1798 г. в СССР с 1940 г. существовали звания младший с., с. и старший с.; сохранены в вооруженных силах РФ.

Б

Толковый словарь живого великорусского языка Владимира Даля

3

Сержант - -а, с., м. В российском пехотном войске так назывался прежде старший унтер-офицер в роте. Сержант гвардии

В

Толковый словарь русского языка под редакцией С. И. Ожегова

4

Сержант — СЕРЖАНТ м. франц. стар.старший унтер-офицер или фельдфебель; из дворян и детей вельмож много было записываемо в сержанты ради одной выслуги. сержантов, что лично его; сержантский, к нему относящийся

Г

Грамматический словарь русского языка А. А. Зализняка


5

Сержант — это слово, появившееся в России в XVII в., как и более позднее заимствование – сервис – восходит к латинскому глаголу servire – "служить"; недаром солдат да сержантов у нас именовали и продолжают именовать служивыми.



6

СЕРЖАНТ, -а, м. Звание младшего начальствующего состава в армии, а также лицо, имеющее это звание, младший с. Старший с. || прил. сержантский, -ая, -ое. Сержантское звание.



 

А

Б

В

Г






Задание 7

Этот знак препинания в одном своём известном стихотворении Самуил Маршак назвал «мигающим». Он указывает на то, что часть текста после него связана пояснительными или причинными отношениями с частью текста, что находится перед ним. Как разделительный знак он употребляется с конца XVI века и упоминается в первых книжках по грамматике, к примеру в «Грамматике»  МелетияСмотрицкого.  До середины XIX  века этот знак препинания использовался в русском и в других европейских языках как знак сокращения. Экономные финны употребляют его для этой цели до сих пор, причем даже в середине слова.


Задание 8

«Центральные мысли обладают тем свойством, что они касаются вопросов, на которые нет простого, абсолютно ясного и для всех одинакового ответа. Потому они и занимают людей тысячелетиями. Например: «Зачем человек живёт?» Или вытекающий отсюда вопрос: «Зачем человек учится?» Как вы понимаете слова Симона Соловейчика? Напишите сочинение-рассуждение. (Не менее 90 слов)

Время выполнения – 4 часа.

Номер задания

1

2

3

4

5

6

7

8

Итог

Баллы

7

8

15

4

13

8

3

15

73

Подпись проверяющего










ОТВЕТЫ К ЗАДАНИЯМ ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ

ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

11 класс

Задание 1

Сколько раз в стихотворении Б. А. Слуцкого повторяется звук [т,]?

Пора заканчивать стихи.

Пора дописывать баллады.

А новых начинать — не надо.

Пора достраивать дворцы,

Пора — отделки и отчистки.

Пора — разборки и расчистки.

Пора мечты осуществить.

Да, без сомненья и шатанья

Взять и осуществить мечтанья.

Ответы и критерии:

Пора заканчива[т]ь с[т]ихи.

Пора дописыва[т]ь баллады.

А новых начина[т]ь — не надо.

Пора достраивать дворцы,

Пора — отделки и отчистки.

Пора — разборки и расчистки.

Пора мечты осуществи[т]ь.

Да, без сомненья и шатанья

Взя[т]ь и осуществи[т]ь мечтанья.

За каждый правильный ответ – 1 балл

Итого – 7 баллов.

Задание 2

Переведите на современный русский язык фрагмент книги известного филолога И.И. Огиенко «Иноземные элементы в русском языке». В каком году была реформа, изменившая правила русского правописания, что наиболее заметным образом проявилось в виде исключения нескольких букв из состава русского алфавита?

Ответ и критерии:

Иранские слова в русский язык в большинстве попали при посредстве тюрков, но были также и непосредственные заимствования через скифов и сарматов. Некоторые из этих заимствований весьма древнего времени; так, из средне - персидского языка славянами заимствованы господь, господарь, госпожа, господин, государь (из этого слова уже с 17 столетия у нас образовалось сударь, а из него –сда и –ста (в слове, например, пожалуйста), а также су- и с-:да-с, так-с,хорошо-с, т.е. хорошо, сударь); древнейшими заимствованиями иранского происхождения являются также кур, рысь, соха, ирей (южная страна), пенька, чаша, богатырь, курган, чертог, шатёр, алмаз, болван, нефть и др.)

Реформа русской орфографии 1918 года.

За правильный перевод – 5 баллов. За каждую ошибку – минус 0,5 балла.

За правильный ответ – 3 балла

Итого – 8 баллов.

Задание 3

Приведённые ниже слова сгруппируйте в два синонимических ряда. Определите общее значение для обеих групп слов.

Высокомерный, пышный, громкий, гордый, заносчивый, велеречивый, надутый, чванный, чванливый, риторичный, надменный, кудрявый, высокопарный.

Ответы и критерии:

  1. «Преувеличенно важный» - высокомерный, гордый, заносчивый, надутый, чванный, чванливый, надменный.

  2. «Чрезмерно торжественный, украшенный ( о речи) - пышный, громкий, велеречивый, риторичный, кудрявый, высокопарный.

За каждое правильно выбранное слово – 1 балл.

За каждое правильно сформулированное значение - 2 балла.

Итого – 15 баллов

Задание 4

Прочитайте отрывок из рассказа Е.Гришковца. Назовите выразительное средство, использованное автором. На каком языковом явлении оно основано?

«Джинсы, твидовый пиджак и хорошая рубашка. Очень хорошая. Моя любимая! Белая. Обычная белая рубашка. Но любимая. Я надел её… и отправился встречать Макса».

Ответы и критерии: 
Выразительное средство – парцелляция.

Языковое явление – неполные предложения.

За каждый правильный ответ – по 2 балла.

Итого – 4 балла.

Задание 5

Сегодня в Интернете появляются сообщества, чья деятельность направлена на создание новых слов c целью охарактеризовать повседневную жизнь, основная цель создания таких форумов – словообразовательная игра.

Как называются слова, которые появляются вследствие этого? Как образованы представленные примеры?

Мучебные заведения, стрессия, айпонт, хвастограм, DEADство.

Ответы и критерии:

Мучебный – слияние + наложение

Стрессия – слияние + наложение+усечение

Айпонт - слияние + усечение

Хвастограмм – сложение + усечение

DEADство – графический способ словообразования, замена кириллицы в сегменте слова латиницей.

Такие слова называются окказионализмами.

За каждый правильный ответ – 2 балла.

За правильно названный термин – 3 балла.

Итого – 13 баллов.

Задание 6

Установите соответствия между значениями слова сержант и словарями, из которых они взяты


Значения


Словари

1

Сержант — сержант, сержанты, сержанта, сержантов, сержанту, сержантам, сержанта, сержантов, сержантом, сержантами, сержанте, сержантах

А

Словарь церковно-славянского и русского языка (1847)

2

Сержант — (фр. sergent, от лат. serviens -служащий) — воинское звание во многих государствах в русской армии с XVII в. по 1798 г. в СССР с 1940 г. существовали звания младший с., с. и старший с.; сохранены в вооруженных силах РФ.

Б

Толковый словарь живого великорусского языка Владимира Даля

3

Сержант - -а, с., м. В российском пехотном войске так назывался прежде старший унтер-офицер в роте. Сержант гвардии

В

Толковый словарь русского языка под редакцией С. И. Ожегова

4

Сержант — СЕРЖАНТ м. франц. стар.старший унтер-офицер или фельдфебель; из дворян и детей вельмож много было записываемо в сержанты ради одной выслуги. сержантов, что лично его; сержантский, к нему относящ.

Г

Грамматический словарь русского языка А. А. Зализняка


5

Сержант — это слово, появившееся в России в XVII в., как и более позднее заимствование – сервис – восходит к латинскому глаголу servire – "служить"; недаром солдат да сержантов у нас именовали и продолжают именовать служивыми.



6

СЕРЖАНТ, -а, м. Звание младшего начальствующего состава в армии, а также лицо, имеющее это звание, младший с. Старший с. || прил. сержантский, -ая, -ое. Сержантское звание.



Ответы и критерии:

А

Б

В

Г

3

4

6

1

За каждое правильное соответствие - 2 балла.

Итого – 8 баллов.

Задание 7

Этот знак препинания в одном своём известном стихотворении Самуил Маршак назвал «мигающим».Он указывает на то, что часть текста после него связана пояснительными или причинными отношениями с частью текста, что находится перед ним. Как разделительный знак онупотребляется с конца XVI века и упоминается в первых книжках по грамматике, к примеру в «Грамматике»  МелетияСмотрицкого.  До середины XIX  века этот знак препинания использовался в русском и в других европейских языках как знак сокращения. Экономные финны употребляют его для этой цели до сих пор, причем даже в середине слова.

Ответ и критерии:

Двоеточие.

За правильный ответ – 3 балла.

Итого – 3 балла

Задание 8

«Центральные мысли обладают тем свойством, что они касаются вопросов, на которые нет простого, абсолютно ясного и для всех одинакового ответа. Потому они и занимают людей тысячелетиями. Например: «Зачем человек живёт?» Или вытекающий отсюда вопрос: «Зачем человек учится?»Как вы понимаете слова Симона Соловейчика? Напишите сочинение-рассуждение. (Не менее 90 слов)

Если в сочинении меньше 90 слов, задание считается невыполненным.

Критерии оценивания:

Критерий

Параметры

Баллы

Всего

Содержание

Сформулированы тезисы и приведены аргументы по заявленной теме, рассмотрены подходящие примеры

5

5

Сформулированы тезисы, но аргументация присутствует не всегда и/или спорна, примеры приводятся непоследовательно

4

Сформулированы тезисы и частично приведены аргументы, конкретные примеры

3

Сформулированы тезисы, но не приведены аргументы

2

Имеются отдельные высказывания по теме, но связь между ними просматривается

1

Сформулированы тезисы и приведены Имеются отдельные высказывания по теме, но связи между ними нет или высказанное не имеет отношения к теме

0

Композиция

Композиция чётко выстроена, логических ошибок в тексте нет

4

4

Композиция выстроена, но наблюдаются отдельные негрубые логические ошибки

3

Есть незначительные композиционные и логические нарушения, которые не затрудняют понимание смысла высказывания в целом

2

Композиционные и логические нарушения значительны, они затрудняют понимание смысла

1

Композиция Композиционные и логические нарушения значительны, они разрушают смысл высказывания

0

Наличие

орфографических

и

пунктуационных

ошибок

нет орфографических, не более 1 пунктуационной

3

3

1 орфографическая, не более 2 пунктуационных

2

2 орфографических, не более 3 пунктуационных

1

более 2 орфографических, более 3 пунктуационных

0

Наличие

грамматических

и речевых

ошибок

не более 1 ошибки

3

3

2-3 ошибки

2

4-5 ошибок

1

более 5ошибок

0

Всего за

задание



15











Просмотр содержимого документа
«ЗАДАНИЯ РУССКИЙ ЯЗЫК 7-8 КЛ»


Олимпиадные задания по русскому языку

для обучающихся 7-8 классов

Время выполнения – 2 часа

Задание 1

Сколько раз в отрывке из басни И.А.Крылова встречается звук [с]? Как называется языковое явление, в результате которого этот звук произносится в некоторых словах?

Однажды ЛебедьРакда Щука
Везти с поклажей воз взялись
И вместе трое все в него впряглись
Из кожи лезут вона возу все нет ходу

Задание 2

Прочитайте текст. Расставьте ударение в выделенных словах.

Кажется, весна кралась потихоньку, гнала зиму, но ворвалась неожиданно. Наш город принарядился, стал ещё красивее, хотя и раньше казался красивейшим из городов. Балуясь, резвятся младшие школьники. Старшеклассники начали думать о последнем звонке. Подготовка уже начата.Ненадолго забыли об экзаменах. Все понимают значимость момента.

Задание 3

Вставьте в места пропусков слова невежда или невежа:

1. Надо быть вежливым со всеми, а вы, Степа, грубиян и _________________. (В. Короленко)

2. _________________ любят говорить о том, что дрозофила не имеет хозяйственного значения. (Д. Гранин)

3. _________________ этакий, забыл всякое приличие: вошел... не поздоровался... не поклонился тебе путем. (А. Писемский)

4. Кто не отвечает, когда его спрашивают, тот обыкновенно называется _________________. (Л. Андреев)

5. Нас специально держали в неведении, потому что _________________ легче управлять. (А. Гулина)

6. Дубровский между тем лежал в постеле; уездный лекарь, по счастию, не совершенный _________________, успел пустить ему кровь, приставить пиявки и шпанские мухи. (А. Пушкин)

 Задание 4

Распределите прилагательные на 4 группы согласно морфемному составу:

Зеленый, передний, энергичный, логичный, лимонный, павлиний, нервный, религиозный, вискозный, публичный, цветной, паровозный, гриппозный, логичный, грозный, синий, морозный, аналогичный, олений, грациозный, столичный.

Задание 5

Установите общий с исторической точки зрения корень в приводимых ниже группах слов и определите между ними смысловую связь.

Оратор-оракул-оратория

Задание 6

Определите, принадлежность к части речи и синтаксическую роль выделенных слов. Объясните языковое явление, которое демонстрируют данные примеры.

1) Ее руки и сердца одновременно добиваются двое: богатый и бедный, но их усилия―напрасны. 2) У попов богатый и бедный не равны.3)За высокими горами, за дремучими лесами жили богатый брат и бедный. 4) Жили-были два брата. Один - богатый, другой – бедный.

Задание 7

Напишите сочинение – рассуждение(не менее 60 слов), используя высказывание М.М.Пришвина: «Очень важно сделать первый шаг: всякое путешествие - и путешествие в жизнь! - начинается с первого шага. Но еще важнее шагнуть и не испугаться, не разочароваться».


ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ

ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

7-8 классы

Номер задания

1

2

3

4

5

6

7

Итого

Баллы

5

4

6

13

9

11

11

59

Подпись проверяющего










ОТВЕТЫ К ЗАДАНИЯМ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

7-8 классы


Задание 1

Сколько раз в отрывке из басни И.А.Крылова встречается звук [с]? Как называется языковое явление, в результате которого этот звук произносится в некоторых словах?

Ответы и критерии:

Однажды Лебедь, Рак, да Щука

Везти [с] поклажей во[с] взялись,

И вместе трое все в него впряглись;

И[c] кожи лезут вон, а возу все нет ходу!

Термин – оглушение звонких согласных.

За каждый правильный ответ – 1 балл.

За правильно названный термин – 2 балла

Итого – 5 баллов

Задание 2

Прочитайте текст. Расставьте ударение в выделенных словах.

Кажется, весна кралась потихоньку, гнала зиму, но ворвалась неожиданно. Наш город принарядился, стал ещё красивее, хотя и раньше казался красивейшим из городов. Балуясь, резвятся младшие школьники. Старшеклассники начали думать о последнем звонке. Подготовка уже начата.Ненадолго забыли об экзаменах. Все понимают значимость момента.

Ответы и критерии:

Кажется, весна крАласьпотихоньку, гнала зиму, но ворвалась неожиданно. Наш город принарядился, стал ещё красИвее, хотя и раньше казался красИвейшимиз городов. БалУясь, резвятся младшие школьники. Старшеклассники нАчали думать о последнем звонке. Подготовка уже начатА.НенадОлгозабыли об экзаменах. Все понимают знАчимостьмомента.

За каждый правильный ответ – 0,5 балла

Итого – 4 балла

Задание 3

Вставьте в места пропусков слова невежда или невежа:

1. Надо быть вежливым со всеми, а вы, Степа, грубиян и невежа. (В. Короленко)

2. Невежды любят говорить о том, что дрозофила не имеет хозяйственного значения. (Д. Гранин)

3. Невежа этакий, забыл всякое приличие: вошел... не поздоровался... не поклонился тебе путем. (А. Писемский)

4. Кто не отвечает, когда его спрашивают, тот обыкновенно называется невежа. (Л. Андреев)

5. Нас специально держали в неведении, потому что невеждами легче управлять. (А. Гулина)

6. Дубровский между тем лежал в постеле; уездный лекарь, по счастию, не совершенный невежда, успел пустить ему кровь, приставить пиявки и шпанские мухи. (А. Пушкин)

Критерии:

За каждое правильно названное слово – 1 балл.

Итого – 6 баллов

 Задание 4

Распределите прилагательные на 4 группы согласно морфемному составу:

Зеленый, передний, энергичный, логичный, павлиний, публичный, волчий, грозный, синий, аналогичный, олений, румяный, столичный.

Ответы и критерии:

Без суффикса

-Н-

-ий-

-ичн-

зеленый

синий

румяный


передний

публичный

грозный

столичный

логичный


павлиний

олений

волчий




энергичный

аналогичный


За каждое правильно выбранное слово – 1 балл.

Итого – 13 баллов

Задание 5

Установите общий с исторической точки зрения корень в приводимых ниже группах слов и определите между ними смысловую связь.

Оратор – оракул-оратория

Первоисточником этих слов стал латинский глагол orare«говорить, излагать, просить», этимологически связанный с латинским существительнымos (род.пад. oris)- «рот, уста»

От orareобразованы слова оратор («говорящий»), оракул («изречение богов, пророчество»), оратория(«молельня, молитвенный дом»)

Таким образом, общий корень слов – «ора». Смысловая связь – см. выше.

Определение общего значения корня - 3 балла.

За объяснение смысловой связи – по 2 балла за каждое слово.

Итого – 9 баллов

Задание 6

Определите, принадлежность к части речи и синтаксическую роль выделенных слов. Объясните языковое явление, которое демонстрируют данные примеры.

Ее руки и сердца одновременно добиваются двое: богатый и бедный, но их усилия―напрасны. У попов богатый и бедный не равны. За высокими горами, за дремучими лесами жили два брата ― богатый и бедный.

  1. Ее руки и сердца одновременно добиваются двое: богатый и бедный, но их усилия―напрасны.(существительные, подлежащие)

  2. У попов богатый и бедный не равны. (существительные, подлежащие)

  3. За высокими горами, за дремучими лесами жили богатый брат и бедный. (прилагательные, определения)

  4. Жили-были два брата. Один богатый, другой – бедный. (прилагательные, сказуемые)

Языковое явление – субстантивация, переход из одной части речи в другую.

За каждый правильный ответ – 2 балла.

За правильное объяснение термина – 3 балла.

Итого – 11 баллов

Задание 7

Напишите сочинение – рассуждение (не менее 60 слов), используя высказывание М.М.Пришвина: «Очень важно сделать первый шаг: всякое путешествие - и путешествие в жизнь! - начинается с первого шага. Но еще важнее шагнуть и не испугаться, не разочароваться».

Если в сочинении менее 60 слов, задание считается невыполненным.

Критерии оценивания:

Критерий

Параметры

Баллы

Всего

Содержание

Сформулирован тезис и приведены аргументы по заявленной теме, рассмотрены подходящие примеры

3

3

Сформулированы тезисы, но аргументация присутствует не всегда и/или спорна, примеры приводятся непоследовательно

2

Сформулированы тезисы и частично приведены аргументы, конкретные примеры

1

Имеются отдельные высказывания по теме, но связи между ними нет или высказанное не имеет отношения к теме

0

Композиция

Композиция чётко выстроена, логических ошибок в тексте нет

2

2

Есть незначительные композиционные и логические нарушения, которые не затрудняют понимание смысла высказывания в целом

1

Композиционные и логические нарушения значительны, они разрушают смысл высказывания

0

Наличие

орфографических

и

пунктуационных

ошибок

нет орфографических, не более 1 пунктуационной

3

3

1 орфографическая, не более 2 пунктуационных

2

2 орфографических, не более 3 пунктуационных

1

более 2 орфографических, более 3 пунктуационных

0

Наличие

грамматических

и речевых

ошибок

не более 1 ошибки

3

3

2-3 ошибки

2

4-5 ошибок

1

более 5ошибок

0

Всего за

задание



11




























Просмотр содержимого документа
«ЗАДАНИЯ РУССКИЙ ЯЗЫК 9 КЛ»


Олимпиадные задания по русскому языку

для обучающихся 9 класса



Время выполнения – 4 часа.

Задание 1

Сколько раз во фрагменте из поэмы А.Твардовского «За далью даль» встречается звук [о]?

А там Байкал, за тою далью, –

В полсуток обогнуть едва ль, –

А за Байкалом – Забайкалье.

А там ещё другая даль,

Что обернётся далью новой.

Задание 2

Какие из языков относятся к западнославянским?

Польский, чешский, словацкий, словенский, украинский, сербский, болгарский.

Задание 3

Вставьте в места пропусков глаголы представить или предоставить. Как называются подобные пары слов в лексике?

1. Когда проект был готов и я _________________ его на конкурс, то не очень верил в удачу, ведь соперничать мне довелось со многими опытными конструкторами.

2. Министерство _________________ регионам право самим решать, при какой температуре воздуха дети могут не ходить в школу.

3. Когда зал наполнился приглашенными, ведущий открыл встречу и _________________ слово председателю.

4. Главу своей будущей книги писатель любезно _________________ для публикации в нашей газете.

5. Почти ста участникам круглого стола будут _________________ строительные возможности и перспективы.

6. Здесь не отказывают в социальной помощи никому из тех, кто _________________ нужные справки.

Задание 4

Определите, чем объединены слова в группе:

Алло, аминь, апломб, босс, вдруг, гвалт

Задание 5

Ф.Буслаев говорил: «Так как посредством языка одно лицо передает свои мысли другому, то и знаки препинания имеют двоякое назначение:1) способствуют ясности в изложении мыслей, отделяя одно предложение от другого или одну часть его от другой, и 2) выражают ощущения лица говорящего и его отношение к слушающему». Приведите примеры-иллюстрации к тезису лингвиста.

Задание 6

Сделайте словообразовательный анализ слов:

Перестройка, сварочный, изоляционный, побелка, по - рыбачьи

Задание 7

Перед Вами отрывок из книги известного филолога И.И.Огиенко «Иноземные элементы в русском языке». Переведите его на современный русский язык и объясните лексическое значение слов, которые В.Даль предлагает заменить исконно русскими словами.

Задание 8

Определите, какой частью речи является выделенное слово:

  1. Хорошо, что растет любовь к животным и у бездомных собак в Москве жизнь уже значительно лучше, чем у бездомных людей.

  2. Море, верно, очень хорошо.

  3. Я хорошо помню собак, с которыми мне приходилось охотиться.

  4. У нас все хорошо, живем мирно и не ругаемся.

  5. Никак не могу прийти в себя после мимики; сегодня мы особенно хорошо позанимались.

  6. Хорошо на ветру нехолодной зимой

Спится синему березняку.

  1. «Хорошо, – выдавил директор, – они будут приняты обратно».

9 задание

К какому типу речи относится данный текст? Докажите свою мысль, опираясь на признаки текста: содержание, строение, языковое оформление. Напишите сочинение-рассуждение. (Не менее 70 слов).

«Если человек не понимает, что есть в мире красота, он живет неполной жизнью. Язык умеет быть красивым и учит людей понимать прекрасное.

Красота языка заключается не только в книгах, в песнях. В игре артистов. Мы все время встречаем людей, которые прекрасно умеют рассказывать, шутить, раскрывать другим людям (с помощью слова) свою душевную щедрость.

Ученый читает лекцию... Мысль сложна, трудна. Слушатели мучительно прорываются к ее сути. И вдруг лектор найдет такое объяснение, такую словесную формулу, которая словно светом все осветит и трудную мысль сделает ослепительно ясной.

Рабочие спорят, каким путем надо выполнить работу. И здесь кто-нибудь точно, с полной убедительностью объяснит, как надо действовать – сразу стихнут все споры. В этой умелой убедительности – красота слова.

...И таких случаев очень много. Мы живем, окруженные океаном языка. И часто не замечаем, как он красив...» М. В. Панов.

Михаил Викторович Панов (1920 - 2001) - советский и российский лингвист, литературовед, один из наиболее значительных представителей Московской фонологической школы.


Номер задания

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Итого

Баллы

4

6

10

3

4

10

13

14

15

79

Подпись проверяющего













ОТВЕТЫ К ЗАДАНИЯМ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

9 класс


Задание 1

Сколько раз во фрагменте из поэмы А.Твардовского «За далью даль» встречается звук [о]?

А там Байкал, за тою далью, –

В полсуток обогнуть едва ль, –

А за Байкалом – Забайкалье.

А там ещё другая даль,

Что обернётся далью новой.

Критерии и ответы:

А там Байкал, за т[о] ю далью, –

В полсуток обогнуть едва ль, –

А за Байкалом – Забайкалье.

А там ещ[o] другая даль,

Что оберн[o]тся далью н[о]вой.

За каждый правильный ответ – 1 балл.

Итого – 4 балла.

Задание 2

Какие из языков относятся к западнославянским?

Польский, чешский, словацкий, словенский, украинский, сербский, болгарский.

Критерии и ответы:

Польский, словацкий, чешский.

За каждый правильный ответ – 2 балла.

Итого – 6 баллов

Задание 3

Вставьте в места пропусков глаголы представить или предоставить. Как называются подобные пары слов в лексике?

1. Когда проект был готов и я _________________ его на конкурс, то не очень верил в удачу, ведь соперничать мне довелось со многими опытными конструкторами.

2. Министерство _________________ регионам право самим решать, при какой температуре воздуха дети могут не ходить в школу.

3. Когда зал наполнился приглашенными, ведущий открыл встречу и _________________ слово председателю.

4. Главу своей будущей книги писатель любезно _________________ для публикации в нашей газете.

5. Почти ста участникам круглого стола _________________ строительные возможности и перспективы.

6. Здесь не отказывают в социальной помощи никому из тех, кто _________________ нужные справки.

Критерии и ответы:

  1. Представил

  2. Предоставило

  3. Предоставил

  4. Предоставил

  5. Предоставят

  6. Предоставил

Термин – паронимы.

За каждый правильный ответ – 1 балл.

За правильно названный термин – 2 балла, за его объяснение – 2 балла.

Итого – 10 баллов

Задание 4

Определите, чем объединены слова в группе:

Алло, аминь, апломб, босс, вдруг, гвалт

Критерии и ответы:

Это слова-корни-одиночки. У этих слов нет однокоренных.

За правильный ответ – 3 балла

Итого – 3 балла

Задание 5

Ф.Буслаев говорил: «Так как посредством языка одно лицо передает свои мысли другому, то и знаки препинания имеют двоякое назначение:1) способствуют ясности в изложении мыслей, отделяя одно предложение от другого или одну часть его от другой, и 2) выражают ощущения лица говорящего и его отношение к слушающему». Приведите примеры-иллюстрации к тезису лингвиста.

Критерии и ответы:

За каждый правильный пример – 2 балла

Итого – 4 балла

Задание 6

Сделайте словообразовательный анализ слов:

Перестройка, сварочный, изоляционный, побелка, по-рыбачьи

Критерии и ответы:

Перестройка – пере – строй – к - а, перестроить – перестройка (суффиксальный способ, с помощью суффикса –к- )

Сварочный – с - вар – оч – н – ый, сварка – сварочный (суффиксальный, с помощью суффикса –н-)

Изоляционный – изол-яци-онн-ый, изоляция – изоляционный (суффиксальный, с помощью суффикса –онн-)

Побелка – по-бел-к-а, побелить – побелка (суффиксальный, с помощью суффикса –к-)

По-рыбачьи – по – рыб – ач – и, рыбачий – по – рыбачьи (приставочно – суффиксальный, с помощью приставки по- и суффикса -и)

За каждый правильный анализ слова – 2 балла.

Итого – 10 баллов.

Задание 7

Перед Вами отрывок из книги известного филолога И.И.Огиенко «Иноземные элементы в русском языке». Переведите его на современный русский язык и объясните лексическое значение слов, которые В.Даль предлагает заменить исконно русскими словами.

Критерии и ответы:

Вл. Даль в своем известном «толковом словаре живого великорусского языка» предлагал такую замену иностранных слов русскими: абажур - тенник, абрис -окаём, абсцесс - гнойница, атмосфера – колоземица, библиотека – книжница, гимнастика – ловкосилие, горизонт – завес, овид, озор, небоскат, инстинкт – побудка, пуристчистяк и мн.т.п.Р.Брандт предлагал воспользоваться чешскими железница вместо нашего «железная дорога», польским упоминок вместо «сувенир».

Абажур – часть светильника, обычно в виде колпака, предназначенная для сосредоточения и отражения света и защиты глаз от его воздействия.

Абрис – контурный рисунок, набросок; внешние очертания, общий вид кого-, чего-либо.

Абсцесс – местное воспаление с нагноением.

Атмосфера – 1. газообразная оболочка, окружающая Землю, некоторые другие планеты, Солнце и звёзды. 2. перен. Окружающие условия, обстановка. 3. Единица давления.

Библиотека – 1. Учреждение, собирающее и хранящее произведения печати и письменности для общественного пользования, а также осуществляющее справочно-библиографическую работу. 2. Собрание книг, произведений печати, а также помещение, где они хранятся. 3. Название серии книг, объединённых тематически или по назначению, жанру.

Гимнастика – система физических упражнений, способствующих общему развитию организма и укреплению здоровья.

Горизонт – видимая граница (линия кажущегося соприкосновения) неба и земной или водной поверхности, а также небесное пространство над этой границей, перен. Круг знаний, идей. Круг будущих действий и возможностей.

Инстинкт – 1. Врождённая способность совершать целесообразные действия по непосредственному, безотчётному побуждению.. 2. Подсознательное, безотчётное чувство, внутреннее чутьё.

Пурист - книжн. приверженец пуризма, человек, выступающий за чистоту нравов, языка и т. п

За правильный перевод – 5 баллов. За каждую ошибку – минус 0,5 балла.

За каждое правильное объяснение лексического значения (достаточно одного) – 1 балл.

Итого – 13 баллов.

Задание 8

Определите, какой частью речи является выделенное слово:

  1. Хорошо, что растет любовь к животным и у бездомных собак в Москве жизнь уже значительно лучше, чем у бездомных людей.

  2. Море, верно, очень хорошо.

  3. Я хорошо помню собак, с которыми мне приходилось охотиться.

  4. У нас все хорошо, живем мирно и не ругаемся.

  5. Никак не могу прийти в себя после мимики; сегодня мы особенно хорошо позанимались.

  6. Хорошо на ветру нехолодной зимой

Спится синему березняку.

  1. «Хорошо, – выдавил директор, – они будут приняты обратно».

Ответы и критерии:

  1. Категория состояния

  2. Имя прилагательное

  3. Наречие

  4. Категория состояния

  5. Наречие

  6. Наречие

  7. Частица

За каждый правильный ответ – по 2 балла.

Итого – 14 баллов.

Задание 9

К какому типу речи относится данный текст? Докажите свою мысль, опираясь на признаки текста: содержание, строение, языковое оформление. Напишите сочинение-рассуждение (Не менее 70 слов)

«Если человек не понимает, что есть в мире красота, он живет неполной жизнью. Язык умеет быть красивым и учит людей понимать прекрасное. Красота языка заключается не только в книгах, в песнях. В игре артистов. Мы все время встречаем людей, которые прекрасно умеют рассказывать, шутить, раскрывать другим людям (с помощью слова) свою душевную щедрость.

Ученый читает лекцию... Мысль сложна, трудна. Слушатели мучительно прорываются к ее сути. И вдруг лектор найдет такое объяснение, такую словесную формулу, которая словно светом все осветит и трудную мысль сделает ослепительно ясной.

Рабочие спорят, каким путем надо выполнить работу. И здесь кто-нибудь точно, с полной убедительностью объяснит, как надо действовать – сразу стихнут все споры. В этой умелой убедительности – красота слова.

...И таких случаев очень много. Мы живем, окруженные океаном языка. И часто не замечаем, как он красив...» М. В. Панов.

Михаил Викторович Панов (1920 - 2001) - советский и российский лингвист, литературовед, один из наиболее значительных представителей Московской фонологической школы.

Творческое задание – максимально 15 баллов

Если в сочинении менее 70 слов, задание считается невыполненным.

Критерии оценивания:

Критерий

Параметры

Баллы

Всего

Содержание

Сформулированы тезисы и приведены аргументы по заявленной теме, рассмотрены подходящие примеры

5

5

Сформулированы тезисы, но аргументация присутствует не всегда и/или спорна, примеры приводятся непоследовательно

4

Сформулированы тезисы и частично приведены аргументы, конкретные примеры

3

Сформулированы тезисы, но не приведены аргументы

2

Имеются отдельные высказывания по теме, но связь между ними просматривается

1

Сформулированы тезисы и приведены Имеются отдельные высказывания по теме, но связи между ними нет или высказанное не имеет отношения к теме

0

Композиция

Композиция чётко выстроена, логических ошибок в тексте нет

4

4

Композиция выстроена, но наблюдаются отдельные негрубые логические ошибки

3

Есть незначительные композиционные и логические нарушения, которые не затрудняют понимание смысла высказывания в целом

2

Композиционные и логические нарушения значительны, они затрудняют понимание смысла

1

Композиция Композиционные и логические нарушения значительны, они разрушают смысл высказывания

0

Наличие

орфографических

и

пунктуационных

ошибок

нет орфографических, не более 1 пунктуационной

3

3

1 орфографическая, не более 2 пунктуационных

2

2 орфографических, не более 3 пунктуационных

1

более 2 орфографических, более 3 пунктуационных

0

Наличие

грамматических

и речевых

ошибок

не более 1 ошибки

3

3

2-3 ошибки

2

4-5 ошибок

1

более 5ошибок

0

Всего за

задание



15





















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!