СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Олимпиада по русскому языку 8 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Школьный уровень

Просмотр содержимого документа
«Олимпиада по русскому языку 8 класс»

Олимпиада по русскому языку (школьный уровень)

8 класс

  1. С помощью мысленного этимологического анализа определите, что объединяет слова каждой группы, объясните значение слов, затем составьте и запишите предложения, употребив каждое существительное в составе деепричастного оборота.

  1. Лопата, лопух, лопоухий.

  2. Диктофон, лингафон, микрофон, телефон.



  1. Составьте предложения, употребив местоимение сколько в родительном падеже, столько – в дательном, несколько – в предложном. Расставьте ударения в полученных формах.



  1. Найдите речевую ошибку в каждом примере и запишите исправленный вариант.

1) Передо мной репродукция картины Кончаловского «Сирень». Она в плетёной корзине.

2) В течение февраля в Подмосковье продолжительность суток

возрастет на 2 часа.

3) Декада узбекской кухни в ресторане будет проходить пять

дней: с 1 по 5 сентября.

4) Хороших работников на нашем предприятии награждают

Доской почета.

5) Творчество композитора опирается на развитие лучших

традиций русского искусства.



  1. Есть слово суженный и слово суженый. Объясните их правописание, приведите примеры.



  1. Найдите соответствие.

А

Б

В

Г

Д








А – оксюморон

Б – метонимия

В – эпитет

Г – метафора

Д – плеоназм

  1. Древний Новгород, цветное бельё, красные чернила.

  2. Оранжевый апельсин, фиолетовая фиалка, монументальный памятник.

  3. Сияющая улыбка, холодный приём, окаянный цвет.

  4. Копна волос, осень жизни, слёзы травы.

  5. Разолью кувшин, деревня обсуждает, в кармане немного меди.



  1. В «Сказке о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина о сварливой старухе, ставшей столбовою дворянкой, сказано следующее:

Перед нею усердные слуги;

Она бьет их, за чупрун таскает.

Что означает выделенное слово? Как вы понимаете словосочетание столбовая дворянка?



  1. Запишите словообразовательную цепочку сданных слов, укажите способ образования всех слов.

Служанка, затемнение, безвозвратно.



  1. В каком ряду не все слова являются синонимами? Укажите лишнее слово, объясните его значение.

  1. ласковый, мягкий, нежный, приветливый

  2. кичиться, форсить, гордиться, важничать

  3. глаза, очи, зенки, ланиты, гляделки

  4. распоряжаться, управлять, верховодить, командовать



  1. В каком ряду не все фразеологические обороты являются синонимами?

  1. связать по рукам, портить обедню, подрезать крылья

  2. откладывать в долгий ящик, класть под сукно, подрубить под корень

  3. проще пареной репы, пара пустяков, раз плюнуть

  4. мухи не обидит, воды не замутит, божий одуванчик



  1. Определите синтаксическую роль выделенных глаголов. Кратко объясните свой ответ.

  1. Поехать на каток – это замечательная идея!

  2. Я отказался от идеи поехать на каток.

  3. Я советовал Пете поехать на каток.

  4. Надо всем поехать на каток!

  5. Мальчики поехали на каток сдавать нормативы, а девочки – просто покататься.

Ответы

  1. Лопа́та. Общеслав. Суф. производное от утраченного лопа (см. лопасть). (Если это вспомнят, добавить 1 балл)

Лопата буквально — «широкая (как лист)». (1 балл)

Лопух – растение, имеющее широкие листья. (1 балл)

Лопоухий – с ушами, похожими на широкие листья. (1 балл)

Примеры предложений:

Выбрав лопату поострее, Иван зашагал к огороду.

Раздвинув листья лопухов, мы увидели маленького котёнка.

Дядя Петя долго смеялся, наблюдая за игрой лопоухого щенка с мячиком.

За каждый правильный пример 1 балл.

Греч. phōnē - звук, голос. (Если это вспомнят, добавить 1 балл)

Лингафон [лат. lingua - язык и греч. phōnē - звук, голос]

Разг. = Лингафонный кабинет. (1 балл)

Пример. Занимаясь в лингафоне, наша группа улучшила произношение новых слов. (1 балл)

Диктофон (от лат. dicto — диктую и …фон) — устройство для звукозаписи речи с целью её последующего прослушивания. (1 балл)

Микрофон – (от греч. mikros - малый и phone - звук) – прибор для преобразования звуковых колебаний в колебания силы электрического тока. (1 балл)

Телефон (от древнегр. τῆλε «далеко» + φωνή «голос, звук») 1. Система связи для передачи речевой информации на расстояние при помощи электрических сигналов по проводам или по радио. 2. Аппарат для разговора таким способом. (1 балл)

Итого: max – 14 баллов: по 1 баллу за этимологию, по баллу за значение слова, по баллу за пример.

  1. В скОльких (Р. п.) километрах от города находится Ваша деревня? СтОльким (Д. п.) гостям нужно уделить внимание!

В нЕскольких (П. п.) магазинах есть нужные книги.

(По 1 баллу за пример и верное ударение). Итого: 3 балла.

  1. Варианты правильных ответов:

1) Передо мной репродукция картины Кончаловского «Сирень». Ветки с белыми, сиреневыми, голубыми и лиловыми гроздьями цветов находятся в плетёной корзине.

2) В течение февраля продолжительность дня возрастёт на два

часа.

3) Декада узбекской кухни будет проходить с 1 по 10 сентября.

4) Портреты хороших работников всегда висят на Доске почета

нашего предприятия.

5) Композитор в своем творчестве опирается на лучшие

традиции русской музыки.

(По 1 баллу за правильный ответ) Итого: 7 баллов.


  1. Суженный – страдательное причастие прошедшего времени от глагола сузить. Суффикс ЕНН. (1 балл) Суженный, зауженный.

(Платье, суженное в талии, не подошло Анне.) (1 балл)


Суженый – (существительное, от прилагательного суженый ← судить) – тот, кто предназначен судьбой в мужья кому-то; жених. Суффикс ЕН. (1 балл)

(Возможно, во сне Вы увидите своего суженого.) (1 балл)

Итого: 4 балла.


А

Б

В

Г

Д

1

5

3

4

2

По 1 баллу за правильный ответ.

Итого: 5 баллов.


  1. Чупрун — прядь волос, чуб. (1 балл за ответ). Столбовая дворянка — представительница древнего дворянского рода. (1 балл за подобный ответ). Название столбовая происходит от Столбцов — средневековых списков о предоставлении служилому сословию поместий на время их службы (2 балла за пояснение).

Итого: 4 балла.


  1. Служанка (суффиксальный) ← слуга (бессуффиксный) ← служить.

(3 + 0, 5 + 0, 5 = 4 балла)

Затемнение (суффиксальный) ← затемнить (приставочный) ← темнить (суффиксальный) ← тёмный (суффиксальный) ← тьма.

(3 + 0, 5 + 0, 5 + 0, 5 + 0, 5 = 5 баллов)

Безвозвратно (суффиксальный) ← безвозвратный (приставочно-суффиксальный) ← возврат (бессуффиксный)← возвратить.

(3 + 0, 5 + 0, 5 + 0, 5 = 4, 5 балла)

За каждую верную цепочку 3 балла, за каждый верный способ образования 0, 5 балла. Итого: 13, 5 баллов.


  1. 3) (1 балл за верно указанный ряд)

Ланиты – (устар.) щёки. (1 балл)

Итого: 2 балла.


  1. 2) (1 балл за верно указанный ряд)

Откладывать в долгий ящик, класть под сукно – откладывать дело на неопределённое время (1 балл).

Подрубить под корень – сильно навредить, нанести невосполнимый ущерб (1 балл).

Итого: 3 балла.


1) Поехать на каток – это замечательная идея! (Подлежащее).

2) Я отказался от идеи поехать на каток. (От идеи (какой?)– определение).

3) Я советовал Пете поехать на каток. (Советовал (что?) – дополнение: я советовал, Петя поедет – разные субъекты).

4) Надо всем поехать на каток! (Надо поехать – сказуемое).

5) Мальчики поехали на каток сдавать нормативы, а девочки – просто покататься. (Поехали (сказуемое) (с какой целью?) сдавать, покататься – обстоятельства).

По 1 баллу за правильный ответ.

Итого: 5 баллов.


Общее количество баллов – 60, 5.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!