СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Олимпиада по русскому языку. 9 класс.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Олимпиада по русскому языку. 9 класс.»

Задания для муниципального этапа олимпиады школьников

по русскому языку


9 КЛАСС


В каждом тестовом задании может быть как один, так и несколько правильных вариантов ответа.





2. Псевдоним «Космократ» соотносится с именем […] и является его переводом на греческий язык:

1) Василий;

2) Владимир;

3) Светозар;

4) Кузьма.


3. Какой из перечисленных славянских языков использует только латинский алфавит (латиницу)?

1) болгарский;

2) чешский;

3) сербский;

4) украинский.


4. Какие слова исторически были однокоренными?

1) возить, обоз;

2) паводок, водитель;

3) моряк, измор.


5. Найдите «4 лишнее» слово с точки зрения способов образования:

1) навал;

2) навет;

3) накат;

4) навес.


6. Укажите, сколько вариантов у корня -узк- путем подбора родственных слов и их форм. Рядом с ответом напишите эти слова:

1) один;

2) два;

3) три;

4) четыре.


7. Какое языковое явление использует А.С. Пушкин в выделенном словосочетании в приведенном отрывке?

Театр уж полон; ложи блещут;

Партер и кресла, все кипит;

В райке нетерпеливо плещут,

И, взвившись, занавес шумит.

1) метафора;

2) метонимия;

3) олицетворение;

4) гипербола.


8. Подберите русский эквивалент болгарскому фразеологизму когда свинья в желтых шлепанцах вскарабкается на грушу:

1) когда рыба заговорит;

2) когда Волга потечет вспять;

3) когда рак на горе свистнет.


9. В каком ряду во всех словах ударение падает на второй слог?

1) абрис, красивее, подбодрить;

2) ломота, партер, черстветь;

3) углубить, мещанин, шофер;

4) осведомить, усугубить, (он) включит.


10. В каком ряду слов перед е произносится мягкий согласный звук?

1) тембр, шатен, брюнет;

2) гипотеза, рельс, теорема;

3) родео, компьютер, прогресс;

4) кларнет, коктейль, диспансер.


11. Укажите случаи неправильного сочетания слов:

1) играть в «Лесе» Островского;

2) соревноваться в беге;

3) находиться в круге друзей;

4) терять в весе.


12. Отметьте случаи неправильного образования формы единственного числа у существительных, обозначающих парные предметы обуви:

1) тапочка;

2) кроссовок;

3) туфля;

4) бутса.



13. Лексическое значение неправильно указано в варианте:

1) интегрировать – делить на части;

2) изморозь – род инея;

3) невежда – малообразованный человек, человек, несведущий в какой-

либо области знаний;

4) травести – актриса, играющая в спектаклях роли детей.


14. Определите характер ошибки, допущенной в предложении На его челе играла немного растерянная, но милая улыбка.

1) незнание значения слова;

2) смысловая избыточность (плеоназм);

3) нарушение лексической сочетаемости;

4) смешение паронимов.


15. Какая морфологическая характеристика выделенного слова является правильной? Чехов – писатель гениальный. Это бесспорно.

1) наречие;

2) прилагательное;

3) слово категории состояния.


16. В каком ряду перечислены сочинительные союзы?

1) да, будто, или;

2) тоже, чтобы, то … то;

3) зато, едва, не то … не то;

4) однако, также, не только … но и.


17. Укажите предложение, в котором нет условий для обособления определения, выраженного причастным оборотом (Знаки препинания не расставлены):

1) Оглушенный падением Григорий еле поднялся на ноги.

2) В холодный зал луною освещенный ребенком я вошел.

3) Но напрасно искали они металлическую коробочку в которой

лежала еще никем не прочитанная телеграмма.

4) Исцарапавшиеся и промокшие до костей мы спустились к

источнику.


18. Определите, какие типы сказуемых представлены в следующем предложении: Последним явился знакомый садовник из нашего городка, что расположен в тридцати километрах вверх по реке.

1) два простых глагольных;

2) составное глагольное и простое глагольное;

3) составное именное и простое глагольное;

4) два составных именных.


19. Какое из приведенных вводных слов может быть членом предложения?

1) конечно;

2) вероятно;

3) итак;

4) однако.


20. Прочитайте фрагмент из книги А.Н. Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву». Каковы жанр этого произведения и жанр данного фрагмента? Обоснуйте свой ответ. Что обозначают подчеркнутые слова? Совпадают они или нет (семантически или стилистически) с их более употребительными синонимами?

Выделите языковые средства, свидетельствующие о публицистическом характере данного текста. Свой языковой анализ подчините анализу тематики данного фрагмента и оформите в виде связного рассуждения.


А.Н. Радищев. Путешествие из Петербурга в Москву.


А.М. К.*

Любезнейшему другу

Что бы разум и сердце произнести ни захотели, тебе оно, о! сочувственник мой, посвящено да будет. Хотя мнения мои о многих вещах различествуют с твоими, но сердце твое бьет моему согласно – и ты мой друг.

Я взглянул окрест – душа моя страданиями человечества уязвлена стала. Обратил взоры мои во внутренность мою – узрел, что бедствия человека происходят от человека, и часто от того только, что он взирает непрямо на окружающие его предметы. Ужели, вещал я сам себе, природа толико скупа была к своим чадам, что от блудящего невинно сокрыла истину навеки? Ужели сия грозная мачеха произвела нас для того, чтоб чувствовали мы бедствия а блаженства николи? Разум мой вострепетал от сея мысли, и сердце мое далеко ее от себя оттолкнуло. Я человеку нашел утешителя в нем самом. «Отыми завесу с очей природного чувствования – блажен буду». Сей глас природы раздавался громко в сложении моем. Воспрянул я от уныния моего, в которое повергли меня чувствительность и сострадание; я ощутил в себе довольно сил, чтобы противиться заблуждению; и – веселие неизреченное! – я почувствовал, что возможно всякому соучастником быть во благодействии себе подобных. – Се мысль, побудившая меня начертать, что читать будешь. Но если, говорил я сам себе, я найду кого-либо, кто намерение мое одобрит, кто ради благой цели не опорочит неудачное изображение мысли, кто состраждет со мною над бедствиями собратии своей, кто в шествии моем меня подкрепит, – не сугубый ли плод произойдет от подъятого мною труда?.. Почто, почто мне искать далеко кого-либо? Мой друг, ты близ моего сердца живешь – и имя твое да озарит сие начало.


* Алексей Михайлович Кутузов – близкий друг А.Н. Радищева.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!