11(7) класс ( türkmen bölümi )
1 тур
Здоровое поколение.
В Туркменистане провозглашена политика благополучного развития каждого отдельного человека. Президент страны стремительно вовлекает в орбиту прогрессивных реформ всё то, что связано со здоровьем туркменского народа, созданием полноценных условий для их учёбы и отдыха, занятий спортом. В стране развивается целая сеть оздоровительных сооружений. Это медицинские учреждения, которые включают в себя санаторно-курортные и спортивные сферы, оздоровительные комплексы отдыха и развлечений. На территории Туркменистана созданы яхт-клубы, фитнес-центры, всевозможные спортивные сооружения. Одна из важнейших задач заботы правительства страны о подрастающем поколении – обеспечить воспитание, начиная с раннего детского возраста, физически крепкого молодого поколения. Для этого во многих городах и этрапах Туркменистана оснащаются современными тренажёрами гимнастические залы, баскетбольные, волейбольные и футбольные площадки, теннисные корты и бассейны.
(114 слов)
2 тур
1. Вставить пропущенные буквы.
Ид…алы, прогр…сивный, мирово…рение, инт…рнациональный, гиган…ский, кол…сальный, совреме…ик, труж…ик, пр…в…легированный, чу…тствовать, че…твовать, эш…лоны, пр…образовать, коло…ы.
2.Подбери синонимы к прилагательным:
• Тихая езда -
• Тихая ночь -
• Тихий голос -
• Верный друг-
• Верный ответ-
• Крепкая веревка-
• Крепкий чай-
3.Что значат выделенные курсивом в приводимых отрывках из произведений А.С.Пушкина формы, слова или обороты? Как они соотносятся с современными?
Я вас бежал, отечески края... (родные)
.Когда для смертного умолкнет шумный день И на немые стогны града Полупрозрачная наляжет ночи тень ...
День каждый, каждую годину
Привык я думой провождать,
Грядущей смерти годовщину
Меж их стараясь угадать.
И ветер, лаская листочки древес,
Тебя с успокоенных гонит небес.
4. Найдите в каждом ряду четвёртое лишнее с морфологической точки зрения и объясните, почему оно являетсялишним:
1) Колорадо, Торонто, Осло, Бородино;
2) болото, озеро, бюро, стекло;
3) студень, путь, шампунь, щебень;
4) инкогнито, визави, манси, падре.
5.Восстановите пропущенные звенья словообразовательной цепочки.
1) Писать … писательский.
2) Пять … пятёрочка.
3) Держать … придерживание.
4) Шелест … зашелестеть.
5) Думать … обдумывать.
6. Найдите изобразительные средства языка в данных отрывках.
1) Полюбил богатый – бедную,
Полюбил ученый – глупую,
Полюбил румяный – бледную,
Полюбил хороший – вредную,
Золотой – полушку медную.
М.Цветаева
2) И ненавидим мы, и любим мы случайно,
Ничем не жертвуя ни злобе, ни любви,
И царствует в душе какой-то холод тайный,
Когда огонь кипит в крови.
М.Лермонтов
7.В какой паре отношение между словосочетаниями не такое, как в остальных?
(А) просить руки ― предложить руку;
(Б) просить помощи ― предложить помощь;
(В) просить совета ― предложить совет;
(Г) просить убежища ― предложить убежище;
(Д) просить ночлега ― предложить ночлег
8.Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.
1) На примерах из истории люди воспитываются в уважении к непреходящим человеческим ценностям: миру и добру справедливости и свободе красоте и милосердию.
2) Тонкий и бледный месяц светло и печально смотрел на нас с далёких и тёмных небес.
3) Над прозрачными водами озера не дрожит камыш и не трепещет осока.
4) В лужах талой воды на дорожках плещутся играют и радуются приходу весны шустрые и бойкие воробьи.
5) Зарумянились клён и рябина и в кудрях берёз появились золотые пряди.
9. Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Чёрный бархатный шмель (1) золотое оплечье,
Заунывно гудящий певучей струной (2)
Ты (3) зачем залетаешь в жильё человечье
И (4) как будто (5) тоскуешь со мной? (И.А. Бунин)
10.Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО.
Я ТАК(ЖЕ) заинтересован в выполнении работы не (НА)СПЕХ, как и вы. (В)СЛЕДСТВИЕ холодов в садах вымерзли яблони, (ПО)ЭТОМУ надо посадить новые.
Эти симпатичные (ПОЛУ)САПОЖКИ стоят (В)МЕРУ дорого.
Во ЧТО(БЫ) то ни стало я хочу ТО(ЖЕ) поехать в Париж.
(В)ПРОДОЛЖЕНИИ романа сюжетная линия заметно изменилась, но читатели встретили (ТЕХ)ЖЕ героев.
Ответы:
1.Идеалы, прогессивный, мировозрение, интернациональный, гигантский, колоссальный, современник, труженик, привилегированный, чувтствовать, чествовать, эшалоны, преобразовать, колоссы. (1 балл за каждое правильное слово)
2.Подбери синонимы к прилагательным:
• Тихая езда -медленная
• Тихая ночь –глухая,долгая
• Тихий голос –спокойный,мягкий
• Верный друг-преданный
• Верный ответ-правильный
• Крепкая веревка-прочная
• Крепкий чай-сильный.насыщенный.
3.Смертный – человек, стогны града - площади города, година – минута, грядущей – будущей, годовщину – год, древес - деревьев
4.Ответ:
1) Бородино – лишнее (0,5 балла), так как является склоняемым существи-тельным, тогда как три других – несклоняемые (1 балл).
2) Бюро – лишнее (0,5 балла), так как является несклоняемым существитель-ным,тогда как другие склоняются по второму склонению (1 балл).
3) Путь – лишнее (0,5 балла), так как являетсяразносклоняемым, тогда как другие склоняются по второму склонению (1 балл).
4) Падре – лишнее (0,5 балла), несклоняемое существительное мужского рода, остальные – несклоняемые существительные общегорода (1 балл). Итого : 6 баллов.
5.Словообразовательные цепочки:
1) Писать - писатель – писательский;
2) Пять – пятеро – пятёрка – пятёрочка;
3) Держать – придержать – придерживать – придерживание;
4) Шелест – шелестеть – зашелестеть;
5) Думать – обдумать – обдумывать.
Оценка: по 1 баллу за каждую словообразовательную цепочку
6.1) В стихотворении М.Цветаевой использована антитеза (контекстуальные антонимы);
2) В четверостишии М.Лермонтова – метафора и антитеза (антонимы).
(4 балла)
7.А.(1 балл)
8.4,5 (2 балла)
9.1,2 (1 балл)
10.Ответ: вследствие, поэтому. (2 балла )