СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Олимпиада по русскому языку для 11 класса Rus-dili-11-synp-7-a-türkmen-böl.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Олимпиада по русскому языку для 11 класса Rus-dili-11-synp-7-a-türkmen-böl.»

11(7) класс ( türkmen bölümi )

1 тур



Здоровое поколение.

В Туркменистане провозглашена политика благополучного развития каждого отдельного человека. Президент страны стремительно вовлекает в орбиту прогрессивных реформ всё то, что связано со здоровьем туркменского народа, созданием полноценных условий для их учёбы и отдыха, занятий спортом. В стране развивается целая сеть оздоровительных сооружений. Это медицинские учреждения, которые включают в себя санаторно-курортные и спортивные сферы, оздоровительные комплексы отдыха и развлечений. На территории Туркменистана созданы яхт-клубы, фитнес-центры, всевозможные спортивные сооружения. Одна из важнейших задач заботы правительства страны о подрастающем поколении – обеспечить воспитание, начиная с раннего детского возраста, физически крепкого молодого поколения. Для этого во многих городах и этрапах Туркменистана оснащаются современными тренажёрами гимнастические залы, баскетбольные, волейбольные и футбольные площадки, теннисные корты и бассейны.

(114 слов)
































2 тур

1. Вставить пропущенные буквы.

Ид…алы, прогр…сивный, мирово…рение, инт…рнациональный, гиган…ский, кол…сальный, совреме…ик, труж…ик, пр…в…легированный, чу…тствовать, че…твовать, эш…лоны, пр…образовать, коло…ы.

2.Подбери синонимы к прилагательным:

• Тихая езда -

• Тихая ночь -

• Тихий голос -

• Верный друг-

• Верный ответ-

• Крепкая веревка-

• Крепкий чай-

3.Что значат выделенные курсивом в приводимых отрывках из произведений А.С.Пушкина формы, слова или обороты? Как они соотносятся с современными?

Я вас бежал, отечески края... (родные)

.Когда для смертного умолкнет шумный день И на немые стогны града Полупрозрачная наляжет ночи тень ...

День каждый, каждую годину

Привык я думой провождать,

Грядущей смерти годовщину

Меж их стараясь угадать.

И ветер, лаская листочки древес,

Тебя с успокоенных гонит небес.

4. Найдите в каждом ряду четвёртое лишнее с морфологической точки зрения и объясните, почему оно являетсялишним:

1) Колорадо, Торонто, Осло, Бородино;

2) болото, озеро, бюро, стекло;

3) студень, путь, шампунь, щебень;

4) инкогнито, визави, манси, падре.

5.Восстановите пропущенные звенья словообразовательной цепочки.

1) Писать … писательский.

2) Пять … пятёрочка.

3) Держать … придерживание.

4) Шелест … зашелестеть.

5) Думать … обдумывать.

6. Найдите изобразительные средства языка в данных отрывках.

1) Полюбил богатый – бедную,

Полюбил ученый – глупую,

Полюбил румяный – бледную,

Полюбил хороший – вредную,

Золотой – полушку медную.

М.Цветаева



2) И ненавидим мы, и любим мы случайно,

Ничем не жертвуя ни злобе, ни любви,

И царствует в душе какой-то холод тайный,

Когда огонь кипит в крови.

М.Лермонтов


7.В какой паре отношение между словосочетаниями не такое, как в остальных?

(А) просить руки ― предложить руку;

(Б) просить помощи ― предложить помощь;

(В) просить совета ― предложить совет;

(Г) просить убежища ― предложить убежище;

(Д) просить ночлега ― предложить ночлег


8.Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.


1) На примерах из истории люди воспитываются в уважении к непреходящим человеческим ценностям: миру и добру справедливости и свободе красоте и милосердию.

2) Тонкий и бледный месяц светло и печально смотрел на нас с далёких и тёмных небес.

3) Над прозрачными водами озера не дрожит камыш и не трепещет осока.

4) В лужах талой воды на дорожках плещутся играют и радуются приходу весны шустрые и бойкие воробьи.

5) Зарумянились клён и рябина и в кудрях берёз появились золотые пряди.

9. Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Чёрный бархатный шмель (1) золотое оплечье,

Заунывно гудящий певучей струной (2)

Ты (3) зачем залетаешь в жильё человечье

И (4) как будто (5) тоскуешь со мной? (И.А. Бунин)

10.Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО.
Я ТАК(ЖЕ) заинтересован в выполнении работы не (НА)СПЕХ, как и вы. (В)СЛЕДСТВИЕ холодов в садах вымерзли яблони, (ПО)ЭТОМУ надо посадить новые.
Эти симпатичные (ПОЛУ)САПОЖКИ стоят (В)МЕРУ дорого.
Во ЧТО(БЫ) то ни стало я хочу ТО(ЖЕ) поехать в Париж.
(В)ПРОДОЛЖЕНИИ романа сюжетная линия заметно изменилась, но читатели встретили (ТЕХ)ЖЕ героев.



Ответы:

1.Идеалы, прогессивный, мировозрение, интернациональный, гигантский, колоссальный, современник, труженик, привилегированный, чувтствовать, чествовать, эшалоны, преобразовать, колоссы. (1 балл за каждое правильное слово)

2.Подбери синонимы к прилагательным:

• Тихая езда -медленная

• Тихая ночь –глухая,долгая

• Тихий голос –спокойный,мягкий

• Верный друг-преданный

• Верный ответ-правильный

• Крепкая веревка-прочная

• Крепкий чай-сильный.насыщенный.

3.Смертный – человек, стогны града - площади города, година – минута, грядущей – будущей, годовщину – год, древес - деревьев

4.Ответ:

1) Бородино – лишнее (0,5 балла), так как является склоняемым существи-тельным, тогда как три других – несклоняемые (1 балл).

2) Бюро – лишнее (0,5 балла), так как является несклоняемым существитель-ным,тогда как другие склоняются по второму склонению (1 балл).

3) Путь – лишнее (0,5 балла), так как являетсяразносклоняемым, тогда как другие склоняются по второму склонению (1 балл).

4) Падре – лишнее (0,5 балла), несклоняемое существительное мужского рода, остальные – несклоняемые существительные общегорода (1 балл). Итого : 6 баллов.

5.Словообразовательные цепочки:

1) Писать - писатель – писательский;

2) Пять – пятеро – пятёрка – пятёрочка;

3) Держать – придержать – придерживать – придерживание;

4) Шелест – шелестеть – зашелестеть;

5) Думать – обдумать – обдумывать.


Оценка: по 1 баллу за каждую словообразовательную цепочку



6.1) В стихотворении М.Цветаевой использована антитеза (контекстуальные антонимы);

2) В четверостишии М.Лермонтова – метафора и антитеза (антонимы).

(4 балла)

7.А.(1 балл)

8.4,5 (2 балла)

9.1,2 (1 балл)

10.Ответ: вследствие, поэтому. (2 балла )


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!