Олимпиада по русскому языку в 7 классе
Напишите транскрипцию слов доносчик, разжать, докладчик, подчеркнуть, отцепить, детский, мягкий, проносится. (За каждое слово – 1 балл. Итого: 8 баллов).
Подберите к каждому из заимствованных слов русский синоним: апатия, кардинальный, репрессивный, санкция. (2 балла)
Сравните выделенные слова по их словообразовательным характеристикам. Что объединяет эти слова? Какое слово выпадает из общего ряда? Почему? (3 балла)
Адресант – тот, кто адресует что-либо кому-либо. Арестант – тот, кто арестован. Квартировать – быть квартирантом. Практикант – тот, кто практикуется.
Составьте ряды слов с историческими чередованиями в корне (по одному примеру на каждый вариант корня): мрак, влачить, беречь, время. (4 балла)
Есть ли среди данных слов заимствованные: тиражирование, интернетный, спонсорство, клиповый? Дайте мотивированный ответ. (3 балла)
Подчеркните слова, в которых нет и не было суффикса –от: забота, суббота, льгота, грамота, лепота, сирота, пехота, охота, шпрота. (5 баллов)
Объясните значение выделенных выражений: Пугачёв искренно мечтал отрясти прах, посыпать главу пеплом и совлечь с себя ветхого человека. (3 балла)
Н.М. Карамзин в письме Александру I писал: «Стойте же на часах без усталости. Я, например, как Историограф, могу дремать, ибо и Гомер дремал, но Вы бодрствуйте за всех нас, и Вам спасибо скажет история неумытная». Что значит выделенное слово? Аргументируйте свою точку зрения. (5 баллов)
Приведите примеры предложений, в которых подлежащее выражено: именем числительным, местоимением, инфинитивом, словосочетанием. (4 балла)
В русском языке есть слова двигатель и движитель. От каких глаголов они образованы? В чём разница в значении этих глаголов? (1 балл + 2балла)
В повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» главный герой с укоризной говорит своему сыну Остапу, который осмелился перечить отцу: «Смотри, какой пышный!» Прокомментируйте значение слова «пышный». (2 балла)
Предлоги в русском языке делятся на производные и производные, т.е. образованные от самостоятельных частей речи. Распределите приведённые ниже предлоги в группы в зависимости от того, от слов какой части речи они образованы. Ответ мотивируйте.
(3 балла + 5 баллов)
Благодаря помощи друга, напротив здания, включая и нас, узнать насчёт контрольной, в течение недели.
Наречие – сравнительно поздно появившаяся часть речи. Источник пополнения – в основном предложно-падежные сочетания. Приведите примеры зависимости написания наречий от того, завершился или нет переход предложно-падежной формы существительного в наречие. (5 баллов)
Напишите значение фразеологизмов в мгновение ока, кричать благим матом, во времена оны. Докажите, что они старославянские по происхождению (3 балла + 3 балла)
Объясните повторение слова то в предложении: Анисья Фёдоровна подавала Наташе то то, то другое. (2 балла)
Распределите пары на группы, в которых слова: 1) не рифмуются, 2) могут рифмоваться, 3) рифмуются. Ответ объясните. (3 балла + 6 баллов)
Атлас – матрас, алфавит – позвонит, острота – зевота, квартал – отстал, свекла – текла, кружишь – лежишь.
Что объединяет этих людей? Свой ответ обоснуйте. (5 б.)
Иоганн-Себастьян Бах, Ян Гус, Джованни Боккаччо, Иван Царевич, Янко Купала, Джон Рид.
Подчеркните сказуемое в предложениях.
Дом строят каменщики.
Дом будут строить каменщики.
Дом продолжают строить каменщики.
Мы продолжаем читать книгу. (3 б.)
19) Найдите предложения, в которых запятые расставлены неверно, исправьте. (2 б.)
1) Совсем, разбитый и изнурённый я лежал почти в беспамятстве.
2) Всё относящееся, к работе отец всегда считал самым главным.
Максимум баллов: 82.