Олимпиадные задания
по русскому языку
для учащихся 9 класса школ
с русским языком обучения.
1 этап. Диктант
Однажды утром я вышел на крыльцо и в изумлении замер: вчерашняя черная земля за ночь стала золотой. Бледно-желтый свет поднимался от земли, засыпанной листьями.
Начиналось бабье лето. Дни как бы сделались светлее и чище. Воздух, трава, сухие ветки — все затянулось цепкой паутиной, которая тянулась с запада на восток, и каждое утро тысячи маленьких паучков, как сказочные ткачи, покрывали всю землю своей пряжей.
Ледяное небо по ночам блистало созвездиями: Сириус сверкал в глухой воде озер; Сатурн подымался над безмолвием сосновых боров в осенние сумерки; Юпитер закатывался в лугах, за Окой, где уже вяли травы и почернели брошенные и ненужные осенью сенокосные дороги. Иногда в полночь робкий дождь перешептывался в саду с листвой. Я выходил на порог, прислушиваясь к сонному бормотанию дождя, и жалел милых друзей, оставшихся в Москве, потому что они не могли наслаждаться этой картиной.
Ночью мне снилась зеленая вода, покрытая листьями лип и берез. Внезапно листья оживали, превращаясь в золотых плоских рыб, и с плеском и брызгами разлетались по воде, испуганные отражением бледного солнца.
(165 слова)
2 этап. Грамматические задания.
1. Выпишите слова и словоформы, в которых ударение ставится на последний слог.
Черпать, асимметрия, краны, пломбировать, абонировать, библиограф, мещанин, отвар.
2. Выпишите из текста слова в две группы:
а) звуков больше, чем букв;
б) в которых букв больше, чем звуков.
За невестою своей
Королевич Елисей
Между тем по свету скачет.
Нет как нет! Он горько плачет,
И кого ни спросит он,
Всем вопрос его мудрён;
Кто в глаза ему смеётся,
Кто скорее отвернётся;
К красну солнцу наконец
Обратился молодец. (А. Пушкин)
3. Образуйте от данных существительных формы родительного падежа множественного числа: дно, туфля, грузин, простыня, блюдце, эполеты, боярин, колено, полено. Укажите варианты (если есть).
4. Какими звуками и буквами различаются слова Толстого и толстого?
5. Слова каких частей речи употреблены в предложении?
Должен поскорее запрячь тройку порезвее.
6. Вставьте пропущенные буквы и расставьте недостающие знаки препинания:
Об..жаться следует только тогда когда хотят вас обид..ть. Если (не) хотят а повод для обиды случайность то зачем(же) обижат..ся? (Не)сердясь вы..снить (не)доразумение и все. Ну а если хотят обидеть? Прежде чем ответить на обиду обидой стоит подумать следует ли опускаться до обиды? Ведь обида обычно лежит где(то) низко и до нее следует накл..ниться что(бы) ее поднять.
Если решили все(же) обидеться то прежде произв..дите некое математическое действие вычитание деление и пр. Допустим вас оск..рбили за(то) в чем вы только отчасти виноваты. Выч..тайте из вашего чу..ства обиды все что к вам (не)относится. Допустим что вас обидели из побуждений бл..городныхпроизв..дите деление вашего чу..ства на побуждения бл..городные вызвавшие оск..рбительное замечание. Произв..дя в уме некую нужную математическую операцию вы смож..те ответить на обиду с большим достоинством которое будет тем бл..городнее чем меньше значения вы пр..даете обиде. До известных пределов конечно.
В общем(то) излишняя обидчивость признак недостатка ума или какой(то) закомплексова..ости. Буд..те умны. (Д.С. Лихачев)
7. В каком из этих словосочетаний слово отсутствующий имеет не такое значение, что в четырёх остальных?
(А) отсутствующее звено;
(Б) отсутствующий взгляд;
(В) отсутствующие детали;
(Г) отсутствующая подпись;
(Д) отсутствующее домашнее задание.
8. Выпишите из данного списка только числительные: девяностый, всемером, в-пятых, две, двое, двоится, двойной, обе, пара, пятерня, пятый, шестеро, полтинник, трёшка, троица.
9. К какой части речи относится слово «тихо» в приведенных примерах?
1) Мы говорили очень тихо.
2) Вокруг было тихо.
3) Утро тихо.
10. Выпишите номера односоставных предложений. Определите тип каждого односоставного предложения.
1) В деревнях хорошо хлеб пекут. (И.Бунин). 2) Дорогая, сядем рядом, поглядим в глаза друг другу. (С.Есенин). 3) Кипрей – очень теплый цветок. (К.Паустовский). 4) На скалы выбросило два парохода. (К.Паустовский). 5) Что с тобой случилось? 6) Мне другая земля никогда не приснится… (К.Скворцов). 7) Не хотел бы оказаться на твоем месте.
11. Какой прием используется И.А. Крылов в данном отрывке из басни?
Вот то-то мне и духу придает,
Что я, совсем без драки,
Могу попасть в большие забияки.
Пускай же говорят собаки:
"Ай, Моська! знать, она сильна,
Что лает на Слона!"
12. Известном стихотворении А. С. Пушкина «Пророк» имеются такие строки:
И внял я неба содроганье,
И горних ангелов полёт,
И гад морских подводный ход,
И (дольней) (лозы) (прозябанье)...
Что же означает выделенное словосочетание? Прокомментируйте каждое из трёх его слов. В чём стилистическая особенность этих слов?
13. Определите вид предложения. Из липовой аллеи вертясь и обгоняя друг друга летели желтые листья и промокая ложились на мокрую траву.
(Знаки препинания не расставлены)
А. .простое
Б. сложносочиненное
В. сложноподчиненное
Г. бессоюзное.
14.Найдите предложение, части которого соединены союзным словом (знаки не расставлены).
1) Я понимал что он только может верить мне в эти минуты.
2) В бараке куда затиснулся на ночь Сергей вытянулся желто-белый круг льда и снега.
3) Хотя моросил холодный дождь уборка картофеля продолжалась.
4) Несмотря на то что ветер свободно носился над морем тучи были неподвижны.
15. Какая характеристика соответствует данному предложению?
Как только жара свалила, в лесу стало так быстро холодать и темнеть, что оставаться в нем не хотелось.
1) сложное предложение с сочинительной и подчинительной связью
2) сложносочиненное предложение
3) сложное предложение с бессоюзной и подчинительной связью
4) сложное предложение с подчинительной связью
16. Какая схема соответствует предложению Внимательно прочитав все написанное Пришвиным, убеждаешься, что он не успел рассказать нам и сотой доли того, что превосходно видел и знал?
А. [ ], ( ), ( ). Б. [ ], ( ), ( ). В. [ ], [ ], ( ), ( ).
17. «Составляем текст».Расскажите о своем городе, о тех изменениях, которые в нем произошли уже на Вашей памяти, о том, чем он славится и чем он дорог Вам. Используйте данное начало. Постарайтесь увидеть в привычном неожиданное. Напишите о нем так, чтобы заинтересовать читателя. Озаглавьте сочинение - миниатюру.
К месту, в котором родился и живешь, привыкаешь, как к своему дому. Все в нем знакомо. Некогда остановиться, оглянуться…
Но бывают мгновения, когда родной город видишь словно со стороны.
Ответы.
1.Асимметрия,пломбировать, мещанин, отвар. - За каждый правильный ответ – 1 балл
2. звуков больше, чем букв: НЕВЕСТОЮ, СВОЕЙ, СКОРЕЕ (т.к. буквы Ю и Е после гласной обозначает 2 звука); ЕЛИСЕЙ, ЕГО, ЕМУ (буква Е в начале слова обозначает 2 звука)
б) в которых букв больше, чем звуков: ГОРЬКО (Ь звука не обозначает); ОТВЕРНЁТСЯ, СМЕЁТСЯ (ТС обозначает звук Ц); СОЛНЦУ (буква Л звука не обозначает)
За каждое правильно указанное слово – 0,4 балла. За правильный комментарий каждого слова – 0,1 балла. Максимальное количество баллов – 5.
3. Доньев, туфель, грузин, простынь, простыней, блюдец, эполет, бояр, коленьев, во фразеологизмах – до колен, между колен, от колен, встать с колен, поленьев.-Оценка – 9 баллов, но за каждый вариант (слово «колено») баллы добавляются
4. Толсто'го и то'лстого. - [т алсто'ва] [то'лстава]. –За ответ 2 балла
5. Должен –прилаг, поскорее-наречие, запрячь-глагол, тройку-сущ., порезвее –прилаг. – За правильный ответ - 2 блла.
6. Максимально 5 баллов.
Обижаться следует только тогда, когда хотят вас обидеть. Если не хотят, а повод для обиды – случайность, то зачем же обижаться? Не сердясь, выяснить недоразумение – и все. Ну, а если хотят обидеть? Прежде чем ответить на обиду обидой, стоит подумать: следует ли опускаться до обиды? Ведь обида обычно лежит где-то низко и до нее следует наклониться, чтобы ее поднять.
Если решили все же обидеться, то прежде произведите некое математическое действие – вычитание, деление и пр. Допустим, вас оскорбили за то, в чем вы только отчасти виноваты. Вычитайте из вашего чувства обиды все, что к вам не относится. Допустим, что вас обидели из побуждений благородных, – произведите деление вашего чувства на побуждения благородные, вызвавшие оскорбительное замечание, и т.д. Произведя в уме некую нужную математическую операцию, вы сможете ответить на обиду с большим достоинством, которое будет тем благороднее, чем меньше значения вы придаете обиде. До известных пределов, конечно.
В общем-то, излишняя обидчивость – признак недостатка ума или какой-то закомплексованности. Будьте умны. (Д.С. Лихачев)
7.Б -1 балл.
8. Девяностый, две, двое, обе, пятый, шестеро.
За каждый правильный ответ – по 0,5 балла.
9.1) наречие,2)категориясостяния, 3)краткое прилаг. – 3 балла.
10.1) Обобщенно-личное, 2) определенно-личное, 4) безличное. – 3 балла.
11.Аллегория. -1 балл.
12.Дольний (от дол, 'низ') вообще означает 'нижний', но здесь его надо понимать как 'земной'. Прозябание — 'произрастание'. Словом лоза здесь обозначается молодой (гибкий) побег всякого растения. Таким образом, всё выражение буквально означает 'произрастание земной поросли': т. е. говорящий увидел и то, как содрогается небо, и как в его выси летают ангелы, равно как и то, как плавают в пучине морские обитатели и как растёт у самой земли трава.
Эти слова — церковнославянизмы, придающие стихотворению возвышенный стиль с ярко выраженным библейским колоритом. Это особенно актуально по той причине, что герой стихотворения (поэт) явно сравнивается с библейскими пророками. –За правильный ответ 3 балла.
13.а) -1балл.
14.2) – 1 балл.
15. 4) – 1 балл
16.Б - 1 балл
17. 10 баллов.