Автор: Винокурова Юлия Ивановна Место работы: МАОУ «Лицей № 7 имени Героя Советского Союза Б.К. Чернышева» Должность: учитель начальных классов
Районная олимпиада по русскому языку
_______________КОД НОМЕР КАБИНЕТА_____________
1. Из букв каждой пары или тройки слов составьте название блюда или название фруктов:
РИФ+ЕЛЬ+КАДКИ = ФРИКАДЕЛЬКИ
ЕЛЬ+САД+РАК= ____________________
РИС+КЕПИ=________________________
РЫБА+СОКИ=______________________
НИВА+РЕКИ=______________________
1 слово – 1 балл
всего – 4 балла
2. Составь и запиши словосочетания, употребив существительные из скобок в родительном падеже множественного числа.
У новых (скатерти), около (пристани), пуговицы от (наволочки), ветки (черешни), пять (простыни), продажа (полотенца), шесть (килограммы) (апельсины).
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
1слово- 0,5 баллов
всего – 4 балла
3. Перед вами транскрипция (фонетическая запись) нескольких предложений. Жирным шрифтом в ней выделены ударные звуки. Запишите эти предложения буквами по правилам орфографии.
(п а ш о л й а в л э с н а й о л к у в л э с с и ж у н а й э л и ш т о б в о л к и н и с й э л и )
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
1предложение – 2 балла
всего – 6 баллов
4. По данному началу допиши пословицы.
Правой рукой строит …__________________________________________
Ученье – свет…__________________________________________________
Кто хочет много знать…_________________________________________
Корень ученья горек…____________________________________________
На чём «построены» эти пословицы?
_______________________________________________________________
1пословица – 1 балл
ответ на вопрос – 1 балл
всего 5 балла
5. У какого слова не такой состав, как у имени существительного заморозок?
Перебежчик, загонщик, затейник, пригорок.
__________________________________________________________________
1 балл
6. Поставь ударение в словах:
Искра, торты, квартал, хвоя, углубить, красивее, звонит, ожил.
1 слово – 0,5 балла
всего - 4 балла
7. Найдите среди данных слов те, которые раньше были образованы от одного и того же слова. Запишите, от какого. Разделите слова на группы по этому признаку. Выделите в словах современные корни.
кольцо, вотчина (на Руси до 18 века: родовое наследство земельное владение), здание, околица, крыльцо, отец, зодчий (то есть архитектор), отчизна, крыло, колесо.
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
1 группа – 2 балла
всего – 8 баллов
8. Сколько здесь слов записано? Составь с ними словосочетания, поясняющие их значение: хлопок, муки, стих, полы, жгут, берегу.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
0,5 балла за каждое словосочетание
всего – 6 баллов
9. Мама пришла с работы и увидела на столе стопку посуды. «Чистые ли эти тарелки и чашки?» - спросила мама. Как на этот вопрос ответила Таня четырьмя местоимениями?
_____________________________________________________________________________
2 балла
Желаем удачи!
Районная олимпиада по русскому языку
ответы
1. Из букв каждой ары или тройки слов составьте название блюда или название фруктов:
РИФ+ЕЛЬ+КАДКИ = ФРИКАДЕЛЬКИ
ЕЛЬ+САД+РАК= САРДЕЛЬКА
РИС+КЕПИ= ПЕРСИКИ
РЫБА+СОКИ= АБРИКОСЫ
НИВА+РЕКИ= ВАРЕНИКИ
1 слово – 1 балл
всего – 4 балла
2. Составь и запиши словосочетания, употребив существительные из скобок в родительном падеже множественного числа.
У новых скатертей, около пристаней, пуговицы от наволочек, ветки черешен, пять простыней, продажа полотенец, шесть килограммов апельсинов.
1слово- 0,5 баллов
всего – 4 балла
3. Перед вами транскрипция (фонетическая запись) нескольких предложений. Жирным шрифтом в ней выделены ударные звуки. Запишите эти предложения буквами по правилам орфографии.
(п а ш о л й а в л э с н а й о л к у в л э с с и ж у н а й э л и ш т о б в о л к и н и c й э л и )
Пошёл я в лес. На ёлку влез. Сижу на ели, чтоб волки не съели.
1предложение – 2 балла
всего – 6 баллов
4. По данному началу допиши пословицы.
Правой рукой строит, а левой разрушает.
Ученье – свет, а неученье – тьма.
Кто хочет много знать, тому надо мало спать.
Корень ученья горек, да плод его сладок.
На чём «построены» эти пословицы?
Приём противопоставления (антонимы)
1пословица – 1 балл
ответ на вопрос – 1 балл
всего 5 балла
5. У какого слова не такой состав, как у имени существительного заморозок?
Перебежчик, загонщик, затейник, пригорок.
______затейник _
1 балл
6. Поставь ударение в словах:
Искра, торты, квартал, хвоя, углубить, красивее, звонит, ожил.
1 слово – 0,5 балла
всего - 4 балла
7. Найдите среди данных слов те, которые раньше были образованы от одного и того же слова. Запишите, от какого. Разделите слова на группы по этому признаку. Выделите в словах современные корни.
Кольцо – околица – колесо (от слова «коло» - «круг»)
Вотчина – отец – отчизна (от слова «отец»)
Здание – зодчий (от слова «созидать» - «создавать», «строить»)
Крыльцо – крыло (от слова «крыло» имеющее значение «что-то выдающееся в сторону от основного объекта)
1 группа – 2 балла
всего – 8 баллов
8. Сколько здесь слов записано? Составь с ними словосочетания, поясняющие их значение: хлопок, муки, стих, полы, жгут, берегу.
На полях выращивают хлопок. Громкий хлопок.
Муки совести. Купи пакет муки.
Ветер стих. Даша написала стих.
В доме новые полы. Поля пальто запачканы.
Жгут дрова. У Миши толстый жгут.
Я берегу игрушки. Сидит на берегу речки.
0,5 балла за каждое словосочетание
Всего – 6 баллов
9. Мама пришла с работы и увидела на столе стопку посуды. «Чистые ли эти тарелки и чашки?» - спросила мама. Как на этот вопрос ответила Таня четырьмя местоимениями?
Они вымыты.
2 балла