Олимпиада по русскому языку для учеников 4 класса.
Дата: ________________________
ФИ ________________________________________ Класс: _________
Желаем удачи!
1. Запиши слова в Р. п. множественного числа:
Носки__________________________________________________
Бока_________________________________________________
Яблоки _________________________________________________
Ботинки _________________________________________________
Гусары___________________________________________________
Помидоры ________________________________________________
2.К данным устойчивым словосочетаниям допишите близкий по значению глагол в том же лице и числе.
Вставляет палки в колёса - ___________________________
Обведёшь вокруг пальца - ___________________________
Выбьетесь из сил - _________________________________
Пропускает мимо ушей - ___________________________
Зарубить на носу - ________________________________
3. В каком ряду во всех словах есть твёрдый звук [ к ] ? Подчеркните этот ряд.
Композитор, вдруг, кисель.
Кимоно, кишечник, прятки.
Друг, очерк, корешок.
4. Прочитай слова и запиши их:
[ПАТСКАСКА] [Й'АБЛАЧ'КА] [С'ЭДОЙ] [ЙУПКА]
_____________ _____________ ___________ ___________
5. Укажи над выделенным словом, какой частью речи оно является.
Я смотрю – в избе мой брат,
У него шинель до пят.
Он с запиской отпускной
К нам пришёл на выходной.
Шурка – слесарь в мастерской.
Он такой степенный,
Представительный такой,
Прямо как военный.
6. В каком из данных слов количество букв не совпадает с количеством звуков?
а) сел, б) съел, в) сяду, г) съешь, д) поешь.
7. Вставь пропущенные окончания имён прилагательных и укажите их падеж.
На ручей ряб… и пёстр…
За листком летит листок,
И струёй сух… и остр…
Набегает холодок.
8. Подчеркни в стихотворении однокоренные слова.
Дождик льёт- кругом вода,
Мокнут столб и провода,
Мокнут кони и подвода,
Дым над крышами завода.
От бегущих быстрых вод
Задрожал водоотвод.
Протекает небосвод-
На земле водоворот,
А по лужам у ворот
Дети водят хоровод.
9. О чём идёт речь?
Его не кажут, им клюют, с ним оставляют. _______________________
10. Допиши окончания имён прилагательных в следующих словосочетаниях.
Известн… кафе,
старин… рояль,
прозрачн… тюль,
хохлат… какаду,
чёрн… вуаль,
горяч… кофе,
детск… шампунь,
стар… мозоль.
11. Подбери русские пословицы, подходящие по смыслу к данным пословицам:
Вьетнамская: неторопливый слон быстрее достигает цели, чем резвый жеребец.
___________________________________________________________
Финская: тот не заблудится, кто спрашивает.
___________________________________________________________
Польская: как заяц в ананасе.
___________________________________________________________
12. Поставь в словах ударение в соответствии с современными нормами русского языка.
Жалюзи, красивее, позвонят, торты, иконопись, балованный, ломота, искра.
13. В каждой группе слов найди «лишнее», подчеркни его, объясни свой выбор письменно.
а) Молоко, бревно, пальто, число, весло.__________________________________
б) Звук, жест, долг, глаз, рукав._________________________________________
в) Они, мы, сани, вы, ты._______________________________________________
г) Олень, прорубь, рояль, щавель, шампунь.________________________________
14. Запиши множественное число имён существительных:
Курица- ______________________ Чудо - _____________________
Морское судно- _______________ Ребенок- __________________
Человек- _____________________ Небо- _____________________
15. Прочитай. Пронумеруй так, чтобы получился связный текст.
___1) Вот почему под осиной столько сосновых шишек очутилось!
___2) Отошёл я в сторону и сел на пенёк. Гляжу, к дереву птица летит и в клюве сосновую шишку держит. Сразу узнал я дятла.
___3) Вдруг вижу: на снегу набросана целая куча сосновых шишек. Все вылущенные, растрепанные: хорошо над ними кто-то потрудился.
___4) Шёл я однажды зимой по лесу.
___5) Посмотрел вверх на дерево. Да ведь это не сосна, а осина! На осине сосновые шишки не растут. Значит, кто-то натаскал их сюда.
Спасибо за работу!
Количество баллов: ____________
Члены комиссии: _________________________
_________________________
_________________________
Ответы и критерии оценки
№ | Ответы | Балл |
1 | Носков. Боков. Яблок. Ботинок. Гусар. Помидоров. | по 0.5 б. |
2 | Мешает, обманешь, устанете, не слушает (прослушивает), запомнить | по 1 б. |
3 | 3 ряд | 1 б. |
4 | Подсказка, яблочко, седой, юбка | по 0.5 б |
5 | Прилагательное, существительное, существительное, существительное | по 0.5 б |
6 | Съешь | 1 б. |
7 | Рябой, пёстрый - В.п.; сухой, острой- Т.п. | 4 б. |
8 | Вода, вод, водоотвод, водоворот. (Если подчёркнуты не все слова или лишние слова, работа оценивается – 0 б.) | 4 б. |
9 | Нос | 1 б. |
10 | Известное, старинный, прозрачный, хохлатый, чёрная, горячий, детский, старая | по 0.5 б |
11 | Тише едешь, дальше будешь. Язык до Киева доведёт. Как сыр в масле. | по 1 б. |
12 | Жалюзи, красивее, позвонят, торты, иконопись, балованный, ломота, искра | по 0.5 б |
13 | а) Молоко, бревно, пальто, число, весло (несклоняемое существительное) б) Звук, жест, долг, глаз, рукав (5 букв) в) Они, мы, сани, вы, ты (имя существительное) г) Олень, прорубь, рояль, щавель, шампунь (ж.р.) | по 1 б. |
14 | Куры, суда, люди, чудеса, дети, небеса. | по 0.5 б |
15 | 4, 3, 5, 2, 1. | по 1 б. |
Комиссия по проверке олимпиадных работ может создать свою систему оценивания.