ОЛИМПИАДА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 4 КЛАССЕ
Олимпиады в начальной школе — это первая ступень к дальнейшему участию учащегося младшего школьника в конкурсах, предметных марафонах и олимпиадах более высокого уровня. Обучающиеся 1-й ступени образования — всегда самые активные участники учебного процесса, которые с энтузиазмом принимают участие в различных викторинах и конкурсах, публичных выступлениях и марафонах, в том числе и в предметных олимпиадах. Привить любовь к предмету, научить самостоятельно добывать знания, логически и нестандартно мыслить — вот задача творчески работающего учителя.
Цель проведения школьного этапа олимпиады по русскому языку среди учащихся 4 класса: развитие познавательного интереса к предмету и определение уровня знаний обучающихся.
Задачи:
создание условий для применения детьми собственных знаний и умений;
выявление и поддержка детей, обладающих высоким уровнем интеллектуальных способностей;
демонстрация интеллектуальных, эмоционально-волевых возможностей детей младшего школьного возраста;
поддержание и укрепление познавательной учебной мотивации детей младшего школьного возраста;
формирование стремления к активной интеллектуальной деятельности;
воспитание культуры поведения, уважительного отношения друг к другу.
Олимпиадная работа содержит 10-12 заданий, направленных на применение универсальных учебных действий. Критерии оценивания зависят от сложности задания. Разброс количественных баллов от 1 до 4:
- правильный ответ, требующий только знания предмета, оценивается 1 баллом;
- работа воображения, опора на логику в рассуждении оценивается 2 баллами;
- проведение сложных языковых операций или использование при выполнении заданий нестандартных логических шагов оценивается 3 - 4 баллами.
Временной промежуток для проведения олимпиады не должен превышать 45 минут. Последовательность выполнения заданий определяет участник.
Олимпиадные задания
1. Определите части речи в предложении (напиши над словами).
Вероокая трышь грузло обкисляля закорявку.
Ключ: прил., сущ., нареч., предл., глаг., сущ. 2 балла
- выполнено не менее 50% задания - 1 балл
2. В каких из следующих примеров выделенные слова являются именем существительным? Обведи буквы выбранных вариантов.
А. Жгут листья
Б. Звенит звонок – он очень звонок
В. Печь пироги
Г. Снежное покрывало землю покрывало
Д. Выучил стих
Ключ: Б, Г, Д - 1 балл
3. Составь из данных слов известную пословицу и напиши её.
Дело, безделье, маленькое, большое, лучше.
Ответ: ____________________________________________________________________
Ключ: Маленькое дело лучше большого безделья - 2 балл
- предложение записано верно с небольшим искажением падежных окончаний прилагательных - 1 балл
4. К данным прилагательным подберите подходящие по смыслу существительные.
Душистая_________________ Спелая ___________________
Зимний ___________________ Широкая _________________
Русский __________________ Тёплое ___________________
Вкусное __________________ Новое ____________________
Ключ: к каждому прилагательному подобрано абсолютно подходящее по смыслу прилагательное - 4 балла
- выполнено 50% задания и более - 2 балла
5. Найди слово, в котором звуков больше чем букв». Обведи букву или буквы одного или нескольких подходящих ответов.
А. мешать Б. деревянная В. лишняя Г. мост Д. переход
Ключ: лишняя - 1 балл
6. Ребята заменили каждую букву названия города порядковым номером этой буквы в русском алфавите, получилось 2021131. Напиши название этого города.
Ответ: ____________________________
Ключ: Тула - 1 балл
7. О ком говорится в следующих строках? Напиши ответ.
Кай взглянул на неё. Как она была хороша! Лица умней и прелестней он не мог себе представить. Теперь она не казалась ему холодной...
Ответ: _______________________
Ключ: Снежная королева - 1 балл.
8. Дан текст в транскрипции: [у м’ин’а п’ич’ал’ный’ в’ит// галава май’а бал’ит// йа ч’ихай’у/ йа ахр’ип// што такой’э// эта гр’ип// н’и рум’аный’ гр’ип в л’ису/ а паганый’ гр’ип в насу//]. Запишите его по правилам русской орфографии и пунктуации
Ключ: У меня печальный вид, голова моя болит. Я чихаю, я охрип. Что такое? Это грипп. Не румяный гриб в лесу, а поганый грипп в носу. - 5 баллов.
- записан текст более 65% по правилам русской орфографии и пунктуации - 3 балла
- записан текст более 50% по правилам русской орфографии и пунктуации - 1 балл
9. Однажды Незнайка составил 12 слов из слова «команда». Какие из них он включил в список неправильно? Подчеркни их.
Кот, дама, мак, карман, дамка, ад, мандат, дно, ода, мода, дан, анаконда.
Ключ: кот, карман, мандат, анаконда . - 2 балла (выполнено более 50% задания - 1 балл).
10. Соблюдая правило русской грамматики, выбери словосочетания, в которых необходимо поставить мягкий знак после шипящих.
а) Пятлая куш… г) Дормый делаж…
б) Бурявый папалош… д) Вылюный вагач…
в) Мяувыая дуч… е) Желомная беч…
Ключ: а, в, е -- 2 балла
11. Определи род имен существительных. Напиши над словами.
Вермишель, шампунь, кофе, тушь, тюль, рояль, лебедь, мозоль.
Ключ: Вермишель (ж .р.), шампунь (м .р.),кофе (м.р.),тушь (ж.р.),тюль.(м.р. ), рояль(м.р. ), лебедь. (м.р.), мозоль (ж.р.) - 4 балла, выполнено более 50% задания - 2 балла
12. Расставьте над словами цифры в порядке усиления значения данных слов.
Средний, большой, громадный, гигантский, маленький.
Смеяться, хихикать, хохотать, улыбаться, усмехнуться.
Ключ: маленький, средний, большой, громадный, гигантский;
усмехнуться, улыбаться, хихикать, смеяться, хохотать - 2 балла
- выполнено 50% задания - 1 балл
Общее количество баллов: 27 баллов