СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Олимпиада школьников - форма работы с одаренными детьми

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Выступление на методическом объединении учителей истории.

Просмотр содержимого документа
«Олимпиада школьников - форма работы с одаренными детьми»

Олимпиада школьников - форма работы с одаренными детьми

Всероссийская олимпиада школьников - одно из наиболее заметных явлений на образовательном пространстве страны:

а) не имеет зарубежных аналогов и по праву считается национальным достоянием страны;

б) ежегодно в олимпиаде принимают участие около полумиллиона учащихся практически из всех регионов страны;

в) олимпиадное движение включает в сферу своего влияния тысячи педагогов;

г) способствует внедрению в практику массовой школы инновационных образовательных технологий.


Всероссийская олимпиада на школьном этапе открывает возможность для участия практически каждому ученику всех уровней системы общего образования.

Олимпиады не только дают ценные материалы для суждения о степени подготовленности учащихся к олимпиадам, но и выявляют наиболее одаренных и подготовленных молодых детей в той или иной предметной области, стимулируют углубленное изучение предмета.

В отличие от конкурсов, написания рефератов или исследовательских работ, олимпиады охватывают более широкий круг знаний по истории, обществознанию, праву и способствуют формированию более широкой эрудиции, к чему так стремится любой учитель.

В предметных олимпиадах основой успеха является не сумма конкретных знаний учащегося, а его способность логически мыслить, умение создать за короткий срок достаточно сложную и, главное, новую для него логическую конструкцию. Решая задачу выявления творческих способностей учащегося, т. е. умения «нестандартно мыслить», олимпиадные задания в значительной степени отошли от стандартных («школьных») заданий

Муниципальная олимпиада по истории и обществознанию отражает перспективные направления исторического, правового и обществоведческого образования.

Прежде всего сочетанием разнообразных целей :

- стимулирование интереса учащихся к изучению предмета;

- выявление школьников, проявляющих интерес и особые способности к изучению истории и обществознания;

- анализ уровня подготовленности, широты социально - гуманитарного кругозора и мышления этих учащихся;

- накопление научно-методического опыта по развитию исторического и обществоведческого образования ;

Олимпиада активизирует проблему обновления школьной подготовки, ее соответствия современному социальному заказу: через предметные олимпиады предъявляются новые запросы к качеству образования, формам и методам учебной работы. .

Олимпиадные задания ориентированы на цели исторического и обществоведческого образования, задачи профильного обучения курсов, на соответствие принципу усложнения вопросов и заданий от уровня к уровню, некоторые соответствовать обязательному минимуму содержания образования, федеральному компоненту государственного образовательного стандарта, требованиям к уровню подготовленности учащихся, но большинство заданий рассчитаны на профильное обучение. Кроме того, ответить на олимпиадные задания по обществознанию без знания математики (экономические задачи), истории (вопрос о Государственной думе, иллюстрации усыпальниц ) невозможно. Всероссийская олимпиада школьников муниципального этапа позволяет не только углубить знания, но и сформировать познавательные универсальных учебных действия. Например: таблица, в которой в первом столбце приведены требования примерных основных образовательных программ основного и среднего общего образования, а во втором – задания, проверяющие соответствующие УУД и планируемые результаты

Требования УУД

Задания

Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно - следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы.

Укажите термин, найдите обобщающее понятие, укажите лишнее

находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности); ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст

Заполните пропуски в тексте Проанализируйте исторический, правовой документ

Способности анализировать реальные правовые ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых ролей.

Познавательные задачи

-анализ правовой ситуации, не имеющей однозначного решения и требующей аналитического подбора

-рассмотрение исторического примера через призму правового анализа.

Задания по работе с изобразительным рядом - опознание элементов изобразительного ряда, их группировка, соотнесение с понятиями, теориями, социальными явлениями.

Поэтому для того, чтобы выступить достойно в олимпиадах конечно необходимо дополнительная подготовка и индивидуальный подход к каждому ученику. Успешность выступления зависит от многих факторов: интеллектуальной, физической и психологической подготовки учащегося. Я начинаю подготовку так: прежде всего изучаю методические рекомендации по проведению школьного этапа всероссийской олимпиады школьников по обществознанию, истории , праву в 2019–2020 уч. году. Разбираем типы и образцы заданий, данные в этих рекомендациях. Обращаю внимание на рекомендуемую литературу для подготовке к олимпиаде. ( например по праву одна из рекомендованных книг «Всероссийская олимпиада школьников по праву: Методическое пособие / Под ред. С.И.Володиной. М.: АПКиППРО, 2005»).

Обращаюсь к заданиям прошлых лет, так как задания бывают аналогичные, или даже повторяются. И конечно, опережающее обучение с обучающимся, который участвует в муниципальном этапе олимпиады. ( в прошлом году в олимпиадных заданиях по обществознанию в 7-8 классах (Задание вставьте в текст слова) текст по теме «Экономика», эта тема изучается в конце 3 и 4 четверти. При подготовке обучающего к олимпиаде я обращаю внимание на запись ответа, особенно открытого типа ( например решение правовой задачи.) Четко отвечать на заданные вопросы. Давать конкретные объяснения. Особое внимание обращаю на знание терминов и понятий. Так как задания: составить определение обществоведческого понятия, кроссворды, выберите лишнее - требуют именно этих знаний.

В 10-11 классах одно из заданий написать эссе на одну из предложенных тем по выбору. Поэтому обязательно написание эссе, согласно критериям. И конечно для успеха необходима мотивация и самостоятельная работа обучающегося.

.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!