СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Олимпиадные задаачи по математике. Инварианты

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

нтации предствавлено описание решения задач методом инвариантов.В пр

Просмотр содержимого документа
«Олимпиадные задаачи по математике. Инварианты»

ИНВАРИАНТЫ

ИНВАРИАНТЫ

Инвариантом  некоторого преобразования называется величина или свойство, не изменяющееся при этом преобразовании. В качестве инварианта чаще всего рассматриваются чётность (нечётность) и остаток от деления.

Инвариантом некоторого преобразования называется величина или свойство, не изменяющееся при этом преобразовании. В качестве инварианта чаще всего рассматриваются чётность (нечётность) и остаток от деления.

0 " width="640"

1) знак произведения нескольких (отличных от нуля) чисел определяется чётностью количества отрицательных сомножителей. Пример:2•(-5)•(-1)•(-2) 1•(-3)•(-2)•(-1)•2•(-4)0

2) Произведение чётных чисел чётно;  произведение нечётных чисел нечётно;  произведение чётного и нечётного числа чётно

2) Произведение чётных чисел чётно; произведение нечётных чисел нечётно; произведение чётного и нечётного числа чётно

 3) чётность суммы нескольких целых чисел совпадает   с чётностью количества нечётных слагаемых  пример: 2+3+5+1+4=15  3+5+2+4+6=20

3) чётность суммы нескольких целых чисел совпадает с чётностью количества нечётных слагаемых пример: 2+3+5+1+4=15 3+5+2+4+6=20

     Можно ли разменять купюру достоинством 50 рублей с помощью 15 монет  достоинством 1 и 5 рублей?

Можно ли разменять купюру достоинством 50 рублей с помощью 15 монет достоинством 1 и 5 рублей?

Решение. 15 монет по 1р и 5 р. Купюра 50 р 1 и 5 – числа нечётные ,  а именно с их помощью надо разменять купюру, их количество тоже нечётное число- 15. Применим инвариант: сумма 15 нечётных чисел есть число нечётное,  50 – число чётное, значит разменять 5о руб. на 15 монет по 1руб. и 5 руб нельзя

Решение. 15 монет по 1р и 5 р. Купюра 50 р

1 и 5 – числа нечётные ,

а именно с их помощью надо разменять купюру, их количество тоже нечётное число- 15.

Применим инвариант: сумма 15 нечётных чисел есть число нечётное,

50 – число чётное,

значит разменять 5о руб. на 15 монет по 1руб. и 5 руб нельзя

 На доске записано 15 чисел: 8 нулей и 7 единиц. Вам предлагается 14 раз подряд выполнить такую операцию: зачеркнуть любые два числа и если они одинаковые, то допишите к оставшимся числам нуль, а если разные, то единицу. Ка­кое число останется на доске?

На доске записано 15 чисел: 8 нулей и 7 единиц. Вам предлагается 14 раз подряд выполнить такую операцию: зачеркнуть любые два числа и если они одинаковые, то допишите к оставшимся числам нуль, а если разные, то единицу. Ка­кое число останется на доске?

Два одинаковых числа→0, два разных→1. Всего 15 чисел, их сумма равна 7- нечётное число . Примем за инвариант чётность количества нечётных слагаемых .  Рассмотрим варианты: 1) два 0 → допишем 0 → семь 0,семь 1 → 14 чисел, сумма нечётная 2) две 1→допишем 0→девять 0, пять1 →14 чисел, сумма нечётная 3) 1 и 0 → допишем 1 → семь0,семь 1 → 14 чисел, сумма нечётная. На доске останется нечётное число

Два одинаковых числа→0, два разных→1. Всего 15 чисел, их сумма равна 7- нечётное число . Примем за инвариант чётность количества нечётных слагаемых . Рассмотрим варианты:

1) два 0 допишем 0 семь 0,семь 1 14 чисел, сумма нечётная

2) две 1→допишем 0→девять 0, пять1 →14 чисел, сумма нечётная

3) 1 и 0 допишем 1 семь0,семь 1 14 чисел, сумма нечётная. На доске останется нечётное число

 Сумма 2002 натуральных чисел — число нечётное. Каким числом: чётным или нечётным является произведение этих чисел?   Применим инвариант: чётность суммы зависит от чётности нечётных слагаемых

Сумма 2002 натуральных чисел — число нечётное. Каким числом: чётным или нечётным является произведение этих чисел?

Применим инвариант: чётность суммы зависит от чётности нечётных слагаемых

Решение:  2002- число чётное, а сумма по условию нечётна, значит среди 2002 чисел есть хотя бы 1 чётное число Значит произведение чётного  ( чётных) и нечётных чисел будет чётным числом.

Решение: 2002- число чётное, а сумма по условию нечётна, значит среди 2002 чисел есть хотя бы 1 чётное число

Значит произведение чётного ( чётных) и нечётных чисел будет чётным числом.

На доске написаны числа 1, 2, 3, ... 1997, 1998, 1999, 2000, 2001. Разрешается стереть с доски любые 2 числа и вместо них записать модуль их разности. В конце концов, на доске останется одно число. Может ли оно равняться нулю?

На доске написаны числа 1, 2, 3, ... 1997, 1998, 1999, 2000, 2001. Разрешается стереть с доски любые 2 числа и вместо них записать модуль их разности. В конце концов, на доске останется одно число. Может ли оно равняться нулю?

1, 2, 3, ... 1997, 1998, 1999, 2000, 2001.  чётных 1000 нечётных 1001. Разрешается стереть с доски любые 2 числа и вместо них записать модуль их разности. Может ли остаться 0.Сумма чисел нечётна. 1) 2 неч→мод.чёт→2000ч, 999неч→сумма нечётна 2) 2 чёт→мод.чёт→2000ч,1001неч →сумма неч 3) 1  чёт,1 неч→мод. неч →2000ч, 1001неч →сумма неч. 0- чётное число, инвариант – нечётная сумма, на доске останется нечётное число

1, 2, 3, ... 1997, 1998, 1999, 2000, 2001. чётных 1000 нечётных 1001. Разрешается стереть с доски любые 2 числа и вместо них записать модуль их разности. Может ли остаться 0.Сумма чисел нечётна.

1) 2 неч→мод.чёт→2000ч, 999неч→сумма нечётна

2) 2 чёт→мод.чёт→2000ч,1001неч →сумма неч

3) 1 чёт,1 неч→мод. неч →2000ч, 1001неч →сумма неч.

0- чётное число, инвариант – нечётная сумма, на доске останется нечётное число

Учитель написал на листке бумаги число 10. 25 учеников передают листок друг другу, и каждый прибавляет к числу или отнимает от него единицу — как хочет. Может ли в результате получиться число 0?   Решение  25 раз поменяв характер чётности числа 10 получим нечётное число.

Учитель написал на листке бумаги число 10. 25 учеников передают листок друг другу, и каждый прибавляет к числу или отнимает от него единицу — как хочет. Может ли в результате получиться число 0?

Решение 25 раз поменяв характер чётности числа 10 получим нечётное число.

 Страницы книги пронумерованы подряд с первой до последней страницы. Хулиган Вася вырвал из разных мест книги 17 листов и сложил номера всех 34 вырванных страниц . У него получилось число 2002. Правильно ли Вася сосчитал?

Страницы книги пронумерованы подряд с первой до последней страницы. Хулиган Вася вырвал из разных мест книги 17 листов и сложил номера всех 34 вырванных страниц . У него получилось число 2002. Правильно ли Вася сосчитал?

 101 лошадь разместили в 15 конюшнях. Почему хотя бы в одной  конюшне будет обязательно нечётное число лошадей?   Решение  Предположим, что в каждой конюшне чётное число лошадей.  ( инвариант- сумма чётных чисел чётна).

101 лошадь разместили в 15 конюшнях. Почему хотя бы в одной конюшне будет обязательно нечётное число лошадей?

Решение Предположим, что в каждой конюшне чётное число лошадей. ( инвариант- сумма чётных чисел чётна).

 На чудо - дереве садовник вырастил 45 бананов и 50 апельсинов. Каждый день он срывает 2 плода и тут же на дереве вырастает новый. Причем, если он срывает 2 одинаковых плода, то вырастает апельсин, а если 2 разных, то вырастает банан. Каким окажется последний плод на дереве?

На чудо - дереве садовник вырастил 45 бананов и 50 апельсинов. Каждый день он срывает 2 плода и тут же на дереве вырастает новый. Причем, если он срывает 2 одинаковых плода, то вырастает апельсин, а если 2 разных, то вырастает банан. Каким окажется последний плод на дереве?

Решение   Срывает 2 одинаковых плода , то вырастает апельсин, а если 2 разных, то вырастает банан.  1)2 ап→1ап→45б,49ап. 2)2б→1ап→43б,51ап 3)1б,1ап.→1б→45б,49ап. Проведём исследование ещё.   1)2 ап→1ап→45б, 50ап. 2)2б→1ап→41б, 52ап 3)1б,1ап.→1б→45б, 48ап Неизменно- нечётное число бананов ( инвариант)

Решение

Срывает 2 одинаковых плода , то вырастает апельсин, а если 2 разных, то вырастает банан.

1)2 ап→1ап→45б,49ап.

2)2б→1ап→43б,51ап

3)1б,1ап.→1б→45б,49ап.

Проведём исследование ещё. 1)2 ап→1ап→45б, 50ап.

2)2б→1ап→41б, 52ап

3)1б,1ап.→1б→45б, 48ап

Неизменно- нечётное число бананов ( инвариант)


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!