СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Олимпиадные задания для 7 класса по теме: «Давление твердых тел, жидкостей и газов»

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Подборка заданий для внутришкольной олимпиады или физического турнира среди 7 классов.

Просмотр содержимого документа
«Олимпиадные задания для 7 класса по теме: «Давление твердых тел, жидкостей и газов»»

МАОУ «Гимназия№12 имени Г.Р.Державина» города Тамбова Учитель физики Макарова Наталья Викторовна


Олимпиадные задания для 7 класса по теме: «Давление твердых тел, жидкостей и газов»


Задача 1.

Брусочки ρ1 ρ2 h1 ρ0 h0 Конструкция, состоящая из двух склеенных брусков, плавает в воде, находясь в горизонтальном положении и возвышаясь на h0 = 23,2 мм над поверхностью воды (рис. 2). Выступающую над во дой часть верхнего бруска удаляют (разрез проходит вдоль уровня воды). Оказалось, что новая конструк ция также плавает горизонтально, выступая над водой на ту же высоту h0. Определите плотность ρ2 верхнего бруска и толщину h1 нижнего бруска. Плот ность нижнего бруска ρ1 = 420 кг/м3, плотность воды ρ0 = 1000 кг/м


Решение:

Пусть общая толщина брусков H, а S — площадь горизонтального сече- ния брусков. Силы Архимеда, действующие на систему до и после удаления части верхнего бруска, обозначим соответственно FA1 и FA2, а общую массу системы — соответственно m1 и m2. Бруски находятся в равновесии, когда FA1 = m1g и FA2 = m2g, где FA1 = ρ0gS(H − h0), FA2 = ρ0gS(H − 2h0), m1 = S(ρ1h1 + ρ2(H − h1)), m2 = S(ρ1h1 + ρ2(H − h0 − h1)). Решим полученную систему уравнений: ρ0gS(H − h0) = gS(ρ1h1 + ρ2(H − h1)), (1) ρ0gS(H − 2h0) = gS(ρ1h1 + ρ2(H − h0 − h1)). (2) Вычитая из первого уравнения второе и сокращая на gSh0, получим: ρ0 = ρ2 = 1000 кг/м3. Отметим, что к этому соотношению можно было прийти и без использования выкладок. Мысленно поменяем бруски местами. Равновесие (если не принимать во внимание устойчивость) не изменится, так как при расчете сил Архи- меда и сил тяжести важны лишь объёмы погруженных частей тел и их полные объемы. Известно, что если от полученной системы отделить часть нижнего (после мысленного переворачивания) бруска плотности ρ2, то это никак не скажется на поведении оставшейся части конструкции. А это возможно только когда отделённая часть находится в воде в состоянии безразличного равновесия, что соответствует равенству плотностей нижнего бруска и воды (ρ0 = ρ2). Теперь найдём h1 из уравнения (1) или (2): h1 = ρ0 ρ0 − ρ2 h0 = 40 мм. Критерии оценивания Записаны условия равновесия . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4 Выведено соотношение ρ0 = ρ2 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3 Получена формула для h1 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 2 Найден численный ответ для h1 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 1



Задача 2.

И-образная трубка. Два открытых сверху цилиндрических сосуда соединены наискось тонкой трубкой с краном как показано на рис. 3. В сосудах находится жидкость плотностью ρ, налитая до высот 4h и 2h соответственно. В правый сосуд добавили столб жидкости плотностью 0,8ρ высотой 3h. На сколько сместится уровень жидкости с плотностью ρ в левом сосуде после того как кран откроют? Жидкости не смешиваются, объемом соединительной трубки можно пренебречь. h = 8 см.


Решение(возможное)


Замятнин М. Предположим, что граница раздела жидкостей не опустится до уровня трубки в правом сосуде (рис. 4). Тогда при снижении в нем уровня на x, настолько же повысится уровень в правом сосуде (так как жидкость несжимаема). Можно записать условие равенства давлений в одинаковой жидкости на одинаковой глубине. Например, на уровне AB: ?￰ンムヤ(3ℎ + ?) + ?0 = 0,8?￰ンムヤ ⋅ 3ℎ + ?￰ンムヤ(ℎ − ?) + ?0, упрощая, получим: 3ℎ + ? = 2,4ℎ + ℎ − ?, откуда, x=0,2h. Так как x


Задача 3.


Сообщающиеся сосуды

В U-образную трубку наливают воду так, чтобы расстояние от уровня воды до верха трубки было 40 см. В одно колено трубки доливают масло доверху. На сколько поднимется уровень воды во втором колене трубки. Плотность масла 800 кг/м3, плотность воды 1г/см3.


Решение.




2. Для любых двух точек на любом уровне в однородной жидкости давления сверху одинаковы. Выберем на уровне 3 точки в левом и правом колене. Атмосферное давление над ними одинаково. Гидростатическое давление над левой точкой р1= ρмgh. Гидростатическое давление над правой точкой р2= ρвg∙2х. Приравняем давления р1 = р2.+ 3-4 балла

Отсюда х = ρмh/ρв = (800 кг/м3∙40 см)/1000кг/м3 = 32см. +1-2 балла

Максимум 10 баллов.

Ответ: Вода в правом колене поднимется на 32 см.


Звадача 4.

Полый медный шар весит в воздухе , в воде . Определите объем полости внутри шара. Плотность меди 8,9 г/см3, плотность воды 1 г/см3.Выталкивающей силой воздуха пренебречь. Постоянная g = 10 Н/кг.


Решение:


При взвешивании шара в воде на него действует сила тяжести, численно равная весу тела в воздухе , сила натяжения нити, на которой шар подвешен к динамометру (численно равна весу тела в воде) и выталкивающая сила воды. Поскольку взвешиваемое тело находится в равновесии, то

Выразив Fв через плотность воды и объем погруженной части тела, равный объему тела, получим

(1)

Объем полости Vп равен объему всего тела Vm без объема Vм, который занимает материал тела ( медь):

или (2)

Из уравнений (1) и (2) находим объем полости:

Ответ: объем полости


По графику эта плотность соответствует температуре 100°С. 2балла.

Ответ: 100°С (Максимум 10 баллов)


Задача № 5

Находясь на высокой горе альпинисты завинтили крышку пустой пластиковой бутылки. Когда они спустились к подножию горы, то обнаружили, что стенки бутылки немного смяты и вдавлены внутрь. Объясните, почему это произошло. (Можно считать, что температура наружного воздуха и воздуха в бутылке на протяжении всего пути оставалась неизменной).


Решение

Образец возможного была закрыта и температура воздуха в ней оставалась постоянной, следовательно давление воздуха в бутылке не менялось. Снаружи на бутылку действовало атмосферное давление. По мере спуска с горы атмосферное давление увеличивалось и постепенно сжимало стенки бутылки. Критерий достижения планируемого результата — приведен ответ, содержащий два элемента: указание на неизменность давления воздуха внутри бутылки и увеличение атмосферного давления, как причину сжатия бутылки — 2 балла. Приведен лишь второй элемент ответа — 1 балл. Другие ответы или ответ отсутствует — 0 баллов.



Задача 6.

Ученица Варя взвешивала алюминиевую деталь неправильной формы. Уравновесил деталь на весах такой набор гирек: 50г, 10г, 2г, 2г, 500 мг. Затем девочка налила в мензурку 100 мл воды и опустила в воду деталь и измерила новый уровень воды в мензурке. Какое значение объема содержимого мензурки должна была измерить ученица? Плотность алюминия Варя посмотрела в серьезном справочнике. Она оказалась равна 2,7г/см3.


Решение.


Приведенный набор гирек означает, что масса детали 64,5 г. 2 балла

Тогда, зная плотность детали найдем ее объем V=m/ρ = 64,5 г/2,7 г/см3≈24 см3=24 мл. 4 балла

Объема содержимого мензурки во втором опыте больше исходного объема на объем детали, 2 балла

следовательно, объем во втором измерении равен 100 см3+ 24см3 = 124 см3. 2Балла


Ответ: Ученица должна получить следующий результат измерения объема – 124 мл



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!