СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 14.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Олимпиадные задания для 9 класса по разделу "Социальная сфера"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал содержит подборку олимпиадных заданий по разделу "Социальная сфера" для учащихся 9 класса

Просмотр содержимого документа
«Олимпиадные задания для 9 класса по разделу "Социальная сфера"»

Олимпиадные задания по теме «Социальная сфера»

  1. Выберите верный ответ (один или несколько):

п/п

Задание

Ответ

Баллы

1

К социально-демографической общности относится:

а) ростовчане; б) рабочий класс; в) женщины; г) французы.

в

1

2

Из-за экономического кризиса предприниматель Д. разорился. Его новое состояние характеризует понятие

а) люмпен; б) безработный;

в) представитель малооплачиваемых слоев населения; г) маргинал.

г

1



2. Установите верность или ложность утверждений («ДА» или «НЕТ») и занесите ответы таблицу:

2.1. В процессе взаимодействия с другими индивидами каждый человек выполняет определенные социальные функции, которые определяют его социальный статус.

2.2. Престиж- уважение к занимаемому человеком социальному положению, сложившееся в общественном мнении.


2.1

2.2

2.3

2.4

2.5

2.6

2.7

да

да







3 . По какому принципу образованы ряды? Дайте КРАТКИЙ ответ.

3.1. Мужчина, россиянин, сын, гражданин___________________________________________

3.2. Врач, банкир, инженер, директор_______________________________________________

3.3. Служба в армии, получение высшего образования, женитьба.

    1. Полиандрия, полигиния, моноандрия, моногиния.

Ответ:

3.1. предписанные статусы человека

3.2. приобретенный (достигнутый) статус.

3.3 социальные лифты

3.4. формы брака и семьи


4. Прочитайте текст. Это отрывки из реферата, в котором представлены основы классификации социальных общностей. Автор, к сожалению, не сумел выявить элементы классификации. Выполните это самостоятельно. Для этого:

1) озаглавьте колонки, приведенной ниже таблицы, определив параметры классификации;

2) впишите в них порядковые номера предложений, отражающих соответствующие элементы классификации.


1.Это общность отличается специфическими культурными чертами, складывающимися на протяжении многих веков и транслирующимися через поколения.

2. 73 процента россиян относятся к городскому населению.

3. Люди принадлежат к этносам не по рождению, а в процессе формирования личности в определенной культурной среде.

4. Москва относится к крупнейшим агломерациям мира.

5. Выделяют три основных типа рас – европеоидная, негроидная, монголоидная.

6. Доля больших городов во всем населении мира увеличилась за 140 лет с 1,7% до 25%. 

7. Объединения нескольких родов образует племя.

8. Самый высокий уровень безработицы в первом полугодии 2009 года зарегистрирован в Южном федеральном округе.

9. Национальное самосознание заставляет человека остро чувствовать интересы своего народа и своими действиями реализовывать эти интересы.

10. Семья Павловых живет в станице Павловской в собственном доме.








Ответ:


Этнические общности

Социально-территориальные общности

1 3 5 7 9

2 4 6 8 10


6. Вставьте вместо пропусков порядковые номера соответствующих слов и сочетаний слов из предложенного списка. Слова и сочетания слов даны в списке в единственном числе. Одни и те же слова и сочетания слов могут быть пропущены в тексте неоднократно. Обратите внимание: в списке слов и сочетаний слов есть и такие, которые в тексте встречаться не должны!

«Ролью называется ожидаемое _____, ассоциируемое с определенным _____. Совокупность ролей, соответствующих данному _____, называется _____. Наши роли определяются ожиданиями других _____. Некоторые из этих ожиданий, например, законы являются _____, а другие, вроде умения вести себя за столом, - _____. Когда _____ человека соответствует ролевым ожиданиям, он получает социальные _____ (такие как деньги или _____)».

1. Формальный.

2. Поощрение.

3. Социализация.

4. Уважение.


5. Поведение.

6. Предписанный статус.

7. Ролевой набор.

8. Порицание.


9. Статус.

10. Член общества.

11. Неформальный.

12. Социальная мобильность



6. Вставьте вместо пропусков порядковые номера соответствующих слов и сочетаний слов из предложенного списка. Слова и сочетания слов даны в списке в единственном числе. Одни и те же слова и сочетания слов могут быть пропущены в тексте неоднократно. Обратите внимание: в списке слов и сочетаний слов есть и такие, которые в тексте встречаться не должны!


«……..фактически представляет собой некоторый ….. поведения, признанный целесообразным для людей данного … в данном обществе.

… может быть закреплена за человеком как … (например, в законодательном акте), так и носить и … характер.

Каждый человек обладает не …, а целым набором …, которые он играет в … . Их совокупность называется … .

В процессе достижения определенного … и исполнения соответствующей … может возникнуть … .

Это такая ситуация, в которой человек сталкивается с необходимостью … требования двух и более … ролей»


1. статуса

2. один

3. Социальная роль

4. ролевой конфликт

5. неформальный характер


6.личный статус

7. формально

8. общество

9. ролевая система

10. удовлетворение


11. несовместимый

12. образец

13 роль

14. действие



Ответ:


3… фактически представляет собой некоторый …12 поведения, признанный целесообразным для людей данного 1… в данном обществе.

3… может быть закреплена за человеком как 7… (например, в законодательном акте), так и носить и 5… характер.

Каждый человек обладает не 2…, а целым набором …3, которые он играет в 8… . Их совокупность называется …9 .

В процессе достижения определенного 1… и исполнения соответствующей 13… может возникнуть 4… .

Это такая ситуация, в которой человек сталкивается с необходимостью 10… требования двух и более … 11 ролей.



6 . Вставьте вместо пропусков порядковые номера соответствующих слов и сочетаний слов из предложенного списка. Слова и сочетания слов даны в списке в единственном числе. Одни и те же слова и сочетания слов могут быть пропущены в тексте неоднократно. Обратите внимание: в списке слов и сочетаний слов есть и такие, которые в тексте встречаться не должны!

«Каждому социальному … соответствует определённая социальная …, под которой понимается … (включая действия, … , чувства ), соответствующее определённому … статусу.

Социальная роль с точки зрения её … включает в себя, также как и социальный статус, набор определённых …. , которые … принятые в данном обществе социальные … .

Существует несколько побудительных … , которые побуждают человека осваивать ту или иную социальную роль».


1. Действия

2. Поведение

3. Закрепляют

4. Содержание

5. Мысли

6. Предписанный статус.

7. Нормы

8. Порицание.


9. Статус.

10. Роль

11. Мотив

12. Социальный.


Ответ:

«Каждому социальному 9 соответствует определённая социальная 10 , под которой понимается 2 (включая действия, 5, чувства ), соответствующее определённому 12 статусу.

Социальная роль с точки зрения её 4 включает в себя, также как и социальный статус, набор определённых 1, которые 3 принятые в данном обществе социальные 7.

Существует несколько побудительных 11 , которые побуждают человека осваивать ту или иную социальную роль».



7. Составьте определения обществоведческих понятий из следующих групп слов. Понятие среди этих слов присутствует. Грамматические формы слов можно менять, возможно неоднократное использование одного и того же слова:

7.1. Языковая, историческая, народность, культурная, и, общность, нация, сложившаяся, территориальная, люди, предшествовавшая. __________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



7.2. люди, общность, на, нация, жизнь, культура, устойчивая, национальные, язык, черты, территория, характер, сложившаяся, это, основа, экономическая. ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Ответ:

7.1. Народность – исторически сложившаяся территориальная, языковая и культурная общность людей, предшествовавшая нации.

7.2. Нация – это устойчивая общность людей, сложившаяся на основе общности культуры, языка, национальных черт характера, территории и экономической жизни.


8. Прочитайте текст и выполните задания к нему.


«В основании теорий социальной стратификации (1) и социальной мобильности (2) лежат понятия социальной дифференциации (3) и социального неравенства. (4) Идея социального равенства принадлежит к числу великих и наиболее привлекательных мифов (5) человечества. В реальной действительности не было и нет ни одного сложного общества (6), в котором существовало бы социальное равенство. Более того, именно социальные различия, социальное неравенство обеспечивают развитие человечества в целом. В то же время совершенно недопустим значительный уровень социального неравенства». (Л.М. Павкин, российский социолог)



8.1. Дайте определение всем выделенным курсивом и пронумерованным терминам.

1._____________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________

2._____________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________

3._____________________________________________________________________________

4._____________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________

5._____________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________

6. _____________________________________________________________________________


8.2. Раскройте суть теории социальной мобильности общества.

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


8.3. Кто из социологов ввел этот термин в научный оборот?

__________________________________________________


Ответ:

8.1.

1. Социальная стратификация – это совокупность социальных групп, расположенных иерархически по критериям социального неравенства и называемых стратами.

2. Социальная мобильность – это изменение места, занимаемого человеком или группой людей в социальной структуре общества.

3. Социальная дифференциация – характеризует любые социальные различия социальных групп в социальной структуре общества .

4. Социальное неравенство - это форма социальной дифференциации, при которой отдельные индивиды, социальные группы слои, классы занимают определенное положение в иерархии социальных статусов, обладают неравными жизненными шансами и возможностями удовлетворения потребностей.

5. Миф- форма общественного сознания или особый вид мировоззрения, специфическое образное представление о явлениях природы и коллективной жизни.

6. Общество – обособившаяся от природы часть материального мира, которая включает в себя формы и способы объединения и взаимодействия людей, отражающие их всестороннюю зависимость друг от друга.


8.2. Суть теории социальной мобильности общества – человек, социальная группа в процессе жизнедеятельности может изменять свое место в социальной структуре общества. Существует два типа социальной мобильности – горизонтальная и вертикальная. Вертикальная делится на нисходящую и восходящую. Перемещения осуществляются с помощью социальных лифтов – образования, армии, церкви, партийной деятельности, брака и др.


8.3. Термин социальная мобильность ввел в научный оборот Питирим Сорокин.



9. Прочитайте отрывок из биографии графа И.П. Салтыкова и ответьте на вопросы.

Иван Салтыков родился в 1730 году в Москве в старинной русской аристократической семье. Получив блестяще домашнее образование, он с пятнадцати лет начал службу в гвардии, однако, получив чин камер-юнкера, перешел на придворную службу. В 1790 году был назначен главнокомандующим русской армией в войне против Швеции, а в 1796 году был произведен императором в чин генерал-фельдмаршала.

1) озаглавьте колонки приведенной ниже таблицы, определив социальные статусы, о которых идет речь;

2) впишите в них названия, иллюстрирующие признаки каждого из выделенных вами статусов.









Ответ:



Предписанный статус


Приобретенный статус

Русский

Дворянин

Москвич

мужчина

камер-юнкер

придворный

главнокомандующий русской армией

генерал-фельдмаршал



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя