СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Олимпиадные задания по биологии 10 класс

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Олимпиадные задания по биологии для 10 класса.

Просмотр содержимого документа
«Олимпиадные задания по биологии 10 класс»

7



Районный тур биологической олимпиады школьников

2016-2017 учебный год


10 класс


I. Задания на выбор одного правильного ответа из 4-х



1. «Иногда трудно отличить один вид от другого по морфологии» - это представление ...

а) Ж-Б Ламарка; б) К. Линнея;

в) Ч. Дарвина; г) Н.И. Вавиловым


2. Направляющий фактором эволюции:

а) изменчивость; б) естественный отбор;

в) наследственность; г) искусственный отбор.


3. Найдите видовое название пшеницы:

а) мягкая пшеница; б) яровая пшеница;

в) озимая пшеница; г) "Саратовская - 55".


4. Возраст первых млекопитающих:

а) около 250 млн. лет; б) более 100 млн. лет;

в) более 1 млрд. лет; г) около 2 млрд. лет.


5. Естественные пути достижения биологического прогресса организмов

а) только ароморфоз;

б) ароморфоз и дегенерация;

в) ароморфоз и идиоадаптации;

г) ароморфоз, идиоадаптации и дегенерации.


6. Назвать наиболее устойчивую высокопродуктивную искусственную экосистему:

а) хвойная лесопосадка; б) плантация кормовой свеклы;

в) луг; г) дубрава.


7. Термин "ноосфера" был введен в науку:

а) Геккелем и Мюллерем;

б) Э. Зюс и Ж-Б. Ламарком;

в) В.И. Вавиловым;

г) Н.И. Вернадским.


8. Сколько хромотид можно увидеть в конце анафазы в клетке человека при митотическом делении?

а) 23; б) 46; в) 69; г) 92.


9. Преимущество полового размножения утверждается тем, что при этом достигается:

а) наибольшее количество потомства;

б) защита потомства;

в) комбинация и многообразие наследственной информации;

г) покровительство половых партнеров.


10. Где естественная смена растительных сообществ показана правильн?

а) озеро  болото  лес;

б) лес  болото  озеро;

в) хвойный лес  широколиственный лес;

г) пустыня  степь  луг.


11. Башкирская порода лошади - результат скрещивания домашней лошади с тарпаном и далее отбора...

а) бессознательного искусственного;

б) естественного;

в) методического;

г) сознательного и естественного.


12. Что нужно ввести в кровь человека, заболевшего

инфекционной болезнью?

а) антитела; б) плазму крови;

в) антиген; г) кровь или физиологический раствор


13. Какие из приведенных превращений веществ не характерно для организма человека?

а) белки в жиры; б) углеводы в белки;

в) углеводы в жиры;

г) белки в углеводы


14. Что здесь является результатом восходящей инфекции органов мочевыделительной системы?

а) грибковое воспаление;

б) образование “камней”;

в) заражение ангиной;

г) нет правильного ответа.


15. Продуктами внешней секреции половых желез у мужчин являются:

а) сперматозоиды;

б) яйцеклетка;

в) гормоны семенников;

г) гормоны яичников.


16. Укажите причину развития внутреннего торможения условных рефлексов:

а) сильный посторонний раздражитель;

б) сильная боль;

в) многократное неподкрепление условного раздражителя с безусловным;

г) они вырабатываются раз и навсегда.


17. Высокий, но отравленный урожай получается при чрезмерном внесении в почву удобрений...

а) фосфорных; б) азотных;

в) калийных; г) органических.


18. Какой вид взаимоотношения устанавливается в пшеничном поле между особями пшеницы?

а) симбиоз; б) взаимопомощь;

в) конкуренция; г) паразитизм.


19 С развитием какого отдела мозга млекопитающих связано появление сложных поведенческих условных рефлексов?

а) коры больших полушарий переднего мозга

б) среднего мозга

в) мозжечка

г) спинного мозга


20. Пример условного рефлекса кошки

а) выделение слюны при еде

б) отдергивание лапы при обжигании

в) забегание в кухню на звон посуды

г) кормление котят


II. Задания на выбор нескольких правильных ответов из предложенного списка


1. Митозом могут делиться клетки:

А) гаплоидные; Б) диплоидные; В) триплоидные

Г) тетраплоидные; Д. гексаплоидные


2. Из названных нуклеотидов макроэнергетические связи имееют:

А) ФМН; Б) ГТФ; В) ЦТФ; Г) УТФ; Д) АТФ


III. Задание на установление последовательности

1. Установите групп животных порядок происхождения, если

А) черви; Б) ланцетники; В) рыбы; Г) пресмыкающиеся; Д) земноводные


2. Укажите последовательность основных этапов рефлекса гидры, если:

А) Ответная реакция; Б) Восприятие возбуждения

В) Передача возбуждения; Г) Действие внешнего раздражителя


IV. Задания на установление соответствия

1. Установите соответствие между кровеносными сосудами и типами крови протекающими по ним.


КРОВЕНОСНЫЕ СОСУДЫ


ТИПЫ КРОВИ

1) Аорта

А) Артериальная

2) Артерии

Б) Венозная

3) Легочная вена


4) Легочная артерия


5) Вены


6) Легочные капилляры



V. Задание на определение правильности суждений (Поставьте знак "+" рядом с номерами пра­вильных суждений). (20 суждений)

  1. У однодольных растений между древесиной и лубом находится камбий.

  2. В оплодотворении у ели участвует один спермий.

  3. Для коры корня характерно отсутствие проводящих тканей.

  4. Гидропоника - способ выращивания растений на дистиллированной воде с добавлением питательных
    солей.

  5. Все растения содержат хлоропласты.

  6. У водных растений устьица расположены на нижней стороне листа.

  7. Источником заражения человека бычьим цепнем служат его яйца.

  8. У веслоногого рачка циклопа есть только один фасеточный глаз.

  9. Головной мозг у позвоночных возникает нз того же слоя клеток зародыша, что и эпидермис.

  10. Родина мозоленогих - Северная Америка.

11. У поджелудочной железы одни клетки вырабатывают пищеварительные ферменты, а другие - гормоны, оказывающее влияние на углеводный обмен в организме.

  1. В регуляции работы желез внутренней секреции принимает участие только нервная система.

  2. Во время отдыха количество сахара в крови уменьшается.

  3. Физиологическим, называют раствор поваренной соли 9%-ной концентрации.

  4. Усики гороха и усики огурца - аналогичные органы.

  5. Бесполое размножение хламидомонады происходит при наступлении неблагоприятных условий.

  6. Молекула сахарозы состоит из двух остатков глюкозы.

18. Каждая природная популяция всегда однородна по генотипам особей.
1 9. Все биоценозы обязательно включают автотрофные растения.

20. Споры папоротника делясь мейотически формируют заросток, клетки которого имеют гаплоидный на­бор хромосом.


Задания требующие обоснование и развернутый ответ


1. Чем объясняется разветвленность цепи питания экосистем и образования сети питания?



2. Какие причины способствуют установлению экологического равновесия в отношениях «жертва – хищник»?


3. Сколько типов гамет образует особь с генотипом

А В

== СcХdХ с учетом кроссинговера на участке А и B?

а b


4. Почему повышается устойчивость насекомых-вредителей к ядохимикатам?





















Ответы и оценка выполнения заданий:


I. Задания на выбор одного правильного ответа из 4-х

Правильный ответ оценивается 1 баллом. Максимальный балл – 20.

№№

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Отв.

А

б

а

а

г

а

г

г

в

а

№№

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

Отв.

Г

а

б

а

а

в

б

в

а

в


II. Задания на выбор нескольких правильных ответов

Полный правильный ответ оценивается 3 баллами,

1 и более ошибок – 0 баллов. Максимальный балл – 6.

№№ вопросов

1

2

Ответы:

А, Б, В, Г,Д

Б, В, Г, Д


III. Задание на установление последовательности

Полный правильный ответ оценивается 3 баллами,

1 и более ошибок – 0 баллов. Максимальный балл – 6.

1

2

Отв.

АБВДГ

ГБВА


IV. Задания на установление соответствия

Полный правильный ответ оценивается 3 баллами,

1 и более ошибок – 0 баллов. Максимальный балл – 3.

1

2

3

4

5

6

Отв.

А

А

А

Б

Б

А


V. Задание на определение правильности суждений.

Полный правильный ответ оценивается 4 баллами, 1 ошибка – 2 балла

более двух ошибок – 0 баллов.

Правильные суждения - 2. 3, 4, 9,10, 11, 13, 15.


VI. Задания требующие обоснование и развернутый ответ

Максимальный балл по каждому вопросу по 5 баллов.



1. Чем объясняется разветвленность цепи питания экосистем и образования сети питания?

№№


Элементы ответа


Баллы

1)

Всеядностью консументов

1

2)

Видовым разнообразием продуцентов

1

3)

Пищевой специализацией видов

1

4)

Ответ неправильный или отсутствует

0


2. Какие причины способствуют установлению экологического равновесия в отношениях «жертва - хищник»?

Элементы ответа

Баллы

1)

Способность жертвы убегать или прятаться

1

2)

Способность хищника догонять и находить жертву

1

3)

Способность хищника маскироваться

1

4)

Наличие в пищевой цепи третьего звена (крупного хищника или паразита)

2

5)

Ответ неправильный или отсутствует

0


3. Правильное определение количества и всех типов гамет – 5 баллов.

Ответ - 16 типов гамет (8 некроссоверных и 8 кроссоверных).


4. Почему повышается устойчивость насекомых-вредителей к ядохимикатам?

п/п

Содержание верного ответа и указания к оцениванию

(допускается иная формулировки ответа, не искажающая его смысл)

Балл

1

В ответе имеются все названные ниже элементы знаний, не содержатся биологические ошибки.

1. Вследствие появления мутаций популяция насекомых-вредителей становится неоднородной.

2. Естественный отбор сохраняет устойчивых к ядохимикатам особей.

3. Из поколения к поколению число устойчивых к ядохимикатам особей увеличивается.

4. Через несколько лет ядохимикат в прежних дозах перестает действовать на насекомых-вредителей.

3

2

В ответе имеются 2-3 из названных выше элементов знаний, отсутствуют биологические ошибки.

2

3

В ответе имеется один элемент знаний, допускаются негрубые биологические ошибки.

1

4

Ответ неправильный или отсутствует

0



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!