СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Олимпиадные задания по биологии 11 кл

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Задания дают возможность проверить знания учащихся по биологии за курс средней школы

Просмотр содержимого документа
«Олимпиадные задания по биологии 11 кл»

БИОЛОГИЯ 11 КЛАСС

Часть I. Вам предлагаются тестовые задания, требующие выбора только одного ответа из четырех возможных. Максимальное количество баллов, которое можно набрать - 35 (по 1 баллу за каждое тестовое задание).

1. Изменения структуры и числа хромосом изучают с помощью метода:

а) центрифугирования; б) гибридологического; в) цитогенетического; г) биохимического.


2.Из приведенных формулировок укажите положение клеточной теории:

а) оплодотворение – это процесс слияния мужской и женской гамет; б) онтогенезт повторяет историю развития своего вида; в)дочерние клетки образуются в результате деления материнской; г) половые клетки образуются в процессе мейоза.


3.Среди растений исключительно на суше встречаются:

а) зеленые водоросли; в) голосеменные;

б) красные водоросли; г) покрытосеменные


4.Конечным продуктом фотосинтеза у зеленых растений является вещество:

а)крахмал; б) хлорофилл; в) углекислый газ; г) вода.


5.Основу слоевища лишайника составляют клетки:

а) цианобактерий; в) многоклеточной водоросли; б)гриба; г) одноклеточной водоросли.


6.Крылья у насекомых находятся на спинной стороне:

а) груди и брюшка; в) головогруди и брюшка; б) груди; г) головогруди.


7.Среди перечисленных брюхоногих моллюсков не имеет раковины:

а) лужанка; в) голый слизень; б) прудовик; г) виноградная улитка.


8.К отряду чешуйчатых относится

а) плащеносная ящерица в) древесная игуана б) гадюка обыкновенная г) все перечисленные


9.К основным методам физиологии человека как науки следует отнести:

а) препарирование с применением хирургических инструментов;

б) исследования с применением микроскопической техники (микроскопирование);

в) наблюдение и эксперимент;

г) ультразвуковые исследования (УЗИ) и электрокардиографию (ЭКГ).


10.Эритроциты вырабатываются в:

а) красном костном мозге;

б) печени;

в) селезенке;

г) лимфатических узлах.


11.Люди, обладающие группой крови IV:

а) являются при ее переливании универсальными донорами;

б) являются при ее переливании универсальными реципиентами;

в) являются при ее переливании универсальными донорами и реципиентами;

г) не могут предоставлять кровь для переливания.


12.При малокровии ткани тела человека испытывают недостаток:

а) кислорода;

б) питательных веществ;

в) воды и минеральных солей;

г) всех названных веществ.


13.Наука, изучающая клетку: а)гистология; в) цитология; б)морфология; г) эмбриология.


14. Хранителем наследственности в клетке являются молекулы ДНК, так как в них закодирована информация о:

а) первичной структуре молекул белка; б) составе молекулы АТФ; в) строении триплета; г) строении аминокислот.


15. В митохондриях в отличие от рибосом осуществляется:

а) транспорт белка в) энергетический обмен; б) синтез белка; г) транскрипция иРНК.


16. В ходе индивидуального развития животного многоклеточный организм развивается из зиготы путем:

а) гаметогенеза; б) филогенеза; в) мейоза; г) митоза.


17. Каковы генотипы родителей при дигибридном анализирующем скрещивании?

а) ААВВ х ВbВb; б) АаВb х ааbb; в) ААВВ х ААВВ; г) Вb х Аа.


18. У организмов с одинаковым генотипом под влиянием условий среды возникает изменчивость:

а) комбинативная; б) генотипическая; в) наследственная; г) модификационная.


19. Чистая линия растений — это потомство:

а) гетерозисных форм; б) одной самоопыляющейся особи;

в) межсортового гибрида; г) двух гетерозиготных особей.


20. Для производства лекарственных препаратов выращивают гриб:

а) мукор; б) трутовик; в) спорынью; г) пеницилл.


21. Зародыш с запасом питательных веществ входит в состав:

а) споры; б) семени; в) почки; г) заростка.


22. Микроэволюция приводит к изменению:

а) родов; б) видов; в) семейств; г) отрядов.


23. Резкое возрастание численности особей в популяции, при котором возникает недостаток ресурсов, приводит к:

а) обострению борьбы за существование; б) пищевой специализации; в) биологическому прогрессу; г) появлению комбинативной изменчивости


24. Какой тип покровительственной окраски называют мимикрией?

а) окраску, расчленяющую тело; б) яркую окраску, сигнализирующую о ядовитости и несъедобности организма; в) подражание менее защищенных организмов одного вида более защищенным организмам другого вида; г) приспособление, при котором форма тела и окраска животных сливаются с окружающими предметами.


25. Пресмыкающиеся произошли от:

а) кистеперых рыб; в) ихтиозавров; б) стегоцефалов; г) археоптериксов.


26. Социальная природа человека проявляется в:

а) создании письменности; б) формировании пятипалых конечностей; в) наличии коры больших полушарий; г) образовании условных рефлексов.


27. Основной ограничивающий фактор для растений в степной зоне:

а) высокая температура; б) недостаток влаги; в) отсутствие перегноя; г) ультрафиолетовые лучи.


28. В экосистеме озера к консументам относят:

а) водоросли и цветковые растения; б) бактерий-сапротрофов; в) рыб и земноводных; г) микроскопических грибов.


29. В круговороте веществ используется солнечная энергия, которая включается в этот процесс:

а) растениями; б) животными; в) плесневыми грибами; г) клубеньковыми бактериями.


30. Агроценозы в отличие от естественных биоценозов:

а) не участвуют в круговороте веществ; б) существуют за счет микроорганизмов; в) состоят из большого числа видов растений и животных; г) не могут существовать без участия человека.


31. Углекислый газ поступает в атмосферу в результате:

а) фотосинтеза; б) восстановления минералов; в) дыхания; г) грозовых разрядов в атмосфере.


32. Причина сокращения видового разнообразия растений в современную эпоху:

а) небольшая продолжительность их жизни; б) сезонные изменения в жизни растений; в) их гибель от насекомых-вредителей; г) изменение человеком их среды обитания.


33. Белок состоит из 300 аминокислот. Сколько нуклеотидов в гене, который служит матрицей для синтеза этого белка?

а) 300; б) 600; в) 900; г)1500.


34. Грибы длительное время считали растениями, так как они:

а) имеют сходное клеточное строение с растениями; б) неподвижны, растут в течение всей жизни; в) относятся к группе гетеротрофных организмов; г) имеют сходный процесс обмена веществ.


35. По каким признакам можно узнать анафазу митоза?

а) беспорядочному расположению спирализованных хромосом в цитоплазме; б) выстраиванию хромосом в экваториальной плоскости клетки; в) расхождению дочерних хроматид к противоположным полюсам клетки; г) деспирализации хромосом и образованию ядерных оболочек вокруг двух ядер.


Часть II. Вам предлагаются тестовые задания с одним вариантом ответа из четырех возможных, но требующих предварительного множественного выбора. Максимальное количество баллов, которое можно набрать - 20 (по 2 балла за каждое тестовое задание). Индекс ответа, который вы считаете наиболее полным и правильным, укажите в матрице ответов.


        1. В составе жилки листа можно обнаружить:

          1. ситовидные трубки с клетками спутницами.

          2. сосуды.

          3. склеренхиму.

4)уголковую колленхиму.

5)паренхиму

          1. а) 1,3,4; б) 1, 2, 4, 5; в) 1, 2, 3, 5; г) 1, 2, 3, 4, 5.

        1. Яркая черно-желтая полосатая окраска является предупреждающей у:

          1. тигра.

          2. колорадского жука.

          3. суматранского барбуса.

          4. шершня.

          5. мухи журчалки.

а) 1, 3, 4; б)1, 5; в)2,3,5; г) 2, 4.


        1. На лапках у комнатной мухи находятся органы чувств:

          1. зрения.

          2. обоняния.

          3. осязания.

          4. вкуса.

5)слуха, а) 2, 4,5; б)1, 3, 4; в)3,5; г)3, 4.

        1. Органы боковой линии у рыб служат для:

          1. определения направления и скорости течения.

          2. определения химического состава воды.

          3. обнаружения приближения хищника или добычи.

          4. обнаружения подводных препятствий.

          5. ориентировки в пространстве по линиям магнитного поля.

а) 1, 4, 5; б)1, 3, 4; в)2, 4,5; г) 2, 3,4.


        1. В экологии рассматриваются пирамиды:

          1. чисел.

          2. биомассы.

          3. видового состава.

          4. энергии.

          5. трофических связей.

а) 2, 4,5; б)1, 2, 4; в)1, 4, 5; г) 1, 2, 5.

        1. Относится (-ятся) к идиоадаптациям:

          1. мимикрия.

          2. покровительственная окраска.

          3. предостерегающая окраска.

          4. половой диморфизм.

          5. паразитизм.

а) 1, 2, 3; б) 1, 3, 4; в)2,3,5; г)3,4, 5.

        1. Для анафазы митоза не характерно:

          1. образование «экваториальной пластинки».

          2. начало перемещения хромосом к полюсам.

          3. формирование веретена деления.

          4. появление ядрышек.

          5. образование «дочерних звезд»,

а) 3, 5; б)2,5; в)1, 2, 5; г)1, 3, 4.


8. Кроссинговер обычно происходит в мейозе при конъюгации у:

            1. мужчин и женщин в любой из 22 пар аутосом.

            2. женщин в паре половых хромосом.

            3. мужчин в паре половых хромосом.

            4. кур паре половых хромосом.

            5. петухов паре половых хромосом,

а) 1, 2, 4; б)1, 2, 5; в) 1, 3, 4; г) 2, 3,4, 5.

9. Вирусы, в отличие от прокариот:

1) являются одноклеточными ; 2 ) всегда паразиты; 3) не имеют клеточного строения; 4) имеют хлоропласты; 5) имеют рибосомы ; 6) имеют капсид

а) 1,3,4; б) 1,2,5; в) 2,5,6 г) 2,3,6

10. Биологическое значение мейоза заключается в:

1) поддержании постоянства числа хромосом вида; 2) обеспечении процесса роста, развития организмов; 3) увеличении изменчивости благодаря случайному расхождению хромосом в анафазе I и кроссинговеру, 4) повышении организации живых существ; 5) образовании мужских и женских половых клеток; 6) обеспечении регенерации и бесполого размножения

а) 1,3,5; б) 1,2,5; в) 1,2,3 г) 3,4,5


Часть 3. Вам предлагаются тестовые задания в виде суждений, с каждым из которых следует либо согласиться, либо отклонить. В матрице ответов укажите вариант ответа «да» или «нет». Максимальное количество баллов, которое можно набрать - 20 (по 1 баллу за каждое тестовое задание).

              1. У водных растений устьица расположены на нижней стороне листа.

              2. В хлоропластах растительных клеток на свету откладывается первичный крахмал.

              3. Стебли многолетних растений всегда могут выполнять фотосинтезирующую функцию.

              4. Колючки боярышника являются видоизмененными побегами.

              5. Бесполое размножение хламидомонады происходит при наступлении неблагоприятных условий.

              6. Нервная система медузы устроена сложнее, чем у полипов.

              7. Основная масса мышц у птиц располагается на брюшной стороне.

              8. К группе кожных желёз млекопитающих относятся потовые, сальные и молочные.

              9. При сильном похолодании некоторые птицы могут впадать в спячку.

              10. Парасимпатическая нервная система увеличивает секрецию слюны, симпатическая - останавливает.

              11. Червеобразный отросток (аппендикс) не имеет полости.

              12. В норме слюны у человека выделяется меньше, чем желудочного сока.

              13. Во время отдыха количество сахара в крови уменьшается.

              14. На больших глубинах в Мировом океане могут существовать только детритные цепи питания.

              15. Популяционные волны связаны только с колебаниями численности и не оказывают влияния на генофонд.

              16. Единственная функция клеточной мембраны - поддержание постоянной формы клетки.

              17. Цитоплазма обеспечивает взаимосвязь всех частей клетки.

              18. Пиноцитоз характерен только для животных клеток.

              19. Качественный и количественных состав органоидов клетки зависит от выполняемых ею функций.

              20. Наиболее вероятно, что эволюция покровов у беспозвоночных шла в направлении развития мерцательного эпителия в плоский эпителий.


Часть 4. Вам предлагаются тестовые задания, требующие установления соответствия. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 7,5 . Заполните матрицы ответов в соответствии с требованиями заданий. 


2.Установите соответствие между перечисленными группами

организмов (1-5) и их ролью в цепях питания (А-В).

Организмы:  Трофические уровни:

1.Сапротрофные бактерии А.Консументы.

2.Зеленые растения Б.Редуценты.

3.Травоядные животные. В. Продуценты.

4.Хищные животные.

5.Плесневые грибы.



3.Соотнесите вещество (А—Д) и биологический материал, из которого оно может быть получено (1-5).

Биологический материал:  Вещество:

А Крахмал

Б. Сахароза

В Целлюлоза

Г. Хитин

Д. Гликоген

1.Клеточная стенка грибов

2.Печень животных

3.Клеточный сок растений

4.Сердцевина стебля растений

5.Хлопковое волокно



4.Соотнесите органические вещества(А-Д) и функции, выполняемые ими в клетке и/или организме (1-5).

Вещества:

А )ДНК Б.) Белки В) АТФ Г). Липиды Д).Углеводы

Функции:

    1. Ускоряют химические реакции в клетке, являются биологическими катализаторами.

    2. Входят в состав клеточных мембран, образуя двойной слой гидрофобных молекул.

    3. Являются основным компонентом клеточной стенки клетки растений.

    4. Выполняет функцию аккумулятора энергии в клетке.

    5. Заключает в себе генетическую информацию об организме.





ОТВЕТЫ НА ОЛИМПИАДНЫЕ ЗАДАНИЯ

МАКСИМАЛЬНОЕ КОЛЛИЧЕСТВО БАЛЛОВ- 82,5 баллов

Задание 3. [20 баллов]

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

прав. "ДА"


х


х


х

х

х

х

х


х

х



неправ "нет"

х


х


х






х



х

х

16

17

18

19

20











прав. "ДА"


х


х

х











неправ "НЕТ"

х


х













Задание 4 ( 7, 5 баллов)

1. [2,5 балла]

Характеристики

1

2

3

4

5

Группы организмов

Б

В

А

А

Б

2 [мах. 2,5 балла]

Биологический мат-л

1

2

3

4

5

Вещество

Г

Д

Б

А

В

3. [2,5 балла]

Функции

1

2

3

4

5

Вещество

Б

Г

Д

В

А






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!