Олимпиада по русскому языку
Школьный этап
6 класс
№ задания | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | Сумма |
Макс. балл | 4 | 4 | 8 | 5 | 5 | 8 | 6 | 4 | 10 | 54 |
Балл | | | | | | | | | | |
Подпись проверяющего | | | | | | | | | | |
-
Укажите количество разных сонорных звуков в данной скороговорке. Перечислите эти звуки.
Варвара варенье варила,
Валеру вареньем кормила.
-
Выпишите слова, в которых ударение падает на первый слог.
Каталог, торты, красивее, шарфы, сироты, сливовый, доверху, квартал.
-
Замените устаревшие слова словами современного русского языка.
Перст, ратай, сей, стезя, трапеза, уста, уповать, чадо.
-
В отрывке стихотворения Ю.Мориц найдите слова, в которых есть
суффикс -к-.
Вышел Котик
На тропинку,
На прогулку,
На разминку,
Облизнул
Усатый ротик,
Выгнул
Бархатную спинку.
А навстречу
Вышел пёсик
Прогуляться
На минутку,
В то и в это
Сунуть носик-
В будку,
В утку,
В незабудку.
-
Напишите полные имена детей: Слава, Гена, Гриша, Дуня, Сева.
-
Есть много интересных игр с буквами. Одна из них – анаграмма, когда, переставляя буквы одного слова, образуют другое слово. (Например, кукла - кулак) Составьте слова-анаграммы из предложенных слов, определите род полученных существительных.
Бирюк, адрес, умница, коршун.
-
В каждой группе фразеологизмов найдите «лишний». Объясните, почему он «лишний».
А) Хоть пруд пруди, кот наплакал, тьма-тьмущая, яблоку негде упасть.
Б) Во все лопатки, сломя голову, черепашьим шагом, в мгновение ока.
В) Попасть впросак, попасть на седьмое небо, попасть в переделку, попасть в переплёт.
-
Укажите номера предложений, в которых есть дополнения. Объясните графически свой выбор.
-
Я лопухи любила и крапиву, но больше всех – серебряную иву.
-
В нашем городе есть музей.
-
Кто не видел, не любовался старыми дубами?
-
Из-за бурана поезд задержался на полустанке и пришёл на станцию с опозданием.
-
Прочитайте шутку древнегреческого баснописца Эзопа.
Древнегреческий баснописец Эзоп был рабом философа Ксанфа. Однажды Ксанф устроил угощение ученикам, послал Эзопа на рынок и велел ему: «Купи нам всего лучшего, что есть на свете!» Пришли гости – Эзоп подаёт одни только языки: жареные, варёные, солёные.
– Что это значит?
– А разве язык не самое лучшее на свете? … Ничего нет лучше языка!
– Так на завтра купи нам всего худшего, что есть на свете.
На следующий день Эзоп опять подаёт одни только языки.
– Что это значит?
– А разве язык не самое худшее на свете? … Ничего нет хуже языка!
В обеих репликах Эзопа пропущены аргументы, которые он приводил для доказательства своих мыслей. Какие аргументы, по вашему мнению, приводил Эзоп?
Ответы
Олимпиада по русскому языку 6 класс
Школьный этап
-
В скороговорке восемь сонорных звуков: [р], [р’], [н’], [й’], [л] [л’] [м] [м’]. (4 балла)
-
Торты, шарфы, сливовый, доверху (4 балла)
-
Перст – палец; ратай – пахарь; сей – этот; стезя – дорога (путь); трапеза – приём пищи, еда;); уста – губы, уповать – надеяться; чадо – ребёнок (дитя)
(8 баллов)
-
Суффикс –к- есть в словах: (на) прогулку, (на) разминку, спинку, (на) минутку, (в) незабудку. (5 баллов)
-
Вячеслав, Геннадий, Григорий, Евдокия, Всеволод. (5 баллов)
-
Бирюк - брюки (употребляется только в форме мн.ч, не имеет категории рода)- 2 балла
Адрес- среда (ж.р.) (2 балла)
Умница- цунами (ср.р.) (2 балла)
Коршун- шнурок (м.р.) (2 балла)
-
1) Кот наплакал
2) Черепашьим шагом
3) Попасть на седьмое небо. (6 баллов: 1 балл за каждый правильно выписанный фразеологизм + 1 балл за правильное объяснение)
8. 2 и 4 предложения (4 балла)
9. В оригинале: «языком люди договариваются, устанавливают законы, рассуждают о мудрых вещах», «языком люди обманывают друг друга, начинают споры, раздоры, войну» (дети дают объяснение, близкое к рассуждениям Эзопа.) (10 баллов)