СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Олимпиадные задания «Россия в годы гражданской войны 1918-1922 гг.»

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка, посвященная 100-летию начала Гражданской войны 1918-1922 гг. в России.

Просмотр содержимого документа
«Олимпиадные задания «Россия в годы гражданской войны 1918-1922 гг.»»



Методическая разработка, посвященная 100-летию начала Гражданской войны 1918-1922 гг. в России.



Номинация: «Материалы для внеурочной деятельности».

Олимпиадные задания для учащихся 9 класса «Россия в годы гражданской войны 1918-1922 гг.»





Составитель: Хайруллина Елена Анатольевна, учитель истории и обществознания МБОУ "Средняя общеобразовательная школа №6 г. Лениногорска" МО "Лениногорский муниципальный район" РТ























Олимпиадные задания по теме «Россия в годы гражданской войны 1918-1922 гг.»

Блок I. Задания на выбор ответа (по 1 б. за каждый верный ответ) 1. Основные элементы политики «военного коммунизма»: а) национализация крупной промышленности б) бесплатность коммунальных услуг в) стимулирование частной торговли г) отмена трудовой повинности 2. В июне 1918 года из Советов были исключены: а) меньшевики и правые эсеры б) левые эсеры в ) октябристы г) кадеты 3. Лозунг «Союз с деревенским середняком при опоре на бедноту» был выдвинут на: а) VII съезде РКП (б) б) VIII съезде РКП (б) в) IX съезде РКП (б) г) X съезде РКП (б) 4. Социальной опорой Белого движения были: а) землевладельцы, банкиры, пролетариат б) землевладельцы, банкиры, часть офицерства в) банкиры, часть офицерства, крестьянство г) банкиры, часть офицерства, рабочий класс 5. Волнения рабочих в Москве и Петрограде в феврале 1921 года шли под лозунгами: а) «Вся власть Советам, а не партиям!» б) «Вся власть Советам и коммунистам!» в) «Вся власть большевикам!» г) «Вся власть меньшевикам и эсерам!» 6. Подавлением восстаний в Кронштадте и на Тамбовщине руководил: а) Фрунзе М. В. б) Блюхер В.Г. в) Буденный В.С. г) Тухачевский М.Н. 7. Решающим для исхода гражданской войны стал: а) 1918 г. б) 1919 г. в) 1920 г. г) 1921 г. 8. Рижский мирный договор 1921 г. определял: а) условия территориального и хозяйственного размежевания Польши, советской России, Украины и Белоруссии
б) условия территориального и хозяйственного размежевания Германии, советской России, Украины и Белоруссии в) условия территориального и хозяйственного размежевания Латвии, советской России, Украины и Белоруссии г) условия территориального и хозяйственного размежевания Польши, советской России, Эстонии, Латвии, Литвы. 9. Институт военных комиссаров в Красной Армии был введен: а) для планирования военных операций
б) для политической воспитательной работа среди личного состава в) для обеспечения армии продовольствием г) для борьбы с дезертирами 10. РСДРП (б) была переименована в РКП (б): а) в марте 1918 б) в мае 1918 в) ноябре 1918 г) ноябре 1917

Блок II. Верное ли утверждение да или нет: (по 1 б. за верный ответ) 1. В марте 1918 года Советское правительство переехало в Москву. 2. Политическое руководство Белым движением осуществляла партия кадетов. 3. К концу лета 1918 года советская власть была ликвидирована на 75% своей первоначальной территории. 4. Войска Колчака в марте-апреле 1919 г. наступали на Южном фонте, заняв Уфу, Ижевск и угрожая Казани. 5. Реввоенсовет – это орган высшей военной власти республики. 6. В соответствии с Конституцией РФ 1918 г. выборы депутатов были тайными, равными, всеобщими и прямыми.

Блок III. По какому принципу образованы ряды? Дайте краткий ответ. (2 б. за ряд) 1. Буденный С.М., Чапаев В.И. , Миронов Ф.К., Фрунзе М.В. 2. Антонов А.С., Махно Н.И., Щетинкин П.Е. 3. Всеобщая трудовая повинность, натурализация заработной платы, обязательное членство в профсоюзах, запрещение частной торговли. 4. Забайкалье, Приморье, Камчатка, Северный Сахалин. 5. «Керенки», «пятаковки», «думки», «моржовки».
Блок IV. Расшифруйте следующие аббревиатуры: (по 2 б. за каждый верный ответ 1. Продотряд 2. Комбед 3. ВЦИК 4. РКСМ 5. СТО 7 . Комуч 8. Чусоснабарм

Блок V. Из приведенных слов и словосочетаний, составьте определения исторических понятий. Назовите эти понятия. Слова и словосочетания не могут использоваться дважды. Вы можете добавлять предлоги, изменять слова по падежам и т.п.: (по 3 б. за каждый верный ответ) 1. Посев, государство, сдавать, система, питание, продуктов, должны, которой, установленным, заготовок, излишки, им, ценам, оставляя, все, сельскохозяйственные, крестьяне себя, лишь, были.

2. Захвата, государства, нескольких, внутренние, цель, господства, одного, дела, революции, вмешательство, или, другого, подавления, территории, установления, насильственное, государств.

Блок VI. Установите соответствие позиций, представленных в нескольких перечнях: (по 1 б. за каждое правильное соответствие)

1.Соотнесите даты и события:

Дата

Событие

1. март 1918

А. Государственный переворот в Омске. Переход все полноты власти к адмиралу Колчаку А.В

2. май 1918

Б. Высадка японского десанта во Владивостоке

3. июль 1918

В. Освобождение Казани и Симбирска

4. ноябрь 1918

Г. .Высадка английских войск в Мурманске

5. апрель 1920

Д. Создание Туркестанского фронта

6. ноябрь 1920

Е. Взятие Крыма войсками Красной Армии

7. август 1919

Ж. Создание Дальневосточной республики

8. сентябрь 1918

З. Восстание левых эсеров в Москве

9. апрель 1918

И. Начало восстания Чехословацкого корпуса





2. Соотнесите портреты руководителей белого движения с их именами, определите район выступления.

________ _______ ______ _____



Руководители Белого движения

Районы выступления

1. Деникин А.И.

А. Северо-Запад

2 .Краснов П.Н.

Б. Забайкалье

3. Семенов Г.М.

В. Кубань

4. Юденич Н.Н.

Г. Дон



3. Соотнесите портреты руководителей с их именами, определите орган государственной власти и управления, который они возглавляли.

________ _______ _______ _______ ________



Руководители

Органы государственной власти и управления

1.Л.Д.Троцкий

А. Всероссийская чрезвычайная комиссия по борьбе с контрреволюцией и саботажем

2.Ф.Э.Дзержинский

Б. Совет рабочей и крестьянской обороны

3.Я.М. Свердлов

В. Главнокомандующий вооруженными силами Красной Армии

4.В.И. Ленин

Г. Реввоенсовет республики

5.С.С. Каменев

Д. ВЦИК



Блок VII. Ответьте на вопросы (по 2 б. за каждый правильный ответ)

1. Чем занималась в годы гражданской войны в России организация под названием ЧЕКВОЛАП? 2. Кто такие трудармейцы? 3. Как называли людей, занимавшихся мелкой торговлей продовольствием в годы гражданской войны в России? 4. Что такое антоновщина?

Блок VIII. Кому принадлежат данные высказывания? (по 3 б. за каждый правильный ответ)

1.«Общество и пресса не понимают правильно задачи и характер нашей комиссии. Они понимают борьбу с контрреволюцией в смысле нормальной государственной политики и поэтому кричат о гарантиях, судах, следствиях и т.д. Мы не имеем ничего общего с военно-революционными трибуналами, мы представляем организованный террор. Это нужно сказать открыто».

2. «Легенда облекает личность Махно – отважного и очень популярного разбойника и талантливого партизана – в одежды «идейного анархиста». Но русский анархизм, давший всемирно известных теоретиков Кропоткина и Бакунина в практической деятельности партии на всем протяжении русской смуты представляет один сплошной трагический фарс. С повстанчеством вели борьбу все три режима – петлюровский, советский и добровольческий. Даже факты добровольного перехода к ним некоторых повстанческих банд явились только тяжелой обузой, дискредитируя власть и армию».

3. «Белое движение не завершилось победой потому, что не сложилась белая диктатура, а помешали ей сложится центробежные силы, вздутые революцией… Вот где внутренняя причина неудачи белого движения… Против красной диктатуры нужна была белая «концентрация власти».

4. «Есть две гражданские войны, или, вернее, два полюса гражданской войны. Та гражданская война, которую ведут помещики, старые чиновники, старые генералы, банкиры, капиталисты против трудящихся масс, - это бесчестная гражданская война… которую вы, рабочие, поднявшиеся, расправившие свои спины, начинаете вести против угнетателей, против насильников, - это священная гражданская война».

5. «Внутренняя Россия с ее промышленными и культурно-политическими центрами Москва и Петроград, - с однородным в национальном отношении населением, по преимуществу русским, - превратилась в базу революции. Окраины же России, главным образом южная и восточная окраины, без военных промышленных и культурно-политических центров, с населением в высокой степени разнообразным в национальном отношении… - превратились в базу контрреволюции…».

Блок IХ. Напишите эссе (до 15 б.)

«В гражданской войне нет правых и виноватых, нет справедливых и несправедливых, нет ангелов и бесов. Как нет победителей. В ней есть только побежденные – мы все, весь народ, вся Россия…» Б. Васильев



Ответы на олимпиадные задания «Россия в годы гражданской войны 1918-1922 гг.»

Блок I. Выберите правильный ответ. 1б; 2а; 3б; 4б; 5а; 6г; 7б; 8а; 9б; 10а;

Блок II. Да или нет. 1да 2 да 3 да 4 нет 5 да 6 нет

Блок III. По какому принципу образованы ряды? Дайте краткий ответ. 1. Полководцы и командиры Красной Армии 2. Лидеры крестьянского движения, «третей силы в гражданской войне 3. Политика «военного коммунизма» 4. Территории,вошедшие в состав Дальневосточной республики, созданной в апреле 1920г 5. Денежные знаки, имевшие хождение во время гражданской войны

Блок IV. Расшифруйте следующие аббревиатуры 1. Продотряд - продовольственный отряд 2. Комбед - комитет бедноты 3. ВЦИК - Всероссийский центральный исполнительный комитет 4. РКСМ - Российский Коммунистический Союз Молодежи 5. Совнарком - Совет народных комиссаров 6. СТО – Совет труда и Обороны 7. Комуч - комитет членов Учредительного собрания. 8. Чусоснабарм - чрезвычайный уполномоченный Совета Рабочей и Крестьянской Обороны по снабжению Красной Армии и Флота – должность, учреждённая декретом ВЦИК 9 июля 1919 г. Председатель: А.И. Рыков.

Блок V. Из приведенных слов и словосочетаний, составьте определения исторических понятий. Назовите эти понятия. Слова и словосочетания не могут использоваться дважды. Вы можете добавлять предлоги, изменять слова по падежам и т.п.:

1.Продразверстка – система заготовок сельскохозяйственных продуктов, по которой крестьяне должны были все излишки сдавать государству по установленным им ценам, оставляя себя лишь на питание и посев.

2. Интервенция – насильственное вмешательство одного или нескольких государств во внутренние дела другого государства с целью подавления революции, захвата территории, установления господства.

Блок VI. Установите соответствие позиций, представленных в нескольких перечнях:

1.Соотнесите даты и события: 1г 2и 3з 4а 5ж 6е 7д 8в 9 б

2. Соотнесите портреты руководителей белого движения с их именами, определите район выступления. Семенов:3Б Деникин: 1В Юденич:4А Краснов: 2Г

3. Соотнесите портреты руководителей с их именами, определите орган государственной власти и управления, который они возглавляли. Свердлов: 3Д Ленин: 4Б Дзержинский:2А Каменев: 5В Троцкий: 1Г

Блок VII. Ответьте на вопросы 1. Чрезвычайная комиссия по снабжению армии валяной обувью и лаптями. 2. Трудовая армия — формирование (объединение, армия) в Советской Республике которые создавались в 1920 — 1921 году на базе штабов частей, соединений и запасных частей РККА, для помощи народному хозяйству.

3. Мешочники 4. Массовое крестьянское восстание в Тамбовской губернии в 1920–1921, получившее свое название по фамилии своего руководителя.

Блок VIII. Кому принадлежат данные высказывания? 1. Ф,Э. Дзержинский 2. А.И. Деникин 3. П.Н. Врангель. 4. Л.Д. Троцкий 5. И.В. Сталин

Блок IХ. Напишите эссе (до 15 б.)

«В гражданской войне нет правых и виноватых, нет справедливых и несправедливых, нет ангелов и бесов. Как нет победителей. В ней есть только побежденные – мы все, весь народ, вся Россия…» Б. Васильев

Критерий оценивания.1. Творческий характер восприятия темы, ее осмысления. 2. Грамотность использования исторических фактов и терминов. 3. Четкость и доказательность основных положений работы. 4. Знание различных точек зрения по избранному вопросу. 5. Грамотность, логичность изложения.









Использованная литература

Измозик В.С. История России: 9 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/ В.С. Измозик, О.Н. Журавлева, С.Н. Рудник; под общ. ред. чл.-корр. РАН Р.Ш. Ганелина.- М.: Вентана-Граф, 2012.-352 с.

История России ХХ- начала ХХ века/ А.С. Барсенков, А.И. Вдовин, С.В. Воронкова; под ред. Л.В. Милова. – М.: Эксмо, 2006. – 960 с.

Пятецкий Л.М. История России ХХ век. Для старшеклассников и абитуриентов- М.: Московский лицей. 1999.- 360 с.

4



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!