СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Олимпиадный материал по биологии

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Олимпиадные задания по биологии 8-11 класс.  Предназначены для проведения школьной олимпиады по биологии

Просмотр содержимого документа
«Олимпиадный материал по биологии»

ОЛИМПИАДНЫЙ МАТЕРИАЛ ПО БИОЛОГИИ

(для 8-11 классов)



Олимпиадные задания по биологии 8 класс

І тур

Тестирование

  1. Центральная нервная система образована:

    1. Головным и спинным мозгом;

    2. Головным мозгом и черепно-мозговыми нервами;

    3. Спинным мозгом и спинно-мозговыми нервами;

    4. Нервами, нервными сплетениями и узлами.

  2. Серое вещество мозга образовано:

    1. Длинными отростками нейронов;

    2. Короткими отростками нейронов;

    3. Телами и короткими отростками;

    4. Всеми перечисленными образованиями.

  3. Нарушение дыхания связано с функцией:

    1. Мозжечка; b) Больших полушарий;

c) Моста; d) Продолговатого мозга.

  1. Гормоны – это:

    1. Белки, катализирующие химические реакции;

    2. Биологически активные вещества, поступающие с пищей;

    3. Соединения белков и витаминов;

    4. Биологически активные вещества, вырабатываемые организмом.

  2. Основное отличие одного органа от другого заключается в:

    1. Строении и функциях;

    2. Видах тканей, из которых они состоят;

    3. Происхождении;

    4. Способности к развитию.



ІІ тур

Задание №1

Распределите представителей грибов по их группам:

Представители

Шляпочные грибы

Грибы-паразиты

Плесневые грибы

Почкующиеся грибы




























Задание №2

Установите между отдельными животными и типами симметрии.

  1. Паук крестовик

  2. Летучая мышь

  3. Медуза-крестовичок

  4. Красный коралл А) лучевая

  5. Прудовая лягушка Б) двусторонняя

  6. Голубая акула

  7. Пресноводная гидра

1

2

3

4

5

6

7










Задание №3

Распределите названные органы или структуры по системам органов.

Системы

Структуры

  1. Опорно-двигательная

  1. Головной мозг

  1. Нервная

  1. Капилляры

  1. Пищеварительная

  1. Гипофиз

  1. Эндокринная

  1. Печень

  1. Дыхательная

  1. Гортань

  1. Выделительная

  1. Волосы

  1. Кровеносная

  1. Лопатка

  1. Покровная

  1. Ногти

  1. Половая

  1. Почки


  1. Матка


  1. Поджелудочная железа


  1. Слизистая оболочка желудка


  1. бронхи





Олимпиадные задания по биологии 9 класс

Тестирование

  1. Растения, как правило, запасают вещества, богатые энергией, в форме:

а) гликогена; b) глюкозы;

c) крахмала; d) жира.

  1. В желудочках сердца крокодила кровь по составу:

а) венозная;

b) артериальная;

c) в правом желудочке венозная, в левом - артериальная;

d) частично смешанная.

  1. Крылья у насекомых находятся на спинной стороне:

а) груди и брюшка; b) груди;

c) головогруди; d) головогруди и брюшка.

  1. Баклажан относится к семейству:

а) бобовых; b) розоцветных;

c) пасленовых; d) крестоцветных.

  1. В желудке начинают расщепляться:

а) углеводы; b) белки и углеводы;

c) жиры и белки; d) белки, жиры и углеводы.

  1. Сердце насекомых:

а) в виде трубки; b) однокамерное;

c) двухкамерное; d) четырехкамерное.

  1. Выберите неверное суждение:

а) кошачьи – семейство отряда хищных;

b) ежи – семейство отряда насекомоядных;

c) заяц – род отряда грызунов;

d) тигр – вид рода пантер.

  1. У растений семейства пасленовых плоды:

а) коробочка или стручок; b) стручок или ягода;

c) ягода или коробочка; d) коробочка или боб.

  1. Расщепление белков в желудке происходит под влиянием фермента:

а) пепсиногена; b) трипсина;

c) пепсина; d) липазы.

  1. Кислород поглощается организмом для:

а) его охлаждения; b) выделения двуокиси углерода;

c) синтеза АТФ; d) повышения температуры.

  1. Малый круг кровообращения начинается в:

а) левом предсердии; b) левом желудочке;

c) правом желудочке; d) аорте.



  1. Сколько классов иммуноглобулинов вырабатывается у человека?

а) 3; b) 5; c) 8; d) 11.

  1. Кукушкин лен по продолжительности жизни является:

а) однолетним растением;

b) двулетним растением;

c) для него характерен трехлетний цикл развития;

d) многолетним растением.

  1. В какой зоне корня происходит митотическое деление клеток:

а) зона всасывания; b) зона проведения;

c) зона деления; d) зона растяжения.

  1. Где находится центральный отдел кожного анализатора:

а) в затылочной доле; b) в лобной доле;

c) в теменной доле; d) в теменной и затылочной доле.

  1. Выделительная система у рыб на связана с органами размножения:

а) у всех видов рыб; b) только у костистых рыб ;

c) только у хрящевых рыб; d) только у кистеперых рыб.

  1. Для насекомых характерно наличие усиков в числе:

а) одной пары; b) двух пар;

c) трех пар; d) двух и трех пар.

  1. Созревание плодов стимулируется:

а) ауксином; b) гиббереллином;

c) этиленом; d) цитокинином.

  1. К плоским червям, развитие которых происходит без стадии личинки, относятся?

а) планарии; b) бычий цепень;

c) эхинококк; d) печеночный сосальщик.

  1. Какой признак является главным в характеристике класса плоские черви?

а) наличие эктодермы; b) наличие эндодермы;

c) наличие целома; d) наличие мезодермы в виде паренхимы.

























Олимпиадные задания по биологии 10 класс

Тестирование

  1. Какие из нижеперечисленных органелл являются общими и для животных и для растений?

    1. пластиды, митохондрии; b) вакуоли, лейкопласты;

c) митохондрии; d) аппарат Гольджи, хлоропласты.

  1. Какое из нижеперечисленных растений двудомное?

    1. яблоня; b) кукуруза;

c) огурец; d) вишня; e) конопля.

  1. Для семейства злаковые характерны следующие типы плода:

    1. семянка; b) зерновка;

c) коробочка; d) ягода.

  1. Какой способ размножения присущ лишайнику как единому организму?

    1. половой; b) портеногенез; c) половой, вегетативный;

d) бесполый; e) бесполый, половой.

  1. К какой группе грибов относится пеницилл?

а) съедобные; b) ядовитые;

c) плесени; d) паразиты.

  1. Какие части тела характерны для насекомых?

    1. голова, грудь, головогрудь, брюшко, хвост, конечности, крылья;

    2. голова, грудь, брюшко, конечности, крылья;

    3. голова, головогрудь, брюшко, хвост, конечности, крылья;

    4. голова, головогрудь, брюшко, конечности, крылья.

  2. Каково строение сердца у насекомых?

    1. трубка; b) двухкамерное;

c) многокамерное; d) однокамерное.

  1. Какие стадии развития существуют у насекомых с неполным превращением?

    1. яйца, личинка, куколка, взрослая особь;

    2. яйца, взрослая особь;

    3. яйца, куколка, взрослая особь;

    4. яйца, личинка, взрослая особь.

  2. Парнокопытные имеют на ногах:

    1. по четыре пальца;

b) по два пальца;

c) одни виды по два, другие по четыре;

d) одни виды по три, другие по четыре.

  1. Какие органы выделения характерны для речного рака?

    1. сократительная вакуоль; b) мальпигиевые сосуды;

c) нет органов выделения; d) почка; е) зеленая железа.



  1. Процесс пищеварения у гидры является:

    1. полостным; b) пищеварительная вакуоль; c) внекишечным;

d) с участием симбиотических организмов; е) всасывается покровами тела.

  1. Какая кровь проходит через сердце рыбы?

    1. смешанная; b) венозная; c) артериальная; d) венозная и артериальная.

  2. Киль на груди развит у:

    1. всех птиц; b) огромного большинства птиц;

c) только у части хороших летунов; d) части нелетающих птиц.

  1. Что образуется из мезодермы у круглых червей?

    1. паренхима; b) продольные мышцы;

c) кожа; d) кольцевые мышцы.

  1. Что из нижеперечисленного характерно для насекомых, имеющих незамкнутую кровеносную систему?

    1. капилляры; b) аорта; c) эритроциты;

d) капилляры и эритроциты; е) аорта и эритроциты.

  1. Какие клеточные элементы крови у млекопитающих не имеют в зрелом возрасте ядро?

    1. эритроциты; b) тромбоциты;

c) лимфоциты; d) лейкоциты.

  1. Недостаток ростового гормона вызывает:

    1. карликовость; b) бронзовую болезнь;

c) акромегалию; d) гигантизм.

  1. Малый круг кровообращения начинается в:

    1. левом предсердии; b) левом желудочке;

c) правом желудочке; d) аорте.

  1. Недостаток витамина С вызывает заболевание:

    1. цинга; b) куриная слепота;

c) бери-бери; d) рахит.

  1. Улитка входит в состав уха:

    1. наружного; b) среднего;

c) внутреннего; d) внутреннего и среднего.





















Олимпиадные задания по биологии 11 класс



Задание №1

Если к свежему препарату кожицы лука добавить немного соленой воды или спирта, то клетки несколько сморщатся. Почему?



Задание №2

Если на фильтрованную бумагу капнуть вытяжку хлорофилла, то можно на бумаге заметить желтые круги. Объясните данное явление.



Задание №3

В морском заливе на площади 30 га собираются разводить двустворчатых моллюсков – мидий. Какой урожай можно получить, если мидии скапливаются массой до 20 кг на 1м2. Обоснуйте экономическое и экологическое значение разведения мидий в заливе.



Задание №4

  1. Толерантность – это способность организмов:

  2. Выдержать изменения условий среды;

  3. Приспосабливаться к новым условиям;

  4. Образовывать локальные формы;

  5. Приспосабливаться к строго определенным условиям.



Задание №5

За сутки одна божья коровка уничтожает 100 тлей, ее самка за летний период откладывает 1000 яиц, а каждая личинка до окукливания (40 суток) уничтожает до 1000 тлей или 3000 их личинок. Рассчитайте, сколько тлей уничтожает пара жуков и их поколение за летний период 90 дней. Сделайте вывод из этих данных.



Задание №6

У больного врач подозревает аппендицит. Больному срочно делают анализ крови. Почему врач решил оперировать больного?



Задание №7

Схематически изобразите дугу безусловного пищеварительного рефлекса.













Задание №8

Выберите правильные суждения:

  1. Движение крови по сосудам обеспечивает работа сердца;

  2. Движение крови по сосудам обеспечивают дыхательные движения;

  3. Движение крови по сосудам обеспечивает разница давления в сосудах;

  4. Движение крови по сосудам обеспечивает присасывающее действие грудной клетки;

  5. Сокращение скелетной мускулатуры;

Выберите правильные варианты:

  1. а, б;

  2. в, г, д;

  3. а, б, в;

  4. б, г, д;

  5. а, б, г, д.



Задание №9

Закономерности движения крови по сосудам открыл в 1628 году:

а) Биша; б) Везалий; в) Гарвей; г) Эрисман.



Задание №10

Иногда ребята едят щавель с сырых лугов, дикий лук или просто жуют травинки. Объясните, почему этого нельзя делать?



Задание №11

Что означает данное уравнение реакции?



АДФ, фосфат АТФ



6СО2+6Н2О

С6Н12О6+6О2



АДФ, фосфат АТФ






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!