СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Олимпиадные задания по литературе.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данные задания можно использовать на уроке или при подготовке к олимпиадам. Так же эффективно провести на конце учебного года.

Просмотр содержимого документа
«Олимпиадные задания по литературе.»

Задания олимпиады по литературе для 9 класса.

  1. История литературы.

  1. Что вы знаете о теории трёх “штилей”?

(“Штиль” – имеено так во времена Ломоносова произносили слово “стиль”. Разделение жанров на три стиля – высокий средний и низкий было известно с античных времен. Но именно классицизм установил и закрепил строгую иерархию жанров. Первым в России жанровую систему европейского классицизма начал переносить Кантимер. Он писал “высокие” оды, “средние” сатиры, песни и стихотворные писҗма, “низкие” басни).

2)Традиция жанра «записок охотника» в русской литературе XIX века.

(Увлечение охотой в России имеет свои древние традиции, свое историческое прошлое. С ней связаны наши легенды, сказки, былины, сказания. Таким образом, тема охоты восходит ещё к мифологии и фольклору. В произведениях русских писателей XIX века охота также занимала определенное место.

Обращение русских писателей к жанру охотничьего рассказа в 40-50 годы XIX века было обусловлено важным периодом развития в естествознании. Им посвящали специальные работы Герцен, Чернышевский, Писарев. Их философские учения были связаны с их желанием разобраться в сущности и закономерностях явлений природы. Так формировался охотничьи жанр. Интересным явлением в русской литературе в становлении данного жанра были произведения С.Т.Аксакова «Записки ружейного охотника Оренбургской губернии» и И.С.Тургенева «Записки охотника». Рассказы Тургенева – это не вымысел, они рождались от непосредственного контакта художника с природой и людьми. Сцены охоты раскрывают внутреннее психологическое состояние героя, служат выявлению авторской мысли.

Неоценимый вклад в развитии темы внес Л.Н.Толстой. В «Детстве» сцена охоты является определенным этапом в духовном становлении личности. Охота – средство изображения психологического состояния героя – Николеньки Иртеньева. Через личные переживания мальчик познаёт мир. В «Казаках» Толстой неоднократно подчёркивает эстетическое воздействие природы на человека. Изображение природы сливается с духовными исканиями Оленина. Именно во время охоты в нем происходит духовный переворот).

  1. Как отечественные писатели и поэты представили в своих литературных произведениях умственный мир русского человека?

(Известно, что русский ум ярок и самобытен. Читая сочинения русских классиков, мы обозреваем целую «галерею» умов литературных героев. Так, например, в пушкинском романе в стихах «Евгений Онегин» слово «ум» с различными оттенками и в различных обстоятельствах употребляется более тридцати раз. Такой приём помогает автору в решении определённых художественных задач. Одной из них является использование категории ума для исследования и показа нравственной сути людей, их характеров, привычек, воспитания. В поэме Н.В.Гоголя «Мёртвые души» автор следующими словами характеризует главного героя: «Особенных способностей какой-нибудь науке в нём не оказалось; но зато оказался в нём большой ум с другой стороны, со стороны практической». Ум Чичикова – это ум ловкого пройдохи, искусного лицемера, хитрого и оборотистого дельца. Пример, показывающую неразрывную связь ума с нравственными качествами человека и его поведения мы находим также в повести А.С.Пушкина «Метель». Гусарский полковник Бурмин имел именно тот ум, который нравится женщинам: ум приличия и наблюдения. Чрезвычайно низким уровнем умственного развития отличаются персонажи М.Е.Салтыкова-Щедрина в «Истории одного города». В комедии Грибоедова «Горе от ума» перед читателем предстаёт впечатляющий своим разнообразием ряд умов: ум жителей фамусовской Москвы, находящихся в плену тяжких пороков и низменных страстей; ум Софьи – сердечной, незаурядной девушки; просвещенный ум Чацкого – носителя романтического мироощущения, оказавшийся бессильным перед нравственно развращённой частью господствующего сословия. В комедии явно просматривается ум и самого автора, сумевшего психологической глубиной изобразить добродетели и пороки людей своего времени. Читая и перечитывая отечественную классику, вновь и вновь соприкасаешься живым и бойким русским умом).

4)Кто написал оперу «Демон»?

(А. Рубинштейн)

5) Какая картина и какого художника напоминает нам героев повести «Тарас Бульба»?

(Картина И. Е. Репина «Запорожцы»).

6) Какой русский ученый, поэт 18 века писал о себе: «Физика – мои упражнения; стихотворство – моя утеха»?

(М. В. Ломоносов).

7) Определите писателя по биографическим фактам.

А)

Его обучил грамоте дьячок С.Н. Сабельников. В доме Христофора Дудина он впервые в своей жизни увидел недуховные книги. По замечанию В. Белинского, «он, подобно северному сиянию, блеснул в литературе. Ослепительно и прекрасно было это явление!»

Б)

Получил хорошее образование, служил в гвардейском полку, сотрудничал в литературных журналах, сам был редактором. В одном из журналов опубликовал два первых своих произведения, которые принесли литературную славу,  увлекался идеями масон. Много путешествовал, бывал в Кенигсберге и беседовал с И. Кантом, разделял его взгляды.

В)

Был солдатом, а потом и офицером Преображенского полка, участвовал в подавлении восстания Е. Пугачева,  был губернатором г. Тамбова, позже сенатором, был министром юстиции и членом Государственного совета, в последние годы жил в имении Званка. Стал известен в литературе, когда ему уже было 40 лет. Явился создателем «забавного русского слога».

Ответы: А) М. Ломоносов; Б) Н. Карамзин; В) Г. Державин

8) Прокомментируйте (разъясните) встречающиеся в этом фрагменте мифологические понятия (имена, названия объектов и т.п.).

Взлети превыше молний, муза,

Как Пиндар быстрый твой орел;

Гремящих арф ищи союза

И вверьх пари скорее стрел;

Сладчайший нектар лей с Назоном;

Превысь Парнас высоким тоном;

С Гомером как река шуми,

И как Орфей с собой веди

В торжествен лик древа и воды

И всех зверей пустынных роды.

(М. В. Ломоносов. Ода на прибытие Елисаветы Петровны в Санкт – Петербург, 1742 г.)

 (Ответ: Парнас – гора, обиталище муз. Музы — мифологически покровительницы искусств. Орфей – бог, который славился как певец и музыкант.

Пиндар, Назон, Гомер мифологическими персонажами не являются).

9) Назовите известные Вам литературные журналы 1-й половины 19 века. (Желательно назвать не менее 3 журналов. Например, «Библиотека для чтения», «Вестник Европы», «Телескоп», «Современник», «Московский наблюдатель»).

10) Вспомните известные Вам кинофильмы, снятые по произведениям А. С. Пушкина.

(.Желательно назвать не менее 5 кинофильмов. Например, «Пиковая дама», «Капитанская дочка», «Выстрел», «Метель», «Станционный смотритель» и т.д.)

11) «Мебели, довольно хорошие, были покрыты пылью», - так сказано в «Невском проспекте» Н.В.Гоголя. Что такое мебели? (сейчас мебель – понятие собирательное, а в прошлом это слово означало «отдельный предмет обстановки».)

12) Вот как Татьяна Ларина запечатывает письмо Онегину: «Письмо дрожит в её руке; Облатка розовая сохнет на воспалённом языке». Что такое облатка? (Конверты запечатывали сургучом, к которому прикладывали специальную именную печатку с инициалами или гербом, или заклеивали облатками – бумажными кружочками, смазанными клеем.)

13) «Пока недремлющий брегет

Не позвонит ему обед…» читаем в «Евгений Онегине». Что такое брегет? (Карманные часы большой точности называли по выпускавшей их французской фирме «Брегет». Они напоминали о времени боем.)


  1. Вопросы на знание текста.

1)Откуда вылетело крылатое выражение?

1. Дистанция огромного размера (А.С.Грибоедов «Горе от ума»)

2 Легкость в мыслях необыкновенная (Н.В.Гоголь «Ревизор»)

3. Мы всё глядим в Наполеоны (А.С.Пушкин «Евгений Онегин»)

4. А люди мы великие.

В работе и в гульбе. (Н.А.Некрасов «Кому на Руси жить хорошо»)

5. И какой же русский не любит быстрой езды! (Н.В.Гоголь «Мертвые души»)

6. Ты жива ещё, моя старушка? (С.А.Есенин «Письмо матери»)

7. И вечный бой! Покой нам только сниться… (А.А.Блок «На поле Куликовом»)

8. Умом Россию не понять … (Ф.И.Тютчев «Умом Россию не понять»)

9. Жил – дрожал, и умирал – дрожал. (М.Е.Салтыков-Щедрин «Премудрый пескарь»)

10. И крестьянки любить умеют. (Н.М.Карамзин «Бедная Лиза»).

11 На деревню дедушке. (А.П.Чехов «Ваньке»).

12. Чины людьми даются, а люди могут обмануться. (А.С.Грибоедов «Горе от ума»)

13. Ври, да знай же меру. (А.С.Грибоедов «Горе от ума»).

14. Поэтом можешь ты не быть,

Но гражданином быть обязан. (Н.А.Некрасов «Поэт и гражданин»).

15. Блажен, кто верует, тепло ему на свете! (А.С.Грибоедов «Горе от ума»).


2). Кто кому пишет?

«Государь мой премилостивый, я до тех пор не намерен ехать в Покровское, пока не вышлете Вы мне псаря Парамошку с повинною; а будет моя воля наказать его или помиловать, а я терпеть шутки от Ваших холопьев не намерен, да и от Вас их не стерплю, потому что я не шут, а старинный дворянин. За сим остаюсь покорным по услугам…»

(Андрей Гаврилович Дубровский – Кирилле Петровичу Троекурову (А.С.Пушкин «Дубровский»).


«Сегодня, в одиннадцать часов вечера, будьте на кладбище возле памятника Деметти».

(Екатерина Ивановна Туркина – доктору Старцеву (А.П.Чехов «Ионыч»).


«Спешу тебя уведомить, душенька, что состояние мое было весьма печальное, но, уповая на милосердие божие, за два соленые огурца особенно и полпорции икры рубль двадцать пять копеек…

Но, уповая на милосердие божие, кажется, все к хорошему концу. Приготовь поскорее комнату для важного гостя, ту, что выклеена желтыми буквами…»

(Городничий – Анне Андреевне (Н.В.Гоголь «Ревизор»).


«Стыдно тебе, старый пес, что ты, невзирая на мои строгие приказания, мне не донес о сыне моем Петре Андреевиче и что посторонние принуждены уведомлять меня о его проказах. Так ли исполняешь свою должность и господскую волю? Я тебя старого пса! пошлю свиней пасти за утайку правды и потворство к молодому человеку. С получением сего приказываю тебе немедленно отписать ко мне, каково теперь его здоровье, о котором пишут мне, что поправилось; да в какое именно место он ранен и хорошо ли его залечили».

(Андрей Петрович Грине – Савельичу (А.С.Пушкин. «Капитанская дочка»).


«Предвижу всё: вас оскорбит

Печальной тайны объясненье.

Какое горькое презренье

Ваш гордый взгляд изобразит!

Чего хочу? с какою целью

Открою душу вам свою?

Какому злобному веселью,

Быть может, повод подаю!

(Онегин – Татьяне (А.С.Пушкин. «Евгений Онегин»).


«Спешу уведомить тебя, душа Тряпичкин, какие со мной чудеса. На дороге обчистил меня кругом пехотный капитан, так что трактирщик хотел было уже посадить в тюрьму; как вдруг, по моей петербургской физиономии и по костюму, весь город принял за генерал-губернатора. И я теперь живу у городничего, жуирую, волочусь напропалую за его женой и дочкой…».

(Хлестаков – Тряпичкину (Н.В.Гоголь. «Ревизор»).


«А вчерась мне была выволочка. Хозяин выволок меня за волосья во двор и отчесал шпандырём за то, что я качал ихнего ребятёнка в люльке и по нечаянности заснул. А на неделе хозяйка велела мне почистить селедку, а начал с хвоста, а она взяла селёдку и ейной мордой начала меня в харю тыкать. Подмастерья надо мной насмехаются, посылают в кабак за водкой и велят красть у хозяев огурцы, а хозяин бьет чем попадя».

(Ванька Жуков – дедушке (А.П.Чехов. «Ванька»).


  1. Составьте монолог Коробочки по поэме Н.В.Гоголя «Мертвые души».

( Я – старинная столбовая дворянка, помещица, коллежская секретарша. Имею небольшое поместье, двор, где полно всякой живности: и кур, и гусей, и индеек, и боровков. А какие огороды у меня! И капуста, и репа есть, и лук, и свекла… А за огородами – избы моих крестьян, их у меня более восьмидесяти душ. Я их содержу как следует: изветшавший тес на крышах везде заменен новым; ворота нигде не покосились. В каждом хозяйстве даже есть одна или две новые телеги про запас. Торгую пенькой и салом, и крестьянами, коли бог пошлёт. Вот Чичиков, правда, предложил продать мертвых крестьян. Я страшно растерялась, а вдруг продешевлю…).

  1. Пo данному отрывку назовите автора и его произведение
    (“Поехавши из Петербурга, я воображал себе, что дорога была наилучшая. Таковою её почитали все те, которые ездили по ней вслед государя. Такова она была действительно, но на малое время. Земля, насыпанная на дороге, сделав её гладкою в сухое время, дождями разжиженная, произвела великую грязь среди лета и сделала её непроходимою… Обеспокоен дурною дорогою, я, встав из кибитки, вошёл в почтовую избу, в намерении отдохнуть”).

(А. Н. Радищев. «Путешествие из Петербурга в Москву»).

5) Герой какого произведения говорит «златое» слово и по какому поводу?

(«Слово о полку Игореве». Святослав после поражения князя Игоря обращается к русским князьям).

6) По данному фрагменту определите автора и его произведение.

а) «…Кроме особенного достоинства для нас, сынов России, ее летописи имеют общее. Взглянем на пространство сей единственной Державы: мысль цепенеет; никогда Рим в своем величии не мог равняться с нею, господствуя от Тибра до Кавказа, Эльбы и песков Африканских. Не удивительно ли, как земли, разделенные вечными преградами естества, неизмеримыми пустынями и лесами непроходимыми, хладными и жаркими климатами, как Астрахань и Лапландия, Сибирь и Бессарабия, могли составить одну Державу с Москвою? Менее ли чудесна и смесь ее жителей, разноплеменных, разновидных и столь удаленных друг от друга в степенях образования? Подобно Америке Россия имеет своих Диких; подобно другим странам Европы являет плоды долговременной гражданской

жизни...»

б). Начну на флейте стихи печальны,
Зря на Россию чрез страны дальны:
Ибо все днесь мне ее доброты
Мыслить умом есть много охоты.

Россия мати! свет мой безмерный!
Позволь то, чадо прошу твой верный,
Ах, как сидишь ты на троне красно!
Небо Российску ты Солнце ясно!..


в). О чем шумите вы, народные витии?

Зачем анафемой грозите вы России?

Что возмутило вас? волнения Литвы?

Оставьте: это спор славян между собою,

Домашний, старый спор, уж взвешенный судьбою,

Вопрос, которого не разрешите вы.

Уже давно между собою

Враждуют эти племена;

Не раз клонилась под грозою

То их, то наша сторона.

Кто устоит в неравном споре:

Кичливый лях иль верный росс?

Славянские ль ручьи сольются в русском море?

Оно ль иссякнет? вот вопрос…


г)… Проселочным путем люблю скакать в телеге

И, взором медленным пронзая ночи тень,

Встречать по сторонам, вздыхая о ночлеге,

Дрожащие огни печальных деревень;

Люблю дымок спаленной жнивы,

В степи ночующий обоз

И на холме средь желтой нивы

Чету белеющих берез.


д) «…Чудным звоном заливается колокольчик; гремит и становится ветром разорванный в куски воздух; летит мимо все, что ни есть на земле, и, косясь, постораниваются и дают ей дорогу другие народы и государства».

(Ответ: а) Н. М. Карамзин. «История государства Российского».1 том.

б) В. К. Тредиаковский. «Стихи похвальные России».

В) А. С. Пушкин. «Клеветникам России».

Г) М. Ю. Лермонтов. «Родина».

Д) Н. В. Гоголь. «Мертвые души»).


7. Назовите произведения, в которых эти фразы взяты в качестве эпиграфа?

А) Г-жа Простакова.

То, мой батюшка, он еще сызмала к историям охотник.


Скотинин.

Митрофан по мне.

«Недоросль».


Б) Старинные люди, мой батюшка.

«Недоросль».


В) Отмщенье, государь, отмщенье!

Паду к ногам твоим!

Будь справедлив и накажи убийцу,

Чтоб казнь его в позднейшие века

Твой правый суд потомству возвестила,

Чтоб видели злодеи в ней пример.

( Ответ: а) А. С. Пушкин. «Повести покойного Ивана Петровича Белкина».

Б) А. С. Пушкин. «Капитанская дочка».

В) М. Ю. Лермонтов. «Смерть поэта».)

8) Что осуждает Чацкий в одном из своих монологов:

…Хвост сзади, спереди какой-то чудный выем,

Рассудку вопреки, наперекор стихиям,

Движения связаны, и не краса лицу?

(Фраки, впоследствии ставшие только чёрными, в то время были разноцветными и до середины XIX века слуңили самым обычным одеянием имущих горожан. Чичиков предстаёт перед нами вначале “во фраке брусничного цвета с икрой”, затем, во второй части романа, “во фраке наваринского пламени с дымом”, то есть красновато-коричневом. У собакеевича, в соответствии с его внешностью, фрак медвежьего цвета. Чёрный фрак был костюмом выходным – для визитов, посещения клуба или театра. Прийти в гости не во фраке значило оскорбить хозяеев.)

9) Капот носили персонажи Гоголя – замужние жнщины, в частности жена Манилова, на котрой “хорошо сидел матерчатый шёлковый капот бледного цвета”. Были домашние, были уличные, тёплые капоты. В тёплом капоте и шали Маша в “Метели”А.С.Пушкина едет на тайное венчание. Что такое капот? ( Капотом называли широкую распашную одежду с рукавами, без перехвата в талии.)


  1. Задания по теории литературы.

  1. Написать статью для литературоведческого словаря «Эзопов язык».

( Эзопов язык – вынужденное иносказание, художественная речь, насыщенная ироническими намёками. Выражение восходит к легендарному образу древнегреческого поэта VI века до н. э. Эзопа, создателя жанра басни. Раб по происхождению, Эзоп, чтобы говорить правду о современниках, вынужден был прибегать к аллегорическим образам животных, птиц. В дальнейшем эзопов язык нашел широкое применение в сатире. Величайший мастер сатирического эзопова языка – М. Салтыков- Щедрин (Истрия одного города», «Сказки»). Эзопов язык – своеобразная форма сатирической речи).


2) Закончить словарь терминов, привести пример из изученных произведений:

1) Персонаж, прежде всего драматургический, используемый автором для выражения собственных взглядов на происходящее, на поведение других действующих лиц - ………………. (Резонер. Например: Стародум в комедии Д.Фонвизина «Недоросль»).

2) Реальное лицо, представление о котором послужило автору основой для создания литературного характера, типа - ……… ( Прототип. Чиновники из «Ревизора» Н.В.Гоголя, крестьяне Н.Некрасова, Василий Тёркин А.Твардлвского).

3) Авторская речь в эпическом или лиро-эпическом произведении, выражающая непосредственно отношение автора к изображаемому или в связи с ним - ……… (Лирическое отступление. В «Евгении Онегине» композиция «свободного романа» позволяет включить в него многообразные авторские отступления: через роман проходят лирические воспоминания, связанные с событиями из жизни поэта, обращения к друзьям, к читателю; неоднократно возникает тема поэзии и связанные с нею полемические высказывания, размышления о дружбе, о любви, о ценности человеческой ценности).


3) Ответьте на каждый из поставленных вопросов «да» (если утверждение верно) или «нет» (если утверждение неверно).

а) Крупное стихотворное произведение с повествовательным или лирическим сюжетом называют одой.

б) Присвоение чужого произведения называется словом «плагиат».

в) Рифма — обязательно условия стихотворной речи.

г) Прототип — это вымышленное лицо, послужившее автору для создания литературного героя, типа, образа.

д) Лирическое отступление – это высказывание автором собственных чувств и мыслей в связи с изображаемым в произведении.

е) Для трагедии классицизма характерно соблюдение правил «трех единств»: места, времени и действия.

Ответы:

а) — нет

г) — нет

б) — да

д) — да

в) — нет

е) — да



  1. Работа над текстом.

  1. Прочитайте стихотворение М.Ю. Лермонтова, посвященное певице Прасковье Бартеневой. Объясните выбор художественных средств для выражения авторских переживаний (слов, формы стиха, композиции и т.д.)

Слышу ли голос твой
Звонкий и ласковый,
Как птичка в клетке,
Сердце запрыгает;

 

Встречу ль глаза твои
Лазурно-глубокие,
Душа им навстречу
Из груди просится,

 

И как-то весело,
И хочется плакать,
И так на шею бы
Тебе я кинулся.

1838

(Модель ответа на задание).

Отвечая на поставленные вопросы, ученик должен:

– Обнаружить адекватное понимание семантики стихотворения. Это стихотворное посвящение личного, интимного характера. В нем М. Лермонтов высказывает чувство, отличающееся простотой, глубиной и человечностью (оно лишено манерности, игры, подчеркнутой «поэтичности»).

– Предложить адекватную и непротиворечивую интерпретацию стихотворения. Автор стремится выразить неподдельность и правдивость своего чувства, поэтому его цель – избежать искусственности, избитых слов, усложненности, добиться впечатления «обычной речи», искреннего признания.

– Указать характерные принципы отбора поэтических средств, создающих впечатление «простоты, непосредственности, естественности», как-то:

Незамысловатый характер образов (сравнений, эпитетов, традиционных метафорических оборотов).

Разговорная и нейтральная лексика («как-то весело», «на шею б… кинулся», «птичка», «хочется плакать»), отсутствие «поэтической» лексики.

Средства, напоминающие о народном поэтическом искусстве: синтаксическое подобие (параллелизм) первых двух четверостиший, анафора, характерные обороты с условным наклонением («слышу ли…», «встречу ли…») и др.

Следует отметить отсутствие рифмы («белые стихи»), выбор формы стихотворения с короткими строками.

Может быть отмечен непостоянный и нечеткий характер стихотворного метра, усиливающий впечатление «разговорности» текста и также напоминающий о метре народных песен.


  1. Раскройте смысл главного образа стихотворения-песни Б. Окуджавы «Прощание с новогодней елкой».


Синяя крона, малиновый ствол,
звяканье шишек зеленых.
Где-то по комнатам ветер прошел -
там поздравляли влюбленных.
Где-то он старые струны задел -
тянется их перекличка...
Вот и январь накатил, налетел,
бешенный, как электричка.

Мы в пух и прах наряжали тебя,
мы тебе верно служили,
громко в картонные трубы трубя,
словно на подвиг спешили.
Даже поверилось где-то на миг
(знать, в простодушье сердечном):
женщины той очарованный лик
слит с твоим празднеством вечным.

В миг расставания, в час платежа,
в день увяданья недели
чем это стала ты нехороша?
Что они все, одурели?
И утонченные, как соловьи,
гордые, как гренадеры,
что же в надежные руки свои
прячут твои кавалеры?

Нет бы собраться им, время унять,
нет бы им всем расстараться.
Но начинают колеса стучать:
как тяжело расставаться.
Но начинается вновь суета.
Время по-своему судит.
И в суете тебя сняли с креста,
и воскресенья не будет.

Ель, моя ель - уходящий олень,
зря ты, наверно, старалась:
женщины той осторожная тень
в хвое твоей затерялась.
Ель моя, ель! Словно Спас на крови
твой силуэт отдаленный,
будто бы след удивленной любви,
вспыхнувшей, неутоленной.


(Отвечая на поставленный вопрос, ученик должен:

– Обнаружить понимание проблематики стихотворения. Б. Окуджава размышляет о недолговечности человеческих чувств, о душевной слабости людей, неспособных сохранить любовь, надежду, высокие переживания. Внешне-психологическое содержание (сожаление о новогодней елке) проблематики текста не исчерпывает!

– Предложить адекватную и непротиворечивую интерпретацию образа новогодней елки в контексте стихотворения. Елка представляется как прекрасная дама, а новогодний праздник как поклонение ей. Но праздник оказывается лишь игрой, по окончании которой о героине все забывают. Таким образом, высокие чувства — только временная забава для современных людей, не испытывающий подлинной потребности в любви.

– Охарактеризовать поэтическое функционирование образа в тексте. Ель выступает как олицетворение (символ) возвышенной любви. Ели придаются черты божества: она и воплощение любви, и защитница любви, и жертва (сняли с крестасловно Спас-на-крови). В новогоднем празднике, напротив, подчеркиваются черты фальши (картонные трубы), «служители» Ели изображаются с горькой иронией. Отчасти горечь автора распространяется и на лирического героя, который не смог удержать «женщину ту», образ которой несла ему Ель. Свое огорчение он связывает с общей неспособностью современников жить любовью (мы).

В изображении Ели можно также отметить обилие и живописный характер описательных характеристик (эпитетов, сравнений).



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!