СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Олимпиадные задания школьного этапа Всероссийской предметной олимпиады по биологии. 11 класс

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Текст  задания школьного этапа состоит из четырех частей. Первая часть -задания с выбором одного правильного ответа из четырех. Второе задание - задание, требующее  множественного выбора. В части третьей   предлагаются тестовые задания в виде суждений, с каждым из которых следует либо согласиться, либо отклонить. В последней части предлагаются тестовые задания, требующие установления соответствия. К тексту прилагается матрица ответов и сами ответы.

Просмотр содержимого документа
«текст 11 класс»

Школьный этап

Всероссийской предметной олимпиады по биологии

2017-2018 учебный год

(продолжительность работы 120 мин)

Часть I. Вам предлагаются тестовые задания, требующие выбора только одного ответа из четырех возможных. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 35 (по 1 баллу за каждое тестовое задание). Индекс ответа, который вы считаете наиболее полным и правильным, укажите в матрице ответов



1.Функции корневого чехлика у растений:

а) обеспечение роста корня в длину;

б) проведение воды и растворов минеральных веществ;

в) защита верхушки корня от повреждений;

г) всасывание воды и растворов минеральных веществ.


2.Повреждение зоны деления корня способствует образованию:

а) воздушных корней б) смешанных корней

в) боковых корней  г) придаточных корней


3.Какая часть цветка обозначена цифрой 3?

а).пестик б) тычинка

в)чашелистик г)лепесток




4.Тело гриба представляет собой разросшуюся многоядерную клетку у:

а) мукора б) пеницилла                                                             

 в) дрожжей г) аспергилла


5.К приспособлениям растений для улавливания световой энергии нельзя отнести:

а) прозрачную кожицу, покрывающую лист;

б) широкую и плоскую листовую пластинку;

в) особое расположение листьев;

г) ярко окрашенный венчик.


6.Ротовое отверстие на нижней стороне головы, жаберные щели, не прикрытые жаберными крышками, имеют
а) акулы и скаты б) сазаны и карпы
в) щуки и окуни г) осетры и белуги


7.Характерной чертой пресмыкающихся является:

 а) сухая кожа с эпидермальными производными и кожным дыханием;

 б) дыхание только при помощи легких и постоянная температура тела;

 в) развитие включает откладывание яиц  и стадию личинки;

  г) дыхательная система включает трахеи и легкие


8.Для какого организма характерно прямое развитие?

а) для бабочки б) для мухи

в) для собаки  г) для лягушки


9.Полость тела кольчатых червей называется:

а) целом  б) схизоцель

в) бластоцель г) миксоцель




10.В коже человека на наибольшей глубине находится сенсорный рецептор:

 а) боли                                      б) тепла

 в) холода                                   г) сильного давления


11. Укажите под   какой цифрой на рисунке указан молоточек

а) 1 б)2 в) 3 г) 4









12. Близорукость развивается при

а) большой кривизне хрусталика  б) уплощении хрусталика

в) укороченном глазном яблоке г) отсутствии глазного яблока



13.Вирусы отличаются от бактерий:

а) отсутствием нуклеиновых кислот

б) у вирусов нет ядра, а у бактерий оно есть

в) тем, что они не могут самостоятельно синтезировать белки

г) наличием клеточной стенки



14. Синапс – это:

а) результат действия нервного импульса

б) окончание чувствительных нервных волокон

в) окончание двигательных нервных волокон

г) область контакта нервных клеток друг с другом или с клетками других тканей


15. Очерёдность стадии митоза следующая:
а) метафаза, телофаза, профаза, анафаза
б) профаза, метафаза, анафаза, телофаза
в) профаза, метафаза, телофаза, анафаза
г) телофаза, профаза, метафаза, анафаза


16.Только у хордовых имеется стадия эмбрионального развития, отсутствующая у других типов животных, которая называется:

 а) бластула                                        в) морула

 б) гаструла                                        г) нейрула


17.Сплайсинг – это процесс:

 а) транскрипции эукариотного гена  б) присоединения интронов к экзонам

 в) вырезания экзонов из РНК  г) вырезания интронов из РНК


18.Каково строение цитоплазматической мембраны?

а) билипидный слой и слой гликокаликса

б) билипидный слой и клеточная стенка из целлюлозы

в) билипидный слой и слой белков между ними

г) билипидный слой и мозаично вкрапленные белки


19.Сколько молекул АТФ образуется в результате аэробного этапа энергетического обмена?

а) 2; б) 4; в) 36;  г) 38.


20.Чем представлен хроматин ядра?

а) ДНК и РНК б) РНК и белок

в) ДНК и белок  г) только ДНК.


21.При скрещивании Аа х Аа рецессивные гомозиготы появятся с вероятностью:

а) 100%; б) 50%; в) 25%;  г) 75%


22.Отец не может передать сыну такой признак как:

а) голубой цвет глаз б) способность лучше владеть левой рукой (левша)

в) светлые волосы г) дальтонизм 


23.Изображенный на рисунке древний лес из гигантских древовидных споровых растений представляет реконструкцию растительного сообщества:

а) девона б) карбона
в) перми г) триаса









24.Оболочка Земли, обладающая способностью

к саморегуляции, – это:

 а) атмосфера                                        в) гидросфера

 б) литосфера                                        г) биосфера



25.В Мертвом море фактором, ограничивающим распространение жизни, является:

а) отсутствие воды в жидкой фазе;         б) концентрация соли свыше 270 г/л; 
в) отсутствие элементов минерального питания;      г) все перечисленные условия.



26. Опасность воздействия человека на биосферу состоит в том, что в ней

а) значительно увеличивается разнообразие культурных растений

б) чрезмерно увеличивается разнообразие домашних животных

в) круговорот веществ и энергии становится более полным

г) нарушаются процессы саморегуляции, поддерживающие ее целостность



27. К биогенным веществам биосферы относят

а) семена растений б) споры бактерий

в) каменный уголь г) вулканический пепел



28.Положение о том, что «…все, даже самые сложные проявления психической деятельности по способу своего происхождения – суть рефлексы» высказал и обосновал

а) Р. Декарт б) И.М. Сеченов 

в) И.П. Павлов г) Ч. Шеррингтон







29.На рисунке изображен великий русский и советский естествоиспытатель, мыслитель и общетсвенный деятель XX в., известный тем, что создал:

а ) клеточную теорию

б) теорию о возникновении человека

в) учение о биосфере

г) учение о доминанте





30. Из перечисленных экосистем самую низкую продукцию в расчёте на квадратный метр имеют:

а) луг б) тайга

в) тропический лес г) открытый океан


31. Что происходит в экосистеме, если в ней отсутствуют редуценты или их деятельность слабо выражена:

а) ничего не происходит

б) происходит накопление органического вещества

в) уменьшается численность продуцентов

г) возрастает численность консументов


32. Взаимодействия особей в популяции, между популяциями называются:

а) абиотические факторы б) биотические факторы

в) антропогенные факторы г) эволюционные факторы


33.  Примерами гомологичных органов являются:

а) спинной плавник акулы и дельфина

б) копательная конечность крота и медведки

в) грудной плавник окуня и рука человека

г) панцирь черепахи и раковина улитки


34. Араморфозом млекопитающих является:

а) различное строение хвоста б) различное строение ушей
в) различное строение зубов г) различное строение конечностей.



35.Согласно синтетической теории эволюции, к элементарным эволюционным факторам относится:

а) наследственность б) изоляция
в) дрейф генов г) изменчивость.



Часть II. Вам предлагаются тестовые задания с одним вариантом ответа из четырех

возможных, но требующих предварительного множественного выбора. Максимальное

количество баллов, которое можно набрать – 20 (по 2 балла за каждое тестовое задание).

Индекс ответа, который вы считаете наиболее полным и правильным, укажите в матрице

ответов.


1.На поверхности плодов у перечисленных растений обычно присутствует матовый налет, в котором находятся клетки дрожжей.

I) виноград;
II) земляника;
III) слива;
IV) томат;
V) тыква.



а) I, II, III, IV, V б) I, II, III, IV
в) I, III г) II, III.







2. Грибы, как и растения:

I)имеют хлоропласты

II) имеют клеточное строение

III) являются прокариотами

IV) растут в течение всей жизни

V) являются эукариотами

VI) являются автотрофами.



а) I,II, III б) II,IV,V

в) II,V,VI г) II,III



3.Бесполое размножение путем отрыва частей тела или почкования встречается у:

I)кольчатых червей

II)иглокожих

III)многоножек

IV)круглых червей

V)моллюсков.



а) I, II б) I, II, III

в) I, II, IV, V г) II, III, V



4.Аккомодация (настройка глаза на резкость) у птиц осуществляется способами:

I)изменение кривизны роговицы.

II) изменение формы хрусталика.

III)изменение количества жидкости внутри глазного яблока.

IV) перемещение хрусталика относительно сетчатки.

V) изменение формы стекловидного тела.



а) I, II, III, V б) I, III, IV, V

в) II, III, IV г) I, II, IV.



5.Человек как объект генетического исследования имеет ряд ограничений. Какими методами можно изучать генетику человека:

I) генеалогический и цитогенетический;
II) биохимический и онтогенетический;
III) генеалогический и эволюционный;
IV) дерматоглифика и ДНК-зонды;
V) близнецовый и популяционный.



а) I, III б) II, IV, V
в) I, II, IV, V г) I, II, III, IV, V


6.К отличительным признакам человека относятся:

I)безъядерные эритроциты

II) плоские ногти

III) сводчатая стопа.

IV) наличие подбородочного выступа

V) три слуховых косточки в полости среднего уха.


а) II, III, V б) III, IV

в) I, V г) I, II, IV



7.Один кодон матричной РНК может кодировать:

1) одну аминокислоту;

2) две аминокислоты;

3) три аминокислоты

4) четыре аминокислоты;

5) ни одной аминокислоты.



а) только 1, 2 б) только 1, 3

в) только 1, 4 г) только 1, 5



8.Синтетическая теория эволюции как современный дарвинизм является интеграцией достижений, прежде всего, генетики, дарвинизма и экологии. Какие из приведенный ниже феноменов относятся к этой теории:

I) изменчивость бывает определенная и неопределенная;
II) мутации являются элементарным эволюционным материалом;
III) изоляция – один из видов элементарный эволюционных факторов;
IV) популяция – основная единица эволюции вида;
V) естественной отбор играет творческую роль в процессе эволюции.



а) I, III, V б) II, III, IV
в) I, II, IV, V г) I, II, III, IV, V.


9.Агроценозы по сравнению с естественными биогеоценозами характеризуются:

I) неполноценными цепями питания;
II) разветвленными сетями питания;
III) нарушением круговорота веществ и энергии;
IV) обедненным видовым составом;
V) большей продуктивностью.



а) I, III, IV б) II, IV, V
в) I, II, V г) II, III, IV, V


10.Отличия прокариот от эукариот:

I)у прокариот отсутствуют рибосомы

II) у прокариот ДНК одноцепочечная, а у эукариот – двуцепочечная

III) у прокариот отсутствуют митохондрии

IV) у прокариот отсутствует ядро

V)у прокариот отсутствует комплекс Гольджи.


а) II, III, IV б) III, IV, V

в) I, V г) I, II, IV



Часть III. Вам предлагаются тестовые задания в виде суждений, с каждым из которых

следует либо согласиться, либо отклонить. В матрице ответов укажите вариант ответа «да» или «нет». Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 20 (по 1 баллу за

каждое тестовое задание).


1.У растений в открытых засушливых местообитаниях увеличиваются размеры устьиц, но снижается их число на единицу площади листа.

2.Удаление плодового тела трутовика со ствола дерева избавляет растение от паразита.

 3.Водоросли образуют органические вещества из неорганических

4.Морскую водоросль – ламинарию человек употребляет в пищу.

5.В клетках грибов пластиды отсутствуют.

6.Способ питания грибов - автотрофный

7.Сигналом для сбрасывания листьев является понижение температуры.

8.Птицы, для которых характерен гнездовой паразитизм, не могут воспроизводить движения, связанные с гнездованием

9.Белая куропатка и серая куропатка – это названия одной и той же птицы, характеризующие сезонную изменчивость у этого животного

10.Из царства животных первыми окончательно вышли на сушу рептилии.

11.Спорообразование, как способ бесполого размножения, не встречается у животных организмов.

12.У человека в норме может быть 28 зубов.

13.Важнейшее отличие человека от других обезьян – изготовление и использование орудий труда.

14.В отличие от большинства млекопитающих для человека характерно наличие семи шейных позвонков и двух затылочных мыщелков.

15.Человек разумный – является очень древним видом, который существует со времен позднего мелового периода.

16.Для организмов каждого вида характерно определенное количество ДНК на клетку.+

17.Анализирующее скрещивание позволяет установить хромосомный набор особи.

18.Близкородственное скрещивание животных и самоопыление растений повышает жизнеспособность и плодовитость потомков.

19.В любом биогеоценозе происходит полный круговорот вещества и энергии.

20.  В экосистемах суши наибольшая плотность биомассы растений наблюдается в тропических лесах.





Часть IV. Вам предлагаются тестовые задания, требующие установления соответствия.

Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 14. Заполните матрицы ответов

в соответствии с требованиями заданий.


1.Какие из перечисленных структур обозначены на рисунке цифрами

1 – 5?

А – мочевой пузырь,

Б – почка;

В – кора почки;

Г – мозговой слой почки;

Д – почечная лоханка;

Е – мочеточник.

А

Б

В

Г

Д

Е








2. Установите соответствие между характеристикой размножения и его способом.

Характеристика размножения Способ размножения

А) происходит без образования гамет 1.бесполое

Б) участвует лишь один организм 2.половое

В) происходит слияние гаплоидных ядер

Г) образуется потомство, идентичное исходной особи

Д) у потомства проявляется комбинативная изменчивость

Е) происходит образование гамет


Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А

Б

В

Г

Д

Е








3.Установите соответствие между способами деления клетки и их особенностями.

ОСОБЕННОСТИ СПОСОБЫ ДЕЛЕНИЯ

А) в результате деления образуются диплоидные клетки 1) митоз

Б) в результате деления образуются гаплоидные клетки 2) мейоз

В) дочерние клетки генетически различны

Г) дочерние клетки генетически идентичны друг другу

Д) генотип дочерних клеток такой же, как материнской

Е) происходит кроссинговер

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А

Б

В

Г

Д

Е








4.Соотнесите свойства генетического кода с его формулировками

Свойства

Формулировка

1. универсальность

А. каждая аминокислота кодируется не одним, а несколькими триплетами нуклеотидов.

2. триплетность

Б. каждая аминокислота кодируется последовательностью из трех нуклеотидов.

3. вырожденность

В. каждый нуклеотид входит в состав только одного триплета, то есть кодоны не перекрываются.

4. неперекрываемость

Г. генетический код един у бактерий, растений, животных и человека.


Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А

Б

В

Г






5.Установите соответствие между видами организмов и направлениями эволюции, по которым в настоящее время происходит их развитие.

ВИД ОРГАНИЗМА

 

НАПРАВЛЕНИЕ ЭВОЛЮЦИИ

А) серая крыса

Б) зубр

В) уссурийский тигр

Г) пырей ползучий

Д) лошадь Пржевальского

Е) одуванчик обыкновенный

 

1) биологический прогресс

2) биологический регресс


Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам: 

A

Б

В

Г

Д

Е







.

 















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!